Вы здесь

Язык – гендер – традиция. Материалы международной научной конференции. Жаворонок С.. Масяня Куваева: будни и праздники интернет-девицы[46] ( Сборник, 2002)

Жаворонок С.

Масяня Куваева: будни и праздники интернет-девицы[46]

Ну все. Романтический момент похерен.

Но какая музыка!

Масяня. «Валентинка № 1»

Краткая справка

«Приличная девушка» Масяня – мультипликационный персонаж, придуманный питерским художником Олегом Куваевым и «запущенный» в Сеть (www.mult.ru) осенью 2001 года (на 7 мая 2002 года вышло 35 мультфильмов, 5 из которых приурочены к вручению интернет-премий)[47]. В СМИ ее довольно часто называют Масяней Питерской (благодаря доминированию в мультфильмах питерских реалий) или Масяней Куваевой (по фамилии «отца-создателя», Олега Куваева, который, соответственно, именуется папой Масяни). По мнению художника, проект под именем «Масяня», открытый и непредсказуемый, как сама жизнь, способен просуществовать года три: «В принципе, никакая фантазия не подскажет того, что может произойти в жизни, а потому приключениям Масяни не будет конца… Почти…»[48].

Наше внимание этот проект привлек как раз упомянутыми установками на игру с повседневной реальностью и принципиальную непредсказуемость, которые позволяют практически «в живую» наблюдать, какие явления современной действительности, культурные реалии и стереотипы массового сознания привлекаются для создания мультипликационного образа «героини нашего времени»[49].

Но прежде чем обратиться к устройству масяниной вселенной, скажем несколько слов о способе презентации самих «мультов» в Сети, ибо он имеет непосредственное отношение к формированию восприятия этой «вселенной».


«Рамка»

Каждый «ролик», то есть озвученный видеоряд, художник предваряет кратким текстовым предисловием, в котором излагает свой собственный взгляд на идею, воплощенную визуальными и языковыми (голосовыми) средствами. Этот так называемый «анонс» играет роль камертона, настраивающего зрителя на восприятие «ролика» под определенным углом зрения. Наиболее показателен в этом плане мульт «Песня», где одинокая Масяня на пустой сцене поет что-то крайне невнятное и завершает свое мычание репликой: «А, да ну вас! Козлы вы все!». Эта выходка получает мотивацию благодаря реплике автора, полагающего, что: «Своей песней можно насладиться тока в одиночку. Лучший певец – Сид Вишезззз. Ну и Нина Хаген (хоть она и дура)». Таким образом, «анонс» позволяет понять характер героини и соотносит ее с определенным культурным контекстом (панк-рок), Вне этой мотивации (зазипованные мульты не сопровождаются «анонсами») социокультурный контекст мультфильма составляют анекдоты о «невинном дитяти»[50], в данном случае – анекдоты о маленькой девочке с неожиданно низким и грубым голосом; например: шла маленькая-маленькая девочка и тоненьким-претоненьким голосочком пела: «Ля-ля-ля» (прямая речь произносится басом. – С. Ж.)[51].

Другая задача «анонса» – установить/опровергнуть связь между происходящим в мультфильмах и в жизни и вовлечь зрителя в игру «реальность & вымысел»: «М. едет в Москву… Это всего лишь мультфильм… Очень прошу об этом помнить… На самом деле все совсем не так:-)) Вы же сами знаете… Это называется субъективность… В чем и сознаюсь…» («Москва»).

Мультфильмы – по 7[52] – объединяются в циклы, которые также анонсируются. В предисловии, сопровождающем первую часть мультфильмов, Куваев представляет героиню интернет-публике, заявляет концепцию проекта и начинает игру «Масяня – автор – зритель: «…М. родилась из мешанины и бардака, которые мы тут (и везде) с вами ежедневно устраиваем и называем разными словами типа «дела», «оттяг», «веселуха», «работа», «любовь», ну и все такое. Сладкая М. не только полностью захватила власть в мультах, но еще и выдает себя за автора… Но и Бог-то с ней… есть люди, на которых нельзя обижаться… просто не получается… Масяня – это не я, и мне на ее имя не пишите…». И далее: «… Масяня – это ты, родной(ая) Это я тебя так слегка ласково приложил…:-)) Надеюсь, простишь». (Мульты. Часть 2.)

Задача этих «анонсов» – связать циклы между собой, констатировать непрерывность «роликов» и их тематическую непредсказуемость (по аналогии с реальной жизнью) и опять-таки подчеркнуть/снять прямую аналогию между происходящим в жизни и в мультах[53].


Персонажи и пространственно-предметный мир

Концепция открытости и непредсказуемости адекватнее всего может быть выражена в произведениях с цепевидной структурой (типа той, которая явлена в авантюрном романе) или в произведениях с интенцией к образованию циклов (ср. анекдоты про Вовочку). Подобная структура требует притока новых персонажей (и/или развития характера имеющихся), которые участвовали бы в построении очередного эпизода, и введения категорий пространства и времени (последнее менее обязательно)[54].

Итак, главное действующее лицо мультов – «приличная девушка» (как она сама себя характеризует) Масяня без определенных занятий и заработков, зато «с адресом»: город Питер, перекресток Кибернетиков и Солдата Воскобойникова – место абсолютно ирреальное, и попасть туда Масяне не суждено: «Когда ж я домой попаду? Вторую неделю мотаюсь! Эх, сдохнет Масяня на улице!» («Такси»). Невозможность попасть в эту точку пространства вполне объяснима: если попробовать соотнести мультипликационные улицы с реальными (аналогия прозрачна)[55], получатся разные концы города: Юго-запад и Северо-восток. Кстати, это единственный мульт, где воплотился мотив бездомности и безутешности Масяни[56].

В остальных мультах жилище Масяни (квартира № 1734 вкупе с лифтом и лестничной клеткой, разукрашенными графита типа «Масяня – дура») играет особую роль, что доказывает весьма тщательная разработка топоса ее квартиры. Доминирует, в духе советской и постсоветской традиции, кухня, за ней следует «второе сердце» современной квартиры – комната с компьютером. Интерьер кухни нарочито опрощен: покосившиеся стол, стул, холодильник, полки, лампочка без абажура, мухи и тараканы. Здесь общаются с друзьями, в том числе и по телефону, выпивают (но не закусывают, да и плита в мультах не фигурирует), курят и слушают музыку. Что же касается компьютера, то он служит для общения с миром и получения всей необходимой информации о нем (правда, замечает Куваев, «иногда страшновато строить все на столь ненадежной вещи» «DownLoad»). Собственно, это и есть масянино «окно» в мир. Телевизор (старенький), конечно, у нее тоже имеется, и, разумеется, в паре с диваном[57]. Масяня смотрит его без разбору, покуривая травку, поскольку только так, в состоянии измененного сознания, можно воспринимать мир, который там явлен: хаос. В масянином мире TV – это уже не «окно» во внешний мир, источник «света» (= знания и камерного освещения одновременно, как это было во второй половине XX века). «Телевизор – это как сеть, тока в одну сторону, т. е. тебе впаривают, а ты и рыпнуться не можешь… Зачем он нужен – тоже не ясно…»[58]. Картину дополняют спальня с «обманной кроватью» (приятель Масяни остается ни с чем, поскольку заранее не позаботился о специальной «штучке»)[59] и туалет (где проверяется крайне важная для девушки вещь – «началось» или «не началось»)[60].

Надо сказать, что холостяцкое пристанище Масяни не производит впечатление уютного семейного гнездышка, да и подобие семьи («И с этим идиотом я живу!») появляется только в одном из самых последних мультов – «Взаимопонимание полов». Дома Масяня «зализывает раны» после очередного «оттяга» («Пятница») или готовится к следующему «выходу в свет» («Москва»), Оттягивается и тусуется питерская девушка в популярных клубах, преимущественно и «Мани-Хани» (Апраксин двор) и Fish Fabrique, или «Фишке» на Пушкинской 10 («Пятница»).

Предметами, привычками и людьми Масяня обрастает постепенно, от мульта к мульту. В первом цикле мультфильмов Куваев наделяет свою героиню своеобразной визитной карточкой – особым смехом[61], собственным анекдотом (старым и несмешным) и собственной песней (без слов), которые, по мнению художника, сродни внутреннему голосу человека: «Умейте рассказывать анекдоты. Рассказывайте их только самому себе, потому что все равно никто не поймет… А если и поймет, то все равно по-идиотски»[62]. «Своей песней можно насладиться тока в одиночку»[63].

Кроме упомянутых телефона, компьютера и телевизора, предметный мир героини составляют акустическая гитара («Электричка») и магнитофон (правда, он появляется только во второй части, когда Масяня начнет обрастать друзьями-приятелями).

Приятели – это худой и высокий бой-френд Хрюндель («Идиот! И с этим идиотом я живу!», «Взаимопонимание полов») и плотненький низенький Лохматый («Я ненавижу тебя, Лохматый!», «Колеса»), который имеет все шансы стать комическим двойником Хрюнделя (любопытно, что эта троица не порождает классическую ситуацию любовного треугольника). Со своей единственной подружкой, безымянной москвичкой, Масяня знакомится по Интернету. Все остальные – это группа друзей и многочисленная массовка, преимущественно мужская. Время от времени у этой массовки появляется лицо, крайне неприятное и недружелюбное: покупатель газет («Кайф по выходным»), мужик в электричке («Электричка»), таксист («Такси»), продавец мороженого («Мороженое»), продюсер и диджей («Шоу-бизнес», «Поттер), дед, охотящийся за пивной бутылкой, и ночные грабители («Городские ужасы»), Лицо женской «массовки» – это Масяня, выступающая с обвинительным праздничным манифестом против «мужиков» («8 Марта»). Родственников у Масяни пока нет[64].

Конец ознакомительного фрагмента.