20. Социальная регуляция поведения личности
Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Общество регулирует поведение личности, малых и больших социальных групп и всего социума.
Внешними регуляторами социального поведения являются общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация.
Регуляторами, характерными для всего человечества, являются образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст. Регуляторы духовной сферы – мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. Регуляторы политической жизни – власть, бюрократия, социальные движения. Регуляторы правовых отношений – право, закон.
Общечеловеческими регуляторами выступают знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья.
Более узкими социально-психологическими регуляторами считаются большие социальные группы; малые социальные группы; групповые явления – социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.
Общими социально-психологическими регуляторами служат символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы; личностными – социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.