Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов
Для того, чтобы эффективно контролировать вопросы взаимодействия общества между собой и с государством, нужны законы, которые не вступают в коллизию между собой. Необходимо поддержание порядка в целом. В процессе обновления законодательства становится актуальным вопрос правового деликта государственных актов между собой в правовой системе страны. Актуальность этого вопроса имеет большое значение, поэтому нормативные правовые акты, составляющие объект законодательства страны, подлежат правовой экспертизе. Согласно Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт есть «официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение».12 Конечно же, все не возможно предусмотреть, и случается так, что одни и те же общественные отношения регулируются несколькими нормативными актами, хотя с другой стороны, это делается преднамеренно. Согласно вышеуказанного акта, законодатель вводит такие понятия как аналогия закона и права в случае коллизии таких актов в системе законодательства, регулирующего одинаковые области общественных отношений. Аналогия закона есть ни что иное, как применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения, а аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права. В целях такого предупреждения коллизии непреднамеренной коллизии правовых норм, содержащихся в актах, регулирующих одни и те же общественные отношения, законодатель вводит обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов. По сути, проблемы законодательства составляют большую часть всей теории государства и права, а правовая экспертиза нормативных актов является одной из главных составляющих такой теории, но понятие экспертизы законодательства включает в себя не только экспертизу законопроектов, но и уже принятых законодательных актов. Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного акта проводится соответствующим органом власти, по решению которого проект нормативного акта может быть подвергнут также и другой экспертизе (экологической, финансовой и т.п.), а по ее результатам подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта акта.
Согласно Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормотворческий процесс по созданию нормативных правовых актов, имеет несколько стадий, где обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов входит в стадию подготовки проекта нормативного акта. Коротко обозначим эти стадии.
1 Планирование нормотворческой деятельности, включающая в себя разработку концепций совершенствования законодательства государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, и ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых Главой государства;
2 Нормотворческая инициатива, осуществляемая путем предложения в Центр законодательства и правовых исследований о подготовке законопроектов на следующий календарный год;
3 Подготовка проекта нормативного акта, которая включает в себя рассмотрение предложения и принятие решения по подготовке проекта, его организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки, сбор необходимых материалов и информации, разработку концепции, составление текста самого проекта, согласование проекта и проведение юридической и иных необходимых экспертиз.
Конец ознакомительного фрагмента.