Вы здесь

Юстиция как сфера государственного управления. Управление принудительного исполнения (Игорь Бовсуновский)

Управление принудительного исполнения

По мере роста количества законодательных актов, все более выявляется проблема реализации их содержания. По своей сути, вопрос исполнения актов законодательства вносит свою долю в оценку эффективности реализации механизма правового регулирования государства, ведь если требования закона не исполняются субъектами правовых отношений, попадающие под воздействие этих норм, то эти законы и сами не являются легитимными, то есть не признаются, и не исполняются участниками конкретных правоотношений. По своей компетенции и месту в системе государственного управления, система органов принудительного исполнения призвана обеспечить реализацию норм с помощью мер правового принуждения субъектов правовых отношений. Неисполнение законных решений свидетельствует об отсутствии надлежащей защиты прав и законных интересов субъектов правовых отношений, а вынесенные компетентными органами государственного управления решения приобретают исключительно декларативный характер, то есть обязанность защиты прав человека государством не осуществляется, что противоречит статье 10 Конституции Республики Беларусь, гласящей, что «Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами».4 Оптимальным вариантом является добровольная реализация решений государственных органов обязанными субъектами правовых отношений, а в случае отказа от такого исполнения, срабатывает механизм, обеспечивающий их принудительную реализацию, система норм которого обеспечивает наступление неблагоприятных последствий обязанным субъектам правовых отношений. В целом, это направление постоянно совершенствуется.

Так, в соответствии с Указом Главы государства «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов»,5 с 2014 года начала существовать единая система органов принудительного исполнения, сформированная на базе соответствующих структурных подразделений Министерства юстиции, бывшего Высшего Хозяйственного Суда и Главных управлений юстиции исполкомов, с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иных работников аппаратов общих и экономических судов. Законом также изменены и подходы к взысканию с должника принудительного сбора. Так, «Принудительный сбор будет взыскиваться (удерживаться) с должника после возбуждения исполнительного производства (на стадии принудительного исполнения) на основании постановления судебного исполнителя вне зависимости от совершенных судебным исполнителем действий по исполнительному производству».6 Таким образом, сумма принудительного сбора не взыскивается в размере десяти процентов от взысканной суммы в пользу взыскателя, если должник исполнил требование до возбуждения исполнительного производства, или после такого возбуждения, но в срок добровольного исполнения.

В настоящее время, в систему органов принудительного исполнения входят Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, которое возглавляет систему органов принудительного исполнения, а также территориальные органы принудительного исполнения. Последние являются управлениями принудительного исполнения Главных управлений юстиции исполкомов, а также районные, городские, районные в городах отделы принудительного исполнения Управлений принудительного исполнения, а Главное управление принудительного исполнения состоит из Управления правового обеспечения и Управления организации и контроля, – последнее в свою очередь состоит из Отдела организации исполнительного производства и Отдела контроля собственной безопасности. Структура Главного управления принудительного исполнения отображена в Приложении А7 к настоящей работе.

Принудительное исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей Главного управления принудительного исполнения и территориальных органов, общая численность которых утверждается Президентом Республики Беларусь. Последние осуществляют функции по реализации государственной политики в сфере организации принудительного исполнения исполнительных документов, а также определения основных направлений совершенствования своей деятельности.

Структура, задачи и компетенция органов принудительного исполнения утверждены Положением «Об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».8 Координацию и контроль за деятельностью органов принудительного исполнения осуществляет Министерство юстиции. В целом, Главное управление принудительного исполнения является структурным подразделением Министерства юстиции Республики Беларусь, основными задачами которого является соблюдение и охрана интересов государства, прав и законных интересов субъектов правовых отношений путем принудительного и своевременного и полного исполнения постановлений и иных исполнительных документов, а также обеспечение соблюдения законодательства по рассмотрению процессуальных жалоб, предложений, заявлений, наряду с оказанием помощи районным, межрайонным, городским районным в городах отделам принудительного исполнения управлений. Его возглавляет начальник Главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции, который является Главным судебным исполнителем Республики Беларусь. Во исполнение своих должностных обязанностей, он осуществляет общую координацию деятельности и руководство органами принудительного исполнения, выработку методических рекомендаций Министерства юстиции по своему направлению, а также рассмотрение жалоб на действия судебных исполнителей Главного управления принудительного исполнения.

Относительно Управлений можно отметить следующее. Управление правового обеспечения оказывает практическую и методическую помощь управлению, Главным управлениям принудительного исполнения облисполкомов, и судебным исполнителям на местах, а Управление организации и контроля, распределяя функции между Отделами, входящими в его структуру, организует принудительное исполнение исполнительных документов, а также обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения.

Таким образом, в первом блоке работы определено, что в систему органов принудительного исполнения входят Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, возглавляющее систему этих органов, а также Управлений принудительного исполнения Главных управлений юстиции исполкомов (территориальные органы). Отмечено, что в структуру Главного управления входят Управление правового обеспечения и Управления организации и контроля, которое в свою очередь состоит из Отдела организации исполнительного производства и Отдела контроля собственной безопасности (Приложение А).9 Также отмечены задачи Главного управления принудительного исполнения, среди которых можно отметить соблюдение и охрану интересов субъектов правовых отношений, а также обеспечение соблюдения законодательства по рассмотрению жалоб, предложений, заявлений, наряду с оказанием помощи Главным управлениям юстиции исполкомов. Что же касается компетенции, входящих в это Главное управление юстиции Управлений, – здесь можно отметить, что они в целом оказывают практическую и методическую помощь Главным управлениям исполкомов, а также организуют принудительное исполнение документов, обеспечивая сбор и анализ отчетной информации об исполнении документов территориальными органами. В этом же блоке определены компетенция и место системы органов принудительного исполнения в системе государственного управления. Обозначено, что она призвана обеспечить реализацию норм с помощью мер правового принуждения в действиях субъектов правовых отношений. Следует кратко отметить самое главное по рассмотренной небольшой «реформе» системы этих органов.10 Так, сформировавшись на базе соответствующих структурных подразделений Министерства юстиции, бывшего Высшего Хозяйственного Суда и Главных управлений юстиции исполкомов, с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иных работников аппаратов общих и экономических судов, начала существовать система, приведенная в Приложении А11 к настоящей работе.