Лекция 15
Тема: Международный опыт и сотрудничество в сфере ювенальной юриспруденции
1. Зарубежный опыт социальной работы с несовершеннолетними и молодёжью.
2. Зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних.
3. Международно-правовое сотрудничество государств по защите прав несовершеннолетних, вовлечённых в преступную деятельность.
4. Деятельность полицейский органов зарубежных стран и Интерпола в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
1. Зарубежный опыт социальной работы с несовершеннолетними и молодёжью
Социальная работа с молодёжью – это специфический вид профессиональной деятельности, направленный на улучшение молодёжной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями и включающей в себя комплекс правовых, социально-медицинских, социально-экономических, психосоциальных, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер по предотвращению негативных тенденций в сфере молодого поколения, а также формированию общественно значимых свойств и качеств у представителей молодёжной популяции[29].
Характерной особенностью социальной работы с молодёжью является активное вовлечение самих молодых людей в социальные мероприятия по предотвращению возникших у них кризисных ситуаций. При рассмотрении данного вопроса мы применяем несколько отличный термин от «несовершеннолетних» – «молодёжь».
Молодёжь – в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей[30] (в возрасте от 14 до 30 лет)[31].
Международное сообщество с конца 50-х и начала 60-х годов XX века начало проводить целенаправленную политику в отношении подрастающего поколения, развивать систему социальной работы с различными его категориями. На протяжении последнего десятилетия органами ООН было принято более 50 резолюций, касающихся координации и решения наиболее общих молодёжных проблем, достижения сотрудничества с неправительственными молодёжными организациями и учреждениями, непосредственно взаимодействующими с молодым поколением в различных странах мира. Начиная с 2000 г. активно формируются единые международные информационно-научные комплексы, создается широкая сеть региональных социальных служб, реализующих международные программы с учетом местных и региональных особенностей.
Молодежные службы в западных странах все чаще действуют по принципу: не услуги для молодежи, а службы, организованные самой молодежью в интересах решения собственных проблем и развития общества в целом. В первую очередь они опираются на добровольное участие молодежи в общественно полезной деятельности.
Федеративная Республика Германия располагает широко разветвленной и социально подкрепленной системой помощи детям и молодежи. Помощью детям и молодежи называется область социальной работы, которая содействует развитию молодых людей вне школы. Она охватывает как услуги для всех детей и молодых людей отдельных возрастных групп, так и услуги для родителей и детей в определенных кризисных ситуациях (например, расставание и развод родителей пли кризисы и отклонения детского психического или физического развития, которые родители и дети не могут преодолеть самостоятельно). При этом классическое разделение между попечительством нал молодежью и заботой о молодежи устранено и заменено широким дифференцированным спектром услуг.
Помощь детям и молодежи в Германии оказывается общественными (негосударственными) и государственными организациями. Деятельность негосударственных организаций с различным отношением к жизненным ценностям и целям воспитания является гарантом разнообразного спектра услуг. Родители и дети могут выбрать предложения тех организаций, которые наиболее им соответствуют. Поэтому государство не только признает негосударственные организации идейно, но и поддерживает их деятельность финансовыми средствами в приоритетном порядке (принцип «субсидиарности»).
Государственная система помощи молодежи действует на четырех уровнях.
1. На уровне Федерации создано Федеральное министерство по делам женщин, семьи, престарелых и молодежи, которое разрабатывает законодательные акты, финансирует мероприятия общегосударственного значения и мероприятия, имеющие характер проектов-моделей.
2. На уровне федеральных земель функционируют министерства, за которыми закреплены подготовка местного земельного законодательства, поддержка проектов и развитие молодежной политики на уровне земель.
3. На уровне округов и городов неокружного подчинения действуют ведомства земель по делам молодежи, выполняющие консультирующие, координирующие и регионально-планирующие функции.
4. На уровне общин и городов также существуют ведомства по делам молодежи. На этом уровне принимаются все решения по вопросам помощи молодежи в конкретных случаях, а также решаются вопросы административного попечения и опеки[32].
Молодежная работа в Германии ориентирована на разрешение проблем, связанных с конкретными жизненными ситуациями молодых людей, причем в этом процессе молодежь принимает самое активное участие. Ответственность за молодежную работу возложена на органы местного самоуправления.
Работа молодежных организаций, наряду с воспитанием и образованием, общением и организацией досуга, оказанием помощи и консультациями, преследует цель представления интересов молодых людей перед государством и обществом во всех сферах. Это политика «поперечного среза», подразумевающая вмешательство молодого поколения во все политические процессы и решения, затрагивающие интересы молодых людей. Деятельность молодежных организаций обеспечивает добровольность, самоорганизацию и самоопределение молодых людей.
Одна из основных ветвей деятельности социальной работы с молодежью в Германии – консультирование молодых людей по вопросам профессионального самоопределения. Помимо этого, молодежная социальная работа направлена на поддержку молодых людей в период школьного и профессионального обучения, оказание содействия в профессиональном развитии; предоставления социально-педагогических и профессиональных услуг, ориентированных на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей.
Одним из основных нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную работу с молодежью в Германии, является Закон о помощи детям и молодежи. Этот закон определяет широкий спектр задач: от молодежной работы (включающей социальную работу, общую поддержку воспитания в семье, развитие детей в дневных детских учреждениях и т. д.) до помощи молодым совершеннолетним, включая участие ведомств по делам молодежи, например, в судебном производстве (суд по опеке, суд по делам семьи, суд по делам молодежи).
В Германии существует несколько форм молодежной социальной работы. В первую очередь это школьная социальная работа. Она направлена на облегчение перехода от школы к профессиональному обучению и включает систему мероприятий, способствующих повышению мотивации к образованию.
Целью школьной социальной работы выступает предотвращение и своевременное разрешение проблем учащихся в их социальном окружении в учебном заведении.
Другой формой социальной молодежной работы в Германии являются кризисные центры для молодежи. Дети, подростки и молодежь могут обращаться в кризисные службы или центры добровольно или быть направленными полицией, органами социальной защиты, молодежными ведомствами. В рамках этой формы социально-молодежной работы различается кратковременное «взятие под присмотр» детей и подростков, убежавших из дома, заблудившихся пли находящихся в беде, а также «опекаемое» или «сопровождаемое» жилье (betreute Wohnen, socialpadagogisch begleitetes Wohnen).
Опекаемое жилье представляет собой форму кризисного центра для молодых людей от 14 лет. Оно предлагается в тех случаях, когда необходима постоянная поддержка и психолого-социальная помощь. Молодые люди, попавшие в трудную ситуацию и вынужденные жить отдельно от своей семьи, проживают в специальном доме (квартире), самостоятельно организовывая свой быт. Социальный педагог выполняет функции консультанта и контактного лица, помогая в случае необходимости в трудоустройстве пли назначении пособия, следит за соблюдением правил проживания. При этом преследуется цель обучения навыкам самостоятельной и ответственной жизни, обращения с деньгами, организации быта. С каждым из постояльцев проводятся беседы и консультации, а также общие групповые встречи и обсуждения. Другой формой сопровождаемого жилья является организация постгрупп для тех молодых людей, которые уже живут самостоятельно, но еще нуждаются в поддержке в виде консультаций и групповых встреч.
Сопровождение проживания – это форма социальной работы с молодыми людьми, проживающими в общежитиях, в целях предотвращения сложных жизненных ситуаций, связанных с рынком жилья. На период профессионального обучения и в первое время по получении работы молодым людям предлагаются (по приемлемым ценам) места в общежитии, которое обслуживает социальный педагог (воспитатель). Он оказывает необходимую социально-бытовую поддержку.
В Финляндии социальные службы по делам молодежи уделяют большое внимание профилактическим мероприятиям. Особое значение имеет совместная деятельность органов социального обслуживания со школами, другими организациями, работающими с молодым поколением, жилищными и строительными компаниями, учреждениями занятости и трудоустройства и т. п.
Исходными принципами социальной работы с молодежью в Финляндии являются: поощрение инициативности; предупреждение причин, порождающих различные социальные проблемы; свобода выбора; конфиденциальность. Под постоянным контролем находятся доступность, качество услуг и экономичность проводимой социальной работы.
Министерство социального обеспечения и здравоохранения Финляндии совместно с Государственным Советом и Сеймом Финляндии определяют основные направления в области социального обеспечения и здравоохранения, ведут разработку важнейших направлений развития, координируют и руководят их деятельностью. Министерство социального обеспечения взаимодействует с другими министерствами, обеспечивая во всех областях социальной политики учет государственных целей обслуживания социальных нужд молодого поколения[33].
Подразделения социального обеспечения губернских управлений направляют и контролируют реализацию социального обслуживания молодежи в пределах территории губернии; распределяют ассигнования (за исключением выделенных государственным советом прямых ассигнований); отвечают за назначение и выплату государственных дотаций муниципалитетам; имеют право решать отдельные административные вопросы, касающиеся детей, подростков и молодежи.
На уровне муниципалитетов за руководство социальным обслуживанием молодежи отвечает определенный общественный орган (например, социальная комиссия), члены которого назначаются муниципальным советом, избранным на всеобщих местных выборах. Финансирование этой деятельности обеспечивают государство и муниципалитеты. Государство выплачивает каждому муниципалитету субсидию на эксплуатационные расходы социального обслуживания с учетом возрастного состава населения, численности молодых безработных и собственной ресурсообеспеченности муниципалитета. Однако расходы по определенным статьям (например, социальные пособия, в том числе доплаты на детей) несет только государство.
Значительную часть работы в области социального обслуживания в Финляндии традиционно выполняют различного рода общественные объединения. Они дополняют деятельность государственных и муниципальных социальных учреждений. Крупнейшей организацией, осуществляющей социальную поддержку молодого поколения в Финляндии, является Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи. Более 70 лет Лига защищает права детей и интересы семьи, способствует реформам в отношении подрастающего поколения. В разные годы по ее инициативе возникали такие службы социальной помощи подрастающему поколению, как клиники матери и ребенка, первая специализированная детская клиника, детская больница в городе Хельсинки, служба помощи семье, центр материнского молока, служба помощи сиротам военного времени, более 500 общинных медицинских центров профилактической психиатрической помощи детям, помощь недоношенным детям, семейные консультации, детские сады семейного типа, клиника с амбулаторным лечением для молодежи. Лигой разработаны программы профилактики употребления молодыми людьми наркотиков и лечение наркоманов, программы первоочередного учета интересов детей в архитектуре и преобразовании окружающей среды, систематическая программа школ для родителей. Созданы также экспериментальные клиники матери и ребенка в развивающихся странах, проведен эксперимент по работе омбудсмена в области экологии, программа детских омбудсменов (адвокат для детей и подростков, права которых ущемляются в школах, учреждениях, при разводе родителей, в семье и вообще где бы то ни было), программа консультаций и помощи по телефону для детей и молодежи, работа по сохранению игровых традиций, «родительский телефон».
В последние годы в деятельности Лиги особый упор делается на положении ребенка в обществе, наличии здоровой окружающей среды и помощи семьям с несовершеннолетними детьми. Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи особое внимание всегда уделяла профилактике правонарушений. Поддержка и советы родителям – один из основных аспектов оказываемой Лигой помощи. Объектом ее внимания является вся семья. Лига привлекает внимание людей (ответственных за принятие решений) к нуждам семей в сферах социальной политики, налогообложения и общественного развития. Лига активно стремится активизировать семейную взаимопомощь. Она организует школы для родителей при детских дошкольных учреждениях и школах; способствует развитию игровой деятельности и художественному воспитанию детей в детских дошкольных учреждениях и семьях. Маннергеймская Лига старается помогать детям и семьям на различных стадиях их становления, особенно в кризисные периоды развития (создание семьи, первые годы брака, беременность, воспитание ребенка).
Служба помощи семье – новая услуга Лиги, опробованная в нескольких коммунах: профессионалы обеспечивают уход и присмотр за ребенком, если он заболел или родителям нужно вечером уйти из дома, по другим причинам. Сотрудники Лиги осуществляют уборку, приготовление пищи, сопровождение детей в детский сад и даже уход за новорожденными, страдающими различными заболеваниями.
Важное значение в Финляндии придается семейным центрам, где семьи могут встречаться (контакты вне дома важны для всех). В центре можно получить советы и помощь, принять участие в разнообразной деятельности, отдохнуть и развлечься. Причем семьи, прошедшие обучение в Лиге, могут помогать другим семьям, которые неожиданно оказались в сложной ситуации.
Молодых людей Маннергеймская Лига рассматривает скорее как партнеров своей деятельности, нежели как клиентов.
Большую роль в социальном обслуживании подрастающего поколения Финляндии играют различные семейные консультации. Они занимаются просвещением, консультированием и предоставляют иные виды квалифицированной помощи в решении проблем внутрисемейных отношений, семейного быта и воспитания детей. Женские и детские консультации, относящиеся к медицинскому обслуживанию, отвечают за подготовку родителей к рождению ребенка и консультирование по уходу за малолетними детьми вплоть до их поступления в школу[34].
В последнее время в Финляндии усиливается внимание к вопросам воспитания молодого поколения. В состав персонала педагогических и семейных консультаций включаются психологи, социальные работники и врачи. Участие всей семьи в диагностических и лечебных сеансах педагогических и семейных консультаций стало типичным общественным явлением. Общий объем семейной терапии за последние годы увеличился в несколько раз. В последнее время наблюдается тенденция к учреждению муниципалитетами в школах должности школьного психолога и школьного куратора (социального работника) в целях социально-психологической поддержки учащихся. Семьи, имеющие малолетних детей, снабжаются педагогической информацией (прежде всего, через детские дошкольные учреждения), а также информацией о других формах социального обслуживания, на которое они имеют право.
Социальный отдел муниципалитета может оказать ребенку, подростку и его семье поддержку в виде организации ухода в дневное время и обслуживания на дому. Кроме того, могут быть использованы такие специализированные методы социальной защиты ребенка, как индивидуальная помощь со стороны социального работника, помощь в организации отдыха и развлечений, в учебе и трудоустройстве.
Органы социального обслуживания при необходимости принимают ребенка под свое попечение и подыскивают ему взамен собственной либо замещающую семью, либо место в учреждении социальной защиты детей. Попечение и замещающее воспитание подлежат отмене, как только отпадают обусловившие их причины или подопечные достигают 21 года.
В Швейцарии организация социальной работы определяется конфедеративной организацией государства. Страна разделена на двадцать шесть кантонов, каждый из которых функционирует по собственному законодательству. Все учреждения социальных служб в Швейцарии (частные и государственные) в зависимости от исторических традиций, целей и задач действуют на трех уровнях: конфедерации, кантона и общины. При этом все они руководствуются в своей деятельности принципом: «Как можно меньше вмешательства государства». Оказание социальной помощи производится сначала на уровне семьи: если ее недостаточно, то предоставляются услуги со стороны частных или церковных служб, и лишь в последнюю очередь следует обращение за помощью к государственным организациям.
Социальные услуги различаются в зависимости от места проживания их получателей – город или село. Социальная помощь может оказываться отдельным лицам, семьям, группам и коллективам. На практике в силу комплексного характера социальной работы разграничения между отдельными сферами этой работы не очень четкие. Поэтому наряду со специализированными частными консультационными пунктами, которые функционируют чаще всего в центрах кантонов, в больших городах и наиболее крупных общинах имеются государственные многопрофильные центры социальных служб. Последние предлагают услуги и консультации по широкому спектру проблем воспитания, опеки, финансов, взаимоотношений в семье, работы в трудовых коллективах, решению возрастных проблем.
Службы помощи молодежи в Швейцарии предоставляют самые различные виды социальной работы: создание детских и юношеских интернатов; пунктов молодежных встреч и молодежных центров; осуществление индивидуального консультирования по актуальным для молодежи вопросам. В Швейцарии действует крупный общегосударственный центр помощи детям, подросткам и молодежи, имеющий отделения практически во всех кантонах. Специалисты центра оказывают молодежи разнообразные социальные услуги (в том числе и в сфере судопроизводства) и финансовую поддержку, связанную, например, с пребыванием детей в лагерях отдыха, интернатах и т. п. Специальным направлением работы является деятельность социальных работников и социальных педагогов в тюрьмах и исправительных учреждениях для молодежи, а также курирование освобожденных правонарушителей с целью более быстрой их адаптации к условиям гражданской жизни.
В стране существует значительное число частных консультационных пунктов классического типа, специализирующихся на оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми. Социальные работники некоторых частных центров ведут «уличную работу»: они контактируют с подростками, молодыми людьми в определенных местах встреч и сборищ, оказывают им необходимую социальную помощь.
Группы собственных социальных работников, которые дифференцированно работают с молодежью, имеют церковные общины. Церковь реализует межобщинные или межкантонные социальные программы (дежурный телефон, специальные консультационные пункты для женщин, подростков, беженцев и т. п.).
В Австрии цель и задача социальной работы с молодежью состоит в предоставлении подрастающему поколению возможности стать активным созидателем своего будущего (в сфере личных взаимоотношений и взаимоотношений в обществе, на работе и в свободное время). Успешность социальной работы с детьми и молодежью в Австрии объясняется тем, что все ее виды используются не только в больших городах, но и во всех населенных пунктах страны[35].
Работа с детьми (особенно во внешкольное время) заключается не только в заботе о них, но и в привлечении родителей к различным видам социальной деятельности. Большое место во внешкольной работе с молодёжью занимают различного рода учебно-спортивные программы, рассчитанные на разный уровень подготовки юношей и девушек. Молодым людям предлагаются многочисленные спортивные курсы, площадки занятий различными видами спорта, работающие, как правило, на бесплатной основе или за очень небольшую плату.
В столице Австрии Вене действует специальная школа по подготовке кадров для работы с молодёжью, в которой молодые люди осваивают основы педагогического мастерства и получают иные навыки, необходимые для самостоятельного руководства группами и досуговыми центрами молодёжи. Различные курсы, предлагаемые в школе, являются для её членов бесплатными. Основное требование к поступающим в школу – активное участие в молодёжной работе вне школы. Помимо этого в Австрии функционирует специальная Академия социальной работы по подготовке социальных работников и социальных педагогов. В течение последних лет в деятельности по обеспечению благополучия австрийской молодёжи были введены новые формы консультирования по вопросам образования, о центрах информации, институтах социальной терапии, информационных центрах для супружеских пар и семей. К работе были привлечены различные специалисты и учёные.
Особым направлением деятельности социальных работников стала социально-правовая служба. Она заключается в помощи молодым людям, обвинённым в совершении противоправных поступков и отбывающим срок наказания. Социальные работники также занимаются правовой защитой психологически больных людей, принимают участие в рассмотрение уголовных дел, отрытых на молодых людей в правоохранительных органах.
Социальная работа с молодёжью в Австрии сегодня всё больше интегрируется во многие сферы жизнедеятельности молодого поколения – досуговую, педагогическую, воспитательную, юридическую, общественную работу.
2. Зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних
Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности заинтересованных государственных органов, а так же подразделений и служб милиции, направленной на предупреждение преступности несовершеннолетних большое значение имеет опыт зарубежных правоохранительных структур. Изучение такого опыта показывает, что во многих государствах весьма эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с подростками, да и организация этой деятельности представляет существенный интерес.
Учитывая тенденции открытости и интеграции в борьбе с преступностью, весьма интересным и полезным представляется опыт целого ряда стран, принявших в основу борьбы с детской преступностью модель ювенальной юстиции.
Понятия ювенальной юстиции в российском законодательстве на сегодняшний день пока нет (о чём мы будем иногда напоминать). Как известно, юстиция (от лат justifia – производное от jus – право, и буквально означающее справедливость, законность) – термин, служащий для обозначения Судебного ведомства (Министерство юстиции), совокупность судебных учреждений[36]. Ювенальный (от лат juvenalis – юный) – неполовозрелый[37].
Несовершеннолетний – тот, кто не достиг возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т. е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности.
Возраст совершеннолетия не является универсальным для всех государств мира. Обычно – это 18 лет. Но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. Поэтому, когда о возрастной группе несовершеннолетних идет речь в – международно-правовых актах, обычно границей несовершеннолетия указывается 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством» (до 18 лет – в Панаме, Перу, Бельгии, Мексике и др.)[38].
Получить четкие данные о минимальном возрасте уголовной ответственности, установленном в разных странах, на удивление трудно. В частности, за одним таким «возрастом» иногда скрывается другой, иными словами, официальный минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности оказывается выше возраста, по достижении которого малолетний правонарушитель может столкнуться с системой правосудия.
Например, минимальный возраст уголовной ответственности по национальным законам варьирует от 7 лет (в Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане и др.). Во Франции такой минимальный возраст – 13 лет, но дети в возрасте от 10 до 12 лет тоже могут предстать перед судьей по делам несовершеннолетних, хотя он вправе налагать лишь меры воспитательного характера или надзора, такие как пробация, если ребенок считается относящимся к группе риска. В других случаях понятие минимального возраста применимо ко всем правонарушениям, кроме тяжких преступлений.
В некоторых странах с низким минимальным возрастом существует «многоступенчатая» система, по которой для разных возрастных групп предусмотрены разные меры воздействия. Так, в Иордании, где минимальный возраст 7 лет, к правонарушителям до 12 лет в принципе (в основном) применимы лишь меры надзора и «наблюдения за поведением».
В некоторых странах минимальный возраст вообще не установлен, что, в принципе, позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с момента рождения. Там, где он установлен, между странами существуют поразительные различия.
Комитет по правам ребенка ООН постоянно указывает на «желательность установления минимального возраста уголовной ответственности на как можно более высоком уровне». Он, в частности, подверг критике страны, в которых такой возраст установлен на уровне 10 лет или ниже. Но при этом уровень, на котором установлен такой возраст, не является автоматическим показателем характера обращения с ребенком в случае совершения им правонарушения.
Так, например, в Шотландии, где возраст уголовной ответственности 8 лет, прогрессивная система «слушаний по делам детей» фактически позволяет детям до 16 лет – и даже многим детям в возрасте 16 и 17 лет, совершившим правонарушения (исключая тяжкие преступления), избежать контакта с формальной системой правосудия, а также нацелена на меры не связанные с лишением свободы[39]. Для сравнения можно привести Румынию, где возраст уголовной ответственности установлен на уровне 14 лет, но ребенок, достигший этого возраста, за аналогичное правонарушение предстает перед судом и может быть приговорен к лишению свободы, или Гватемалу, где минимальный возрасту – 18 лет, но где ребенка младше этого возраста за правонарушение могут на длительный срок поместить в «общественно-воспитательное» исправительное учреждение. В общем, возраст уголовной ответственности не всегда является аккуратным показателем того, является ли позиция репрессивной или воспитательной.
Именно так определяют несовершеннолетие Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила ООН 1984 г.).
Термин «несовершеннолетний» – порождение национальных законодательств, поэтому часто можно встретить синонимы этого термина: ребенок, подросток, частично дееспособный и т. д. Это надо иметь в виду, чтобы не принять как не относящиеся к несовершеннолетним те или иные национальные законы или международно-правовые акты. Например, самый универсальный документ о защите детства – Конвенция ООН по правам ребенка 1989 г. – разъясняет, что под ребенком понимается несовершеннолетний в возрасте до 18 лет. Тем самым Конвенция 1989 г. распространяется на всю возрастную группу несовершеннолетних, а не только на детей, как это можно предположить, исходя из ее наименования.
Понятие «ювенальная юстиция» во всем мире связывается с главным ее звеном – судом по делам несовершеннолетних, что определяет понятие юстиции как правосудия.
Деятельность судов для несовершеннолетних во всех странах предоставила специалистам полную и регулярную судебную статистику, которая свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность.
По иронии судьбы, именно в Соединенных Штатах Америки где они были впервые созданы, целесообразность специальных судов по делам несовершеннолетних в настоящее время все чаще подвергается сомнению.
В международных стандартах нигде не содержится прямого требования о создании специальных отдельных судов по делам несовершеннолетних. Это объясняется чисто практическими соображениями. Подавляющее большинство стран никогда не проводили такого различия и не приняли бы эту норму. Тем не менее, в этих странах суды всегда слушают дела несовершеннолетних в иных условиях (например, на закрытых заседаниях) и приговаривают детей к иным или более мягким наказаниям, чем взрослых[40].
И все же в этих стандартах более или менее явно подразумевается, что для соблюдения современных требований необходима совершенно новая система, соответствующая названию «правосудия в отношении несовершеннолетних».
В большинстве стран издавна так или иначе признавалось, что со вступившими в конфликт с законом «детьми» следует обращаться иначе, чем со взрослыми. В Норвегии, например, уже в уголовном кодексе XIII века говорилось, что «взрослым за воровство можно отрубать обе руки, а детям – «только» одну»[41]. В настоящее время дети, обвиняемые в правонарушении, имеют право на такое обращение, которое в полной мере учитывает их возраст, обстоятельства и потребности, но при этом не жертвует и основными элементами общего права человека на справедливое судебное разбирательство, за исключением права на открытый судебный процесс, от которого несовершеннолетние отказываются ради защиты своей частной жизни.
Несомненный интерес в этом плане представляет Шведская судебная система. Она подразделена на две – это местный суд, который отвечает за уголовные и гражданские дела, и местный административный суд.
В Швеции существует 95 местных судов и 22 административных суда. В Стокгольме и окрестностях примерно 7 местных и 1 административный суд. Почти в каждом местном суде есть какие-то отдельные судьи, которые специализируются по делам несовершеннолетних, или даже таких судей несколько в зависимости от количества ювенальных правонарушений.
Конец ознакомительного фрагмента.