Вы здесь

Юридическая психология. Шпаргалка. 13. Психосемиотика в трудовой деятельности (Е. В. Федотова, 2009)

13. Психосемиотика в трудовой деятельности

Развитие научно-технического прогресса обострило роль человеческого фактора. Этот факт нашел свое отражение в:

1) интенсификации психической деятельности человека, который находится в производственной сфере;

2) многократном увеличении объектов деятельности;

3) активизации процессов приема и переработки информации;

4) повышении ответственности за принятое решение и его последствия;

5) опосредовании человеческой деятельности специальными техническими устройствами. Психосемиотическая система – это психологическая функциональная система, обеспечивающая процесс преобразования неязыковых систем. Здесь происходит процесс интеграции образа объекта и знака в определенном семантическом комплексе. Существование этой системы подтверждается разными научными исследованиями по физиологии высшей нервной деятельности и по функциональной асимметрии головного мозга человека.

Основные принципы психосемиотического подхода к анализу деятельности:

1) развитие знаковой функции, способности личности оперировать в процессе познания и общения одними предметами как знаками других предметов. Это необходимая предпосылка для использования знаков в деятельности человека;

2) психологическая сущность знаков и функционально-информационное отношение между

знаками и предметами, которые включают различные особенности системы знаков, а также правила перехода от обозначаемого предмета к знаку и обратно;

3) выделение знаковых ситуаций и отношений в деятельности;

4) определение основныхфункций, которые выражаются в деятельности человека;

5) системный анализ знаковой информации и процессов ее приема и переработки.

Главная особенность психологического анализа деятельности – раскрытие внутренних отношений, возникших в процессе развития этой деятельности и представляющих собой сложную и разветвленную систему, с помощью которой индивид производит необходимые преобразования предметов деятельности.

В структуре средств деятельности выделяются внешние и внутренние. Главной составляющей внешних средств являются символические средства труда – знаковая информация, которая содержится в деятельности человека.

К внутренним средствам можно отнести программы, схемы поведения, умения и навыки.

Значение психосемиотического подхода заключается в следующем:

1) этот подход является основой для анализа природы и структуры знаковой информации;

2) он позволяет раскрыть скрытые взаимосвязи между объективной, а именно системой знаковой информации, и субъективной, т. е. переработкой знаковой информации, системами;

3) такой подход дает конструктивный метод для разработки требований к организации и процессу обучения человека соответствующей деятельности, в которой используется знаковая информация.