Вы здесь

Юмор. Стендап. Психология сцены. Пособие для артистов и им сочувствующих. Для начинающих. О чём шутить (Алексей Ярцев)

Для начинающих. О чём шутить

Структура шутки в стендапе

Джуди Картер рассказывает, что шутка строится из двух больших элементов:

предпосылки и микса. Где предпосылка это реальная ситуация, которую мы высмеиваем, а микс это вымышленная ситуация, которую мы используем для высмеивания предпосылки.

У каждой из этих частей есть момент, когда мы декларируем какое-то утверждение и есть момент, когда мы отыгрываем ситуацию.

Отыгрыш предпосылки мы будем называть актаутом, а отыгрыш микса, чтобы не путаться миксаутом. Синтаксически в этом слове смысла мало – мы создали его с учениками в клубе в ходе обучение, чтобы не говорить постоянно «первый актаут» и «второй актаут».

Идейно первая часть, предпосылка, заявляет некоторое утверждение комика, а вторая подтверждает его, доказывает, аргументирует.

Во многом это похоже на доказательство в суде. Вы не можете быть голословны – вероятность того, что зрители поверят в утверждения вроде «Мы русские самые бесстрашные на земле…» или «Для мужчины, когда у него спрашивают на кассе паспорт это типа „Че?“, а для женщины это всегда комплимент…» (Виктор Комаров). Кто-то поверит, кому-то этого уже достаточно, но самое смешное начинается, когда вы приводите аргументы, разыгрываете сценки, создаете вымышленные ситуации иллюстрирующие вашу правоту.

В этом и есть мастерство оратора и потому стендап-комики выглядят настолько убедительно. Они используют эту структуру, которая подходит для доказательства любого высказывания. Она так же хороша и в образовательной работе и в политической. Шутки по этой структуре активно используют тренеры, политики и даже реперы на реп-батлах.

Дело здесь не в моде, а в том как в принципе работает наш мозг – он всегда ищет подтверждений, и тот, кто способен не просто заявлять, но и доказывать свою позицию аргументами побеждает чаще.

Для тех, кого интересует именно аспект спора, аспект доказательства – настоятельно рекомендую книгу Поварнина «Искусство спора». Книга написана до революции, но это до сих лучшая книга о переговорах, которую я когда либо читал (а я шесть лет работал тренером в том числе и по переговорам и прочитал больше десятка популярных книг на эту тему).

Очень важно тренировать свою насмотренность. Смотреть как структура выглядит у разных комиков, отслеживать ее. Простого прочтения этого параграфа будет для подавляющего большинства читателей недостаточно. Поэтому дочитав его отправляйтесь в поля, смотрите стендап и отслеживайте: предпосылка, актаут, переход в вымышленный мир – микс, миксаут. Пока не отточите глаз на разделение этих элементов дальше не читайте.

Предпосылка

Предпосылка это некоторое ваше наблюдение. Тот «заусенец» в реальном мире, который привлек ваше внимание.

Действительно, если вы понаблюдаете за тем о чем чаще всего говорят и шутят люди, то убедитесь – люди шутят о необычностях, которые их задевают. Мы говорим о погоде, говорим о происшествиях из ряда вон выходящих и почти ничего не говорим о вещах, которые каждый день одинаковые.

Мы их не замечаем. Кто из вас последний раз рассказывал историю о том как он проехался на лифте абсолютно точно так же, как обычно?

Но мы расскажем всем, если застряли в лифте.

Поймав то, что вас беспокоит вам предстоит проделать неблизкий путь аналитики этого вопроса.

У людей, с детства шутящих это выходит уже на автомате. Они уже прошли свой путь ошибок и проб. Они словно птицы, которые не знают аэродинамики и не смогут рассказать вам, как они это делают.

Опытные мастера комедии цепляются за что угодно и на ходу высмеивают это.

Очень важно понимать, что первое, чему мы должны научиться – это замечать необычное.

Замечать то, что выбивается из привычного течения дел.

Поиск лишнего элемента из предложенных – один из вариантов теста Айзенка, который демонстрирует уровень IQ. Связь юмора и интеллекта как вы видите просматривается уже на самом раннем этапе.

Развивайте свое «чувство юмора». Именно «чувство», то есть способность воспринимать юмор. Вы можете сочинять собственные остроты, если вы понимаете чужие шутки, пусть и не смеетесь. если вы искушенный скептик и «выше всего этого». Но вы не сможете сочинять свои шутки, если вы не понимаете чужих. Скорее всего тогда вы рискуете показаться смешным.

Анализируя, что вас привлекло, что вас задевает, о чем вы хотели бы сочинить шутку, обращайте внимание какие правила нарушены, какие противоположности столкнулись, какой парадокс содержится в привлекающей ваше внимание ситуации.

И если что-то привлекло ваше внимание, значит парадокс в этом скорее всего есть. В этом огромный терапевтический смысл юмора – он заставляет нас прислушиваться к себе.

По личному преподавательскому опыту скажу, что в редких случаях причина проблемы оказывается в самом человеке. То, что какая-то ситуация задевает вас, возможно означает, что это вы делаете что-то неправильно. Например, на занятиях мы разбирали, что одного из учеников бесят штрафы от ГИБДД, но причина получения штрафов оказалась в том, что он нарушает правила. Винить оказалось некого. И это не значит, что штрафы не смогут стать темой для шуток. Юмор тесно связан с виной и об этом будет позже.

Парадокс

О парадоксе уже сказано немало в других книгах о юморе. Я подцепил эту идею в одной из книг и развил её в книге «Юмор. Все инструменты комедии». В той книге старался описать всё, что известно о парадоксе в юморе на сегодняшний день. Однако практика показывает, что большинству из нас надо отдельно тренировать понимание противоположностей. Тренировать знание антонимов и какое слово какому противопоставлено.

Помимо интеллекта и наблюдательности, скорости реакции и позитивности юмор требует еще и образования, знания сообщества, которое комик собирается смешить.

Парадокс это краеугольный камень комедии. Без его понимания и овладения им вы будете блуждать впотьмах вечность. Разбираться в комедии не разобравшись с парадоксом – все равно, что учить математику не зная таблицу умножения.

И в то же время, проделав упражнения, освоив парадокс и научившись видеть его не только в чужих шутках, не только в собственной комедии, но и в повседневной жизни, вы овладете ключом к пониманию мира.

Парадокс – это соединение противоположностей. Он произрастает на словаре антонимов:

белый – черный

толстый – худой

пьяный – трезвый

И так до бесконечности.

Играйте в такую игру с друзьями: вы ему прилагательное – он вам антоним, затем он вам прилагательное – вы ему антоним. Старайтесь в любой запутанной ситуации сразу же обратиться к словарю антонимов в интернете. Добивайтесь соответствия, четкости и однозначности. Это единственный путь к тому, чтобы комедия у вас начала получаться по щелчку. В противном случае будет масса выстрелов в молоко, неточностей, смазанных шуток.

Парадоксы, антонимы, будут использоваться во всех комедийных инструментах. Тем, кто уже проходил мою «онлайн разминку чувства юмора», известно, что только каждодневная тренировка на протяжении 10 недель может дать первые плоды.

Важно понимать. что само наличие парадокса может и не вызывать смеха, но оно всегда создаёт комедийный эффект. Например, услышав, что сейчас вам покажут сцену Дед Мороз в солярии, вы уже по названию понимаете, что это будет комедия. Парадокс создаёт комедийный заряд и это очень помогает сценаристам и редакторам читающим сценарии, чтобы понимать есть комедийный потенциал у той или иной идеи или нет. Сравните: «комедия про таксиста!» и «комедия про таксиста, которому пришлось участвовать в Формуле 1».

Какая из идей чуть более подготовлена?

«Комедия про наркомана» и «комедия про наркомана, который стал спичрайтером президента США».

Для тех, кто уже почувствовал свои силы, вопрос со звёздочкой: какие парадоксы в предложных мною примерах? Два антонима.

Антонимы

Знание антонимов позволяет вам создать палитру того, о чем вы будете шутить, что будете изображать и отыгрывать на сцене или перед камерой.

Дело в том, что в нашем языке прилагательные выполняют роль качественной оценки объектов и действий. Проверьте: быстрый, желтый, смешной, гадкий, светлый, воздушный.

Качественные понятия имеют вид шкалы в нашем восприятии.

Например нельзя быть более дверным, но можно быть более или менее богатым, добрым, постоянным.

Противоположные по смыслу антонимы лежат на противоположных полюсах этих шкал.

Например: твердый и мягкий, полезный и вредный, злой и добрый, нежный и жестокий.

Каждая из этих пар оценивает одно и то же свойство, но оценивает его противоположными значениями.

Несмотря на свою кажущуюся занудность – именно это знание – есть основа для любых шуток.

Даже каламбуры часто содержат в себе парадоксы.

Пример:

Пенсиардер

(бедный и богатый)

Трудовые блудни

(общественный и интимный, трудящийся и отдыхающий)

Котаин (кот и кокаин)

(редкий – частый, запретный – общеупотребимый, опасный – дружелюбный)

Для того, чтобы понимать, какие из ваших идей достойны проработки, а какие – случайны, вам необходимо оценивать насколько мощных в них парадокс. Понимаете ли вы какие антонимы содержатся в ваших идеях?

Раскладывать свои комедийные идеи нужно именно на два прилагательных.

Существительные не подходят в большинстве случаев. Например, у слова ковер нет однозначного антонима.

То же самое и с большинством глаголов. Какой антонима у слова «читать»?

Справедливости ради надо сказать, что у многих глаголов есть антоним – глагол обратного действия: вспоминать – забывать, продавать – покупать. Однако избегайте глаголов, если это не очевидная ситуация, типа всплывать – тонуть. Используйте прилагательные.

Раскладывая парадоксы в ваших предпосылках на антонимы, следите затем, чтобы не использовать однокоренные антонимы: красивый – некрасивый, комфортный – дискомфортный, радостный – безрадостный. Они часто заводят в тупик.

А вот красивый – уродливый, удобный – дискомфортный, радостный – печальный, – дают понимание, что играть на сцене и вокруг чего выстраивать текст.

Конец ознакомительного фрагмента.