IV. Распознавание эмоциональной интонации вокальной речи при монауральном восприятии[16]
Работа посвящена проблеме функциональной асимметрии мозга человека (ФАМ) при восприятии вокальной речи. Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским нейрохирургом Брока (P. Broka), а также в 1974 г. Вернике (C. Wernike) и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри (R. W. Sperry), удостоенным за свои труды Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции речи (центры Брока и Вернике). Вместе с тем целый ряд современных отечественных и зарубежных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации, в частности эмоциональной (см. обзоры в кн.: Морозов, Вартанян, Галунов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969).
Особенности функциональной специализации мозга при восприятии эмоциональной информации в речи изучены крайне мало (Blumstein, Cooper, 1974; Gordon, Bogen, 1974; Балонов, Деглин, 1976). Причем даже и в этих немногочисленных работах содержатся противоречивые данные. В одних случаях были получены данные о доминировании правого полушария при восприятии эмоций и интонаций (Blumstein, Cooper, 1974; Балонов, Деглин, 1976; Сыренский, 1982), а в других при восприятии интонационных характеристик речи такого доминирования обнаружено не было (Leder, Backer, 1978).
В данной работе описываются впервые полученные нами результаты исследования особенностей функциональной асимметрии мозга при монауральном восприятии эмоциональной интонации речи. Эмоциональная интонация является важнейшим компонентом экстралингвистической коммуникации, изученной несравненно меньше лингвистической.
Цель работы состояла в выяснении интерауральных различий в распознавании эмоций в условиях монаурального предъявления обследуемому эмоционально окрашенных фраз из вокальных произведений.
Коэффициент интерауральной асимметрии ЭС (Кас) вычислялся по общепринятой среди исследователей формуле:
где Апр – число правильно распознанных эмоций через правое ухо, Алев – то же самое через левое ухо.
Объект исследования и методика
Материалом для исследования служили ранее полученные В. П. Морозовым в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова магнитофонные записи отдельных фраз из различных вокальных произведений, пропетых профессиональными певцами (Морозов, 1977а). Каждый из певцов исполнял свой фрагмент по 10 раз с разными эмоциональными оттенками (радость, горе, гнев, страх) и для сравнения – нейтрально, безэмоционально (таблица 1). Таким образом, в программе каждого исполнителя (10 реализаций фразы) каждая из пяти эмоциональных интонаций содержалась дважды, а их последовательность варьировалась в случайном порядке[17].
Всего тестирующий материал, предъявляемый аудиторам для определения эмоциональной интонации, включал 10 программ, исполненных 8 вокалистами (таблица 1). Он содержал 100 вокальных отрывков из романсов, арий и др., исполненных с разными эмоциональными оттенками (радость, горе, гнев, страх и безэмоционально).
Аудиторами были 8 взрослых людей от 30 до 50 лет (2 мужчин и 6 женщин) и дети в возрасте от 7–8 до 15–16 лет. Сигнал предъявлялся аудиторам, находившимся в изолированной комнате, с двухканального магнитофона «Тембр-2М» через головные электродинамические телефоны ТД-6. Сигнал подавался монаурально поочередно на правое и на левое ухо (чтобы избежать утомления обследуемого) по нескольку раз. В предварительной инструкции испытуемым сообщался набор эмоциональных оттенков, реализованных в программе исполнителей. Результат своих оценок каждый аудитор заносил в таблицы, которые в дальнейшем обрабатывались экспериментаторами. Вероятность правильной оценки эмоциональной интонации вокальных фрагментов определялась как отношение правильно опознанных фрагментов ко всему числу предъявленных и выражалась в процентах. Наряду с определением эмоциональной интонации вокального фрагмента каждый из аудиторов должен был оценить степень уверенности своего решения по 5-балльной шкале, что в дальнейшем дало возможность вычислить средние баллы «коэффициентов уверенности» для правильных и неправильных оценок как для правого, так и для левого уха.
Таблица 1. Вокальные фрагменты, предъявляемые аудиторам с десятикратным изменением эмоциональной интонации каждого из фрагментов
Основные результаты
В таблице 2 представлена средняя вероятность правильного определения группой аудиторов эмоциональной интонации каждой из 10 программ исполнителей. Цифры свидетельствуют о довольно высокой вероятности правильного определения аудиторами эмоциональной интонации – в среднем 78,4 %. Поскольку вероятность случайного отгадывания эмоциональной интонации каждой из программ равна 20 %, можно полагать, что распознавание эмоциональной интонации программ не случайно, а основывалось на достаточно выразительных отличительных признаках той или иной эмоции, которые содержал каждый исполненный вокально-музыкальный фрагмент[18].
Особо следует отметить высокую вероятность опознавания эмоциональной интонации не только вокально-речевых фраз, но и вокализа[19] (74 %) и отдельной гласной А (79,3 %). Эти результаты свидетельствуют о независимости эмоций от акустических средств их выражения, равно как и об аналогичной способности слуховой системы к распознаванию эмоций[20].
Средняя разница в пользу левого уха (3,1 %, при р=0,0179, по Вилкоксону, и коэффициент асимметрии 2,1 %) означает преимущество правого полушария мозга в распознавании эмоции.
Сравнительно небольшие величины индивидуальных интерауральных различий ЭС испытуемых (в среднем 3,1 %) вызваны тем, что, наряду с преобладающими контрлатеральными (перекрещенными) путями слуховых нервов, в мозгу имеются и ипсилатеральные (неперекрещенные) пути (их меньшая часть), которые несут в правое полушарие информацию с правого же уха. Таким образом, функциональная специализация правого и левого полушариий (по критерию Кас) в определенной степени нивелируется.
Аналогичные результаты мы получили при исследовании интерауральной асимметрии восприятия эмоций с применением метода дихотического прослушивания эмоционально окрашенных разных вокальных фраз, подаваемых одновременно: одна фраза на правое, другая – на левое ухо (Кас= 2, 8 %).
Таблица 2. Распознавание эмоциональной интонации вокальной речи при монауральном восприятии (средние данные)
Обращают на себя внимание существенные индивидуальные различия аудиторов как по абсолютным величинам правильного определения эмоциональной интонации, так и по неоднозначности восприятия левым и правым ухом: от 57 до 86,2 % для правого уха и от 60,6 до 88,2 % для левого уха. В этой связи интерауральные различия в восприятии эмоций для некоторых аудиторов оказываются значительно более существенными (4,8 % у К-вой), чем у других (0,8 у С-вой). Причем, как показывают результаты, эта интерауральная разница не коррелирует с абсолютными величинами вероятностей распознавания эмоций (3,6 % у Ж-вой и то же у К-ва при существенно разных абсолютных значениях).
В таблице 3 представлены матрицы распределения средних вероятностей определения эмоций всеми аудиторами по результатам многократного прослушивания всего комплекса программ. Прежде всего, обращает на себя внимание факт существенных различий в определении эмоций: наибольшие величины для страха, горя, гнева (80,8–87,7 %) и наименьшие для радости (62,1–69,3 %). Эти результаты согласуются с ранее полученными в нашей лаборатории и находят объяснение в свете развиваемой нами теории эволюционного происхождения эмоционально выразительных средств звуковой коммуникационной системы человека: закрепление в процессе эволюции наиболее надежных биоакустических средств коммуникации в первую очередь за биологически наиболее важными эмоциональными состояниями (Морозов, 1977а).
Таблица 3. Матрица распределения средних значений (%) правильных определений аудиторами эмоциональной интонации вокальной речи при монауральном восприятии
Средние значения правильных определений: правое ухо – 75,3 %; левое ухо – 78,4 %.
Что касается интерауральных различий, то здесь они хорошо коррелируют с абсолютными величинами правильных определений эмоций: максимальная разница между ушами наблюдается для эмоций страха (5,7 %) и горя (4,9 %), а минимальная – для эмоций радости (1,2 %). При этом важно подчеркнуть, что во всех случаях правильного определения эмоций разница обнаруживалась в пользу левого уха аудиторов (и соответственно – правого полушария мозга).
Заключение
В целом, полученные результаты, несмотря на сравнительно небольшую, но статистически достоверную (p=0,0179) среднюю для всех аудиторов разницу в правильной идентификации эмоциональной интонации вокальной речи в пользу левого уха (3,1 %), позволяют полагать, что различие это закономерно и проявляется не только в различиях правильных оценок эмоций, но и в величине уверенности, с которой эти оценки давались аудиторами.
Результаты нашей работы, впервые полученные на модели воккальной речи, достаточно хорошо согласуются с литературными данными: в цитированной выше работе Хаггарда и Паркинсона (Haggard, Parkinson, 1971), исследовавших монауральное восприятие эмоциональной интонации речевых фраз с подачей шума на контрлатеральное ухо, интерауральное различие 4,27 % было получено также в пользу левого уха. Наши результаты созвучны также работам Кимуры (Kimura, 1964), Дарвина (Darwin, 1969) и Бартоломеус (Bartholomeus, 1974), обнаруживших преимущество левого уха в условиях дихотического восприятия разных мелодий. Полученные нами лево-правосторонние различия монаурального восприятия эмоционального контекста вокальной речи есть основания связать с функциональной асимметрией мозга человека, как это предусматривает современная психофизиологическая теория латерализации функций мозга. В этой связи обнаруженные индивидуальные различия среди аудиторов по величине превосходства левого уха в восприятии эмоций (от 0,8 % до 4,8 %), по-видимому, отражают особенности организации центральных механизмов обработки экстралингвистической информации у разных людей. Наконец, полученные данные создают основы для разработки новых практических методов тестирования эмоциональной сферы человека, например для профотбора лиц художественных профессий, а также аудиторов, осуществляющих контроль за эмоциональным состоянием человека-оператора (подверженного воздействию эмоциональных стрессов) по звуку его голоса.