16. Социальная установка личности
Одним из важнейших понятий юридической психологии является социальная установка, или аттитюд. В научный обиход термин был введен Томасом и Званецким и определялся ими как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта.
Основными характеристиками аттитюда (согласно С. К. Рощину) являются социальный характер объектов (институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности), с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент и регулятивная роль социальной установки.
Простая установка в отличие от аттитюда лишена социальности, осознанности и эмоциональности, она отражает только психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям. П. К. Анохин рассматривал социальную установку как стабильно-динамичную функциональную систему, которая регулирует поведение человека по отношению к тому или иному социальному объекту.
Социальные установки у индивида не существует в отрыве друг от друга, а взаимосвязаны и образуют целую систему социальных установок. Социальные установки противоречивы, между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека может возникать несоответствие (парадокс Лапьера). При восприятии социальных объектов может возникать предрасположенность к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности (перцептивная установка).
М. Смит выделил в структуре социальной установки три компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту (Рощин), причем реализация поведения по когнитивному или аффективному сценарию зависит от целого ряда условий и сложившейся ситуации, или, как говорят психологи, – от взаимодействия с другими аттитюдами.