Глава 4. Организация призыва на военную службу. Воинский учет
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат:
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
2) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными актами по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы. Данное положение определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, а также окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.
Призыв на военную службу призывников организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования.
Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации и доводятся до них через штабы соответствующих военных округов (флотов), а до главы местного самоуправления и военного комиссара – через военного комиссара субъекта Российской Федерации.
4.1. Кем осуществляется призыв на военную службу
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления. Для обеспечения деятельности призывной комиссии решением главы органа местного самоуправления выделяются и оборудуются необходимые помещения и территории – призывные пункты.
В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар:
1) разрабатывает и представляет на рассмотрение органа местного самоуправления план проведения призыва на военную службу;
2) оказывает необходимую помощь организациям в выполнении решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения призыва на военную службу;
3) участвует совместно с представителями органа здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием призывников;
4) вносит в призывную комиссию предложения о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу;
5) взаимодействует с органом местного самоуправления и должностными лицами организаций в работе по разъяснению населению нормативных правовых актов по вопросам призыва на военную службу;
6) обеспечивает членов призывной комиссии нормативными правовыми актами и иной документацией, необходимой для призыва на военную службу; выполняет в пределах своей компетенции иные задачи по вопросам призыва на военную службу.
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть с целью прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования.
Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или на призывной пункт.
Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все призывники.
В повестках, вручаемых призывникам, должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных требований. После оповещения призывников глава органа местного самоуправления составляет график работы призывной комиссии и листы явки призывников с указанием дней работы призывной комиссии.
Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и организаций.
Прибытие на заседание призывной комиссии призывников, которым не удалось вручить повестки в установленном порядке, обеспечивается органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности. Более подробно вопросы ответственности будут рассмотрены нами далее.
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения его годности к военной службе.
Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки.
При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии, в удостоверение призывника, подлежащего призыву на военную службу, и его учетную карту.
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о его явке на призывной пункт для отправки его к месту прохождения военной службы.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию.
Контроль за сохранением у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования – на военный комиссариат и орган здравоохранения.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву.
Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им возраста 27 лет решением призывной комиссии зачисляется в запас.
По завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу, о чем делаются мотивированные записи в книге протоколов заседаний призывной комиссии.
При отмене нереализованного решения о призыве на военную службу в удостоверении призывника, подлежащего призыву на военную службу, и в его учетной карте делаются записи об отмене решения призывной комиссии о его призыве на военную службу, которые подписываются заместителем председателя призывной комиссии и заверяются гербовой печатью военного комиссариата.
Для осуществления методического руководства призывными комиссиями, контроля за их деятельностью и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
В целях обеспечения организованной отправки призывников к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) призывников, передачи их представителям воинских частей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяются и оборудуются помещения и территории – сборные пункты.
При необходимости по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть выделен и оборудован для совместного использования один сборный пункт, работу которого организуют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и военный комиссариат субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот сборный пункт.
Для организации работы сборного пункт органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с военным комиссариатом субъекта Российской Федерации создается временный штаб администрации сборного пункта под руководством начальника сборного пункта.
Начальник сборного пункта подчиняется заместителю военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Указания о порядке и сроках направления призывников на сборные пункты доводятся до военных комиссариатов военными комиссариатами субъектов Российской Федерации после получения ими из штаба соответствующего округа (флота) выписки из плана отправки в войска (на флот) призывников.
Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви, а отправляемые в воинские части в холодное время года или в местности с холодным климатом должны иметь теплую одежду и обувь.
Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на сборный пункт назначения, как правило, должна проводиться заблаговременно, с учетом времени прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками и формирования воинских эшелонов (команд).
На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и военных комиссариатов.
Во время нахождения призывников на сборном пункте они обеспечиваются горячей пищей по нормам общевойскового пайка, утвержденного Министром обороны Российской Федерации.
На сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости, а также проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками.
На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 % от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам.
Задерживать на сборном пункте призывников, находящихся в резерве, более 3 суток или возвращать в военные комиссариаты запрещается.
При отправке призывников со сборного пункта к месту прохождения военной службы в их документах персонального учета (военном билете и учетно-послужной карточке) записывается дата убытия со сборного пункта, которая заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Перевозка призывников производится в составе воинских эшелонов (команд) в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Наставления по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, Устава воинских железнодорожных перевозок, Устава воинских морских и речных перевозок и Устава воинских воздушных перевозок по планам Министерства обороны Российской Федерации, согласованным с Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой воздушного транспорта России.
Отправление воинских эшелонов (команд) планируется с таким расчетом, чтобы в дни государственных праздников исключить нахождение призывников на вокзалах, аэродромах, аэропортах, морских и речных портах и в пути следования.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль за формированием и отправкой воинских эшелонов (команд), а также за их движением.
В случае необходимости органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с представителями Министерства обороны Российской Федерации или командования местного военного гарнизона производится проверка в воинских эшелонах (командах) состояния воинской дисциплины и порядка, воспитательной работы, санитарного состояния, обеспеченности призывников и сопровождающих их лиц установленными видами довольствия и принимаются меры по устранению выявленных недостатков.
В течение 15 дней после окончания призыва глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром информирует главу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и военного комиссара субъекта Российской Федерации об итогах призыва.
Существует также определенный порядок призыва граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.
Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас, организует и осуществляет военный комиссар.
В этих целях граждане, зачисленные в запас, вызываются повестками военного комиссара на медицинское освидетельствование, которое проводится в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе.
Оповещение граждан, зачисленных в запас, о явке на медицинское освидетельствование и к военному комиссару, производится в таком же порядке, как и оповещение призывников.
После прохождения гражданином, зачисленным в запас, медицинского освидетельствования военный комиссар принимает в отношении него одно из следующих решений:
1) о призыве на военную службу;
2) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
3) об освобождении от призыва на военную службу;
4) об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Гражданину, зачисленному в запас и призванному на военную службу, в военном комиссариате вручаются 2 экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы, получив которые он самостоятельно убывает к месту ее прохождения.
После откомандирования гражданина, зачисленного в запас, к месту прохождения военной службы его личное дело в трехдневный срок высылается военным комиссариатом в воинскую часть, куда он направлен.
По прибытии гражданина, зачисленного в запас, в воинскую часть командир части делает об этом отметку на одном из экземпляров предписания, выданного военным комиссариатов, и возвращает его в этот военный комиссариат.
4.2. Порядок и особенности воинского учета граждан
Организация воинского учета осуществляется в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в которой указано, что граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
1) освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
3) отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4) женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
5) постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях уголовно-исполнительной системы, определяются Правительством Российской Федерации.
Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок воинского учета граждан определяется вышеуказанным Федеральным законом, а также Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. № 1541.
Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в военных комиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет регулируется ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Она осуществляется в период с 1 января по 31 марта (в год достижения гражданином возраста 17 лет) комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании.
Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации). В состав комиссии включаются военный комиссар района, города без районного деления или иного равного им муниципального (административно-территориального) образования либо заместитель военного комиссара (он является председателем комиссии), специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо вынести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или рассмотреть вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету, предусмотренные ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
1) состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, в органах местного самоуправления, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, – в указанных органах;
2) явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания;
3) при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
4) сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
5) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
6) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов гражданин обязан в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.
Иные обязанности граждан по воинскому учету установлены Положением о воинском учете.