Вы здесь

Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды. III. Проблемы дикции вокальной речи в свете экспериментальных исследований[10] (В. П. Морозов, 2017)

III. Проблемы дикции вокальной речи в свете экспериментальных исследований[10]

Многие певцы, к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией; слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене, и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание представления.

Энрике Карузо

Эмоционально-эстетическое воздействие вокальной речи на слушателя обуславливается не только ее невербальными средствами (интонационно-тембровыми особенностями голоса певца, музыкой, зрительным восприятием поющего и др.), но и смысловым (вербальным) содержанием произведения (песни, романса, оперы), созданного композитором, как правило, на слова поэта.

В этой связи важной составной частью языка эмоций в пении является дикция, т. е. особенности произношения певцом вокальной речи, обуславливающие ее разборчивость и, следовательно, доступность для понимания и сопереживания слушателями.

В данной работе нами впервые был применен метод оценки (измерения) разборчивости вокальной речи с помощью слоговых артикуляционных таблиц ГОСТ 7153-61 (Морозов, 1961, 1963а, 1963б, 1964г), применяемый инженерами-акустиками для оценки качества телефонной связи (Покровский, 1962).

Проблема дикции

Известно, что вокальная речь многих певцов отличается весьма неудовлетворительной разборчивостью. Характерны в этом отношении высказывания известного оперного певца Э. Карузо (см. эпиграф). Низкая разборчивость вокальной речи породила, по-видимому, обычай печатать в программе спектакля краткое содержание оперы.

В вокальном искусстве и искусстве сценической речи разборчивость обычно обозначается термином дикция (Станиславский, 1955). Вместе с тем термин дикция включает в себя более широкое понятие, чем термин разборчивость, так как связан и с художественно-эстетическими особенностями произношения.

Для улучшения разборчивости обычно даются советы в различных руководствах по пению (Садовников, 1958; Виноградов, 1967), однако советы эти касаются лишь отдельных, частных сторон произношения и не вскрывают общих закономерностей этого явления. Недостаток этот вызван, главным образом, отсутствием точных количественных методов исследования разборчивости вокальной речи: последняя обычно оценивается лишь приблизительно, в качественных терминах (хорошая, плохая).

Начиная с 1960 г. мы предприняли ряд исследований (Морозов, 1961, 1963 а, 1963б, 1964г, 1969, 1970а, 1970б) с целью изучения причин плохой разборчивости речи в пении. В этих исследованиях нами был разработан и применен метод количественного измерения разборчивости вокальной речи.

Метод измерения разборчивости вокальной речи

За основу этого метода нами был взят метод слоговой разборчивости (или слоговой артикуляции), обычно применяемый инженерами связи для оценки качества речи, передаваемой по линиям радиосвязи (Покровский, 1962). Как известно, сущность данного метода состоит в том, что диктор читает артикуляционные таблицы, а группа слушателей (артикуляционная бригада) слушает и записывает то, что слышит. Число правильно записанных слушателями слов (или слогов), выраженное в процентах по отношению ко всем словам, прочитанным диктором, и составляет количественную меру разборчивости речи данного диктора в данных условиях передачи[11]. В теории и практике разборчивости речи находят применение методы фразовой, словесной, слоговой и звуковой артикуляции, между которыми существуют определенные количественные соотношения (Покровский, 1962), позволяющие расчетным путем определить фразовую разборчивость на основании разборчивости другого вида.

В качестве первых предварительных опытов нами были проведены исследования разборчивости вокальной речи непосредственно по методу фразовой артикуляции в естественных условиях. При выступлении певца в концертных условиях производилась запись на магнитофон исполняемых им вокальных произведений[12]. В дальнейшем эти записи воспроизводились группе слушателей, незнакомых с данными произведениями. Им предлагалось записать текст произведений. Воспроизведение осуществлялось небольшими отрывками, включающими 3–4 слова, с тем чтобы слушатели могли успеть записать то, что слышат. В результате было обнаружено, что слушатели записывают правильно от 20 до 70 % всех слов вокальных произведений. Процент разборчивости оказался сильно зависящим от характера музыкального произведения: его темпа, ритма, тесситуры (т. е. доминирующей высоты звука), интенсивности музыкального сопровождения и, по-видимому, индивидуальных особенностей произношения обследуемых вокалистов. В общей форме удалось установить, что разборчивость вокальной речи у женщин значительно ниже, чем у мужчин. Было высказано предположение, что различие это объясняется большей высотой основного тона женского голоса (у женщин основной тон на октаву выше, чем у мужчин). Поэтому в качестве одной из очередных задач возникла необходимость измерения зависимости разборчивости вокальной речи от высоты основного тона. Этот вопрос представляет определенный интерес и для обычной разговорной речи. В доступной нам литературе не удалось найти указаний на исследования этой зависимости.

Для более детального измерения разборчивости вокальной речи мы применили метод слоговой артикуляции. Известно, что слова и фразы связной речи обладают значительной надежностью механизма передачи информации (нередко обозначаемой термином избыточность), позволяющей слушателям догадываться о правильном написании слов и фраз по контексту и смыслу в случае каких-либо нарушений речевого сигнала. С этой точки зрения, метод слоговой разборчивости с применением бессмысленных слогов, не несущих информационной избыточности, является наиболее целесообразным в подобного рода исследованиях. В наших опытах мы употребляли слоговые артикуляционные таблицы, составленные из бессмысленных слогов коллективом фонетистов в содружестве с инженерами связи (Покровский, 1962) и отражающие фонетический состав русской речи. Данные артикуляционные таблицы, как уже указывалось, находят широкое применение для измерения разборчивости обычной разговорной речи.

Однако вокальная речь, как известно, обладает целым рядом специфических особенностей (значительно большей длительностью гласных, более широким диапазоном изменения частоты основного тона и пр.). Это диктовало необходимость видоизменения существующего метода слоговой артикуляции. Видоизменение сводилось к тому, что испытуемым-вокалистам предлагалось не проговаривать, а пропевать слоги артикуляционных таблиц голосом средней силы, притом на совершенно определенных нотах, задаваемых испытуемому на пианино. Последовательность этих следующих друг за другом тонов составляла гаммы, идущие то в нисходящем, то в восходящем порядке. Как показал опыт, это менее утомляло испытуемого, чем пропевание многих слогов подряд сначала на одной ноте, потом на другой и т. д. Впоследствии из общего количества слогов, пропетых испытуемым и правильно принятых слушателями, исчислялся общий процент разборчивости вокальной речи (по всему диапазону), а из числа слогов, пропетых на каждой градации высоты, находился процент разборчивости, соответствующий определенной высоте основного тона.

Таким образом, разработанная нами методика позволяла определить процент разборчивости вокальной речи не только в целом на всем диапазоне голоса данного певца, но и на каждой ноте в отдельности, в результате чего для каждого испытуемого вычерчивался график зависимости разборчивости от высоты основного тона (Морозов, 1963а). Помимо разборчивости вокальной речи, у каждого испытуемого исследовалась разборчивость разговорной речи по общепринятой методике слоговой артикуляции (Покровский, 1962).

В ряде случаев производился фонетический анализ вокальной речи. Фонетический анализ осуществлялся путем вычисления процента правильно воспринятых слушателями звуков (гласных и согласных) по отношению ко всем звукам этого рода, произнесенным певцами. Результаты выражались в процентах для каждого звука речи в отдельности. Кроме того, находился общий процент разборчивости для различных групп фонетически родственных звуков (гласные, согласные, щелевые, смычные, аффрикаты).

Группа слушателей (артикуляционная бригада) в наших опытах состояла из 6–7 человек с нормальным слухом. Предварительно артикуляционная бригада получала необходимые инструкции и тренировалась. Исследования производились методом непосредственного прослушивания в свободном звуковом поле в Малом зале им. А. Г. Рубинштейна Ленинградской консерватории. Расстояние от испытуемого до слушателей сохранялось равным 10–12 м.

Сравнительная оценка разборчивости обычной и вокальной речи

По данной методике было обследовано три группы испытуемых: мужчины, женщины и дети. Мужскую и женскую группы составили профессиональные певцы и студенты вокального факультета Ленинградской консерватории: 4 баса, 2 баритона, 5 теноров, 1 меццо-сопрано, 3 сопрано. В детскую группу вошли 7 дискантов и 3 альта из хора мальчиков Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки в возрасте от 10 до 14 лет. Всего исследовано 25 вокалистов.

Результаты исследования суммированы в таблице 1. Можно видеть, что разборчивость вокальной речи у всех испытуемых ниже разборчивости обычной разговорной речи (в среднем на 16,3 %).


Таблица 1. Средняя разборчивость обычной и вокальной речи у различных групп вокалистов (в %)


Средняя разборчивость обычной речи составила 87,0 %, а вокальной – 70,7 %. Далее было обнаружено, что вокальная разборчивость у женщин (65,0 %) заметно хуже, чем у мужчин (75,0 %). Разборчивость вокальной речи у детей составляет в среднем 72,3 %.

Существенны индивидуальные различия среди испытуемых по степени разборчивости как обычной, так и вокальной речи.

Разборчивость вокальной речи как функция высоты основного тона голоса

В дальнейшем для каждой группы испытуемых (мужчины, женщины, дети) выводился процент разборчивости (по вышеуказанной методике), для каждой ноты диапазона голоса, по данным всех членов артикуляционной бригады. Общее количество оценок по отдельному исследованному уровню высоты голоса (nΣ) колебалось приблизительно в пределах от 150 до 400. Результаты представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Зависимость разборчивости вокальной речи от высоты основного тона голоса.

Средние данные: 1 – мужчины, 2 – женщины, 3 – дети. По оси абсцисс сверху – частота основного тона (Гц), снизу – соответствующая высота голоса в нотном обозначении; по оси ординат – слоговая разборчивость вокальной речи (А %)


Как показывает ход кривых, для каждой группы испытуемых имеются участки наилучшей и худшей разборчивости. Область максимальной слоговой разборчивости (около 90 %) у мужчин располагается примерно в пределах А-с', что соответствует частоте основного тона от 110 до 262 Гц. Пропевание слогов более высоким голосом дает меньший процент разборчивости, но все же не менее 50 %.

Разборчивость женской вокальной речи максимальна (~90 %) на низких и средних высотах голоса – приблизительно от 330 до 524 Гц (е'–с") и очень резко падает на высоких тонах. При приближении к верхнему с''' (1048 Гц) слоговая разборчивость женщин стремится к нулю.

Кривая слоговой разборчивости детей располагается ниже женской кривой примерно на 10 % и имеет максимум приблизительно в тех же пределах высоты, что и у женщин. Таким образом, мужская группа имеет более широкий диапазон хорошей разборчивости (т. е. выше 80 %) – около полутора октав, а женская и детская заметно уже – менее октавы[13].

Нами обнаружено некоторое снижение разборчивости на высотах основного тона, соответствующих переходным нотам[14] для каждого типа голоса: у басов и баритонов на h – d', у теноров на е'–fis', у женщин на с" – е". Это явление, несомненно, связано с несколько увеличенной трудностью звукообразования на переходных нотах у всех певцов.

Таким образом, по нашим данным, наилучшая разборчивость вокальной речи наблюдается на средних нотах диапазона голоса певца, соответствующих разговорному диапазону, несколько ухудшается на низких и значительно падает на высоких. Последнее обстоятельство особенно характерно для женских голосов (сопрано и меццо-сопрано). При пении на высоких нотах певцы часто совершенно искажают гласные и согласные, так что слушателям удается записать правильно лишь очень немногие слоги. За счет низкого процента разборчивости на высоких нотах значительно снижается и общий процент разборчивости в пении, и, таким образом, в пении разборчивость оказывается у всех испытуемых более низкой, чем в речи. Если же рассматривать разборчивость вокальной речи на той же высоте основного тона, на которой осуществляется и речь певца (т. е. нижней трети диапазона), то оказывается, что вокальная разборчивость на этих нотах не только не уступает речевой, но даже несколько превосходит последнюю. Таким образом, общий низкий процент разборчивости вокальной речи следует целиком отнести за счет резкого падения разборчивости именно на высоких нотах.

Анализ причин, обусловливающих разборчивость вокальной речи

Одной из причин плохой разборчивости при пении на верхнем участке диапазона у женщин является сама высота вокализируемого звука. На верхнем с''' основной тон колебания голосовых связок певицы составляет свыше 1000 Гц. Между тем известно, что многие характеристические форманты гласных (например, для У), по которым эти гласные опознаются, лежат в области до 1000 Гц (Фант, 1964). Вполне естественно, что эти низкочастотные форманты отсутствуют в высоких звуках, основной тон которых превышает среднюю частоту форманты. Предельно высокие звуки мужских голосов значительно уступают высоким женским по частоте основного тона (верхнее теноровое с" соответствует 524 Гц), в связи с чем мужские голоса и не обнаруживают, как женские, столь стремительного падения разборчивости при приближении к верхним тонам.

Другой причиной ухудшения разборчивости вокальной речи при пении высоких звуков, по-видимому, следует считать увеличенную, по сравнению с нормой, напряженность артикуляторного аппарата певца при фонации высоких нот. В этом случае все усилия певца направлены на то, чтобы обеспечить прежде всего звук необходимой высоты и к тому же приемлемый в вокальном отношении (критерий тембра). Вследствие этого артикуляторные органы оказываются как бы отвлеченными от своей основной задачи – четкой артикуляции звуков, что и ухудшает четкость произношения.

Одна из наиболее общих причин низкой разборчивости вокальной речи, несомненно, кроется в более или менее сильном маскирующем действии музыкального сопровождения, которое, как правило, сопутствует восприятию вокальной речи в концертных условиях.

Определенное влияние на разборчивость вокальной речи оказывает, по-видимому, соотношение громкости гласных и согласных в пении. Как нами показано (Морозов, 1977а, гл. 2), уровень звукового давления вокальных гласных достигает 110–120 дБ, в то время как УЗД согласных не превышает в среднем 40–70 дБ. Такой большой разрыв в УЗД гласных и согласных в пении (около 60 дБ) может вызвать явление самомаскировки речи (или остаточной маскировки) и ухудшение ее разборчивости.

При анализе факторов, влияющих на разборчивость, весьма важно выяснить не только зависимость разборчивости от высоты основного тона, но и то, за счет каких гласных и согласных происходит ухудшение общего процента разборчивости. С этой целью, как уже упоминалось, производился фонетический анализ вокальной речи. Так, например, фонетический анализ вокальной речи баса Г. С. показал, что наименее разборчивыми в произношении данного певца являются начальные звуки Ч (27 %), Ц (40 %), Ж (65 %), Д (68 %) и конечные П (54 %), К (60 %), М (47 %), Н (66 %). Гласные у данного певца существенно не страдают, все они имеют разборчивость выше 90 %. Таким образом, можно полагать, что общий низкий процент слоговой разборчивости данного испытуемого (58 %) обусловлен дефектами произношения в основном указанных выше согласных звуков (таблица 2).

Несколько другая картина наблюдается при фонетическом анализе женского голоса. Так, например, у сопрано Г. Л., помимо плохой артикуляции конечных гласных Н (25 %), И (55 %), Л (61 %), М (62 %) и начального согласного Н (50 %), был установлен также довольно низкий процент артикуляции гласных, и особенно У (72 %) и А (81 %), которые, как показал анализ, в основном у данной певицы переходят в О (таблица 3).

Таким образом, фонетический анализ помогает выявить у певцов индивидуальные причины плохой дикции.

Известное влияние на восприятие гласных оказывает сильно выраженная высокая певческая форманта (2300–3500 Гц). Как показано в главе 1, в области высокой певческой форманты у хороших певцов концентрируется до 30–40 % всей спектральной энергии звука. Это, естественно, приводит к тому, что фонетическая разнокачественность гласных в певческом произношении начинает несколько затушевываться, что также может быть причиной некоторого снижения их разборчивости. Во всяком случае, этим определенно снижается запас избыточности фонетической информации, которую несут гласные. В этой связи С. Н. Ржевкин выдвинул гипотезу, согласно которой разборчивость вокальных гласных обеспечивается лишь начальными участками их звучания, когда резонаторы певца принимают речевую позицию и формируют в этот момент достаточно четкую для слуха гласную. Далее речевые резонаторы быстро перестраиваются на вокальную позицию и формируют звуки весьма сходного между собой вокального спектра (вокала), которые трудно идентифицируются как гласные (Ржевкин, 1956).


Таблица 2. Фонетический анализ слоговой разборчивости вокальной речи (исполнитель – бас Г. С.)


Таблица 3. Фонетический анализ слоговой разборчивости вокальной речи (исполнитель – сопрано Г. Л.)


Гипотеза С. Н. Ржевкина, в сущности, говорит о важности для восприятия речи переходных процессов, которым придается все большее значение в механизмах речевосприятия (Физиология речи…, 1976). Методом «пересадки» звуков установлено, что переходные процессы содержат бóльшую часть информации о гласном и согласном, чем их стационарные участки (Дукельский, 1962). Поскольку же в вокальной речи, ввиду значительно больших длительностей гласных с их стационарными участками спектра, относительная длительность переходных процессов уменьшается, это также может служить одной из причин снижения разборчивости речи.

Две функции дикции в пении

Искажения гласных – далеко не главная причина плохой разборчивости вокальной речи. Фонетический анализ вокальной речи певцов показал, что основной причиной нарушения разборчивости является нечеткая артикуляция согласных (таблицы 2 и 3). Как уже указывалось, причиной плохого восприятия согласных может быть маскировка гласными, значительно превосходящими их не только по мощности, но и по длительности звучания. Поэтому одним из основных средств повышения разборчивости вокальной речи следует считать четкую артикуляцию согласных. Этот вывод хорошо согласуется с опытом известных мастеров вокального и драматического искусства. К. С. Станиславский писал: «В речи то же самое, что и в пении. Некоторые певцы поют, и вы не понимаете слов. Они поют только одни гласные, а согласные исчезают. Согласные надо петь, смаковать. Шаляпин ясно поет: меня. А некоторые певцы – еня. Шаляпин допевал каждую согласную. Баттистини также» (Станиславский, 1955, с. 145–146). Мы заметили, что испытуемые, показавшие в наших опытах наилучшую разборчивость вокальной речи, весьма четко и даже несколько подчеркнуто артикулировали согласные.

Следует добавить, что мастера вокального и драматического искусства прибегают к четкой артикуляции согласных не только для повышения разборчивости речи, но и в целях чисто художественной выразительности. Так, например, выдающийся певец и вокальный педагог К. Эверарди нередко требовал удвоения согласных М, Н, С и др. Подобными приемами часто пользовался и Ф. И. Шаляпин, о чем свидетельствуют его многочисленные грамзаписи.

Таким образом, звуки речи (как слова, так и их фонетические элементы – гласные и согласные) в вокальном искусстве служат средством передачи не только семантической (смысловой) информации, но и эмоционально-эстетической. Дикция вокальной речи, несущая слушателям слова поэта (песня, ария, романс), – важнейшая часть языка эмоций в пении[15].