Вы здесь

Юрий Московский. Забытый князь. Начало самостоятельного правления (Д. С. Занков)

Начало самостоятельного правления

В летописях крайне редко отражаются личные взаимоотношения между участниками исторических событий. Мы не знаем, насколько Юрий был опечален смертью Даниила именно как сын. Но вот в политическом плане его смерть была для Юрия несомненной трагедией. Впрочем не смерть сама по себе, а то, что Даниил умер раньше своего старшего брата Андрея, так и не успев занять великокняжеский престол. По существовавшим нормам права и обычаю, теперь все потомки Даниила лишались права на великое княжение. Нельзя сказать, что это был окончательный и бесповоротный запрет, в конечном итоге всё решали желание князя и его возможности. Но, с точки зрения идеологических обоснований, это был большой минус для Юрия.

Впрочем вопрос о возможности претендовать на великое княжение для Юрия был в момент смерти отца не настолько актуальным. Перед ним стояли гораздо более насущные заботы. Он понимал, что теперь князь Андрей несомненно постарается закрепить за собой Переяславль, в котором Юрий на момент кончины Даниила и находился. Воскресенская летопись сообщает нам следующее о событиях последовавших после получения в Переяславле извести о смерти Даниила: «Переяславци яшася за сына его за князя Юрия, и не пустиша его и на погребение отча».

Велик соблазн предположить, что Юрий проявил себя в качестве мудрого и заботливого правителя, раз жители Переяславля настолько не хотели отпускать его от себя. Однако срок, в течении которого он занимал перяславский престол, был слишком короток, чтобы он мог себя проявить в полной мере. Скорее всего здесь всё-таки стоит говорить не столько о любви горожан к Юрию, сколько о неприязни их к Андрею. Вот для неё у переяславцев как раз могли быть веские причины. Они не без оснований могли считать нынешнего великого князя виновником разорения города при участии татар.

Если опираться на сообщения летописи, то Юрий не ограничился пассивной обороной Переяславля, а предпринимает активные наступательные действия. Сразу же после процитированного сообщения о переяславцах в летописи говорится следующее: «Той же весны Юрий Данилыч с братьею своею ходи к Можайску и Можайск взя, а князя Святослава изнима и приведе его на Москву». Можайский удел на тот момент являлся частью Смоленского княжества.

Исследователь Горский проявляет по отношению к этому летописному известию достаточный скептицизм. Он полагает, что Юрий вряд ли мог решиться на организацию завоевательного похода в той сложной ситуации, в которой он находился. Действительно, великий князь Андрей отправился в Орду и в любой момент мог вернуться не только с ярлыком на Переяславль, но и с татарским отрядом. Соответственно, главной задачей должно было стать удержание уже имеющихся позиций. Начинать в такой обстановке войну с сильным смоленским княжеством было бы проявлением крайней степени авантюризма и безответственности.

В самом факте похода на Можайск Горский, правда, не сомневается. Он выдвигает предположение о том, что Можайск на самом деле вошёл в состав Московского княжества гораздо раньше, ещё до 1293 года. Это был период, когда Дмитрий Александрович при поддержке Ногая добился на Руси максимального влияния и мог перераспределять уделы в пользу своих союзников, к которым относился и Даниил московский. А в 1303 году речь стоит вести не о завоевании Можайска, а наоборот о попытке смоленского князя вернуть себе утраченное и жёстком ответе Москвы. Юрий пока не готов был захватывать чужое, но от своего отказываться не собирался в любом случае.

Предположение не лишено логичности, однако не может не встать вопрос о том, почему факт перехода Можайска к Москве не нашёл отражения в летописях. Обычно как раз такие моменты привлекали внимание хронистов.

Кроме того, ещё дореволюционный историк Пресняков выдвинул предположение, что можайский поход Юрия был не просто стремлением захватить и присоединить к московскому княжеству очередной город, а рациональными действиями именно в рамках намечающегося противостояния с великим князем Андреем. Князь Святослав Глебович, захваченный в плен Юрием, был племянником Фёдора Ростиславовича, который всегда выступал на стороне великого князя против московского. Таким образом поход на Можайск вполне мог быть действием направленным на то, чтобы устранить возможность формирования против Москвы многочисленной коалиции, заранее предостеречь потенциальных сторонников Андрея. Если дело обстояло так, то Юрию сложно отказать в изяществе замысла, тем более, что реализация также оказалась успешной.

Ещё одним спорным моментом является дальнейшая судьба можайского князя, захваченного в плен. Н. С. Борисов высказывает предположение, что Святослав закончил свою жизнь в московской тюрьме. Предположение это основано исключительно на том, что о нём нет в дальнейшем упоминаний в летописях, а также довольно негативной репутации Юрия. Однако репутация князя как раз и основывается на том, что мы знаем о многих его неблаговидных поступках, которые не скрывались летописцами. Почему же они в таком случае сделали исключение для случая со Святославом и напрямую не сказали о роли Юрия в его судьбе?

Конец ознакомительного фрагмента.