2. Бог говорит на языке любви #1: Слова поощрения
Я ПРИШЕЛ В ЦЕРКОВЬ поздно. Музыкальная часть уже закончилась; началась проповедь. Пастор Рубен был очень красноречив, и многочисленная паства горячо его поддерживала.
– Правильно, брат Рубен! Говори об этом! – выкрикнул один пожилой господин.
– Спасибо тебе, Иисусе! – сказала дама справа от меня, закрыв глаза и подняв вверх правую руку.
Для того чтобы добраться до этой церкви в центре города, нам пришлось два часа ехать из Чикагского аэропорта О'Хара. Шел сильный снег. Я сел в один из последних рядов и постарался не привлекать к себе внимания. Водитель, который вез меня из аэропорта, рассказал мне историю церкви.
– Когда пастор Рубен приехал сюда, – сказал он, – в церкви было всего около тридцати членов. Теперь нас 2000. Церковь была мертва, но он любил нас. Он знает, как увлечь людей, и Бог благословил его.
Он рассказал мне, как церковь помогает бездомным: они превратили старый склад в трех кварталах от церкви в приют. В этом приюте каждую ночь останавливается 150 человек. Я узнал и о бесплатной столовой.
– Три раза в неделю я работаю там, подаю завтрак, – сказал он. – Это моя самая важная работа.
Он рассказал мне также об их реабилитационной программе для молодых наркоманов.
Проповедь о любви
Я думал обо всем этом, сидя в одном из последних рядов церкви и слушая пастора Рубена. Он замечательно говорил. До сих пор помню три положения из его проповеди: 1. Бог знает вас. 2. Бог любит вас. 3. Бог хочет вашего участия. Я слушал, как он приводил примеры из Ветхого и Нового Завета, подкрепляя ими каждое положение. Пастор говорил о еврейских пророках так, словно они были его друзьями. Он свободно цитировал Писание.
– Послушайте, что говорил Бог древнему Израилю, – сказал он. – «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение»[3]. Неужели вы думаете, что Бог любил Израиль сильнее, чем любит вас? Послушайте, что говорится об Иисусе, стоящем перед лицом смерти: «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их»[4].
«Бог всегда любил Своих детей. Бог всегда будет любить Своих детей, и Он хочет, чтобы вы были Его детьми», – страстно говорил Рубен.
Я устал, хотелось спать. В помещении было жарко, но я не раз кивал, слушая, как этот необыкновенно красноречивый человек говорит о любви Бога и призывает слушателей к покаянию и вере во Христа. Когда он попросил грешников прийти ко Христу, несколько человек встали со своих мест, вышли вперед и склонились у алтаря, многие плакали. «Придите домой, – просил Рубен. – Бог любит вас и хочет, чтобы вы были Его детьми».
После проповеди
Служба закончилась, Рубен пригласил меня выйти вперед и представил собранию. Меня попросили выступить на следующий вечер перед супружескими парами прихожан и поговорить с ними о браке. После службы жена Рубена, Пэтси, пригласила меня к ним на десерт – вместе с четой, которая вела в их церкви служение для супружеских пар.
Когда мы познакомились и расслабились, я попросил Пэтси:
– Опишите своего мужа. Какой он человек? (Будучи консультантом по вопросам семьи, я постоянно задаю эти вопросы.)
– О, он такой романтик! – отвечала она. – Он пишет мне стихи; иногда поет для меня, произносит передо мною речи о том, какая я чудесная.
– Тогда вы должны чувствовать себя очень любимой, – сказал я.
– Ас этим есть одна проблема. Я читала вашу книгу, и мой основной язык любви – помощь. Мне хотелось бы, чтобы он помыл посуду, – она улыбнулась. – Знаете, пропылесосил бы ковры, вынес мусор, помог мне по хозяйству. Я не чувствую себя любимой. Иногда его слова кажутся мне пустым звуком. Как будто он издевается надо мной. Я знаю, что он говорит искренне, но мне мало слов.
Мне показалось, что разговор пошел более личный, чем нам с Рубеном хотелось бы, и сказал Пэтси:
– Вы совсем как моя жена. Ее язык любви тоже помощь. Я далеко не сразу понял, какая связь между мытьем посуды и любовью.
Я засмеялся и переменил тему разговора. Рубен тоже смеялся, и уже через минуту мы говорили о футболе.
На следующий вечер, по окончании моего выступления, Рубен повез меня в отель, а Пэтси осталась дома. Когда мы отъехали, Рубен сказал:
– Вы заставили меня задуматься. У меня хорошая жена. Мы женаты семнадцать лет, но я не уверен, что удовлетворяю ее эмоциональные потребности. Эти языки любви открыли мне глаза. Я определенно собираюсь прочесть вашу книгу. Думаю, мне придется кое над чем поработать.
На меня произвели впечатление открытость и эмоциональность Рубена. Я рассказал ему о своем собственном браке и о том, как не сразу открыл для себя язык любви своей жены. Я рассказал также, как изменился мой брак.
Примерно год спустя я снова встретился с Рубеном на национальной пасторской конференции в Чикаго. Он подбежал ко мне, крепко сжал в объятиях и сказал:
– Я просто хочу сообщить, как изменился мой брак и мое служение благодаря вам. После того как вы посетили нашу церковь, я стал пользоваться вашей теорией о пяти языках любви при консультировании и обучении. А Пэтси просила передать вам, что теперь я мою посуду.
Мы посмеялись вместе, и я спросил его, не можем ли мы пообщаться сегодня после обеда. Я хотел провести больше времени с человеком, который оказывает такое влияние на жизнь многих.
Как один пастор стал пастором
Помимо прочего, во время той встречи я спросил Рубена, как он обратился в христианство.
– Это долгая история, – сказал он. – Когда я был ребенком, мать привела меня в церковь. Пастор был пожилым человеком и часто читал проповеди о Божьей любви. Помню, как он сказал: «Бог будет любить вас даже тогда, когда все остальные от вас откажутся». Пастор утверждал, что Бог ценит каждого человека. Помнится, он говорил: «Каждый человек ценен в глазах Бога». Мне хотелось быть ценным. Моя мать всегда хотела, чтобы я поступил в колледж. Под влиянием ее и проповедника я решил хорошо учиться в школе и пойти в колледж.
К сожалению, в колледже я попал в дурную компанию и вскоре занимался вечеринками больше, чем учебой. Однажды, незадолго до конца первого курса, я был на вечеринке и слишком много выпил. На следующее утро я проснулся в каком-то поле и не имел ни малейшего представления о том, как туда попал. Я сел, протер глаза, послушал пение птиц. Вдруг в моей голове, подобно колоколу, прозвучали слова старого пастора: «Бог будет любить вас и тогда, когда все остальные от вас откажутся. Каждый человек ценен в глазах Бога».
Я заплакал. Я знал, что это правда, понимал, что иду в неверном направлении. И плакал еще долго, прежде чем обратиться к Богу со словами: «Прости меня: я вел себя так, словно не имею никакой ценности для Тебя. Я – человек. Прости меня за то, что я бежал от Твоей любви. Если Ты простишь меня и придешь в мою жизнь, я буду жить для Тебя».
– Я внезапно прозрел, – продолжал Рубен. – Я чувствовал себя так, словно вернулся домой после долгого путешествия. Я знал, что Бог простил меня и хочет, чтобы я рассказал другим о Его любви. Я был спасен и призван проповедовать в то утро, когда сидел в поле.
На выходные я приехал домой и рассказал матери, что со мной случилось. Она кричала от радости на весь дом, восхваляя Бога за то, что Он спас ее мальчика. Мать позвала пастора и рассказала ему о случившемся, а он пригласил меня в церковь на следующее воскресенье, чтобы я поведал об этом людям. Так что в следующее воскресенье я свидетельствовал о том, что Бог совершил в моей жизни, и сообщил, что собираюсь следовать за Ним в качестве проповедника. С тех пор я следую за Ним. Будучи студентом, я проповедовал каждый раз, когда появлялась такая возможность. Когда я поступил в семинарию, небольшая церковь пригласила меня на должность пастора. Так что я стал пастором еще во время учебы в семинарии.
– Вам нравится проповедовать? – спросил я.
– Я больше люблю проповедовать, чем есть, а вы знаете, что проповедники любят поесть, – сказал он, улыбаясь. – Проповедуя, я чувствую, что делаю то, для чего был создан. Это мой способ благодарить Бога за то, что Он сделал для меня. Я чувствую себя ближе к Богу, когда проповедую.
Слова поощрения
Рассказанное в тот день Рубеном побудило меня к исследованиям, которые легли в основу этой книги. Очевидно, что основным языком любви Рубена были слова поощрения. Он свободно говорил их своей жене, и позже я узнал, что другим людям он часто говорил слова поощрения. В браке он не всегда ощущал себя любимым, потому что Пэтси часто критиковала его за то, что он не помогает ей по дому. Когда они научились основным языкам любви друг друга, Пэтси начала говорить ему слова поощрения, а он – говорить на ее языке любви, помощи. Эмоциональный климат в их семье заметно улучшился.
То, что справедливо для наших отношений с людьми, то справедливо и для наших отношений с Богом. Бог воззвал к сердцу сбившегося с пути студента с помощью слов поощрения. Рубен вспомнил слова пастора: «Бог будет любить вас и тогда, когда все остальные от вас откажутся. Каждый человек ценен в глазах Бога». Он воспринял это как слова Бога. Они глубоко его тронули. Рубен понял, что Бог любит его и хочет ответной любви. Как только он «вернулся домой к Богу», молодому человеку прежде всего захотелось выразить свою любовь к Нему. У Рубена это лучше всего могло получиться посредством слов поощрения. Он мог провозглашать словесно любовь Бога к людям.
Некоторым людям, в том числе отдельным пасторам, очень трудно выступать перед людьми. Но Рубен не таков; это его основной язык любви. Вот почему он чувствует себя ближе всего к Богу, когда проповедует. Проповедь – его способ выразить благодарность Богу.
Рубен знал, что существуют и другие способы выражения любви к Богу. Он научил свою паству делать Богу подарки (такие как десятина, пожертвования, наше время и навыки служения) и демонстрировать любовь к Нему, помогая другим. Рубен подчеркивал важность размышлений и молитв, которые и являются посвящением времени Богу. Он учил также прикасаться к Богу, прикасаясь к другим людям. Но для этого человека самым естественным выражением любви к Богу были слова, славящие Бога и поощряющие других.
Уникален ли опыт Рубена? Вовсе нет. В Библии множество примеров того, как Бог говорил с людьми на языке любви, называемом словами поощрения. Фактически сама Библия – Слово Божье. Пророческие книги Ветхого Завета часто начинаются словами: «Слово, которое было в видении к Исаии». Выражение: «слово, которое изрек Господь», часто повторяется в Книге пророка Иеремии. А в Новом Завете об этом сказано так: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»[5]. И еще: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»[6].
Слово Бога и ценность человека
Все слова, исходящие от Бога, подтверждают ценность человека. Современные нигилисты считают, что человек не имеет ценности и жизнь его бессмысленна. Но в Писании говорится обратное. В самой первой главе Библии мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»[7]. Что бы ни значили эти слова, человек был помещен над животными и обладал способностью общаться с Богом.
В Новом Завете тоже говорится о ценности человека. В Послании к евреям цитируются слова псалма о том, что Бог «не много… унизил его [человека] пред Ангелами; славою и честью увенчал его»[8].
Во всех конкретных заповедях Бога в Ветхом и Новом Завете утверждается ценность человека,
они проистекают из Божьей любви и направляют человека к его высшей цели. Некоторые люди восстают против Божьих заповедей, полагая, что последние ограничивают их свободу, но иначе думают те, кто знает Бога. Они верят, что Божьи запреты призваны держать нас подальше от вещей, которые могут погубить человека. Знающие Бога также верят, что увещевания Бога помогают нам испытать высшее благо в этой жизни. Они принимают слова пророка Исаии: «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские»[9].
Бог Библии – это говорящий Бог. Все высказывания Бога подтверждают ценность человека и призваны выстраивать отношения с людьми.
Прочтите строки Писания – Божьи слова поощрения, обращенные к человеку.
Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей[10].
Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас… намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду[11].
Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение[12].
Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их[13].
Высказывания Иисуса из Назарета показывают, что Он прославляет Бога и несет жизнь и надежду всем, кто готов откликнуться на Его любовь.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь[14].
Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда[15].
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день[16].
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно[17].
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний… Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром[18].
Иисус пришел, чтобы показать нам любовь Бога,
и отдал Себя в жертву за преступления всех людей. Христос называл Себя Сыном Бога. Кто может измерить глубину любви Иисуса, Который, будучи распят на кресте, молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают»[19]. Слова Иисуса явно свидетельствуют о Его любви к человечеству. Эта любовь была безусловной.
Он ясно говорит о Своих целях: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется… Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»[20].
Бог прекрасно говорит на языке слов поощрения. В Библии с начала и до конца описывается любящий Бог, Который объявляет о Своей любви, произнося слова истины, утешения и искупления.
Как ответить Богу словами поощрения
Многие люди свидетельствуют, что их отношения с Богом начались с чтения Библии. Мартин Лютер, молодой человек, искавший примирения с Богом посредством строжайшего аскетизма, тому пример. Однажды он сидел один в комнате и думал о своих отношениях с Богом. Мартин открыл Библию и начал читать Послание Павла к римлянам. Когда он дошел до Римлянам 1:17, то прочел там: «Праведный верою жив будет». Он остановился. Подумал. И невероятная радость заполнила его сердце.
До этого он изо всех сил старался стать угодным Богу через строжайшую дисциплину. Теперь его глаза открылись – он понял, что человек спасается верой, а не делами. Слово Божье открыло для него «врата рая». С того момента жизнь Мартина Лютера была посвящена изучению Божьих слов. Библия для него была Словом Бога. Вот почему он выступил против официальной церкви того времени, которая больше внимания уделяла традиции и религиозным усилиям людей, чем Писанию. Мартин Лютер призывал людей вернуться к Слову Божьему.
По-видимому, основным языком любви Мартина Лютера были слова поощрения. Прочтите рассказы о его жизни в свете человеческих отношений, и вы увидите, как он ободрял свою прекрасную жену Катарину. Письмо от 27 февраля 1532 г. он начинает словами: «Моей возлюбленной жене Катарине Лютер, в собственные руки. Приветствую тебя в Боге и Христе, моя горячо любимая Катарина! Надеюсь… что смогу вернуться домой завтра или послезавтра. Молись Богу о том, чтобы я вернулся домой благополучно». Своему шестилетнему сыну Гансу он писал: «Благодать и мир во Христе тебе, мой дорогой сынок. Я с большим удовольствием узнал, что ты так хорошо учишься и усердно молишься. Продолжай так поступать, сын мой, не сдавайся»[21].
В духовной области Мартин Лютер выражал свою преданность Богу также посредством слов. Его девяносто пять тезисов, тщательно продуманных, записанных и прикрепленных к двери замковой церкви в Виттенберге (Германия), представляли собой перечень основных верований, воспламенивших костры Реформации. Он замечательно говорил, убеждал и поддерживал, а также написал много гимнов и библейских комментариев, разработал катехизис, перевел Библию с латыни на немецкий язык и произнес тысячи проповедей. Слова были его способом выражения верности Богу. Когда другие монахи размышляли, Лютер говорил и писал. Его самый знаменитый гимн, «Наш Бог – мощная крепость», рассказывает о Слове Божьем. В третьем стихе Лютер написал следующие слова:
Хотя этот мир, полный бесов,
Будет угрожать нам поражением,
Мы не устрашимся, потому что Бог пожелал,
Чтобы Его правда одержала победу:
Пусть князь тьмы пугает нас,
Мы не задрожим;
Мы вынесем его ярость,
Его погибель несомненна,
Одно краткое слово сокрушит его.
слова восхваления
Возможно, лучший библейский пример человека, чьим основным языком любви были слова поощрения, – это Давид, второй царь Израиля. Давид часто говорил о том, как глубоко он тронут словами Бога.
Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей.
Откровения Твои я принял, как наследие навеки, ибо они – веселие сердца моего.
На слово Твое уповаю.
Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения[22].
В ответ на Божью любовь Давид выражает свою любовь к Господу с помощью слов поощрения.
Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!».
Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.
Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь[23].
Понятно, что основным средством Давида для выражения любви к Богу были слова восхваления, благодарности и обожания. Если у вас есть сомнения по поводу основного языка любви Давида, прочтите псалом 17, в котором Давид рассказывает о том, как Бог избавил его от врагов. В пятидесяти стихах он описывает свою любовь к Богу в прекраснейших выражениях. У Давида было только пять книг еврейской Библии, обычно называемые Пятикнижием, или Торой, но нет сомнений, что он считал их словами Бога.
Давид говорил о Писании: «Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит… Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня»[24].
Давид считал все слова Бога – законы, постановления, заповеди, предписания, свидетельства, уставы и суды – выражениями Его сущности. Он воспринимал как их окончательную истину, такую же непререкаемую, как сам Бог. Этот царь основывал свою жизнь на словах Бога. Насколько мы можем определить, Давид написал семьдесят три псалма Библии. Многие из них полны восхвалений и благодарений в адрес Господа. Его признания в любви – одни из самых эмоциональных в Библии. Давид явно выражал свою преданность Богу через слова поощрения.
Близость к Богу
Для моего друга, пастора Рубена, для Мартина Лютера и царя Давида Бог выражал Свою любовь словами, и они откликались на Божью любовь в первую очередь словесно. Это относится также к Джейсону, которого я встретил в Риверсайде, Калифорния. Он сказал мне:
– Мой основной язык любви – слова поощрения. Когда жена начала говорить мне слова поощрения, моя любовь к ней заметно усилилась.
Через какое-то время я спросил своего юного друга:
– Когда ты больше всего ощущаешь свою близость к Богу?
Джейсон ответил:
– Я чувствую себя ближе всего к Богу, когда пою, восхваляя Его, и когда молюсь. Мои молитвы с хвалой и благодарностью поднимаются к Богу, и Он знает, как я люблю Его.
Тысячи современных последователей Иисуса могли бы согласиться с Джейсоном. Их сердца волнует Слово Божье, и они в ответ выражают свою любовь к Нему в восхвалениях.
Но слова поощрения – не единственный язык Божьей любви, и многие современные христиане ответили бы на мой вопрос не так, как Джейсон. Их методы поклонения и выражения любви к Богу связаны не со словами, но со временем, и теперь мы поговорим с вами о втором языке Божьей любви.