Впечатление
Имидж
Имидж – образ, который формируется о вас в глазах окружающих: коллег, родственников, начальства, соседей и даже незнакомых прохожих. Составляющими имиджа являются внешний вид человека: его одежда, прическа, аксессуары, а также манера себя вести, общаться с окружающими и даже выражение лица. Имидж формирует впечатление о человеке и является одним из решающих факторов успешности.
Базовая цель имиджа – создание желаемого впечатления. Как ни странно, но, даже не задумываясь об имидже и не создавая его специально, человек все равно им обладает. Не стоит пренебрегать важностью стандартизированных элементов имиджа.
Собираясь на важную, а тем более решающую встречу, на собеседование, деловые переговоры, свидание и даже вечеринку, используйте штампы, принятые в данной ситуации: строгий костюм для собеседования, вечернее платье – на официальный прием.
Рекомендуется также гармонизировать манеру поведения и выбор одежды. Ни для кого не секрет, что в общественном сознании твердый характер и энциклопедические знания мало сочетаются с мини-юбкой, а спортивные брюки на свидании неуместны.
Первое впечатление
A good beginning is half the battle («Хорошее начало – половина дела») – веками подсказывает нам старинная английская пословица.
Современные психологи сузили возможность произвести первое впечатление до 30 секунд, именно столько отводят специалисты на формирование главного впечатления о собеседнике.
На основании проведенных исследований ученые утверждают, что человека или ситуацию мы оцениваем за первые 30 секунд. А значит, в современной деловой и светской жизни нам остается лишь научиться производить достойное и желаемое впечатление за короткий срок.
Информация извне воспринимается человеком посредством трех каналов: визуальный (внешний вид, жесты, поза, мимика) – 60 %, аудиальный (слуховой – интонация, четкость произнесения слов, громкость голоса) – 30 % и вербальный (словесный) – 10 %.
Уже за несколько секунд до того, как мы начнем говорить, оппонент успеет составить о нас некое мнение. Непривлекательный внешний образ порой не может исправить даже самая воспитанная или профессиональная речь.
Психологи разделяют три базовые группы оценочных критериев человека: внешний облик, социальный статус и эмоциональный образ.
Внешний облик формируют дресс-код, ухоженность и аккуратность. Выбор стиля одежды зависит от случая, к которому она подбирается. Для делового мероприятия подходит консервативный, деловой стиль, для различных светских мероприятий (коктейль, фуршет или ужин) существует свой дресс-код, с которым желательно ознакомиться заранее. Костюм должен также соответствовать возрасту и статусу человека. Визуальный образ дополняют аксессуары: кольца, серьги, кулон, платочек, перчатки, сумочка.
Предмет, находящийся в руках, фокусирует внимание собеседника. Небольшая атласная сумочка-клатч облегчит образ и придаст хозяйке светскость, а кожаная сумка-портфель, вмещающая ноутбук, настроит на деловой лад.
О социальном статусе много могут сказать аксессуары: часы, бижутерия, шейный платок или шарфик и т. п. Понятно, что не каждая молодая девушка может позволить себе покупать дорогие, брендовые вещи. Но крайне важно умело сочетать аксессуары с основным костюмом и использовать их уместно. Несоответствие существующим эталонам вызывает у окружающих недоумение и недоверие.
Эмоциональный образ собеседника создают мимика, манера говорить, жестикуляция, походка и язык телодвижений. Если в момент знакомства носки ваших туфель повернуты в сторону от собеседника или, пожимая ему руку, другой рукой вы поправляете волосы или теребите бусы, новый знакомый почувствует вашу неискренность.
Выражение лица – наша визитная карточка. Равнодушный, а также надменный и заискивающий взгляд создает психологический барьер в общении. Открытый и дружелюбный – располагает к продолжению разговора.
Продумывая встречу заранее, уделите внимание месту и моменту знакомства. Кто должен вас представить. Кто может помешать вашему более длительному общению. И так далее. Говорите правильно. В процессе разговора на собеседника влияют приветливая интонация голоса, средняя скорость произносимых слов и упоминание имени оппонента.
Следите за жестами. Если вы беседуете с кем-то, сидя за столом, то руки желательно не прятать в карманы и не класть на колени, а спокойно положить на рабочую поверхность стола, не опираясь на него локтями. Стоит также исключить лишнюю жестикуляцию, похожую на сурдоперевод.
Умение быть интересным собеседником – искусство, овладев которым вы откроете перед собой многие двери. Формированию позитивного контакта способствует дружеское рукопожатие и первые произнесенные слова.
Как часто после фразы: «Приятно с вами познакомиться», – возникает неловкая пауза. Поэтому очень важно держать наготове запланированное продолжение, первую фразу – не более десяти слов. Именно такой объем информации фиксирует и воспринимает собеседник в момент знакомства и приветствия.
Например, начать разговор можно так: «Меня зовут Ирина, очень приятно. Я здесь впервые, здесь так красиво и ярко. Вам тоже нравится?» Позволительно также произнести несколько слов о себе. «Добрый день, меня зовут Ольга. Я секретарь компании «А», мы занимаемся…»
Начиная знакомство по телефону, не забывайте, что даже короткий разговор начинается с приветствия и представления.
Пунктуальность – широкоизвестный и важный элемент в создании хорошего впечатления. На деловую встречу необходимо прибыть вовремя, а на светскую допускается опоздание до 15 минут.
Самопрезентация
Самопрезентация – умение рассказать о себе, заинтересовать окружающих, продемонстрировать свои положительные черты.
Грамотная самопрезентация необходима при устройстве на работу или в карьерном росте, однако и в личной жизни, на свидании, в момент знакомства или отдыха нам часто приходится представлять себя.
Задача самопрезентации – убедить окружающих людей в своих положительных качествах, продемонстрировать определенные навыки и стороны характера. Самопрезентацию можно назвать рассказом о себе или личностным брендом.
Общение с окружающими нас людьми начинается с представления. Произносите свое имя достаточно громко и обязательно четко, убедительности придаст прямой и открытый взгляд.
Непременным условием приятного общения является упоминание имени собеседника. Следите за речью: произносите слова в удобном для восприятия темпе, не повышайте голос, не переходите на звонкий фальцет. Избегайте отрицательных формулировок и слов с частицей «не», заменяя их на положительные предложения.
Репутация – вспомогательный элемент самопрезентации. Хорошее мнение и отклики создают предварительное впечатление и помогают преподнести себя.
Оцените себя по достоинству. Умение оценить себя является базой личных достижений и успеха. Низкая самооценка часто становится тормозом карьерного роста и причиной неудач в личной жизни.
Не рассказывайте никому, даже по секрету, о своих недостатках. Не проводите детальный самоанализ. Оппоненту совсем ни к чему заранее знать, что вы слишком болтливы или чрезмерно любознательны, может быть, именно эти качества не приглянутся неразговорчивому собеседнику.
На вопрос о ваших недостатках во время собеседования не стоит перечислять отрицательные стороны, постарайтесь преподнести их с положительной точки зрения или расскажите, как вы работаете над их устранением.
Поддерживайте позитивный настрой. Замечено, что эффект оптимизма передается окружающим и настраивает их на положительный лад.
Хорошая самопрезентация вызывает доверие у окружающих. Во время рассказа о себе следите за жестами и случайными движениями. Не теребите рукав или мочку уха, у слушателей подобное движение вызовет сомнение в ваших словах.
Не вносите в презентацию факты, не соответствующие действительности. Заинтересованный слушатель будет разочарован, когда разберется, что вы приукрасили действительность. При устройстве на работу не отказывайтесь выполнить предложенные тесты, покажите себя на практике.
Не забывайте, что самопрезентация бывает не только устная, но и письменная. Резюме и письмо о приеме на работу, так же как и сообщение о знакомстве в Интернете, создают о вас соответствующее впечатление. Аккуратный человек не пропускает знаки препинания, деловой – умеет оформить резюме в соответствии с принятым стандартом, вежливый – не забудет поздороваться и попрощаться.