Вы здесь

Я-Мы. Глава 2. Земство (Ник Карпин)

Глава 2. Земство

2.1. Земское устройство

Все материалы второй половины 19 в., касающиеся административно-хозяйственной деятельности России, пестрят словами: земство, земской врач, учитель земской школы…

Земство от слова «земля». Оно на слуху едва ли не с момента создания Руси. Земской Собор – орган сословного представительства, формируется еще в царствование Ивана Грозного (середина 16 в.). Иначе и не мог быть назван орган самоуправления в крестьянской России.

В 19 веке с отменой крепостного права в 1861 г. вчерашним крепостным по указу сверху было предоставлено право самим определять, на что тратить заработанные деньги, как жить дальше, чему учить своих детей. Во все времена человечество желало, и в обозримом будущем будет желать справедливости во взаимных отношениях. А для достижения большей справедливости как нельзя лучше подходит народное самоуправление.

Итак, 1 января 1864 года правительством принимается «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства вводились только в губерниях, в которых имелось русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» распространилось на 34 губернии (в их числе Олонецкая).

Потребность в создании новых органов местного самоуправления назрела еще до отмены крепостного права, так как дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Более 20 миллионов российских крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосредственно касающихся их быта.

К тому же с отменой крепостного права разрушался экономический фундамент «старого здания» царской администрации. Освобожденные от крепостного гнета крестьяне в новых условиях теперь должны были сами зарабатывать себе на жизнь и содержать государственный аппарат посредством выплаты налогов. Они и раньше сами зарабатывали себе на «хлеб», и платили «подушную подать», но у них не было собственности.

Российская элита осознала одну непреложную истину капитализма: переданная будущему собственнику недвижимость – земля, дома, фабрики – должны «работать», то есть приносить прибыль. И что хозяин собственности на месте лучше разберется, как рачительнее вести хозяйство и эффективнее распорядиться заработанными деньгами.

Это и были основные причины реформирования местного самоуправления.

Объемистый текст «Положения о Губернском и Уездном Земском учреждении» появился 1 января 1864 г.

25 мая 1864 г. в Царском Селе «ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою» подписано: «Быть по сему»53.

В Приложении «Положения» о Земских учреждениях, подписанного уже представителем Государственного Совета Графом Блудовым, определено количество земли, дающей право на избрание гласных в Уездные Земские Собрания Олонецкой Губернии и уезды – 475 десятин54. Тоесть, им мог стать лишь крупный землевладелец.

Определено количество гласных от каждого уезда55.

Первое Повенецкое Уездное Земское Собрание состоялось 17 декабря 1866 г.

Председательствовал на нем Уездный судья Коллежский асессор Иван Васильевич Сердцев.

Члены: от ведомства государственных имуществ Титулярный советник Адалтер Ильич Бочковский и подпоручик Александр Яковлевич Жадько-Балилевич. В гласных среди прочих священник Иван Васильевич Гедевский56.

Собрание подвело итоги работы за 1866 год. За истекший год с целью точной раскладки налогов были уточнены списки проживающих в уезде.

К примеру, Поросозерская волость представила 841 душ м.п., и 918 ж.п., 250 дворов, 27 деревень57. Были и другие неотлагательные вопросы, требующие рассмотрения.

На содержание Уездной Земской Управы в следующем 1867 г. собрание определило 2170 руб. серебром58.

Присутствовали ли на Собрании представители прессы. Думается да. Редакция газеты «Северная почта» имела переписку с уездным судьей. Не далее, как 5 июля 1866 г. за №2619 она уведомляла Господина судью, о том, что «…за напечатанное в газете №88, объявление, 81 коп. в Редакции получены и на приход записаны…»59.

Согласно «Положению» 1864 г., создавались губернские, уездные земские собрания и земские управы – те, и другие выборные, на началах бессословности.

Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы – с их правительствами.

Избиратели делились на 3 курии:

1. уездных землевладельцев,

2. городских избирателей,

3. выборных от сельских обществ.

В заданной теме нас интересуют 1 и 3-я категория граждан.

Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли60. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те – выборщиков, а последние – гласных в уездное земское собрание. Для этого были образованы сельские и волостные сходы, на которых избирались: сельский староста, сборщик податей, волостное правление, волостной старшина и волостной суд

На губернском уровне главным лицом в системе местного управления являлся губернатор. Закон отводил губернатору место непосредственного начальника вверенной ему губернии.

Следующее по назначению место после губернатора занимал губернский предводитель дворянства, исполнявший разнообразные полицейские, следственные, попечительские и иные функции. Уездный предводитель дворянства возглавлял аппарат уездных чиновников.

2.2. Земские управы

1. Земские избирательные съезды являлись первым элементом системы земских учреждений. Система земского представительства основывалась на принципе всесословности

2. Земские собрания – второй элемент системы земских учреждений. Земские собрания формировались на избирательных съездах. Земское собрание избиралось один раз в три года, собиралось регулярно раз в год, но если возникали чрезвычайные обстоятельства, то чаще.

3. Земские управы были исполнительными органами земских учреждений. Их личный состав избирался на первом заседании земского собрания нового созыва. Чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания были лишены этого права.

Губернская управа состояла из 6 членов и председателя, выбиралась на три года. Кандидатура председателя губернской управы утверждалась министром внутренних дел.

Волостное самоуправление

Новое волостное устройство в Карелии было введено высочайшим Указом от 18 января 1866 г.61 Состояло оно из волостного схода, волостного правления, волостного судьи, обязанности, которого мог исполнять волостной старшина.

В состав волостного правления входили волостной старшина, сельские старосты, сборщики податей.

Волостной старшина избирался на волостном сходе на три года. Волостные старшины и сельские старосты утверждались в должности уездной администрацией.

Волостной старшина отвечал за «сохранение общего порядка, спокойствия и благочиния в волости», и был обязан:

«По делам полицейским»

1.Объявлять в волости по предписаниям полиции законы и предписания правительства.

2.Приводить в исполнение распоряжения уездной полиции.

3.Сообщать уездному полицейскому управлению о чрезвычайных происшествиях в волости.

4.Принимать меры по охране общественного порядка, безопасности лиц и имущества.

5.Предупреждать преступления, задерживать бродяг, военных дезертиров и доставлять их в уездное полицейское управление;

6.Надзирать в пределах волости за рынками, постоялыми дворами, лавками, за верностью весов и мер в них, за соблюдением установленного порядка.

7.Следить за прививанием оспы, вести шнуровые книги с записью о проделанных прививках детям.

8.Надзирать за порядком в общественных заведениях, содержащихся на средства общества (больницы, школы, училища).

9.Наблюдать за исправным содержанием в волости дорог, мостов, гатей62.

10.Наблюдать за своевременным составлением и предоставлением сведений о переписи населения.

11.Наблюдать за исполнением приговоров земских начальников, волостного суда.

12.Следить за содержанием в исправности противопожарных инструментов.

«По делам общественным»:

1. Созывать и распускать волостной сход.

2. Приводить в исполнение приговоры волостного схода.

3. Наблюдать за правильным исполнением своих обязанностей волостными и сельскими должностными лицами.

4. Наблюдать за правильным исполнением денежных и натуральных повинностей крестьянами волости.

5. Заведовать волостными мирскими суммами и волостным мирским имуществом, отвечать за правильное их использование.

6. Выдавать крестьянам волости удостоверения, свидетельства, паспорта.

«По делам о воинской повинности»:

1. Составлять призывные списки.

2. Составлять списки нижних воинских чинов запаса, постоянно проживающих в волости, временно отлучившихся из мест постоянного места жительства, временно прибывших из других мест;

3. Призывать нижних воинских чинов запаса армии и флота на действительную службу.

4. Составлять и вести частные списки ратников ополчения.

5. Вести метрические книги для записи браков, рождения и смерти раскольников63.

Волостной старшина имел право входить в состав уездной судебной палаты, при решении дел о государственных преступлениях и преступлениях по должности.

Служебная деятельность волостного старшины подлежала надзору земского начальника, волостной старшина обязан был исполнять предписания земского начальника, судебного следователя, местной полиции, если таковая имелась в волости.

Для волостного старшины был установлен особый знак «из светлой бронзы, на лицевой стороне коего изображен герб губернии с надписью вокруг «Волостной старшина».

Волостному старшине подчинялись сельские старосты.

Сельский староста избирался на сельском сходе и был обязан:

– разрешать семейные земельные разделы;

– составлять списки строений (крестьянских и общественных зданий), подлежащих обязательному страхованию от пожара;

– осуществлять надзор за состоянием общественных хлебных магазинов

– собирать сведения по волости об урожае хлебов;

– осуществлять надзор по опекам над малолетними сиротами и их имуществом;

– осуществлять надзор за правильностью торговли;

– принимать необходимые меры в случае возникновения инфекционных заболеваний.

В пределах сельского общественного управления староста должен был:

1.Созывать и распускать сельский сход.

2.Предлагать на рассмотрение схода дела, касающиеся сельского общества.

3.Приводить в исполнение приговоры сельских сходов.

4.Наблюдать за исправным содержанием дорог, мостов и гатей на землях, отведенных сельскому обществу.

5.Наблюдать за исправным взносом крестьянами окладных сборов;

Прим.: оклад в данном случае – сумма налога, подлежащая уплате. Более подробно об окладной системе сбора налога см. в «Крестьянское налогообложение»

6.Надзирать за порядком в училищах, богадельнях, больницах, если они учреждены сельским обществом на свой счет.

7.Сообщать волостному старшине о возможности выдать крестьянам удостоверения, справки, виды на жительство.

8.Надзирать за целостностью запасного общественного хлеба.

9.Исполнять все приказания волостного старшины по делам полицейского ведомства.

10.Исполнять предписания земского начальника, судебного следователя, местной полиции.

Сельский староста имел право «за маловажные поступки, совершенные лицами, ему подведомственными, подвергать виновных: назначению на общественные работы до двух лет, или денежному взысканию до одного рубля, или аресту, не долее двух дней».

Сельский староста на время его службы освобождался от натуральных повинностей. Для него был установлен особый знак «из светлой бронзы, на лицевой стороне которого изображен герб губернии с надписью вокруг «Сельский староста».

В волостное правление входили сборщики податей. Сборщики податей избирались на волостном сходе. На сборщика податей возлагалось:

1. Взимание с крестьян денежных сборов.

2. Хранение поступивших с крестьян денежных сборов до решения сельского и волостного сходов.

3. Внесение в местное казначейство окладных сборов и получение установленных квитанций.

4. Представление сходам отчетов о поступивших от крестьян денежных суммах.

5. Раздача всем домохозяевам окладных книжек для пометок о получении сборщиком денег.

Ведение делопроизводства в волостном правлении возлагалось на волостного писаря. Волостной писарь назначался или по приговору волостного схода, либо волостное правление нанимало волостного писаря, и определяла его на должность. Волостной писарь обязан был правильно вести документацию «…и с надлежащей точностью излагать на бумагах и свидетельствах, выдаваемых от волостного старшины, волостного правления, волостного схода, волостного суда то, что ими было положено и решено».

В волостное правление могли избираться и другие должностные лица. «Обязанности всех остальных должностных лиц, как-то: смотритель хлебных магазинов, училищ, больниц, лесных и полевых сторожей, сельских писарей и т. п. определяется самим названием должностей».

Волостное правление собиралось преимущественно в воскресные дни. Дела в волостном правлении велись словесно. Оно имело свою печать. Печать волостного правления хранилась у волостного старшины.

Согласно «Общему положению о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости», принятом Правительствующим Сенатом в феврале 1861 г. волостное правление имело право решать следующие дела:

1. Производить расходы, утвержденные волостным сходом.

2. Продавать частное крестьянское имущество по взысканиям казны, или частного лица.

3. Определять и увольнять волостных должностных лиц, служащих по найму.

На волостное правление возлагались особые обязанности:

1. Составлять договоры о найме на сельскохозяйственные работы, работы в лесу, работы на заводах.

2. Вносить эти договоры в книгу сделок и договоров.

3. Выдавать договорные листы.

4. Производить почтовые операции.

5. Получать денежную и страховую корреспонденцию, адресуемую крестьянам.

6. Проводить торги на продажу лесных материалов из государственных лесов, на отдаваемое в оброк или отчуждаемое казенное имущество.

7. Продавать марки и знаки гербовой печати.

8. Вести посемейные списки.

В волостном правлении велась следующая документация:

1. Книги записи приказов волостного старшины и волостного правления.

2. Книги записи приговоров волостных сходов.

3. Книги записи сделок и договоров, духовных завещаний.

4. Книга записи приходов и расходов волостного правления.

5. Книга записи прихода и расхода паспортов и гербовой бумаги.

6. Книга записи выдачи паспортов.

7. Книги записи приходов и расходов мирского капитала.

8. Книга записи приходов и расходов мирского сбора.

9. Книги записи прихода и расхода хлеба в хлебозапасном магазине.

10. Книги записи хлебных недоимок в хлебозапасный магазин.

11. Книга записи выдачи хлеба в ссуду.

12. Книга записи получения почтовой корреспонденции.

13. Книга записи почтовых отправлений по земской почте.

14. Книги записи выданных свидетельств и билетов на право торговли.

15. Книги записи словесных заявлений крестьян.

16. Книга лицевых счетов волостного правления.

17. Окладные книги.

18. Книги разносные, рассыльные.

19. Журналы входящей и исходящей корреспонденции.

20. Реестры входящей и исходящей корреспонденции.

Как видим, круг обязанностей и прав земских работников на волостном и уездном уровне был чрезвычайно широкий и охватывал практически все нужды вверенного населения.

По-другому и быть не могло. Для разрешения житейских проблем в Повенец на лошади не наездишься.

Как же финансировался этот механизм управления? Где брались деньги «на всё про всё»?

2.3. Крестьянское налогообложение

Тема сумасшедшая по объему, но без нее трудно понять прошлое. Поэтому почти тезисами.

Как мы уже знаем, крестьяне с 1719 года облагались подушной податью, размер которой на протяжении полутора веков постоянно повышался. «Головную боль» правительства составляли недоимки, грозящие превзойти размер оклада (налога). Недоимки регулярно «слагались» (списывались), и снова упрямо накапливались. Объём собираемых крестьянских налогов правительство никак не устраивал.

Финансовое положение страны с середины ХV111 в. неуклонно ухудшалось. С 1805 г. Российская империя непрерывно вела военные действия против Франции, Швеции, Турции, Персии. Военные расходы поглощали до 40—50% бюджета страны.

Чтобы упорядочить экономику страны 8 сентября 1802 г. Александр 1 учредил Министерство финансов. Первый министр финансов был граф А.Н.Васильев (1802—1807 гг.).

В ведение министерства финансов были переданы: Берг-коллегия (с 1806 г. – Горный департамент), Монетный департамент, Лесной департамент; оброчные статьи хозяйственного управления казенных земель и имений разного наименования (т.е. доходы казны со всех оброчных статей). Министрество финансов занималось всеми источниками доходов.

Государственное казначейство ведало расходами.

После создания Министерства финансов его местными представительствами в губерниях стали Казенная палата, губернские и уездные казначейства. Помимо финансовых вопросов Казенная палата вела учетно-статистическую работу по переписи населения, занималась рядом других вопросов.

В 1802 г. была Восстановлена Олонецкая Казенная палата как орган финансового управления64.

Изданный правительством закон 1805 г. делил земские сборы на ежегодные и единовременные, размер которых устанавливался раз в три года сметами под руководством губернаторов. Земское налогообложение полностью находилось в руках местных властей, и тут каждый губернатор был «кто во что горазд».

С целью упорядочивания сборов в 1816 г. утверждение земских раскладок из губерний передается в ведение Министерства Финансов.

Дальнейшее усиление линии государства на централизацию налоговой политики привело к тому, что часть земских повинностей стали общегосударственными и распределялись между всем населением страны.

Установленные 1 января 1864 года Правительством Правила поделили все бывшие земские сборы на государственные, губернско-уездные, и частные.

С мая 1882г. по январь 1898г. на всей территории России подушные сборы заменены поземельным налогом.

В 1900 году Минфин проводил дополнительные изменения. Он отграничил ежегодный рост земских смет тремя процентами.

Земствам, доходов которых не хватало для осуществления расходов, правительство стало оказывать помощь, так как перспективы сборов налогов при одинаковых ставках в регионах с неодинаково развитой торговлей и промышленностью оказались разные65.

Таким образом, был сделан важный шаг на пути к действительному объединению страны. Равномерное развитие, к примеру, образования, здравоохранения и т. п. по всей стране и являлось той общегосударственной задачей.

На то время применялись два основных принципа взимания прямых налогов: окладной и раскладочный.

При окладном общая сумма налога определялась снизу – начиная с отдельного плательщика и далее суммировалась и выводилась «наверх».

При раскладочной системе, государство, исходя из своих потребностей и из представлений о платёжных силах своих граждан, само назначало общую сумму налога (в рублях), которую надо собрать со всей страны. На основе сведений о степени развитости налогооблагаемой базы в различных частях страны, Министерством финансов определялась общая сумма налога и законодательно распределялась (раскладывалась) по губерниям. Далее проводилась развёрстка (распределение): между уездами и внутри уезда (в земских губерниях производили губернские и уездные земские собрания, в не земских – органы губернского управления).

Государственный поземельный налог стал единым для крестьян и их бывших хозяев. Для поземельного налога правительством была выбрана раскладочная система.

Внутри губерний раскладка и разверстка отдавалась на усмотрение местных органов.

Что касается земств, то им предоставили право взимать сборы с имуществ, дающих право участия в земском самоуправлении (земель, фабрик, заводов, промышленных и торговых заведений, других недвижимостей в городах и сельской местности), а также с документов на право торговли.

Еще одним способом увеличения государственных доходов для возмещения потери от отмены подушной подати стал перевод на выкуп бывших государственных крестьян. Законом 12 июня 1886 года их наделы были предоставлены им в собственность с обязательством выкупа в течение 44 лет66.

Замена подушного принципа определения налога раскладкой, пропорциональной платёжным силам населения, обеспечила большее соответствие принципов обложения крестьянского населения принципам капиталистической экономики.

Усиление государственного перераспределения способствовало более равномерному развитию страны, что позволило развиваться не только столицам, но и провинции.

Общество стало играть неожиданно большую роль в определении размеров налогов. Крестьяне, сами стали распределять налоги внутри общины.

Города устанавливали у себя те же сборы по тем же принципам с городской недвижимости, что и земства.

Для того, чтобы лучше понять, как на практике определяли и распределяли полученные доходы, окунемся в сокровищницы Национального архива Республики Карелия и выберем оттуда папку с докладами для собраний управы. Пусть папка будет датирована 1907 годом.

В заседании Повенецкого уездного собрания, которое состоялось в первой половине октября 1907 г., заслушивался главный финансовый документ на следующий год. Его доходная часть составляла 225030 р. 62 к., расходная – 228534р.39к.67

Объяснительная записка к раскладке земского сбора включала в себя все приносящие уездным владельцам доход дома, заводы, кузницы, мельницы и т.п., ценность и доходность которых по уезду определена при участии особых понятых в присутствии самих владельцев. Имущество, не приносящее никакого дохода владельцу, от обложения земскими сборами освобождалось. Земли разделены на три разряда.

К первому разряду отнесена небольшая часть пахотных земель, сенокосных и усадебных «лучшаго» качества.

Ко второму – остальные, как не приносящие владельцу большой выгоды.

К последнему третьему разряду были отнесены выгоны и переложные. Это кустарники, гари, вырубки прошлых лет, отведенные для подсечного земледелия, состоящие в черте владения, но приносящие самый ничтожный доход. Эти последние налогом не облагались.

Для примера, в 1907 г. с десятины 1 разряда в Повенецком уезде насчитывалось 1руб.20 коп. (4% с 1 рубля стоимости земли), 2 разряда – 80 коп, 3 разряда – 6 коп.68

Смета расходов по Повенецкому уезду на 1908 г. уместилась в 13 параграфов.

1. Расходы на правительственные учреждения – 28162р.90к. (12,5% от общей суммы расходов).

2. Содержание Земского управления (себя любимых) – 17629р.8к. (7,8%)

3. Устройство и содержание мест заключения – 442р.80к.69 (0,2%)

4. Дорожная повинность – 19620р.76к. (8,7%)

5. Народное образование – 53626р.46к. (23,8%)

6. Общественное призрение (приюты для детей) – 3008р.78к. (1,3%)

7. Медицинское обслуживание – 64256р.35к. (28,6%)

8. Ветеринарные услуги – 3679р.93к. (1,6%)

и другие…

Всего на сумму 225030р.62к70.

В 1908 г. правительством планировалось собрать налогов с крестьянских земель Поросозерской волости:

– на нужды уезда 2422р. 36к.

– на нужды губернии 780р. 79к.71

В 1893 г. Поросозерская волость и Клюшиногорское общество имели земли удобной – 31909 десятин и налог за землю собран в размере 3300 руб. 71 коп.

В 1908 г. земли – 33027 десятин, планируемый налог за землю – 3203 руб. 15 коп.

Спустя 15 лет налог на землю не изменился

Зажиточные поросозерцы помимо земельного налога платили еще налог с имущества, которое приносило им доход72.

Учетных кожевен и кузниц в деревнях волости не имеется.

Уезд получал в свою казну со всего, что располагалось на землях волости и что могло давать доход. Оффшорами здесь не пахнет.

4578р.37к. – такую сумму налогов должны были внести жители Поросозерской волости в уездную и губернскую казну в 1908 г. В натуральном исчислении – это стадо хороших дойных коров в количестве 70—80 голов. Не будем забывать, что хорошая дойная корова стоила от 60 руб.


Нац. Арх. РК (Альбом №1 фото №18 Здание Повенецкой уездной земской управы. Место съемки г. Повенец. Дата съемки 1901 г. съемки И. А. Никольский).


В Повенецком уезде 9 волостей. Поросозерская среди них ничем не выделялась. К примеру, более северная Ребольская волость, не имея чугунно-плавильного завода, каковой имело Поросозеро, собирала налогов больше.

Возникает новый вопрос. Куда направлялись эти виртуальные стада коров? Кто снимал сливки?

2.4. Как тратились земские деньги

В первую очередь, конечно же, деньги тратились на решение местных проблем, а их было немало.

Какими хозяйскими делами ведали Земские собрания и управы? Это: содержание путей сообщения, строительство и содержание школ и больниц; найм врачей и фельдшеров; устройство курсов для обучения населения и устройство санитарной части в городах и деревнях; «попечение» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечение народного продовольствия (устройство хлебных складов, семенных депо); забота о скотоводстве и птицеводстве и многие другие дела.

Рассмотрим некоторые из проблем Поросозерской волости, которые рассматривались на заседаниях Повенецкого Земского Собрания в те годы.

Одна из них – Дороги и организация по ним перевозок.

К примеру, Поросозерскую волость в 1905—1906 гг. обслуживали 9 конных станций с конным составом в 535 лошадей (1905 г.), в 1906 г. – 656 л.

Если в 1905 годом пробег лошадей, обслуживавших нужды волости составил 10482 версты, то в следующем 1906 г. он вырос до 13411 верст (+2929 верст).73

Это о чем говорит? Сеть дорог в волости неуклонно расширялась, ремонтировались существующие дороги, строились новые. Неуклонно рос грузооборот волости, уезда, губернии. Земство ставило задачу охватить самые мелкие населенные пункты, проложить к ним пути сообщения. Нечего людей отрывать от земли!

В докладе №6 за 1916 г. на очередном уездном собрании сообщалось, что в Поросозерской волости дорога от д. Лубосалмы в д. Соймогору построенная в 1911 г., «хотя и проезжеспособна, но ремонта требует»74.

Для этих целей в Земстве имелся «дорожный капитал» (фонд). К примеру, в 1917 г. на летний ремонт дорог «ассигновано» 9778р. 45к., из которых подрядчикам выделено на ремонт 4927р.45к. Остальная сумма была освоена «хозяйственным способом», т.е., с привлечением местных крестьян.

«Чрезвычайное Уездное Земское собрание в заседании 14 апреля 1917 г., находя во многом прежний порядок ремонта дорог через подрядчиков не удовлетворительным…», рекомендует уездной Управе привлечь местное население к ремонту дорог при содействии волостных комитетов, а расчеты с ними производить «сряду по приеме работ…» (по фактически выполненной работе)75.

На Чрезвычайном заседании 12 апреля 1917 г. рассматривался вопрос о строительстве новых дорог, в том числе «от д. Янгозеро в д. Гимолы, протяжением 44 версты 450 саженей на сумму 119758р.20к.». И далее: «…в настоящее же время, когда дороговизна жизни и рабочих рук возросла… в 20 раз, то… мысль о постройке новых дорог в текущем году… едва ли будет осуществима»76.

Почти 100 лет назад писано, а как актуально звучит. Не будем забывать, шел третий год кровопролитнейшей 1 мировой войны. Современники называли ее второй отечественной войной.

Кстати, карельские крестьяне откликнулись на патриотический призыв правительства. В ноябре 1914 г. крестьяне дер. Антонов остров Клюшиногорского общества перечислили денег из мирского капитала на военные расходы 2 руб77.

Крестьяне д. Ловут остров Ребольской волости оказались щедрее своих соседей, а может богаче. Они на военные нужды выделили 133 руб78.

И таких селений в губернии было немало.

Но продолжим. Еще одно важное направление в деятельности Земства – это налаживание медицинского обслуживания населения и ветеринарной помощи.

Доклад №128 сообщал, что в 1906 г. «Стационарно лечились в Поросъ-озерской лечебнице – 63 человека. Всего по уезду – 970 чел.»79. Расходы на Поросозерскую лечебницу на 10 штатных кроватей в 1906г. составили 743р.71к80.

В 1908 г. они составляли уже 2389р.56к. В смете 1908г. на содержание больницы предусмотрены даже затраты на медицинскую больничную библиотеку в сумме 35 руб81.

Вызывает интерес письмо, отправленное врачом Поросозерской больницы в Повенецкую Земскую Управу в сентябре 1907г. (фамилию врача источник не указал). В письме женщина-специалист объясняет правила искусственного вскармливания грудных детей и просит Управу размножить текст, и раздать как памятку земским фельдшерам.82

Ярким образцом работы Повенецкой уездной земской управы явился её отказ Даниловскому волостному собранию. 29 декабря 1917 г. за №1066 волость ходатайствовала об открытии «в Челмужном обществе» акушерского пункта. Свой отказ уездная управа объяснила так: Даниловской волости нужно потерпеть. В уезде есть много населенных пунктов (Ребольский участок – 1048 женщин, Паданский – 2480 ж., Поросозерский – 1210 ж., Ругозерский – 1185 ж., и т.д.), в которых удаленность будущих рожениц от акушерки составляет «в 150—160 верст…»83

Как видим, деньги, заработанные крестьянским трудом, тратились на самое необходимое. Тратились рачительно. При этом Земство считало просто необходимым платить хорошие деньги местным врачам и учителям. В те годы оклад врачей зависел от выслуги лет и составлял 400 руб. За наем квартиры им еще доплачивали 60р. Ветеринарные фельдшеры получали столько же.

В расчетах окладов за 1918 г. записано: «В.С.Каликинъ (волостной ветеринарный фельдшер, проживавший в дер. Янгозеро), земской квартирой не пользуется, жалованье на 1918 г. 400 р., выслуга в земской службе – 2 ½ года…»84

Искреннее удивление в раскладе Земского самоуправления, вызывают траты на содержание главы волостного правления. Глава имел оклад 20 руб., а волостной секретарь – 50 руб.85

В наше время такой расклад жалованья вызвал бы смех чиновников.

По денежному содержанию учителей Повенецкое уездное земское собрание в заседании 27 октября 1917 г. постановило производить прибавку к жалованью «учащим» (учителям) через каждые 5 лет по 30 руб. «для достижения всего годового оклада в 500 руб.».

Для учителей карельских училищ, проживавших от г. Повенца «далее 150 верст» собрание прежний 5-летний срок работы для начисления очередной прибавки (за выслугу лет) сократило до 3-х лет.

Как видим, задача перед Уездным Земством стояла нелегкая, но выполнимая: дороги проложить в глубинку, и нужных специалистов там закрепить.

Кто они «учащие» Поросозерской волости?

В Совдозерском училище – это учитель М.Н.Скворцов. Служит с 11 октября 1901 г. «Выслужил три периода прибавки». Оклад 450р. и «прибавка по случаю дороговизны» (наем квартиры) 60р. В связи с тем, что М.Н.Скворцов был призван на фронт с 1 сентября 1915 г. его заменила А.Г.Геттоева с окладом 360 р., за наем квартиры ей выплатили 60 р.

Поросозерское училище – А.А.Островская, служит с 11 сентября 1901 г.

Янгозерское – К.Г.Другова, (с 7 ноября 1907 г.)

Пяльвозерское – Е.В.Макарьевская, (с 1 сентября 1908 г.)

Костомукское – А. Ремягина, (с 1 сентября 1916 г.)

Лубосалмское – Полозов, (прим.: графа не заполнена)


Еще рассмотрим полномочия волости, а главное ее финансовые возможности.

Более полно финансовое положение по 1914 г. удалось отследить по Богоявленской волости. Это 20 деревень волости, в них проживали 420 мужчин. Деревни располагали суммарным капиталом 89 153руб. 53коп, что составляло 212 руб. 27 коп. на одного налогооблагаемого мужчину, или 3 – 3,5 товарных коровы.

Это деньги, вырученные от продажи срубленного леса. По деревенскому приговору они отправлялись на хранение в уездное казначейство и потом расходовались по усмотрению деревенской общины.86

Среди прочих приговоров сельских обществ Повенецкого уезда особняком стоит приговор селян Пенинги Ребольской волости Кимоварского общества.

Селяне, собравшись 16 августа 1914г. «в числе 2-х домохозяев от всех 2-х имеющих право голоса на сходе… слушали предписание господина Земского начальника 4-го участка… о мерах обеспечения населения продовольствием и семенами для будущего посева… нашли, что в настоящее время особо острой нужды в семенах не предвидится и заготовки таковых огульно… не требуется… Постановили …передать в распоряжение Повенецкой уездной земской управы сумму 400р.».

Далее они указывают начальнику 4-го участка, что свои деньги выдают Земству на год, и оно должно возвратить их теми же кредитными 4-х процентными свидетельствами ренты с 4% годовых. Муку для «Лендерского запаса» эти два гражданина, имеющие право голоса в общем собрании, просят заготовить через Финляндию. Так для них ближе и дешевле. Документ подписан ими и старостой.87

Удивительно! Гигантская царская Россия и эти двое из Пенинги… они не затерялись в лесных дебрях ее просторов, имели свой капитал в банке, распоряжались им, по своему усмотрению. С трудом верится, но так было…

Условно обзовем его ПЕНИНГСКИЙ ФЕНОМЕН. Возник он не на пустом месте, и прочно базировался на местном самоуправлении, которое имело корни, уходящие в 12 век, тогда, когда Швеция захватила территорию Финляндии, а затем перенесла свою экспансию в Карелию. Здесь Швеция наткнулась на упорное сопротивление карелов, и эта перманентная война между ней и Россией продолжалась вплоть до разгрома шведов под Полтавой.

Местное самоуправление на протяжении указанного промежутка времени умело отстаивать жизненные интересы общины не только от внешних врагов, но и от внутренних мздоимцев. Сошлюсь в этом вопросе на глубокие исследования карельского ученого Жукова А. Ю.

В 1619 г. возник конфликт дворцовых олончан и жителей Лопских погостов с межевыми послами. Последние назначили местным жителям завышенные подати, в результате жители «досматривать и мерить не пустили… выслали вон» всех послов, в том числе самого главного из них, писцового дьяка И. Лговского. В челобитной царю старосты Лопских погостов писали о необоснованных поборах царских послов. В своей жалобе они обратили внимание и на политическую сторону насильства, состоявшую в том, что своими действиями послы вызывали недовольство жителей центральной властью, в то время как они во время очередной шведской интервенции избрали из своей среды воеводку всей Лопской земли и под его началом разбили вторгнувшихся шведов. Шведы в очередной раз выдвинули территориальные претензии на Лопские погосты.

Так вот, лопляне в челобитной не только напомнили Кремлю о своих военных заслугах перед новой отчизной (первой была Новгородская республика), но и прозрачно намекнули о возможности постоять за себя в случае каких-то репрессий.

В условиях незаконченности пограничного размежевания России со Швецией все это грозило изменой, а именно – переходом карельских Лопских погостов под власть шведского короля. И эта рискованная политическая игра с Кремлем приграничным лоплянам и олончанам вполне удалась. Россия не пожелала тогда вновь обострять налаживавшиеся мирные отношения со Стокгольмом. В ответе лоплянам и олончанам царь, подтвердил политический вред «корыстования», и довел до сведения старост истинные, необременительные для жителей полномочия послов. Более того, он разрешил старостам «дати суд и иск» на провинившихся послов и при подтверждении жалобы – взыскать по суду лично с послов штрафы в размерах, вдвое превышавших сумму причиненного ими ущерба.

Как видно из сказанного. Там, где местная знать детей корельских занимала сильные позиции, она обладала широкими экономическими и военными возможностями, и царь, и его управленцы в столичных приказах, в уездных городах и на местах были вынуждены считаться с местным самоуправлением, опираться на его авторитет, относиться к местной знати с позиций компромисса88.

Вернемся к началу ХХ века. Волостное собрание граждан Даниловской волости Повенецкого уезда решает отправить своего депутата в Петрозаводск, чтобы тот принял участие в организации Союза крестьянских депутатов губернии. Жителю д. Лекса Сергееву В. Д.89 земляки выделили деньги на дорогу, на питание, проживание на месте. Все основательно, по-крестьянски. Нужно жителям села знать обстановку и, зная ее, защищать свои интересы? Да.

В 1917 г. уже чувствуется озабоченность Повенецкого населения грядущими переменами. Начиная с апреля месяца, крестьяне спешно решают вопрос закупки продуктов первой необходимости на 1917—1918 гг. – это ржаная мука90.

Характерным является приговор жителей д. Тагозера Даниловской волости от 17 апреля 1917 г., которые постановили вступить в число пайщиков во вновь открытый Повенецкий союз «Общество потребителей». Капитал, имеющийся в их распоряжении, наличными деньгами они постановляют перевести в Казначейство «…никак не позднее 30 апреля …и ввиду дороговизны увеличить сумму выделяемого капитала… до 500р.»91.

Жители карельских деревень друг за другом вступают в потребительское общество, чтобы через него запасти впрок продукты питания (в основном это мука ржаная).

Деревня Верхний Шелтопорог, «ввиду переживаемого государством бедствия и острой нужды в денежных средствах», запрашивает на эти цели у Казначейства сумму 2530р. Получает из уезда 2182р.54к.92 Нижний Шелтопорог просит 1000р., получает 477р.89к.93

Как видим, деньги у селян водились до самой революции. Распоряжаясь землей, лесом, имея свободный доступ к рекам и озерам трудно поверить в то, что крестьяне Повенецкого уезда в предреволюционные годы, были снедаемы голодом, «ели сосновую кору» и жаждали революции, на что позже упирали источники советской поры, подводя мысль читателя к крайней ее необходимости. В постановлениях сельских сходов Повенецких крестьян паника не чувствуется. Стенания умирающих от голода людей в тех постановлениях тоже не зафиксированы. Отношение земляков к революционным переменам? О них мы поговорим в следующей главе.

Выводы из сказанного выше.

Земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, здравоохранения и народного просвещения.

Без сомнения, земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурного уровня русской деревни в распространении грамотности среди крестьян. К 1880 году на селе было открыто 12 тыс. земских школ, а за полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ.

За это время в земских школах получили образование 2 млн. крестьянских детей. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими в России. По образцу их стали действовать школы Министерства народного просвещения.

Не менее велика роль земства и в развитии здравоохранения в Европейской России. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого, практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи. На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села.

Расходы земских бюджетов, приходившихся на душу населения Олонецкой губернии, составляли в 1875 г. – 50 коп, в 1895 г. – 1 рубль, в 1905 г. – уже 4 рубля, а в 1914 г. – 5 рублей. Это был самый высокий показатель среди Российских земств. Средний расход по 34 земским губерниям в 1900-е годы составил 1,5 – 2.5 рубля на душу населения94.

Российская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности сведений, собранных ею по результатам своей полувековой деятельности. Она родила плеяду замечательных русских экономистов-аграрников.

Земские управы показали свою жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни, именно благодаря глубокой связи местного самоуправления с государственными органами. Местным крестьянам, условно говоря, дали удочку в виде надела земли с имеющимся там лесом и сказали «кормитесь сами и нас кормите». Земство строило дороги к этим «кормильцам», причем, в самые глухие места их проживания.