Вы здесь

Южный Кавказ в составе Российской Империи в XIX – начале XX вв. Из истории акцизной политики России в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана во второй половине XIX в (А. М. Исмаилова, 2014)

Из истории акцизной политики России в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана во второй половине XIX в

В статье рассматривается акцизная политика России в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана, выясняется степень воздействия последней на уровень экономического развития этого края. В ней ставится задача – показать общее и особенное в реализации этой политики в указанном регионе, изучить условия введения акциза в нефтяную промышленность и его последствия для Азербайджана, начиная от отмены откупной системы и до конца XIX века.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающая промышленность, откупная система, акцизная политика, налогообложение, нефтепродукты, фотогенное производство, акцизное обложение.

From the history of excise politics in oil-refining industry of the North Azerbaijan (in the second part of the XIX century)

The article deals with the point of excise politics in oilrefining industry of the North Azerbaijan, in finding out a severity of exposure of the latter to the level of economic development of Azerbaijan. The problem, set in the article is – to show the general and the particular in excise politics of tsarism in one of the outlying districts of the empire, to examine conditions of imposition of excise into oil industry of Azerbaijan, beginning with abolition of farm system till the end of the XIX century.

So, excise politics of tsarism led, on the one part, to extraction of great income but on the other part, to development of economics in North Azerbaijan in the second part of the XIX century.

Key-words: oil-refining industry, farm system, excise politics, taxation, oil products, photogenic production, excise taxation.

Огромное экономическое, финансовое и военное значение нефти определяет ее роль в мировой политике и объясняет интерес к самым различным проблемам, связанным с историей нефтяной промышленности. Для решения этой задачи, отметим, что нефтяная промышленность России принадлежала к числу наиболее монополизированных отраслей российской экономики. Развитие финансово-капиталистических отношений в ней достигло высокого уровня уже к началу ХХ в. К сказанному следует добавить, что нефтяная промышленность явилась концентрированным выражением общего процесса развития капиталистического способа производства и в экономике Азербайджана. Прогрессивным явлением при этом была экономическая специализация районов. Рассмотрение состояния нефтяной промышленности Азербайджана представляет интерес и потому, что ее стремительное финансово- капиталистическое развитие было характерным для общей картины развития российской промышленности. При этом следует иметь ввиду, что развитие нефтепромышленности обеих сторон стало возможным лишь после отмены откупной системы, когда усилиями отечественных предпринимателей начала бурно развиваться промышленная нефтедобыча и переработка, а Россия стала ведущей нефтяной державой [1, с. 172].

Объясняется это тем, что откупная система сильно стесняла производство и распространение керосина. Такое положение не могло долго продолжаться, тем более, что доходы правительства не увеличивались.

Вредность откупной системы раньше других заметил великий Д.И. Менделеев, являвшийся горячим поборником развития нефтяной промышленности России.

Он одним из первых обратил внимание на нефтяные источники Баку и правильно оценил их значение для дальнейшего развития экономики России. Предсказывая нефтяному Баку блестящую будущность, еще в 60-х годах XIX в. он говорил: «Есть много поводов утверждать, что на Кавказе может развиваться нефтяное дело не только до размеров пенсильванских, но, может быть, даже до больших и прочнейших» [2, c . 274]. В 1863 г. по приглашению предпринимателя В. А. Кокорева приехал в Баку и посетил в Сураханах нефтеперегонный завод, где Менделеев дал предпринимателю ряд ценных советов.

Вслед за этим, в 1867 г. в Тифлисе была создана комиссия, которая пришла к выводу о необходимости ликвидации откупной системы в нефтяной промышленности с той целью, чтобы сырую нефть освободить от всяких налогов, как это делалось в Америке, и обложить пошлиной лишь керосин. Важно отметить и то, что 17 февраля 1872 г. был принят указ «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенного производства», который положил конец откупной системе в нефтяной промышленности Азербайджана и России в целом. Нефтяные участки должны были впредь передаваться в частные руки с публичных торгов за единовременную плату. С уничтожением откупной системы бакинская нефтяная промышленность приняла обычные формы, свойственные развитому капитализму [3, с. 75]. Новые владельцы нефтеносных земель вложили в дело крупные состояния и быстро изменили систему добычи нефти: колодцы стали заменяться буровыми скважинами. Число скважин быстро увеличивалось: в 1872 г. их было 2, а в 1878 г. – уже – 301. От прежних 415 колодцев не осталось ни одного. С увеличением числа скважин возросла и добыча нефти, достигшая в 1878 г. 9 895 125 пуд [4, л. 2].

По имеющимся данным, за десятилетие (1863–1873 гг.) добыча нефти на Апшероне возросла с 395 470 пуд до 1 395 114 пуд, или в 3,5 раза. К 1872 г. в Баку действовало 57 нефтеперегонных заводов, на которых производилось 4,4 млн. пуд. керосина. Вскоре после отмены откупа цены спустились с 45 коп до 3 коп. Если в 1869 г. керосин продавался по 3 руб. за пуд, то в начале 1874 г. цена на него опустилась до 1 р. 75 к. Интересно отметить и то, что если в 1873 г. из Америки было перевезено 2,705 млн. пуд. нефти и нефтепродуктов, а с Баку – всего 400 тыс. пуд, то через 5 лет, то есть в 1878 г., количество американской нефти было 2 млн. пуд, а бакинской – 4,6 млн. пуд [5, с. 20].

Наряду с развитием нефтяной промышленности происходили изменения и в получении различных продуктов, из нефти, в частности, различных смазочных продуктов. Уместно отметить, что в 1875 г. горный инженер Рогозин впервые в нефтяной промышленности успешно получил из нефти смазочное масло.

Одновременно бакинские заводы, следуя примеру американцев, занялись выработкой керосина. Ввод бакинского фотогена (керосина) на русские рынки стал быстро увеличиваться и уже в 1876 г. превысил американский уровень. В 1877 г. вывоз из Баку фотогена составил 4.594.766 пуд [6, с. 162].

Однако и после отмены откупной системы американская нефть продолжала в целом преобладать на российском рынке. Обуславливалось это тем, что был введен акцизный налог, который заметно препятствовал развитию нефтеперерабатывающей промышленности. Поэтому для ликвидации ряда недостатков прежних «Правил» в 1875 г. в Тифлисе была создана комиссия Министерства финансов с участием представителей акцизного управления керосинозаводчиков с целью выработки проекта новых правил об акцизе с керосина. Против введения акциза выступил и известный химик Менделеев Д. И., профессор К. И. Лисенко и другие специалисты. Под давлением общественного мнения и несоответствия фискальных результатов « Правил» 1872 г. с 1 сентября 1877 г. взимание акциза с керосина по всей стране было прекращено.

Следует сказать, что это решение положительно сказалось не только на улучшении способов добычи нефти, но и на увеличении выработки из нее керосина и других продуктов. Неслучайно, в течение последующих 10 лет производство керосина в Баку увеличилось в семь раз, а продажная цена снизилась в четыре с половиной раза. Общая сумма производительности всех заводов составила в 80-х годах 12 млн. руб. в год. Если в 1877 г. из Баку было вывезено 4,5 млн. пудов керосина, то в 1886 г. – 32,4 млн. руб. вследствие чего керосин стал доступен и малоимущим слоям населения. Весьма символично и то, что за два последующих десятилетия, с 1882 по 1900 гг., добыча нефти в Баку увеличилась в 12 раз! Таким образом, за непродолжительный период бакинская нефтяная промышленность перегнала нефтедобывающую промышленность США. В 1901 г. в Баку было добыто свыше 600 млн. пудов нефти, что составляло почти 51 % мировой добычи, в то время как на долю США приходилось лишь 43 % добычи [7, с. 174].

Важным итогом на пути дальнейшего развития нефтяной промышленности стала ликвидация в 1877 г. акцизного налога. Отмена в 1877 г. акциза на нефть и продукты ее переработки открыла большие возможности для этого вида производства, и с начала 80-х годов бакинская нефтяная промышленность побивала рекорд за рекордом. Акцизная политика царского правительства, являвшаяся неотъемлемой частью торгово- промышленной политики, имела существенное значение в налогообложении разных отраслей промышленности. Уже в 90-х годах XIX в. косвенные налоги составляли около половины доходной части государственного бюджета. Когда же в 1877 г. таможенные ставки были переведены на золото, то бакинский керосин получил еще большее распространение в ущерб американскому, ввоз которого с этого времени начал быстро падать.

Однако с наступлением кризиса в бакинской нефтяной промышленности происходило сильное падение цен на керосин. При таких условиях правительство должно было согласиться в 1877 г. на отмену акциза на керосин, причем, на решение правительства повлияло то обстоятельство, что сумма акцизных поступлений была незначительной (за время 5-летнего обложения керосина она достигла всего 1.250.000 руб.). Поэтому было решено отменить акциз на керосиновое производство, что вызвало значительный подъем нефтепереработки на заводах Баку и всей России. В Баку и на других заводах России ускоренно росло количество нефтеперерабатывающих заводов и получаемых из нефти продуктов. В 1879 г. число установок дошло до 180. Началось строительство нефтеперерабатывающих заводов в крупных городах России. В 1885 г. в Баку действовало 120, а в 1900 г. 93 нефтеперегонных завода. Число заводов сокращалось, а их производительность возрастала. В 1889 г. на бакинских заводах было произведено 22, в 1890 г. – 74, в 1900 – 110,4 млн. пуд. Керосина [8, л.136].

Увеличение переработки нефтяных остатков в 80–90-х гг. XIX в. было тесно связано с постоянно растущим спросом на них со стороны промышленности и транспорта России. До 80-х гг. XIX в. бакинская нефть и ее продукты употреблялись лишь как смазочный и осветительный материал, а отбросы нефтеперерабатывающего производства – нефтяные остатки не находили никакого применения и в основном уничтожались. Такое положение не могло долго сохраняться.

Поэтому в 60–70-х гг. XIX в. русскими инженерами и техниками была проведена большая целенаправленная работа по изобретению приборов для применения нефтяного топлива.

К 1888 г. в промышленных городах страны уже действовало 15 крупных нефтеперерабатывающих заводов, сырьем для которых являлась бакинская нефть. В этом же году они произвели 5,35 млн. пуд. керосина и смазочных масел высокого качества. Кроме того, во внутренних губерниях России имелось еще 40 мелких нефтеперерабатывающих предприятий, изготавливающих различные смеси и мази из бакинской нефти [9, с.35].

Главным продуктом экспорта нефтеперерабатывающей промышленности Азербайджана долгое время оставался керосин, применяемый в то время как осветительное средство. Бакинский керосин вытеснял американский сначала в русских городах, а затем и в странах, расположенных в районах Черного и Средиземного морей, а также в странах Востока. Если в 1883 г. Северная Америка экспортировала в страны Азии и Европы 26,7 млн. галлонов керосина (1 галлон=0,229пуда), то в 1885 г. экспорт американского керосина уменьшился на 18,9 млн. галлонов, составив всего 7,8 млн. галлонов. Теперь в эти страны большим потоком шел бакинский керосин. В 1885 г. взамен американского керосина только в азиатские страны через Батуми было экспортировано 37 млн. галлонов бакинского керосина.

Бензин, лигроин, газолин, асфальт, кир и другие нефтепродукты, помимо удовлетворения внутреннего спроса России, вывозились и за границу. Одним из первых, кто получил из бакинской нефти новый горючий материал – бензин, был Г.З. Тагиев [10, л. 3]. В 1879 г. спрос на смазочные масла был так велик, что цена их составляла 10–15 коп. за пуд, тогда как стоимость сырой нефти оставалась в пределах 2-х коп.

за пуд. Причиной этому было то, что смазочное масло стали употреблять в большом количестве, как дешевое и очень удобное топливо для паровых котлов, машиностроения, железных дорог. Потребление бакинских масел в Европе началось с 1887 г. Первым железнодорожным обществом, начавшим вводить у себя потребление бакинских смазочных масел, было Французское общество западных железных дорог, затем железные дороги Бельгии, Голландии, Норвегии, Англии, Германии, Дании, Италии, Швеции и Испании.

Если в 1891 г. в Баку было переработано 6.217.298 пуд. различных смазочных масел, то в 1899 г. оно увеличилось в 3раза и достигло 20 млн. пуд. Заводы внутренней губернии обращали внимание на разработку смазочных масел и сильно развили это дело: в 1879 г. было вывезено во внутренние губернии из Баку мазута – 6,7 млн. пуд., а в 1891 г. около 90 млн. пуд [11, с.80].

Стремительное развитие нефтяной промышленности Азербайджана и необходимость изыскания средств к увеличению государственных доходов побудили Министерство финансов снова сделать нефтяное производство источником налогообложения. 31 октября 1886 г. представители бакинских керосинозаводчиков Г.З.Тагиев, С.Багиров, Г.Алибеков и другие обратились к главе Кавказской администрации с ходатайством об отсрочке введения нефтяного налога. Тем не менее, с 15 января 1888 г. были введены в действие новые « Правила об обложении акцизом осветительных нефтяных продуктов» . Согласно этим правилам, первоначальный размер акциза с пуда тяжелого керосина устанавливался в 30 коп., а с легкого – 40 коп. Таким образом, в отличие от предыдущих, новые «Правила» устанавливали акциз на готовые продукты «фотогенного производства» с тем, чтобы он «всецело ложился на плечи потребителей». С некоторыми изменениями эти «Правила» просуществовали вплоть до 1917 г. [12, с.18.].

Следует отметить, что согласно закону 1887 г. вывоз керосина из Бакинского района и других местностей разрешался или по предъявлении квитанции об уплате акциза, или при обеспечении всей стоимости акциза залогами. Впервые введенная залоговая система, предусматривавшая девятимесячную отсрочку уплаты акциза без процентов, представляла собой одну из форм государственного протекционизма в нефтяной промышленности. В дальнейшем, ввиду необходимости изыскания способов пополнения финансового дефицита, правительством с 15 декабря 1892 г. акциз был увеличен до 50 коп. с пуда тяжелого керосина и до 60 коп. с легкого. Все большее значение в налогообложении стали играть условия испытания керосина и других осветительных масел на удельный вес, температуру вспышки и на степень прозрачности. С 1 января 1893 г. была введена классификация осветительных масел, по которым устанавливались пределы их удельного веса. Вместе с тем, С 21 декабря 1887 г. были восстановлены акцизные налоги, отменные в 1877 г. По акцизным «Правилам», продукты, полученные в результате переработки нефти, облагались налогом: керосин – 40 коп. за пуд, легкие масла – 60 коп. за пуд, тяжелые – 50 коп. за пуд. Введение новых акцизных правил принесло казне в первый год более 8 млн. руб., через 10 лет прибыль составила 20 млн. руб. Хотя в 1888–1892 гг. были обнародованы новые акцизные законы, но они меньше затрагивали нефтезаводчиков и своей тяжестью ложились на плечи народа, потребителя керосина и других нефтепродуктов. Введение акцизных налогов стало возможным благодаря стабилизации к 1888 г. производства керосина, преодолению иностранной конкуренции и росту вывоза отечественного керосина за рубеж. С введением акцизного налога поступления в казну от производства керосина значительно выросли, хотя были и негативные моменты. В результате из-за ускоренной перегонки качество керосина стало падать.

Следует отметить и то, что до 1888 г. сведения о положении дел на нефтяных промыслах, производстве нефтепродуктов, совершенствовании системы трубопроводов и экспорте товаров собирались на основе прогнозов или данных отдельных лиц. В 1889 г. было учреждено статистическое бюро Ассоциации производителей нефти.

1 февраля 1872 г. были введены в действие новые «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенового производства» в соответствии сними взимание налога производилось с емкости перегонных кубов за каждый день их воздействия. Обложению в размере 25 коп. с пуда подлежал изготовленный из нефти фотоген, который именовался также керосином, осветительными маслами или газолином. Данные «Правила» оказались на практике не соответствующими условиям развития нефтяной промышленности. Взимание всякого акциза с емкости кубов, но без учета числа производящихся за тот день перегонок, способствовало ухудшению качества вырабатываемого продукта. Вследствие всякого рода манипуляций заводчиков на некоторых предприятиях за пуд керосина приходилось не 25 коп., а всего 4 коп., тогда как на других такое же количество продуктов оплачивалось 40 коп. акциза. Такие же изменения проводились и в последующие годы. 1 января 1873 г. была отменена откупная система. Акцизным налогом облагался только керосин. С 1 января 1873 г. на каждый пуд керосина налагался акцизный налог – 40 коп. Таким образом, царизм внедрил акцизный налог на нефтеперерабатывающую промышленность Северного Азербайджана. Надо отметить, что акцизный налог наносил большой вред развитию нефтяной промышленности. Так, например, по указанному закону, с каждого пуда осветительных масел (фотогена, керосина, газолина и т.д.) нужно было брать акцизный налог 25 коп, однако брали 40 коп [13, с. 139]. После долгих размышлений, доработок, правительство пришло к выводу, что нужно отменить акцизный налог. С таким предложением выступили и директора нефтеперерабатывающих заводов. Царское правительство, учитывая пожелания нефтезаводчиков, решило отменить акцизный налог. 1 сентября 1877 г. в Российской империи, в частности в Северном Азербайджане, было принято решение отменить акцизный налог на производство фотогена. После отмены акцизного налога нефтеперерабатывающая промышленность стала развиваться ускоренными темпами. Совершенствовалась и технология нефтеперерабатывающей промышленности. За 10 лет производство керосина выросло в 7 раз, а его продажа упала в 4,5 раза. Для сравнения укажем, что если в 1877 г. по Каспийскому морю и Бакинско-Тифлисской железной дороге было вывезено 4.594.766 пудов керосина, то в 1885 г. – 27.422.694 пуда, 1886 г. – 32.453.494 пуда [14, с. 109].

Однако, в 1887 г. царское правительство на нефтепродукты снова налагает акцизный налог для увеличения поступления денег в казну. Так как в 80-е годы XIX в. нефтяная промышленность развивалась очень ускоренными темпами. Акцизом были обложены керосин и другие нефтепродукты. Закон был введен в действие с 1 января 1888 г. С каждого пуда керосина и соответствующих ей продуктов изымали 40 коп. акцизного налога. Введение акцизного налога способствовало пополнению казны. По всей Российской империи, благодаря акцизному налогу с нефтепродуктов в казну поступило: в 1888 г. – 6,6 млн. руб.; 1889 г. – 9,2 млн. руб.; 1890 г. – 10,5 млн. руб.; 1891 г. – 10,1 млн. руб. С Бакинского нефтепромышленного района в казну поступило в результате акцизного налога: 1888 г. – 3,6 млн. руб., 1889 г. – 3,4 млн. руб., 1890 г. – 4,1 млн.руб., 1891 г. – 4,3 млн. руб. [15, с. 123].

Царское правительство с каждым годом все больше повышало акцизный налог. С 15 декабря 1892 г. было принято решение обложить налогом тяжелые осветительные масла – 50 коп. с каждого пуда, легкие осветительные масла – 60 коп. с каждого пуда. Этот шаг царского правительства принес казне еще 35 млн. руб. Повышение акцизного налога приводило к сокращению нефтеперерабатывающих заводов.

Государство интересовали только поступления с акцизного налога, а качество полученных нефтепродуктов его абсолютно не волновало. В 1893 г. в результате акцизного налога на нефтепродукты, в казну поступило 16,3 млн. руб., 1894 г. – 26,1 млн. руб.С 1873 г. по 1900 г. со всей России в результате акцизного налога в казну поступило 236,7 млн. руб.; за 1892–1900 гг. – 186 млн. руб., с бакинского нефтепромышленного района за 1873–1900 гг. – 98,2 млн. руб., за 1892–1900 гг. – 81,1 млн. руб. Говоря другими словами, с нефтепромышленного района в казну поступило в 3 раза больше денег. Очень интересно, что с 1821 г. по 1873 г. с бакинского нефтедобывающего района поступило всего 4,6 млн. руб. За 1873–1900 гг. поступление нефтяного дохода из бакинского района составило почти 100 млн. руб. Для сравнения следует отметить, что с 1821 г. по 1873 г. казна получила с эксплуатации бакинских нефтепромыслов всего 4,6 млн. руб. дохода. За последнее пятилетие XIX в. поступление суммы нефтяного акциза из Бакинского района превышало 10 млн. акцизов региона. Так, отношение дохода с керосина с общей суммы дохода по всему Акцизному управлению составляло в 1895 г. 77,3 %, а в 1899 г. – 80,3 % [16,с. 135].

Введение акциза с керосина произвела заметные изменения в характере и структуре нефтеперерабатывающей промышленности. Например, в 1894 г. на долю 18 заводов с производством каждого свыше 700 тыс. пуд. приходилось 85,9 % общего количества изготовленного керосина в 60,9 млн. пудов. На остальных же 64 заводах было выработано 9,9 млн. пудов керосина, или 14 % общей производительности бакинских заводов. Сущность их состояла не только в обложении налогом предметов потребления, но важное значение имела и обусловленная необходимость повышения качества продукции. Следовательно, возрастание потребления производимой продукции обеспечивало увеличение доходов государства и стимулировало развитие обложенных акцизом отраслей промышленности. Акцизная политика правительства явилась в действительности покровительственной лишь по отношению к крупным предприятиям. В то же время положительный итог введения нефтяного акциза состоял в усовершенствовании переработки нефти, внедрения новейших технологических процессов, а также в воздействии акцизной политики на уровень экономического развития Северного Азербайджана, вызвавшего изменения в социально-экономической структуре общества во второй половине XIX в. В общем же это привело к повышению качества нефтепродуктов, усилению их конкурентоспособности на внутренних и зарубежных рынках сбыта.

Следует отметить, что в результате расширения и углубления общественного разделения труда, развития капиталистической рыночной экономики, Азербайджан оказался вовлеченным в общероссийскую хозяйственную систему, а через нее – в мировой товарооборот. В свою очередь, назначение акциза состояло в извлечении правительством огромных доходов, являвшихся поддержкой государственных финансов России.

Примечания

1. Мурадалиева Л. Бакинская нефть. Уроки истории. Баку, 2006.

2. Менделеев Д. И. Нефтяная промышленность в Северо – Американском штате в Пенсильвании и на Кавказе. – Соч. Т. X. М. – Л., 1949.

3. Пажитнов К. А. Очерки по истории Бакинской нефтедобывающей промышленности. – М. – Л., 1940.

4. Государственный исторический архив республики Азербайджан. Ф. 798. Бакинский отдел товарищества нефтяного производства «бр. Нобель». Оп.1. Д. 183, л.2.

5. Мовсумзаде Э. М., Самедов В. А. Бакинская нефть и военно-морской флот царской России. – Уфа, 1996.

6. Кривенко В. С. Очерки Кавказа. – СПб, 1893.

7. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в. Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981.

8. Отчет бакинского губернатора за 1900 г. Научный архив Института истории АН Азербайджана. Инв. № 1644–1649. Л. 136.

9. Першке Л. и С. Русская нефтяная промышленность, ее развитие и современное положение в статистических данных. – Тифлис, 1913. С. 33, 35.

10. ГИА АР. Ф. 372. Главная контора Г. З. Тагиева. Оп. 3. Д. 113.

11. Монополистический капитал в нефтяной промышленности России, 1883–1914 гг.

12. Мамедов М. Г. Акцизная политика в Азербайджане в XIX веке. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Баку, 1992.

13. Мамедова Р. Налоговая система в Северном Азербайджане во второй половине XIX – начале XX вв. Баку, 2010.

14. Мехтиев А. М. Азербаjчанда нефт санаеси XIX эсрин сонунда. Баку, 2000.

15. Умаев А. А. Процессы капиталистического развития в сельском хозяйстве Азербайджанав конце XIX – начале XX вв. Баку, 2002.

16. Отчет о ходе акцизного дела в Закавказском крае за 1899 г. Петербург, 1900.