Особенности проведения крестьянской реформы на Южном Кавказе в пореформенный период
В статье раскрыты особенности проведения крестьянской реформы на Южном Кавказе. Реформы на Кавказе проводились поэтапно и очень осторожно, так как налицо было явное несоответствие между уровнем развития промышленности и сельского хозяйства и потенциальными возможностями края.
Ключевые слова: Положение, крестьянская реформа, Южный Кавказ, межевая палата, феодально-крепостнические пережитки, губернии, поселяне, мюлькадары, национальные районы, государственные и частновладельческие крестьяне.
The article revealed the features of the peasant reform in South Caucasus. Reforms were carried out in the Caucasus gradually and very carefully, as there was a clear discrepancy between the level of development of industry and agriculture, and the potential edge.
Keywords: agrarian reform, the South Caucasus, mezhevaya Chamber feudal serf vestiges province, villagers, Mulkadari, national districts, state and privately owned peasants Regulation.
Южный Кавказ на рубеже XIX–XX вв. оставался аграрным районом, в жизни которого все еще ощущались пережитки патриархально-крепостнических отношений. Однако развитие капитализма шло здесь довольно быстрыми темпами. Русский капитализм, хотя и с некоторым опозданием, основательно сумел втянуть Южный Кавказ в мировое товарное хозяйство. Для Грузии, Армении и Азербайджана пореформенный период был периодом усиленного внедрения денежных отношений во все отрасли сельского хозяйства, периодом ускоренного развития земледелия [1, с.89] .На Южном Кавказе была проведена крестьянская реформа, которая явилась важным событием в социально-экономической и политической жизни региона. Однако, эта реформа была осуществлена несколько позднее, чем в центральных районах России. Перед местными феодалами и русской буржуазией по-прежнему стоял вопрос о приспособлении экономики Южного Кавказак задачам колониальной эксплуатации. Характерной особенностью пореформенного периода являлось развитие капитализма «вглубь» и «вширь» [2, с.112]. Проведение крестьянской реформы в национальных окраинах России исходило из основных принципов «Положений» 19 февраля 1861 г. – предоставление личной свободы крестьянам и надельной земли за повинности, с правом выкупа наделов. Рассмотрим, как же осуществлялась крестьянская реформа на Южном Кавказе. Уже через несколько дней после подписания Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян, Александр II, учитывая, что после этого правительственного акта «крепостное состояние останется в одном только Закавказском крае» и поэтому долго держаться не сможет, заговорил об освобождении крестьян и на этой далекой окраине государства, предлагая при этом «действовать с надлежащей осторожностью» [3]. Крестьянская реформа на окраинах России, в том числе и в Грузии, была проведена на тех же основаниях, что и во внутренних российских губерниях. Некоторая предварительная подготовка к реформе началась еще в 1857 г., а в 1862 г. был созван съезд дворянства Тифлисской губернии, который выработал основные руководящие принципы предстоящих преобразований [4, с. 115]. 13 октября 1864 г. было издано «Положение» об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, по которому крестьяне получали личную свободу, но земля оставалась в собственности помещиков, выделявших крестьянам определенное законом количество полевой земли и усадьбу за следующие повинности: внесение 1/4 урожая с пашен и виноградников и 1/3 укоса трав с сенокосов. Кроме того взималась плата по 3 руб. в год за усадьбу в размере 0,5 десятины. При выделении крестьянам усадьбы и наделов помещик имел право сохранить за собой не менее половины всей земли в имении. Дворовые люди и арендаторы землей не наделялись. Выкуп наделов всецело зависел от воли помещика. До выкупа же земли он оставался в положении временнообязанного человека. После выкупа бывший крестьянин окончательно переходил в разряд собственников. Но так как выкуп не был признан обязательным, временнообязанные отношения сохранялись долго, в Грузии они фактически были отменены лишь в 1912 г. [5, с.143]. Условия отмены крепостного права в Грузии были настолько грабительскими, что даже наместник Кавказа гр. Воронцов-Дашков во «всеподданнейшей записке» Николаю II писал следующее: «Отмена крепостного права в пределах Закавказья, а особенно в Грузии, была проведена в условиях, особенно льготных для помещиков и невыгодных для крестьян, причем правительство, в отступление от принятого в коренной России принципа, за прекращение личной зависимости уплатило от 25 до 50 руб. за душу бывших помещичьих крестьян дворянству Тифлисской и Кутаисской губерний, что составило сумму 7 000 000 руб. и увеличило земельные повинности крестьян в пользу помещиков выше существовавшей в крепостное время нормы» [5, с. 88]. Таким образом, в результате отмены крепостного права в Грузии феодально- крепостнические пережитки сохранились в большей степени, чем в центральных районах России. Причина этого заключалась в относительно слабом развитии капиталистических отношений на Южном Кавказе. Феодально-крепостнические отношения в Армении и Азербайджане существовали еще задолго до присоединения их к России, однако, в несколько своеобразной форме. Земля считалась собственностью государства и находилась в условном владении феодалов. Крестьяне не утратили полностью личной свободы, сохраняя право свободного перехода от владельца к владельцу. После же присоединения к России феодальные отношения были вновь юридически оформлены Николаем I, стремившимся укрепить свое положение на Южном Кавказе путем предоставления привилегий местной феодальной верхушке. После окончания подготовительных работ по проведению крестьянской реформы, созданный при Кавказском наместничестве Комитет в конце 1869 года разработал проект, который был послан на утверждение в Петербург. 14-го мая 1870 года Александр II с некоторыми изменениями утвердил представленный проект, придав ему силу закона [1, с.148].В основу закона, отменившего крепостное право в Азербайджанеи Армении, была положена реформа 1864 г. об отмене крепостного права в Тифлисской губернии. В отличие от Грузии разработка об отмене крепостного права в Армении была подготовлена без участия местного дворянства. 14 мая 1870 г. было утверждено «Положение о поземельном устройстве государственных поселян, водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия, а равно меликов из армян в губерниях закавказских…» [6]. Статьи «Положения» касались в основном трех вопросов: об отмене личной зависимостикрестьян, о землеи повинностях. Это положение не распространялось на крестьян, живущих на землях «лиц высшего мусульманского сословия, а равно меликов из армян по добровольным с ними условиям», а также на «государственных поселян», живших на землях, не принадлежавших представителям высшего магометанского духовенства, и меликов из армян. Крестьянам предоставлялся в постоянное пользование земельный надел, право собственности на который сохранялось за владельцем земли. За отведенный надел крестьяне должны были отбывать повинность. Им предоставлялось право выкупа земли как по добровольному соглашению с владельцем, так и без согласия землевладельца (последнее ограничивалось рядом условий). Размер полевого надела определялся 5 десятинами земли на каждую душу мужского пола. Если же существующий надел был выше этой нормы, а у владельца при этом оставалось менее одной трети удобных земель, то надел мог быть уменьшен. Если же, наоборот, надел был менее 5 десятин, то владелец обязан был сделать прирезку, но лишь при условии сохранения за ним не менее одной трети земли [7, с. 335]. По положению от 14-го мая крестьяне освобождались от крепостной зависимости лишь после уплаты выкупа за землю. И поскольку они не имели возможности выкупить свой земельный надел, то и продолжали оставаться в зависимом или полузависимом положении, в условиях малоземелья или безземелья. Это зависимое положение крестьян было ликвидировано лишь законом от 20-го декабря 1912 года. Особенно тяжелы были для крестьян условия выкупа земли. В России государство представило крестьянам кредит для выкупа их земельных участков. В Азербайджане и Армении крестьяне никакой помощи не получали. [8]. До составления уставных грамот (в течение первых двух лет) повинности оставались прежними, а позднее определялись «Положением». «Положение 14 мая 1870 г.» сохраняло как натуральные, так и денежные повинности. Натуральные повинности – малджегат или багра – взимались по- прежнему с урожая «всех земных произведений» в размере от четырех тридцатых до одной десятой. Натуральные повинности были неимоверно высоки. Об этом прямо писал царю граф Воронцов-Дашков в своем отчете в 1905 г.: «Насколько высокой являлась уплата повинностей долями урожая, доказывается тем, что при переводе этих повинностей – багры и малджегата – на деньги для определения выкупной стоимости земли все работы в этом направлении начиная с 1873 г. дали такую несообразно высокую стоимость за десятину, что пришлось отказываться от этого способа» [5, с.139]. Наряду с натуральными повинностями были сохранены и денежные, выражавшиеся в 262 коп. с десятины. Выкуп полевого надела мог производиться, как указывалось выше, как с согласия, так и без согласия владельца земли. В основу выкупа была положена сумма стоимости всех повинностей, капитализированная из 6 %. [9, с.39] .На основе этих расчетов цены за землю устанавливались неимоверно высокими – от 60 руб. 50 коп. до 202 руб. за десятину [10, с.121]. К тому же правительство не оказывало при выкупе никакого содействия, т.е. крестьянам не давалось никаких ссуд, и выкупная сумма должна была быть внесена сразу. Вследствие этого выкупа земель не производилось. «Выкупная операция, – говорилось в одном из официальных отчетов в 1887 г., – в Азербайджане и Армении не получила никакого осуществления, и во весь истекший период со времени издания «Положения» не возникало ни одного случая выкупа поселянами своих надельных земель, ни целыми обществами, ни отдельными дымами» .21 февраля 1876 г. «Положение 14 мая 1870 г.» было распространено на крестьян, живших на землях феодалов на добровольных началах. 5 сентября 1877 г. было издано «Положение» в отношении крестьян, проживавших на землях мюлькадар и тиулистов. По этому «Положению» за крестьянами закреплялась вся земля, находившаяся в их пользовании. Если наделы были менее 5 десятин на мужскую душу, то владелец обязан был соответственно увеличить их независимо от количества оставшейся у него земли. За пользование землей крестьяне обязаны были нести натуральную повинность – багра, взимавшуюся в данном случае лишь с полевых земель. Землевладельцам не разрешалось взимание с крестьян денежных повинностей. Крестьянам предоставлялось право выкупа на условиях, примерно идентичных «Положению 1870 г.» [11]. Крестьянская реформа была проведена здесь так, что временнообязанные феодальные отношения, сохранились здесь в частновладельческой деревне, вплоть до 1912 г.; что касается государственной деревни, то ее «реформа» поначалу и вовсе не коснулась. Царское правительство оттянуло проведение реформы в государственной деревне Южного Кавказа на тридцать с лишним лет. В «Положении» об агаларах говорилось, что владелец земли обязан сохранить за крестьянами имеющийся у них надел, а при наличии свободной земли довести его до 5 десятин на душу. Повинности по обоим «Положениям» устанавливались следующие: малджегат – одна десятая часть урожая со всех видов культур (при условии предоставления владельцем крестьянину рабочего скота, сельскохозяйственных орудий, семян и т.п. малджегат увеличивался до одной пятой части); барщина – от каждой семьи один работник со всем инвентарем и рабочим скотом от 8 до 18 дней в году с оплатой от 10 до 20 коп. за день; чопбаши – за пользование летними и зимними пастбищами; эврез – оказание помощи владельцу «миром» в сельскохозяйственных работах в течение 2 дней в году и, наконец, предоставление владельцу по его требованию мужской прислуги от 10 семейств на срок в один год. Владельцам земли предоставлялась также вотчинная власть над крестьянами. «Владелец, – указывалось в «Положении» – ,наблюдает за спокойствием, благочинием и нравственностью живущих на его земле поселян» [12]. В то же время крестьянин не являлся «крепким» владельцу земли, ему предоставлялось право ухода. «Поселянам, – указывалось в «Положении» – …дозволяется переселяться на все другие земли, но не иначе, как по истечении каждого рабочего года и по отбытии владельцу земли всех повинностей… Поселянин, желающий переселиться, обязан за два месяца до истечения года объявить об этом землевладельцу» [13, с.203]. Царские власти в Грузии, Армении и Азербайджане стояли перед необходимостью урегулировать взаимоотношения между податным сельским населением и землевладельцами. Положением 14/26 мая 1870 г. для поселян Восточного Закавказья выкуп наделов ограничивается весьма отличными условиями, нежели в Западном Закавказье; выкуп наделов производится по добровольному соглашению поселян с земледельцами. Если соглашения не последует, то поселяне могут выкупать и без согласия помещика, в таком случае поселяне могут выкупать не более 15 дес. на каждый дом [14, с. 12]. Условия выкуп ной операции для поселян Восточного Закавказья оказались настолько тяжелыми, что поселяне совершенно не выкупали наделов и выкупная операция проваливалась. Таким образом, к началу XX в. в Закавказском крае сохранился значительный состав временнообязанных крестьян. Через 25 лет после проведения в России крестьянской реформы царское правительство, наконец, приступило к подготовке проведения крестьянской реформы в отношении казенных крестьян Закавказского края. 1 мая 1900 г. императором Николаем II были утверждены «Главные основания поземельного устройства государственных поселян, водворенных на казенных землях губерний Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской…» [15]. По этому закону земельные наделы отводились сельским обществам, селениям и поселкам с сохранением существующего порядка пользования ими. На основании этого закона были установлены: 1) оброчная подать на казенные земли, находящиеся в бессрочном пользовании государственных крестьян, 2) поземельный налог на другие земли и 3) земский сбор, распространявшийся на все земли. В оброчную подать входила кроме поземельного налога и сумма в размере 10–12 % чистого дохода государственных крестьян [7, с.335]. Реформы на Кавказе проводились поэтапно и очень осторожно по нескольким причинам. Проводя земельную реформу, царское правительство преследовало также цель расширить казенный земельный фонд из «свободных земель» . Вместе с этим, желая притупить остроту назревающего социального конфликта, не допустить открытого выступления вдвойне угнетенного крестьянства, царская администрация заигрывала с крестьянством, давая им многообещающие заверения [16]. Многоплановостью и противоречивостью и противоречивостью задач, которые ставило перед собой царское правительство, во многом объясняется осторожность подхода к реформам на Кавказе и поэтапный и затяжной характер их осуществления.Несмотря на общие принципы, в каждой губернии имелись свои особенности в характере земельной реформы. Следует отметить, что помимо русификаторской политики переселение крестьян из внутренних губерний Российской империи преследовало двоякую цель: вопервых, создать в стратегически важном районе надежную опору в лице русского населения в случае военных столкновений с сопредельными государствами и, вовторых, облегчить решение аграрных вопросов в метрополии. Крестьянская реформа не коснулась северо- западной части Азербайджана – Закатальского округа. Здесь зависимые отношения крестьян сохранились вплоть до 1913 г. В 1864 г. было отменено крепостное право в 6 губерниях Закавказья, в которых насчитывалось 506,6 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян. Временообязанные отношения в Азербайджане и Армении были ликвидированы только в 1913 г. [17, с.67]. Аналогичная ситуация складывалась и на Северном Кавказе. Так, например, по реформе различные категории феодалов (князья, беки, уздени-дворяне и т.п.) наделялись на правах частной собственности особыми земельными участками размером от 250 до 300 десятин, при этом в случае знатности или «особых» заслуг эти участки значительно увеличивались у отдельных кабардинских феодалов они составляли от 1500 до 1800 десятин. Кроме того, эти землевладельцы имели право пользоваться и общинной землей в размере 36 десятин. Крестьяне же получали землю в общинное владение в незначительном количестве [18, с.2 47]. В некоторых районах Кавказа зависимые отношения крестьян к феодалам сохранялись длительное время. В Дагестане зависимые отношения крестьян к помещикам-бекам были ликвидированы в 94 аулах только на основе закона 7 июля 1913 г. Помещики получили от правительства единовременно стоимость выкупленной земли в размере 302 308 руб., которые крестьяне должны были погашать в течение 20 лет, т.е. до 1934 г. Капиталистические отношения, проникавшие в сельское хозяйство Дагестана в пореформенный период, способствовали разложению натурального хозяйства и перерастанию его в хозяйство мелкотоварное, являющееся экономической основой расслоения крестьянства. В период развития капитализма это расслоение крестьянства приобретало новые черты. Наиболее достоверные данные о расслоении крестьянства дают нам материалы посемейной переписи в Дагестане 1886 г. Эти данные показали, что к середине 90-х годов XIX в. в дагестанском ауле было налицо глубокое имущественное расслоение, уже с некоторыми элементами классового характера [19, с.82].Проведенная в 1900 году земельная налоговая реформа отнюдь не улучшила положения крестьян. Многие из них все еще оставались на положении временнообязанных и отдавали помещикам большую часть своего урожая. В начале XX века углубилось расслоение крестьянства и на Южном Кавказе, происходит обнищание этого слоя населения. Лучшие земли переходили в руки помещиков и кулаков. Безземелье стало страшным бичом для трудовых крестьян, которые были вынуждены в поисках заработка покидать деревню и уходить в города, на чужбину. Отходничество стало привычным явлением сельской жизни. Таким образом, крепостное право в Грузии, Азербайджане и Армении имело некоторые особенности. Отмена крепостного права на Кавказе имела некоторую особенность как по сравнению с центральными районами России, так и Закавказьем. Земля на Кавказе юридически считалась общественной, но фактически находилась в пользовании и под контролем феодалов. В силу неразвитости общественных отношений степень зависимости непосредственных производителей от феодалов была различной. Реализация реформы на Кавказе, как и в центральной России, проходила в условиях массового недовольства крестьян и применения вооруженной силы. Крестьянская реформа при всей своей ограниченности сыграла определенную роль в развитии капиталистических отношений [20, с.472]. Она явилась историческим событием в социально-экономической жизни Южного Кавказа. Здесь отчетливо начали вырисовываться контуры нового буржуазного общества со всеми присущими ему чертами и противоречиями. Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве протекал несравненно медленнее, чем в промышленности. Несмотря на это, капиталистические отношения в деревне начали развиваться еще до отмены крепостного права [21, с.266]. Уже в 50–60 гг. капиталистические отношения в деревне проявились с определенной глубиной. С особой быстротой они стали развиваться в пореформенный период – начиная с 70-х годов по 90-ые годы. И все же реформа 1870 г. не сумела полностью уничтожить феодально-патриархальные отношения каждый из этих на Южном Кавказе. Даже в официальных изданиях того времени указывалось, что «нигде в империи не была проведена освободительная крестьянская реформа так льготно для помещиков и с такими ограничениями для крестьян, как в Закавказье» .
Конец ознакомительного фрагмента.