Вы здесь

Юрий Гагарин. 17. Война (Н. Я. Надеждин, 2011)

17. Война

Война стала Рубиконом для миллионов советских граждан. Позади – спокойная жизнь, впереди – страдания и смерть. Так же восприняли начало войны и Гагарины. К счастью для Анны Тимофеевны и детей, Алексея Ивановича на войну не взяли – из-за слабого здоровья. И остался он дома, зарабатывая на жизнь плотницким ремеслом и спасая семью от беды.

1 сентября 1941 года Юра пошёл в местную школу. Но 12 октября в Клушино вошли немецкие части. Школа закрылась…

Военный период в истории семьи Гагариных освещён туманно. Биографы Юрия Алексеевича, включая и его старшего брата Валентина Алексеевича, старались не акцентировать внимание на том, что Гагарины пережили оккупацию. В послевоенные годы это было самым что ни на есть пятном – единственным сомнительным местом в биографии первого космонавта. Хотя в чём повинен семилетний мальчик или его семья? В том, что не ушли вместе с отступающими войсками? Да кто же их звал? В том, что «не бросились на амбразуру»? Дети? Многодетная мать? Больной отец?

Юра в школьные годы.


А времена были ужасные. Оккупанты присмотрели дом Гагариных под мастерскую и выгнали хозяев. Отец выкопал в огороде землянку, где и пришлось прожить почти три года.

А потом едва не случилась беда. Один из немецких офицеров ради забавы повесил малолетнего Борю Гагарина на шарфе. Решил сфотографировать – отправился за фотоаппаратом. В этот момент мать вытащила задыхавшегося посиневшего малыша из петли и убежала с ним из дома…

В другой раз немцами был избит Алексей Иванович, работавший на мельнице. Он отказался вне очереди смолоть зерно женщине, направленной немецкой комендатурой.