Вы здесь

Языки Божьей любви. 3. Бог говорит на языке любви #2: Время (Гэри Чепмен, 2002)

3. Бог говорит на языке любви #2: Время

ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ, на которой я рассказывал о пяти языках любви и о том, как важно уметь говорить на основных языках любви друг друга, ко мне подбежала Грета. Тыча пальцем мне в лицо, она взволнованно сказала: «Нам надо поговорить». Грета выступала передо мной: мы оба были участниками национальной женской конференции в Лос-Анджелесе. Я не знал, о чем она хотела поговорить, но, прослушав ее лекцию и видя ее волнение, я мог быть уверен, что беседа не будет скучной. Мы договорились встретиться на следующий день во время перерыва.

Когда мы встретились, Грета приступила прямо к делу.

– Позвольте мне рассказать вам, о чем я думала вчера вечером. Я так взволнована! Вы знаете, что моя лекция была посвящена проблеме женской духовности. Когда я прослушала вашу лекцию, то подумала, что Бог говорит с нами на нашем основном языке любви. Вот почему некоторые люди переживают такие волнующие, драматические обращения.

– Например, – продолжала она, – мой муж обратился в церкви, куда пошел с коллегой по работе. На второе воскресенье, когда он пришел туда, друг предложил моему супругу выйти вперед и попросить людей помолиться за него. Он согласился, потому что не хотел обидеть друга. Несколько человек собрались вокруг него и стали молиться вслух одновременно. Мой муж сказал, что никогда ничего подобного не слышал. Через пять минут он уже не мог сдержать слез и просил Бога простить его. Мужу показалось, что Господь коснулся его. Это было похоже на электрический ток, прошедший через его тело, и он почувствовал себя полностью очищенным.

Муж пришел домой и рассказал мне об этом, но я ничего не поняла. Мне казалось, что это слишком сентиментально, и я не могла поверить, что он действительно обратился таким образом. Супруг продолжил ходить в церковь и начал приносить мне домой книги.

Мое собственное обращение сильно отличалось от обращения мужа. Я долгие месяцы размышляла, молилась и читала Писание. Я знала, что для моего мужа очень важен его духовный опыт, и пыталась почувствовать нечто подобное. Это было моей основной целью. Когда я начала читать Писание, то поняла, что Бог говорит со мной. Я осознала, что прочитанное мной – правда, и за этой правдой скрывается Божья любовь ко мне. У меня не было таких драматических переживаний, как у моего мужа, но постепенно я начала понимать, что превращаюсь в последовательницу Иисуса.

Однажды утром, через девять месяцев после обращения мужа, Грета, как обычно, читала Библию и размышляла. Она открыла Откровение 3:20, где Иисус говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Грета сказала мне:

– Я вдруг совершенно ясно поняла, что последние несколько месяцев Бог стучал в дверь моей жизни. В то утро я сказала Ему: «Входи! Я хочу разделить с Тобой остаток своей жизни».

– Я не плакала, волновалась, – объяснила Грета. – Тихо и спокойно мое сердце открылось, и я позволила Богу войти в мою жизнь.

Чему научилась Грета

– Теперь я понимаю: Бог заговорил с моим мужем на его основном языке любви – с помощью прикосновения, а мой основной язык любви – время, и Он показал нам обоим, что любит нас, – сказала Грета. – Я так и не поняла до конца, что испытал мой муж, а он не понимает, как я могу так спокойно воспринимать свои отношения с Богом. Но мы оба знаем, что следуем за Иисусом. И это оказало глубочайшее влияние на нашу жизнь.

Даже не сделав паузы, Грета продолжила:

– А теперь позвольте мне рассказать вам, что еще я поняла вчера вечером. (Я мог бы сказать, что уверен: вчерашний вечер пошел ей на пользу, но мне не хотелось прерывать ее.)

– Я поняла, что не только Бог выражает Свою любовь к нам на наших основных языках любви, но и мы выражаем свою любовь к Нему на своих основных языках любви. Мой муж воплощает любовь к Богу в пении псалмов в церкви. Он обычно поднимает обе руки вверх, часто закрывает глаза и поет от всей души. Иногда я вижу, что у него во время пения по щекам катятся слезы. Муж бывает сильно взволнован. Часто он говорит: «Я чувствовал присутствие Бога». Я никогда не сказала бы такого, – сообщила Грета. – Я просто другая.

– Так как же вы выражаете свою любовь к Богу? – спросил я.

– Проводя с Богом время, конечно, – ответила она. – Вам не надо было спрашивать меня об этом; вы уже знали ответ, – она улыбнулась. – Моя величайшая радость – проводить с Богом время, изучая Писание. Я уделяю этому все утро и не замечаю, как идет время. Для меня нет ничего важнее, чем проводить время с Богом. А моему мужу трудно потратить больше десяти минут на чтение Библии или какой-то другой христианской книги. Ему больше нравится петь псалмы в церкви и «чувствовать присутствие Бога». Теперь я понимаю, что он ведет себя так же искренне, как и я. Просто мы говорим с Богом на разных языках любви.

Чему научился род

После беседы с Гретой я уже понимал, что она сформулировала основные тезисы моей следующей книги – о пяти языках Божьей любви. Я встретился с Гретой два года спустя на конференции по вопросам брака. Она представила мне своего мужа, Рода.

– Это человек, который научил меня любить тебя, – сказала она мужу. Вид у Рода был изумленный, пока она не добавила:

– Это автор книги «Пять языков любви».

Тогда Род улыбнулся.

– Наш брак изменился, – сказал он. – Я не мог поверить, что такое возможно, когда Грета, придя домой, стала говорить со мной на моем языке любви. Вам приятно будет узнать, что каждую неделю мы ходим куда-нибудь вместе и каждый вечер пятнадцать минут разговариваем наедине. Я стараюсь, чтобы Грета чувствовала себя любимой.

Я спросил их, как понимание языков любви повлияло на их общение с Богом. Род сказал:

– Ну я по-прежнему поднимаю руки вверх, восхваляя Бога, а Грета проводит время в размышлениях.

Оба засмеялись, и Грета добавила:

– Это правда. Но теперь мы позволяем друг другу выражать свою любовь к Богу по-разному.

Время с Богом на протяжении многих лет

Иудейские патриархи и древний Израиль

В библейской и постбиблейской истории есть много примеров того, чему научились Грета и Род в плане ощущения Божьей любви. В ветхозаветном Писании говорится о том, что Бог проводил время с Адамом и Евой. Пользуясь прохладой дня, они гуляли и разговаривали в Едемском саду. Только после грехопадения Адам и Ева спрятались от Бога, понимая, что предали Его любовь[25].

Позже Авраам был назван «другом Бога». По-видимому, Бог часто лично беседовал с Авраамом. Однажды, когда Бог собирался наказать город грешников, в котором жил племянник Авраама, Лот, Он сказал: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!»[26]. Действительно, Бог не стал скрывать Свои намерения от Авраама, но поговорил с ним, и Авраам попытался убедить Бога не губить праведников вместе с грешниками. Наконец, Бог согласился не разрушать город, если там найдется хотя бы десять праведников. Когда Бог все же покарал город, Он спас Лота, племянника Авраама, – вывел его из города до начала суда.

В Псалтири часто говорится о любви Бога к Своим творениям и Его желании быть рядом, проводить больше времени с ними. Например: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине»[27]. Через пророка Исаию Бог сообщал о Своей любви к Израилю и обещал, что будет с ним в трудные времена. «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя»[28].

Автор псалмов описывает близкие отношения с Богом, основанные на Его желании уделять пристальное внимание человеку: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои»[29]. Автора влекло к Господу, потому что Бог был готов общаться с ним в тяжелые времена. В Новом Завете апостол Иаков говорит о подобных отношениях с Богом: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам»[30].

В христианской вере

Представление о том, что вечный Бог жаждет проводить время со Своим творением, – одна из уникальных особенностей христианской веры. Боги, порожденные человеческим разумом, всегда были далеки от повседневной жизни человека. Мифических богов древнегреческого и римского мира следовало умиротворять или бояться. Идеи близких, личных отношений с этими богами просто не существовало.

С другой стороны, Иисус говорил о желании всей Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – пребывать среди людей, с теми, кто отвечает на Божью любовь[31]. Кроме того, Иисус обещал никогда не покидать следующих за Ним сирот, но быть с ними вечно. Обращаясь к Отцу с молитвой о Своем земном служении, Он говорил: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»[32]. Ясно, что Иисусу хотелось проводить время со всеми, кто ответит на Его любовь.

Время общения с иисусом

Готовность Бога использовать такой язык любви, как время, проявилась в земном служении Иисуса. Он проповедовал перед толпами, но большую часть времени проводил с двенадцатью учениками. Выражаясь словами Евангелия от Марка, Он «поставил… двенадцать, чтобы с Ним были»[33]. Позже Он сделал учеников апостолами, чтобы они продолжали Его служение. Готовя их к этому, Иисус хотел, чтобы они твердо верили в любовь Бога к человечеству, поэтому уделял им время.

Иисус, говоря с учениками на языке времени, особое внимание уделял этим двенадцати человекам. Он пытался сделать Свое служение не максимально широким по охвату, но максимально глубоким. Христос хотел, чтобы эти двенадцать человек почувствовали Его любовь на самом глубоком уровне.

Иисус провел со Своими учениками три с половиной года. Они вместе ели, путешествовали, немало пережили и много беседовали. Он учил толпы с помощью притчей, но двенадцати ученикам Он объяснял значение притчей более полно, отвечая на их вопросы. Иисус явно посвящал Свое время тем двенадцати, которых избрал в качестве апостолов.

Как общаться на языке времени

Две сестры

Конечно, другие люди тоже проводили время с Иисусом. Когда Иисус и Его ученики пришли в селение Вифания, женщина по имени Марфа пригласила их в гости к себе и своей сестре Марии.

После формальных приветствий Марфа бросилась на кухню, чтобы приготовить еду для Иисуса и учеников, а Мария села рядом с гостями и стала слушать учение Иисуса. Марфе не понравилось, что сестра не помогает ей готовить еду. Она так рассердилась, что вошла в комнату, прервала Иисуса и спросила, не может ли Он предложить ее сестре помочь ей.

Иисус не осудил Марфу за ее действия, но не осудил и Марию за то, что она обращала внимание только на Него. Иисус знал сердца обеих сестер: Марфа хотела сделать все правильно, но дух ее не был полон любви, он был смущен. Она не стремилась установить с Иисусом настоящих отношений любви, но выполняла обязанность. Я думаю, что языком любви Марфы была помощь, а языком любви Марии – время; свою любовь к Богу можно выражать любым из этих способов.

Но в данной ситуации Марфа больше думала об обряде, чем об отношениях. Она ставила правильное поведение выше личности Христа. Марфа делала то, что было для нее естественно, – помогала, – но сердце ее не участвовало в этом. Люди, чей основной язык любви – слова поощрения, тоже могут говорить пустые религиозные речи, не чувствуя любви к Богу. Истинная любовь к Богу исходит из сердца, которое искренне пытается почтить Его.

Джордж Мюллер

Со времен Иисуса в мире было много людей, основным языком любви которых было время, и они выражали свою любовь к Богу, проводя невероятно много времени в молитве, чтении Писания, размышлениях, обращая внимание только на Бога. Одним из таких людей был Джордж Мюллер. Он родился в Германии в 1805 г. и в возрасте двадцати лет полностью посвятил себя служению Богу. Он учился богословию в университете в Халле и владел шестью языками: латынью, греческим, еврейским, немецким, французским и английским.

С самого начала своего служения Мюллер отказывался от заработной платы и не просил никаких пожертвований на те дела, которые он начинал. Он полагал, что вера в Бога и неустанные молитвы обеспечат все его потребности. Служение этого человека включало в себя бесплатную раздачу Библий и другой христианской литературы, организацию дневных христианских школ для бедных и, что сделало его наиболее известным, сиротских приютов, в которых к 1875 г. жили, питались и получали образование более двух тысяч английских детей. Основывая приюты, он преследовал две цели. Сам он говорил об этом так:

Без сомнения, я хотел, чтобы Бог использовал мое сердечное желание на благо несчастных детей, которые лишились обоих родителей; хотел с Божьей помощью приготовить их к жизни. Мне особенно хотелось помочь воспитать этих бедных сирот в страхе Божьем; но моей первой и основной целью было прославить Бога тем, что сироты эти – под моей защитой, что у них есть все необходимое только посредством веры и молитвы, без чьей-либо посторонней помощи. Это показывает, что Бог верен обещаниям и до сих пор слышит наши молитвы[34].

Еще до того как Мюллер начал заниматься сиротскими приютами, он много времени проводил с Богом. Вот отрывки из его дневника:

• 18 июля 1832 г.: «Сегодня я провел все утро в ризнице, чтобы меня не беспокоили. Это единственный способ, учитывая множество дел, выкроить время для молитвы, чтения Слова и размышлений».

• 19 июля 1832 г.: «Время с половины десятого до часа я провел в ризнице. Общался с Господом. Да славится Господь, Который подсказал мне использовать ризницу как место уединения!».

• 25 июня 1834 г.: «В эти последние три дня я очень мало общался с Богом по-настоящему, поэтому был очень слаб духовно и несколько раз выходил из себя».

• 26 июня 1834 г.: «Мне удалось, Божьей милостью, рано встать, и я почти два часа провел в молитве перед завтраком. Сегодня утром я чувствую себя лучше».

• 29 сентября 1835 г.: «Вчера вечером, когда я покинул семью, мне хотелось сразу отправиться на покой, потому что незадолго до того я молился; телесная слабость и ночной холод искушали меня не молиться еще раз. Но Господь помог мне встать на колени; и, как только я начал молиться,

Он озарил мою душу и послал мне такой дух молитвы, какому я не радовался уже много недель.

В благодати Своей Он снова оживил мое сердце.

Я получил наслаждение от такой близости Бога и ревностно молился больше часа, о чем душа моя тосковала уже много недель… Я лег спать невероятно счастливым, а сегодня утром проснулся раньше, чем обычно, с ощущением мира в душе, и опять больше часа общался с Господом перед завтраком. Да продолжит Он, в милости Своей, дарить такое состояние души Своему недостойному сыну!»[35].


Для Джорджа Мюллера общение с Богом было главным в жизни. Именно в это время он наиболее глубоко ощущал присутствие Бога и умиротворение. Без такого общения Мюллер чувствовал, что Бог далеко от него. (Он предупреждал других верующих, что «часто работа для Господа становится искушением воздерживаться от общения с Ним, но общение это так важно для блага наших душ»[36].) 14 января 1838 г., после трехмесячной болезни, во время которой он был не способен нести служение, Мюллер писал: «Сегодня я провел несколько часов в молитве, читал, стоя на коленях, и два часа молился над псалмом 62. Бог благословил мою душу сегодня. Теперь душа моя пришла в то состояние, в котором я наслаждаюсь волей Бога по поводу моего здоровья»[37]. Понятно, что для него время общения с Богом было не ритуалом, но глубоким личным моментом. Это общение влияло на всю жизнь Мюллера и находилось в центре его отношений с Богом.

7 мая 1841 г. он писал: «Теперь я вижу, что самое важное мое занятие – чтение Слова Божьего и размышление над ним; таким образом сердце мое получает утешение, ободрение, предостережения, увещевания, наставления; и посредством размышлений над Словом Божьим мое сердце вступает в общение с Господом»[38]. Именно общение с Господом позволило Мюллеру нести служение.

Сейчас, оценивая жизнь Мюллера по прошествии ста лет, многие хвалят его за работу по созданию приютов и школ для бедных в Англии. Современных христиан восхищает то, что он не пользовался никакими пожертвованиями, – у нашего поколения филантропы вообще вызывают приятное удивление. Но для Мюллера все это было естественным следствием общения с Богом, которое он считал делом гораздо более важным, чем помощь бедным. «Я твердо верю, – написал он однажды, – что никто не должен ждать слишком хороших результатов от служения в мире и учений, если он не уделяет внимания молитве и размышлениям»[39]. Хотя Мюллер помогал другим и говорил им слова поощрения, но время было его основным языком любви. Он бегло говорил на этом языке, развивая свои отношения с Богом.

Время с Богом… для видения и энергии

Для многих людей – и современников Мюллера, и читающих о его жизни и служении в последующие годы – такое долгое общение с Богом может показаться немыслимым. Некоторые считали его «святым», стремящимся угодить Богу. Другие пытались объяснить образ жизни Мюллера его культурным окружением. Сто семьдесят пять лет тому назад жизнь была проще. Люди не торопились так, как сейчас. У них было больше времени для размышлений и созерцания.

Это действительно так, но Мюллер был одним из наиболее занятых людей своего времени. Представьте себе, сколько времени требовалось для организации многочисленных приютов в разных местах и множества школ для бедных городских детей. Без сомнения, у Мюллера на это уходило не меньше времени, чем ушло бы у современного администратора. Мне кажется, что Мюллер просто глубже ощущал Божью любовь, когда проводил с Ним время. Из этого общения он извлекал не только видение, но и силы. В момент созерцания он слышал голос Бога, говорящего через Писание, и этот голос придавал ему силы нести служение, для которого он был призван.

Если основной язык любви человека – время, то длительные часы общения с Богом для него не утомительны, а радостны; это не бремя, но облегчение. Мюллер говорил: «Величайшее и первейшее дело, которым я занимаюсь каждый день, – сделать свою душу счастливой в Господе. Прежде всего я забочусь не о том, как буду служить Господу и прославлять Его; но о том, как приведу свою душу в счастливое состояние, как буду питать своего внутреннего человека»[40].

Разговор на родном языке

Для Мюллера и подобных ему родной язык любви – время. Это наиболее естественный для них способ ощутить любовь Бога и ответить на нее. Недавно одна женщина сказала мне:

– Я чувствую себя ближе всего к Богу, когда ежедневно провожу время с Ним. Для меня это самый важный момент дня. Когда мне не удается провести время с Богом, весь день кажется пустым, и я не чувствую близости к Нему. Проводя время наедине с Ним, я ощущаю Его любовь. Он любит меня и тогда, когда мне не удается провести с Ним время, но я не чувствую Его любви.

Это относится не ко всем, но, без сомнения, справедливо для тех людей, чей основной язык любви – время.

Объем данной книги не позволяет привести мнения множества других людей, чей основной язык любви – время. Прежде всего на ум приходят четверо из них: Дэвид Брейнард, Э. М. Баундс, Чарлз Финней и Прейинг Хайд[41]. На мой взгляд, их чувства хорошо выражает следующий гимн Ч. Остина Майлса:

Я прихожу в сад один,

Когда на розах еще блестит роса;

Я слышу голос свыше —

То мне является Сын Божий.

Он говорит, и звук Его голоса

Так сладок, что птицы прекращают петь,

И от его звучания Сердце мое звенит.

И Он гуляет со мной, и говорит со мной,

И рассказывает мне, что я принадлежу Ему;

И такой радости, как та, что нас объединяет,

Никто никогда не ощущал[42].

Те, кто жаждет проводить время с Богом, поймут, что Он всегда готов к этому, всегда хочет встретиться с ними. Время – один из великих Божьих языков любви.