Вы здесь

Явная доктрина. Доброе и злое (Илья Светозаров, 2010)

Доброе и злое

Одним из основных философских и религиозных вопросов, вокруг которого ведутся бесконечные и неутихающие по сей день споры, является вопрос о добре и зле. Существуют ли они в обособленном виде, могут ли жить друг без друга, какова природа этих явлений и какие силы стоят за ними – вот, далеко не полный перечень проблем, связанных с этими, действительно ключевыми понятиями. Определенное толкование данных категорий лежит в основе различных философских и религиозных подходов, порождает многочисленные культы, часто с диаметрально противоположной направленностью. В зависимости от того, какая сила признается главенствующей, выстраивается определенная концепция с признанием абсолютной власти той или иной силы. Формируется некий образ, олицетворяющий идею абсолютного добра или абсолютного зла, часто этот образ персонифицируется, то есть, соотносится и отождествляется с какой-либо легендарной личностью или высшей сущностью, воплощающей соответствующую идею. Этой сущности молятся, поклоняются, при необходимости – приносят жертвы, ожидая от нее помощи, покровительства и благосклонности. Примером таких крайне противоположных воззрений могут быть, скажем, христианство и сатанизм (да простят мне ревностные ценители стилистической чистоты родной речи такие контекстуальные диспозиции!). И если в христианстве Господь Бог есть Вседержитель абсолютной власти, воплощение добра, милосердия и прощения, а Сатана – не более чем досадное недоразумение, совершенно случайное и невесть откуда взявшееся, которому нет места в пределах господних, разве что в аду, то в сатанизме – примерно такой же расклад, но с точностью "до наоборот". Понятно, что крайние точки зрения никогда не отражают истины. Да и не наше дело разбираться в тонкостях чужих заблуждений. Крайние оценки отбрасываем и смотрим, что остается.

А остается вот что. Если мы верим (а мы верим) в то, что все сущее создано Богом и нет ничего, что ни содержало бы в себе Его части и не соответствовало бы Его планам и замыслам, значит то, что мы условно называем "злом", тоже имеет определенную задачу, без выполнения которой невозможна реализация божественного плана. Кстати, те же христиане, совершенно противоречиво и неожиданно, вдруг соглашаются с нами и говорят: "Все от Бога!" Осталось выяснить, какие же непростые задачи выполняют так называемые "силы зла" и почему без их помощи все-таки нельзя обойтись. Для начала обратимся к терминологии. Что же такого плохого делают эти силы, и за что их назвали "злыми"? "Они приносят страдания, разрушения и смерть. Они искушают и уводят с нас пути истинного", – скажете вы и будете абсолютно правы. Но посмотрим на это несколько с иной стороны. Представим себе такую живописную картинку.

Прекрасные зеленые луга на фоне чистейшего голубого неба. Озера кристальной чистоты. Все наполнено прозрачным воздухом, звенящим от хрустальной свежести. Видны великолепные архитектурные сооружения потрясающей красоты, которые словно парят в воздухе на фоне далеких фиолетовых гор. Звучит негромкая и неземная в своем совершенстве музыка. Абсолютный покой и гармония. Невдалеке прогуливается группа людей в длинных, золотистого цвета одеждах. Хотя слово "прогуливаются" вряд ли подходит, ведь эти люди в буквальном смысле парят над землей, продвигаясь вперед и не касаясь ее ногами. Мы замечаем также небывалую и одухотворенную красоту этих людей. От них словно исходит сияние. Наверное, так для жителей Земли выглядели бы боги. Они беседуют между собой, хотя речи их мы не слышим: похоже, они обходятся без слов. На берегу озера несколько молодых людей сидят полукругом возле благородного старца, одетого в отличие от них не в золотистую, а в пурпурную одежду и почтительно слушают его телепатическую речь. Через какое-то время молодые люди склоняют головы в сторону своего учителя, и, кажется, замирают в страстной и бессловесной молитве, закрыв глаза и приложив руки к сердцу. И вдруг мы видим, что старец начинает исчезать и словно растворяется в воздухе! А на его месте еще несколько минут остается великолепное радужное сияние, которое постепенно тоже пропадает. Ученики еще какое-то время продолжают сидеть, склонив головы. Затем медленно встают и направляются в сторону одного из ближайших строений, паря над свежей зеленой травой.

Как это ни удивительно, но только что мы с вами стали свидетелями смерти одного из обитателей более высокого, по отношению к нашему, измерения. Однако, лишенная своих привычных для земного человека пугающих атрибутов, смерть эта не менее, если не более эстетична, чем, к примеру, лопающийся в нашем мире мыльный пузырь. И вряд ли у кого-то подобная картина вызовет хоть какие-нибудь негативные эмоции и ощущения. А ведь перед нами крайнее проявление все тех же сил, которые мы упорно называем "злыми". То же явление, происходящее на земле, менее красиво, а то и вовсе ужасно, за весьма редкими исключениями, когда речь идет об окончании жизни очень достойного и действительно святого человека. Многолетние физические и духовные страдания, тяжелые болезни, потеря разума, а порой и человеческого облика, мучение и боль, и наконец – смертельная агония умирающего. Вот с чем обычно ассоциируется у нас уход из этого мира. Но это еще не все. Ведь впереди еще никому ненужная, долгая и утомительная возня с отжившим телом, торжественно именуемая "погребением усопшего", сопровождаемая рыданиями и почему-то, употреблением ядовитых напитков "в память об ушедшем". Но и этого мало. Если мы "добропорядочные люди", мы просто-таки обязаны регулярно вспоминать каким же, все-таки, "замечательным человеком" был покойный, и как много он сделал для нас. Для этого даже отведен специальный день в году, как будто в другой день этого сделать нельзя! При этом мы даже не подозреваем о том, что каждое наше упоминание об умершем на самом деле только мешает его душе двигаться и развиваться дальше, и, словно якорь, тянет ее вниз. Туда, откуда она, наконец, вырвалась с огромнейшим удовольствием и облегчением!

Станете ли вы ненавидеть и проклинать тетю Пашу, добросовестно делающую влажную уборку в вашем подъезде или офисе? Будете ли вы всеми способами избегать встречи и рьяно креститься, если вдруг на улице столкнетесь лицом к лицу с Василием Петровичем – вашим заслуженным дворником? Наверное, нет! И уж вряд ли вы станете поклоняться или служить им, или, скажем, приносить жертвы в ожидании их покровительства (ну, может быть, за исключением пакета с мусором, который мы регулярно выносим в ближайший мусорный контейнер).

А ведь пресловутые "злые силы" выполняют абсолютно ту же работу, что и наши уважаемые дворник с уборщицей, только в более глобальном плане. На уровне нашей планеты и измерения, в котором мы живем. И если Василий Петрович, при всем к нему уважении, все-таки иногда позволяет себе расслабиться и не выйти на работу, то силы, отвечающие за уборку земли, просто не могут этого сделать. Они живут и действуют по более жестким законам. Ведь "мусор", который они убирают, это и есть энергия, благодаря которой они существуют, их единственная "еда". Понятно, что в этом случае они прямо заинтересованы в том, чтобы этой "еды" было как можно больше, тогда и жить им будет более удобно и комфортно. Вот и занимаются они тем, что пытаются, часто весьма успешно и плодотворно, превратить в мусор все то, что существует в нашем мире. Они искушают и разрушают те творения Господа, которые недостаточно сильны и совершенны. Господь же, в свою очередь, создает на их месте более стойкие и жизнеспособные. А все это и есть бесконечный процесс эволюции.

Конечно, негативные силы нельзя недооценивать. Проявляют они себя достаточно определенно и убедительно, причем на всех уровнях бытия. Но у каждого своя работа. Так уж задумано Создателем. Одним словом, эти силы существуют везде, где есть форма и материя, наполняющая эту форму.

Еще один аспект. Наша человеческая природа, тот диапазон духовного зрения, который отпущен нам в этой жизни, не позволяют нам судить о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы еще можем как-то разобраться в бытовых вещах и повседневных явлениях, и то – весьма относительно. Когда же речь заходит о более общих и абстрактных понятиях, а именно таковыми и являются понятия духовного плана, – доброе и злое, белое и черное – все это видится нам, ну, очень уж неразборчиво.

Страшный пример. В возрасте, скажем, лет девяти от роду умирает любимый и единственный ребенок в семье. Отец и мать столько сил и здоровья вложили, чтобы поднять его, столько бессонных ночей провели у его кроватки, во всем себе отказывая и живя единственной целью – вырастить здорового и воспитанного человека. И вдруг – такое горе! Кажется, что жизнь остановилась. Нет больше никакого смысла жить, ведь того, который и был смыслом всей жизни, больше нет рядом! Казалось бы, о чем тут можно рассуждать? Это однозначная трагедия и другого мнения здесь быть не может. Даже известное утверждение "Что Бог ни дает, то все к лучшему!" наверняка не относится к этому случаю. Но.

Что происходит с душой этого ребенка после его "внезапной" смерти? Начнем с того, что ничего внезапного просто не бывает. Если так случилось, значит, так было нужно. Кому? Всем! В столь раннем возрасте уходят из земной жизни души тех людей, которые таким образом иногда заканчивают свою земную школу, свой земной цикл обучения. Высшие миры – вот их будущая обитель. Миры, более совершенные. И нет никаких оснований переживать об их преждевременном, с нашей точки зрения, уходе с земного плана и дальнейшей судьбе. Немного найдется мест во вселенной хуже этого самого плана, в котором мы живем. И если и нужно скорбеть, то только по поводу того, что наше собственное пребывание здесь еще не окончено.

Понятно, что для оставшихся родителей смерть ребенка – достаточно серьезное испытание. А значит – шанс сделать важный шаг в собственном духовном развитии. Обрести новый смысл жизни, преодолеть собственные, по сути, эгоистичные настроения, вроде "На кого ж ты нас покинул?" и "Как мы теперь без тебя?" Вот и получается, что при ближайшем рассмотрении такой, казалось бы, однозначной ситуации, никто ничего не потерял! Каждый ее участник обрел новые условия и серьезный потенциал для дальнейшего развития. И переживать больше не о чем! Можно только в очередной раз порадоваться мудрости великого Создателя.

То, что мы привыкли называть добром и злом, белым и черным, есть лишь необходимые для существования любого физического плана противоположные потенциалы, своего рода плюсы и минусы. И точно так же, как между черным и белым расположены все цвета и бесчисленные оттенки радуги, между злом и добром, словно на гигантском ткацком станке, растянута живописная ткань бытия. Представьте себе бесконечное множество символов инь-ян, тесно переплетенных на субмолекулярном уровне, и вы получите весьма приблизительную картину соотношения этих двух начал. Добро и зло ходят одними дорогами, служат одному хозяину, в своем тесном взаимодействии выполняют единую задачу, имя которой – эволюция. Их кажущееся противоборство на самом деле не более чем мнимая конкуренция, придуманная гениальным разумом для того чтобы еще больше стимулировать собственное развитие.

Человеку, впервые осознавшему потрясающую воображение картину круговорота рождений и смертей, где нет места ничему случайному, где все происходит с ювелирной точностью и строго в положенные сроки, в соответствии с величайшим планом, иногда становится грустно. И вот почему. Возникает ощущение, что все это – не более чем совершеннейшая технология, своеобразный конвейер по отмыванию душ. В определенном смысле так оно и есть. Но неужели весь этот механизм не допускает никакого творчества и свободного проявления воли? Неужели каждая его частица, включая самого человека, лишь слепо исполняет чей-то замысел, не имея никакой возможности проявить собственную индивидуальность? О каком творчестве вообще может идти речь, если каждый шаг, который мы совершаем, каждая мысль, что приходит нам в голову, – заранее спланированы и обусловлены? Обо всем этом мы подробно поговорим в следующих главах этой книги. Сейчас озвучу лишь одну, на мой взгляд, достаточно жизнеутверждающую мысль.

Так же как Бог есть ни что иное, как совокупность всего Им созданного и управляемого, Его Божественное Творчество собрано из реализованных творческих потенциалов всех многочисленных составляющих созданной Им системы мироздания. В числе которых, конечно же, находимся и мы с вами, мой дорогой читатель!