Глава 3. Формирование стратегии в маркетинге
В предыдущей главе мы рассмотрели основные стратегии маркетинга. Теперь давайте разберемся, как сформировать общую стратегию.
3.1. Стратегический маркетинг. Ваша практика через пять лет
Представьте, что вы уснули. Вам снится сон, в нем вы видите свою юридическую практику через пять лет.
Опишите, что вам видно:
• Каких клиентов вы обслуживаете?
• Как вы их привлекаете?
• Какие услуги вы им продаете?
• Сколько сотрудников в вашей команде?
• Какова ваша личная роль в команде?
• Сколько вы зарабатываете?
Это не просто вопросы. Это вопросы, которые формируют стратегический взгляд на ваш юридический бизнес.
Моя практика работы как консультанта показывает, что у большинства юристов отсутствует стратегический (на 5–7 лет) взгляд на практику, четкое и конкретное видение того, чем они будут заниматься.
К чему это ведет?
Есть хорошая пословица: «Не бывает попутного ветра кораблю, который не знает, куда плыть».
На практике это происходит так. Мы начинаем работать над привлечением клиентов по направлению «Автоадвокат». Делаем сайт, запускаем рекламу, пошел клиент… и адвокат заявляет: «Мне это неинтересно». Результат – потеря кучи времени и денег.
Можно ли избежать такого результата? Да, можно! Попробуйте помечтать, как описано выше. Нарисуйте стратегию. Представьте свое идеальное будущее через 5–7 лет.
Помните! Чем детальнее вы нарисуете свои перспективы, тем легче будете двигаться к поставленной цели. Вы сократите ресурсы и пройдете свой путь в бизнесе намного быстрее.
Итак, вы сформулировали стратегическое видение, чем и как будете заниматься в юридическом бизнесе. Вы четко знаете, кто ваш клиент и какие услуги будете продавать ему. Что дальше?
Мы должны найти свои отличительные особенности. Давайте этим и займемся.
3.2. Как сформулировать свои конкурентные преимущества?
Чтобы начать эффективно привлекать клиентов, вы должны сформулировать конкурентные преимущества.
В маркетинге есть прием, называемый УТП (уникальное торговое предложение). УТП – это ответ на вопрос «Почему я должен обратиться именно к Вам?».
Как же найти свое УТП? Ведь юридические услуги так похожи. Вам помогут представленные ниже стратегии.
Эффективные принципы формирования УТП.
Принцип микроскопа. Рассмотрите свою юридическую практику в деталях. В чем ваша особенность? Что привлекает ваших клиентов?
Должен предупредить, что вам будет сложно взглянуть на свой бизнес со стороны. Попросите кого-нибудь. Пусть оценят вас и вашу практику. Проведите опрос среди клиентов. Пусть объяснят, почему они выбрали вас.
Проанализировав юридическую деятельность своих клиентов, мы нашли следующие УТП:
• Бесплатное составление исковых заявлений.
• Если мы проиграем ваш суд – мы вернем вам за услуги деньги.
• Проведение независимых адвокатских расследований.
• Коллегиальное решение вопросов.
• Узкая специализация (например, юридическое обслуживание стоматологий).
Многие из вас скажут: «Какие же это преимущества? Все делают так!»
Запомните! УТП не означает, что никто из конкурентов не делает услугу так же. УТП работает, если никто из конкурентов НЕ ГОВОРИТ об этом в своей рекламе!
Принцип букета. Этот принцип предполагает совмещение несовместимого.
Пример из практики.
Одна моя клиентка поступила следующим образом: в офисе, где она принимала, начал работать в соседнем кабинете психолог. Ее клиенты стали проходить две стадии урегулирования конфликта: психологическую, а затем юридическую. В результате она приобрела известность и ее услуги стали уникальными.
Подумайте, чем вы можете дополнить свою услугу? С чем совместить?
ПсевдоУТП, или придумываем преимущества.
Вы перебрали все варианты и не знаете, чем отличиться от конкурентов? Постарайтесь придумать свое отличие.
В маркетинге товаров таких примеров предостаточно. Посмотрите на состав средства для стирки «Ласка. Магия цвета» и «Ласка. Магия черного»: два продукта, а состав один. Можно еще вспомнить Nivea, выпустившую серию продуктов с молекулами серебра, тогда как еще из школьного курса химии всем хорошо известно, что в серебре нет молекул: оно состоит из ионов.
Как же придумать себе отличительную особенность, которая будет привлекать к вам внимание?
Проанализируйте наши законы с точки зрения маркетинга. Это просто неограниченный кладезь формулировок для УТП. Для адвоката, например, подходит следующее:
• Мы гарантируем никогда не свидетельствовать против вас, что бы вы нам ни рассказали.
• Мы соблюдаем кодекс профессиональной этики.
• Мы никогда не займем позицию, противоречащую вашей воле.
И так далее. Вы скажете, что это банально. Ведь все прописано в законе. Верно, но кто-нибудь из ваших конкурентов говорит об этом в своей рекламе?
Одна из мощных стратегий, которая будет отличать вас от конкурентов, – это специализация. Разберемся в деталях, как задействовать ее в маркетинговых целях.
3.3. Выбор специализации
В российском юридическом бизнесе специализации принято выделять по такому критерию, как область права. Кто-то специализируется на уголовном праве, кто-то – на семейном и так далее. Это вполне логично для профессионалов: нельзя быть специалистом во всем, нужно выбрать что-то одно и на этом сконцентрироваться.
Помогает ли привлекать клиентов правовая специализация? Безусловно! На рынке достаточно большая конкуренция, и клиенту проще выбрать специализированного юриста.
Проблема со специализацией по праву.
Наберите в «Яндексе» «арбитражный адвокат» – получите десятки ответов, наберите «автоюрист» – ответов будет еще больше. Среди такого многообразия клиенту достаточно проблематично выбрать для себя специалиста.
Специализация на клиенте.
«Адвокат для стоматологов». Не верите? Пожалуйста: http://www.dvplaw.com/.
«Адвокат для мужчин-отцов»? Без проблем: http://www.cordellcordell.com/.
Юридический маркетинг идет дальше и предлагает нам специализироваться не только на области права, но и на клиенте, позволяя профессионалам находить себе новых и новых заказчиков.
Почему специализация на клиенте работает?
Каждый из нас считает себя в душе уникальным, не похожим на других. Попробуйте сделать женщине комплимент, что у нее платье, как у вашей подруги, а мужчине, что он ездит на машине, как у половины города. Как минимум человек расстроится.
Несмотря на веру в свою уникальность, мы обожаем родниться: мы ищем людей, похожих на нас по религиозным убеждениям, спортивным и профессиональным интересам…
Именно на этом коктейле родства и уникальности строится сильнейший маркетинговый прием – СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ НА КЛИЕНТЕ.
Стоматологи считают свои юридические проблемы особенными, мужчины-отцы думают, что их бракоразводный процесс требует особых знаний и умений.
Чем выгодна специализация на клиенте для юриста?
Простота привлечения клиентов. Когда вы точно знаете, кто ваш клиент, вам проще к нему обратиться. Профессиональные форумы и сообщества, социальные сети… Современный Интернет дает десятки способов сегментирования клиентов.
Конкурентные преимущества. Статус эксперта в своей нише – очень сильное оружие. Люди хотят работать с экспертами. Экспертность по типу клиента им от природы понятна. Напомню, свои проблемы и проблемы своего сообщества мы генетически считаем уникальными.
Сокращение расходов на рекламу. Все юристы и адвокаты обожают сарафанное радио, но никто не использует его целенаправленно. Если в сообществе, например среди стоматологов, появится эксперт-юрист, сообщество распространит информацию о вас просто моментально. Помните, как женщины из уст в уста передают информацию о хороших парикмахерах?
На каком клиенте специализироваться?
Итак, вы планируете специализироваться на определенном типе клиента. Одно из главнейших условий успеха – это выбор перспективной клиентской ниши. Рассмотрим две основные ее характеристики.
В нише должны быть деньги. Клиент может трижды нуждаться в вас, хотеть сотрудничать с вами, но, если у него нет денег, все бессмысленно. Как же определиться, есть в нише деньги или нет? Смотрите на косвенные признаки. Где рекламируется бизнес клиента? Какой офис используется? Много ли персонала? Какой средний чек за услугу? Проведя этот небольшой анализ, вы сможете понять, может клиент позволить себе ваши услуги или нет.
Кстати, анализируя рынок юридических услуг в России, я не нахожу специализированных юристов, защищающих стоматологов, рестораторов, владельцев автосервисов и автосалонов. А ведь эти ниши обладают значительными финансовыми ресурсами.
Клиент должен нуждаться в юридических услугах. Возникают ли у клиента юридические проблемы? Как сейчас он решает юридические вопросы? Клиент должен нуждаться в ваших услугах, быть психологически готовым отдать юруслуги на аутсорсинг. Возьмите, например, госслужбу. Возможно, нанять вашу компанию на юридическое обслуживание какого-нибудь госоргана было бы в 10 раз выгоднее и эффективнее, чем держать специалистов в штате, но увы… бюрократия сильнее эффективности.
Конец ознакомительного фрагмента.