Как правильно съесть слона?
Оговоримся сразу – мы понятия не имеем, как должен строиться процесс авторской работы с точки зрения академической науки. Для этого есть серьёзные учебники и не менее серьёзные учебные заведения. При желании вы можете погрузиться в тему самостоятельно, поступить на какой-нибудь лит- или журфак, записаться на курсы писательского мастерства, мастер-классы или просто зарыться в библиотеку. Всё это, безусловно, пойдёт вам на пользу, сделает вас более интересной и разнообразной личностью. Да и кто мы такие, чтобы указывать, что и как вам делать? Мы – всего лишь относительно продвинутые «чайники», делящиеся своим скромным опытом с «чайниками» совсем уж начинающими.
Ещё одно замечание – авторы этих очерков ни разу не гуманитарии, а совсем даже наоборот, чистые инженеры. Поэтому многое в наших советах будет отдавать механистическим подходом. Просто, скупо, местами вульгарно. «Нажми здесь, чтобы получить результат». Так что – не обессудьте.
Совет первый – воспринимайте любую свою работу, как проект. Не как книгу – роман, поэму, пьесу, сценарий, историческую монографию, сборник советов по домоводству или очерки о жизни в какой-то стране – а как целый комплекс действий и усилий, благодаря которым ваш труд в итоге станет доступен читателю. При этом собственно текст, над которым вы будете работать, является хоть и главной, но всего лишь частью.
Вам придётся представить себе своего читателя, кто он и каким именно способом предпочитает читать. Кроме того, продумать, что войдёт в вашу будущую книгу. Будет ли это голый текст или вам придётся вставлять в него картинки, графики, таблицы и чертежи? Или у вас в тексте будет содержаться большое количество ссылок на внешние ресурсы в интернете? Всё это окажет влияние на то, в каком формате и каким образом вы сможете предоставить читателю финальный результат ваших трудов, поскольку подробные схемы и чертежи почти наверняка исключают смартфоны из перечня доступных для чтения платформ, а, скажем, цветные иллюстрации окажутся бесполезными для обладателей чёрно-белых читалок на базе электронных чернил. Наличие же многочисленных ссылок на сторонние сайты интернета сделает малопонятным ваш текст для любого устройства, не имеющего постоянного доступа к всемирной паутине. Чувствуете масштаб задачи? А кроме этого понадобится продумать, как вы сможете оповестить ваших потенциальных читателей о своём творчестве, привлёчь к нему их внимание. Нужно будет также определиться с платной или бесплатной моделью распространения, как вы будете получать обратную связь, и ещё с целым сонмом подобного.
Короче говоря, чем больше вопросов вы зададите себе в самом начале, тем проще вам будет в итоге. Заведите себе привычку записывать – записывать, а не запоминать! – любую идею или вопрос, пришедший вам в голову относительно вашего проекта. Создайте отдельную папку на жёстком диске компьютера, куда вы будете складывать все ваши файлы, записи, материалы и заметки по проекту. В обязательном порядке сделайте правилом создавать резервную копию этой папки во внешнем (физически) месте – на другом компьютере, флэшке, оптическом диске или облачном хранилище. И регулярно обновлять этот внешний архив. Оптимально – раз в неделю, но никак не реже двух раз в месяц. Помните – ничто не вечно под луною и жёсткие диски не исключение. Потеря всех материалов на определённой стадии способна до такой степени подорвать моральный дух автора, что вернуться к работе над этим проектом, да и вообще – к сочинительству – может оказаться непосильной задачей.
Теперь давайте сделаем шаг назад от общей громадины нашего проекта и внимательно посмотрим на его контуры, большая часть которых пока ещё скрыты за туманом неопределённости. Как же нам подступиться к его реализации? Ничего сложного – отвечаем мы. Точно так же, как можно съесть любое по размеру животное (слона, например), если грамотно нарезать его на кусочки. Аналогично, с самым сложным проектом способно совладать вдумчивое планирование.
Поэтому совет второй звучит так – планируйте. Выделяйте из общей задачи фрагменты, анализируйте и раскладывайте их по виду и приоритету. Вопросы анализа потенциальных читателей, способов их привлечения и продвижения своей книги складываем в кучку под названием «Маркетинг». Форматы итоговых файлов, понимание того, на каких устройствах они работают – в «Технические условия». Вопросы издания, авторских прав, цены и прочего пусть поселятся в подразделе под названием «Организационно-правовые вопросы».
Каждый из этих разделов является крайне важным в технологии самостоятельного писательства и электронного книгоиздания, но есть один, без которого они все теряют смысл. Главный элемент, фундамент, первичная материя, основа мироздания вашей книги – это его величество текст. Повторимся: текст – это ещё не книга, но и книга невозможна без текста, как бы нас не пытались в этом убедить некоторые из наших внезапно ударившихся в сочинительство звёзд. Ваша книга может начаться вовсе не с работы над текстом, но она не закончится никогда, пока в нём не будет поставлена последняя точка. Как бы хорошо вы не проработали все прочие части вашего проекта. Поэтому в следующем очерке мы будем говорить о тексте, только о тексте и ни о чём другом, кроме текста.