За геронтологию
Проблема преждевременной старости
Странное дело. Те люди, которые лучше и полнее жизнь используют, больше в ней понимают и любят ее сильнее, раньше стареют и даже умирают. А умирать они не хотят. Да и те люди, которые не очень уж жить умеют, тоже ведь до последнего молодятся.
На Земле при этом все люди понимают и оценивают жизнь тем больше, чем больше ощущают, что она уходит.
Конечно, индивидуально никто не может себе представить, как это он умрет и его не будет. Инстинктивно каждый решает, что в какой-то форме он будет жить вечно.
Вот к этой вере или мечте и пристраиваются различные религии. Все без исключения религии существуют (а их служители неплохо живут) только по одной причине: они обещают удовлетворить страстное желание каждого человека не умирать после физической смерти.
Нет ни одной религии, которая ограничивает существование человека физической смертью: это будет и смерть религии.
Но, если подумать о бессмертии, то хорошего тоже мало. Если вдруг есть бесконечная загробная жизнь, то принципиально мало различий: или вечно наслаждаться и страдать от пресыщения в РАЮ; или вечно стимулироваться в АДУ различными физическими факторами.
В общем, все люди горой стоят за продление жизни. А бог их вразумляет: «Это грех. Смиритесь. Что вам отпущено, то и берите. А отпустил я вам каждому строго определенный срок жизни, и не ропщите».
Так что выходит вроде как с пайком. Хочешь – ты его сразу съешь, хочешь – на более долгий срок растягивай.
Из-за этого и разошлись люди с Богом. Верить ему перестали. Да что там Бог, Сатану теперь не признают. Некоторые верят в одну только науку.
И приняли Бог и Сатана свои меры. Перестали люди вдруг понимать, в чем дело. Как начнут ученые-специалисты проблему старости обсуждать, ничего не разберешь.
Одни ученые доказывают, что заложена-де в человеке программа, как в хорошей кибернетической машине, и что программу эту человек изменить не в состоянии. Должен он поэтому умирать в свой срок.
Другие говорят: «Можно продлить жизнь. Только дорого это человеку обойдется. Платить надо. Пусть люди платить готовятся».
Третьи же утверждают, что шуметь нечего. И платить много не надо. Все по-деловому решить можно.
Создали тогда люди полномочную комиссию. Пусть она разберется с учеными, в чем тут дело. Разобралась комиссия. Оказывается, под видом ученых, которые денег просили, черти сидели. О программе в основном ангелы говорили. А истинных-то ученых очень мало было. Вот почему и не решена до сих пор до конца проблема преждевременной старости.
Почему мы не живём до 120 лет, как долгожители?
Человек может и должен жить до 120 лет. Это показали и теория, и практика. Ведь живут же долгожители аж до 120 лет. Почему? В этом и теория, и практика едины. Нашу жизнь сокращаем мы сами с помощью жиров, точнее ненасыщенных жирных кислот, находящихся в нашем организме.
Уже в 1954 году профессор кафедры Биофизики МГУ Б. Н. Тарусов показал, что ненасыщенные жирные кислоты, входящие в состав всех жиров в нашем организме, непрерывно и неостановимо окисляются в процессе цепного свободнорадикального окисления (СРО). То есть жиры в нашем организме ведут себя точно так же, как, например, подсолнечное масло в открытой бутылке или в баночке. Любая хозяйка знает, что через некоторое время даже в холодильнике жиры прогоркают из-за накопления в них горьких токсичных альдегидов, кетонов, липидных перекисей и свободных радикалов. Через некоторое время масло становится не только прогорклым, но и ядовитым – токсичным.
В нашем организме с жирами происходит такое же свободнорадикальное окисление с образованием токсичных свободных радикалов, перекисей, альдегидов и кетонов. Эти вещества и сокращают нашу жизнь, они поражают стенки кровеносных сосудов, вызывая преждевременные атеросклероз и другие сердечно-сосудистые заболевания, разрушают все без исключения биохимические структуры и белков, и нуклеиновых кислот, проводя их окисление, а затем и сшивку – полимеризацию. В общем, мы, как и масло в баночке, постепенно «прогоркаем», атеросклерозируемся или получаем раковую опухоль и отправляемся на тот свет в 60–70 лет вместо 120.
Так почему же долгожители так долго сопротивляются этому процессу? Наука говорит следующее: потому что у них свободнорадикальное окисление жиров хотя и не остановлено, но резко заторможено, протекает гораздо медленнее. За счет чего?
В 1960 году профессор А. И. Журавлев обнаружил, что липиды нашего организма помимо жиров содержат особые вещества – биоантиокислители, которые и тормозят свободнорадикальное окисление. Вещества эти известны: это токоферол – витамин Е, витамин К, глютатион, аскорбиновая кислота, соединения селена, каротин, – т. е. вещества, содержащиеся в зеленых листьях и стеблях растений, в черной и красной смородине, облепихе, черноплодной рябине, луке, чесноке, салате, петрушке, редьке, хрене, столовых винах, качественных настойках и коньяках, ржаном хлебе, моркови, нерафинированных (неочищенных) маслах (льняном, рапсовом, подсолнечном), в орехах и отрубях.
Практика показывает, что долгожители никогда за стол не садились без зелени и стакана домашнего вина, т. е. экстракта антиокислителей. Они через пищевой рацион поддерживали в своем организме высокий уровень антиокислителей и тем тормозили свободнорадикальное окисление своих жиров.
Проблема антиокислителей оказалась столь важной для нашей жизни, что только в 1994 году ей было посвящено 7 международных совещаний-конференций и симпозиумов, проходивших в США, Португалии, Нидерландах, Германии, Новой Зеландии, Австралии, Англии. И хотя приоритет в разработке данной проблемы принадлежит русским ученым – Б. Н. Тарусову, Е. Б. Бурлаковой, А. И. Журавлеву, – поддержки со стороны государства они не ощущают, и по продолжительности жизни Россия выходит на одно из последних мест в мире. А наши ученые, хотя их пока еще приглашают как ведущих экспертов, не имеют средств, для того чтобы выехать на эти конференции.
Вряд ли смогут жить долго современные снобы, заменяющие ржаной хлеб или хлеб из отрубей, зелень, овощи завтраком из джема, белого хлеба, «Сникерсов», печенья, пирожных, приторных прозрачных напитков, а также пищей, приготовленной на рафинированных (прозрачных), не дымящих на сковородке, как правило импортных, маслах и жирах.
Но на этом удивительное единство науки и практики не кончается. Биофизика доказала, что у жиров в нашем организме 2 пути. Они могут окисляться нормально (ферментативно), т. е. путем дыхания превращаться в безобидные воду и углекислый газ, поставляя энергию для движения – работы. Если же мы ничего не делаем, т. е. находимся в состоянии обездвиживания (гипокинезии), когда энергии много не надо, жиры вынуждены окисляться по второму – свободнорадикальному – пути с образованием токсичных веществ.
Практика показывает: все долгожители – это люди, постоянно занимающиеся напряженным физическим трудом. Возлежа на диване по нескольку часов в день, мы сокращаем свою жизнь на несколько лет. Спорт тут слабо помогает, нужна либо регулярная физкультура, либо постоянная работа на огороде или зимой по очистке снега.
Естественно, что по пути свободнорадикального окисления пойдет тем больше жиров, чем больше мы их съедим свыше нормы. Переедание и ожирение – прямой путь к сокращению жизни, особенно в сочетании с гипокинезией.
А все 3 фактора – рацион без антиокислителей, обездвиживание без напряженной физической работы и обжорство – активизируют в организме человека свободнорадикальное окисление жиров.
Но это еще не все. Самым страшным врагом долголетия является эмоциональный стресс.
Гениальный канадский ученый Ганс Солье создал учение о стрессе, т. е. физиологически необходимом для животных (и человека) состоянии с повышенной энергетической готовности к тяжелой работе, включая и напряженную физическую борьбу.
Действительно, нашим предкам, чтобы на лошадке вспахать десятину или побороть, например, волка, медведя или лося, необходимо было переходить в состояние с более высокой мощностью.
Ганс Солье раскрыл механизм этого перехода за счет мобилизации – выброса в кровь большого количества жиров из наших жировых прослоек.
Даже сейчас, внезапно увидев под ногами змею, вы чувствуете эту мобилизацию. А происходит это так.
Сигнал об опасности поступает (через зрение или слух) в центральную нервную систему и по цепочке от органа к органу идет от гипоталамуса и гипофиза в надпочечники, которые и выделяют гормоны: адреналин, норадреналин и др. Одна из основных функций этих гормонов – «заставить» жиры, т. е. биологическое топливо, из жировых депо выйти сначала в кровь, а затем и ко всем органам, включая наши мышцы. Тем самым обеспечивается более высокая мощность для многочасовой работы, борьбы или убегания. И жиры преспокойно сгорают в процессе дыхания, обеспечивая организм необходимой энергией.
Однако мы, люди, создали извращенный эмоциональный стресс, т. е. реакцию не на реальную, а на предлагаемую опасность без последующей физической работы. Ведь нашим биологическим системам совершенно безразлично, реальная это опасность (встреча с медведем или тигром) или мнимая (студенту поставили на экзамене двойку, начальник объявил выговор, отец стукнул по затылку или жена… и тем более теща…).
Наш организм реагирует однозначно: стресс – жиры выброшены в кровь, а работы нет. Ну не будете же вы драться с доцентом, или с начальником, или с женой. В результате избыток жиров окисляется по свободнорадикальному пути с образованием огромного количества перекисей, радикалов, альдегидов и кетонов. А ведь кетонами на производстве даже кожи дубят. Представляете, что у вас внутри творится и почему ваша жизнь так стремительно сокращается?
А что показывает практика? Оказывается, долгожители, как правило, живут в стационарных, устоявшихся условиях (горцы в далеких аулах в среднегорье). Никаких новых ситуаций, а значит и стрессов, у них почти не бывает. Известен случай, когда одного долгожителя из горного аула уговорили поехать в Москву для выяснения научных основ его долгожительства. Бедняга где-то на третьем или четвертом обследовании и помер на 105-м вместо 120-го года жизни.
Мы от эмоциональных стрессов уже не избавимся, разве что уехав на необитаемый остров, и свою биологическую природу, сформировавшуюся за миллионы лет, за свою жизнь переделать не успеем.
Выход один – использовать средства, которые нам дала природа. Их действенность подтверждает и наука, и практика.
Кстати, методы, рекомендуемые нами против стрессов, достаточно эффективны и в борьбе с преждевременным облысением.
Все мы знаем, что от частых и мощных эмоциональных стрессов начинается преждевременное облысение, и не только у людей. Все цирки не знают, что делать с лысыми медведями и другими животными, которые постоянно во время выступлений испытывают стрессы из-за вспышек света, хлопков, выстрелов, другого шума.
Тут кое-что стало понятно. Ведь волос, т. е. его самая глубокая часть (волосяная сумка), удерживается связями (S-S-связями), которые разрываются такими продуктами свободнорадикального окисления, как липидные перекиси. Больше стрессов – больше перекисей, и быстрее наступает облысение. И в биотехнологии, чтобы получить высококачественную кожу для туфель и ботинок, из нее удаляют волосы. Как? Обрабатывают шкуру перекисями – ну совсем как при облысении от стресса.
Свободнорадикальную теорию старения создал профессор А. И. Журавлев уже в 1975 году.
Итак, если хотите дольше жить и медленнее лысеть, то вам необходимо тормозить свободнорадикальное окисление жиров. А для этого нужно соблюдать ряд условий.
1. Постоянно заниматься напряженным физическим трудом, избегая длительного обездвиживания (чистите снег, копайте огород, бегайте не менее 2–3 часов в сутки).
2. Исключить регулярное переедание и тем более не допускать ожирения.
3. Следить за высоким содержанием антиокислителей в вашем рационе.
4. При получении эмоциональных стрессов принимать препараты антиокислителей, переходить на диету с их повышенным содержанием; делать 1-2-часовую физическую зарядку, в крайнем случае выпивать 50–100 г настойки на ягодах или листьях (зверобой, дубняк) или коньяка с высоким содержанием антиокислителей.
Само собой разумеется, не стоит укорачивать себе жизнь и с помощью наркотиков, курения, полового воздержания или, напротив, сверхактивности до истощения.
При выкуривании 2–3 сигарет СРО в организме так активируется, что даже моча начинает светиться – хемилюминесцировать.
Половое воздержание приводит, кроме стрессов, к накоплению и других токсических веществ, а «переусердствование» – к перерасходу ваших тканевых биоантиокислителей и для начала к ускоренному облысению.
Интересное наблюдается противоречие. Женщины в современном мире живут дольше мужчин на 7–12 лет, особенно в России, где средняя продолжительность жизни мужчин сократилась до 59 лет. А у долгожителей в горах, наоборот, дольше (до 120 лет) живут мужчины.
Есть, оказывается, еще один фактор, продлевающий жизнь, и только у мужчин. Это регулярные и длительные перерывы в сексуальной активности в течение всей половой жизни.
Вот смотрите. У горцев в дальних аулах или у русских крестьян в прошлом и позапрошлом веках было от 8 до 12 детей. Это значит, что каждые 1,5–2 года наступал период, когда жена носила ребенка и почти полгода не участвовала в половой жизни. В горном ауле или в русской деревне все друг друга не только хорошо знают, но и видят постоянно. Тут о «свободной» любви мечтать даже и во сне бесполезно, а значит, и стресса по этому поводу не возникает. Наступает перерыв в полгода. А если детей 10, то оказывается, что в самый активный период сексуальной жизни – от 20 до 50 лет – вклинивается перерыв для «отдыха» в 5 лет. Причем закономерно регулярно на протяжении всей жизни временно прекращается изнурительный сперматогенез – один из факторов, ускоряющих старение мужчины.
У мужчин, имеющих 1–2 детей, такого перерыва нет, особенно при избытке «свободной любви».
Предположительно, мужчине отпущено определенное количество половых актов – «норма». У кого побольше, у кого поменьше, но все равно – «норма». И каждый, как хочет, может ее употребить. Хочешь – за 20 лет, сколько можешь, без перерывов, и к 40 годам – лысый и импотент со средней продолжительностью жизни 59 лет. У нас таких уже более 20 %. Или нормально, как врачи рекомендуют, в течение 70 лет и с волосами на голове до 80 лет. Ваше дело – как сами решите. А вот если вы хотите стать долгожителем, т. е. жить более 90 лет, то этого можно достичь, только используя многовековой опыт многодетных мужчин-долгожителей.
Конец ознакомительного фрагмента.