Не такой, как все – зачем вообще писать?
Один из главных вопросов, который встаёт перед новичком: «А стоит ли вообще этим заниматься?». Кого можно удивить буквами, сложенными в слова и предложения сейчас, в эпоху наступившей информационной избыточности, укороченного сознания, когда не всякий способен воспринимать текст длиннее обычной записи в социальной сети. Зачем сидеть часами на протяжение дней, недель и месяцев, пытаясь записать и рассказать одну историю, когда за то же время можно накидать десяток или сотню постов в своём «бложике», запостить кучу фотографий котиков и тарелок с едой, а также собственной любимой физиономии на фоне чего угодно, выторговав достаточный запас главной валюты современности – внимания. А если повезёт, то и реальных денег, особенно, если знаешь, каких тем и как именно касаться.
Кроме того, такое занятие, как написание историй, часто считается ерундой, не заслуживающей внимания серьёзного человека. Ну посудите сами, говорит современный меркантильный человек, какая дурь – сидеть и делать что-то бесплатно. Особенно крепка эта позиция в нынешней России, где материальный вопрос вкупе с квартирным испортил не только москвичей. «Как можно всерьёз воспринимать нечто, что не приносит тебе стабильный доход?» – вопрошают обычно коллеги, знакомые и родственники, расходясь друг с другом разве что в количественной оценке этого самого дохода. Поэтому почти любой человек, решивший заняться творчеством, оказывается нынче на положении партизана. И неважно, чем он занят – делает с приятелями видеоигру, учится трёхмерному моделированию, рисованию или пишет свой первый роман. Разумеется, что всё это тоже не подогревает энтузиазм новичка.
Ну и третье соображение – а что потом со всем этим делать? Ну, напишите вы историю, куда её потом деть? Это же сразу начнётся – редакторы, редакции, письма, заявки, отказы, непонятные какие-то авторские права, юридические сложности и прочая лабуда. Целые горные перевалы, которые надо преодолеть, чтобы увидеть свою работу в готовом виде и сказать гордо: «Это я! Вот плод моих трудов и усилий!».
Так может – ну его сразу в болото, это сомнительное занятие? Чего время впустую тратить?
Скажем честно, мы понятия не имеем, какой тут дать совет. В каждом конкретном случае у каждого конкретного человека есть своя уникальная ситуация и особенные мотивы. Наш роман, например, прежде чем за него взялись всерьёз, вылёживался 15 лет. Вот именно, это не опечатка. Весь основной сюжет, события, завязка и концовка были придуманы ещё при старике Ельцине. А теперь представьте, сколько ненужных сомнений и соплей было пережёвано за это время. Но суть, в конце концов, не в этом. Суть в очень простом вопросе – нужно вам это или нет? Что такое для вас – рассказывать истории? Для вас лично, в отрыве от оценок и суждений окружающих, от вашего желания повысить свой статус в их глазах? Если ваша главная ценность – «лайки», ретвиты, количество друзей, фолловеров и прочая мишура, то для получения всего этого есть более простые пути, о них вам охотно расскажут в других местах. Если же вам всегда нравилось рассказывать истории, из-за чего вы ещё в детстве украшали несуществующими подробностями увиденные фильмы и прочитанные книги, и из-за этого же, возможно, имели репутацию любителя приврать, если вы делаете это в первую очередь для себя, потому что не можете иначе – тогда дело другое. Попробуйте, какой смысл отступать? В конце концов, не писателем вы были всю жизнь до этого, если у вас ничего не получится, то просто вернётесь к этому своему прежнему, знакомому состоянию. Может быть, попробуете что-нибудь ещё. Но никто за вас не попытается проверить, можете ли вы стать кем-то другим.
И последнее. Что касается неприятного вопроса: «А вдруг у меня не получится?». Ответа на него нет ни у кого. Как и знания, у кого именно получится. На самом деле, никто толком ничего не знает. Всегда вспоминайте двух мужчин, считавшихся знатоками в своём деле и то, что они сказали новичкам, которые принесли им свои первые работы.
Один уже достаточно давно изрёк: «Гитарные группы сходят со сцены, они больше никому не интересны». Его собеседниками были молодые «Битлз». Другой уже ближе к нынешним временам дал совет начинающей писательнице: «Брось это дело, Джо, детские книги не бывают популярными». Женщину, которую он одарил этим наблюдением, звали Джоан Роулинг.
Так что прекратите метаться, сомневаться и переживать. Всё, что узнали за два года об электронном писательстве и книгоиздании, мы вам расскажем. Но воспользоваться нашим опытом и советами можете только вы сами. Вы, и никто кроме вас. Просто помните, что самая унылая эпитафия, которую можно получить на свой могильный камень, звучит примерно так: «Он (или она) прожил свою жизнь, не пытаясь».