Лекция 11
Тема: Гарантии прав и свобод несовершеннолетних: административно-правовое направление
1. Понятие и основные черты административной ответственности несовершеннолетних.
2. Понятие и признаки административного правонарушения как основания административной ответственности несовершеннолетних.
3. Некоторые особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
1. Понятие и основные четы административной ответственности несовершеннолетних
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем создания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случаи правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины и в административном штрафе, и в лишении свободы и в гражданско-правовой неустойке.
При наличии юридического факта административного правонарушения включается механизм санкции правовой нормы, а санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т. д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.
Следовательно, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение[54].
Предупреждение преступности в целом и ее искоренение во многом зависят от предупреждения преступности несовершеннолетних, т. к. более трех пятых взрослых преступников-рецидивистов совершают свои первые преступления, будучи несовершеннолетними[55]. Говоря о предупреждении преступности, нельзя не учитывать то, что путь несовершеннолетнего к преступлению, начинаясь нередко с нарушений школьной дисциплины, идет, как правило, через совершение административных правонарушений, а также различных нарушений правопорядка, за которые он по возрасту не подлежит юридической ответственности.
В зависимости от характера правонарушений государство устанавливает за их совершение различные виды юридической ответственности.
Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере. Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением и характеризуется определенными неблагоприятными последствиями, которые виновный обязан претерпеть. Это могут быть ограничения морального, имущественного или иного характера.
Особенности названных ограничений (а значит, и ответственности) состоят в том, что они наступают в связи с совершенным противоправным деянием. Таким образом, ответственность несет элемент кары.
Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве снования, юридической ответственности. Не являются правонарушениями и соответственно, не могут выступать в качестве оснований юридической ответственности деяния, внешне хотя и сходные с правонарушениями, но не являющиеся таковыми вследствие своей общественной значимости. К таковым действующее законодательство относит деяния, совершенные в состоянии крайней необходимости, а также обоснованный риск.
Юридическая ответственность не только возникает в случае нарушения правовых норм, но и осуществляется в строгом соответствии с ними. Иными словами, применение мер юридической ответственности к правонарушителю возможно лишь при соблюдении определенного процедурного, процессуального порядка, установленного законом.
Административная ответственность несовершеннолетних – одна из привилегированных разновидностей юридической ответственности, суть которой заключается в применении к лицу, совершившему правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, административных наказаний и иных предусмотренных законодательством специфических мер административного воздействия. Совершение правонарушения несовершеннолетним относится к обстоятельствам, смягчающим ответственность (Кодекс РФ об административных правонарушения, ст. 42)[56].
Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, обладает всеми признаками последней. Вместе с тем их реализация характеризуется определенным своеобразием.
1. Административная ответственность несовершеннолетних, как правило, наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) различных административных норм. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования транспортом, правила пожарной безопасности, правила пограничного режима, таможенные правила и многие другие. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности также виновных в нарушении норм иных отраслей права, например, избирательного, финансового, трудового, экологического и т. п.
2. Административная ответственность несовершеннолетних представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных наказаний. В статье 3.1 КоАП РФ сказано, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности. Применение иных мер административного принуждения, например, таких, как задержание правонарушителя, досмотр вещей и других, не может рассматриваться как наступление административной ответственности.
3. Основной целью административной ответственности несовершеннолетних является оказание воспитательного воздействия как на самого нарушителя, так и на других лиц, и предупреждение новых правонарушений.
4. Административная ответственность несовершеннолетних урегулирована нормами административного права, которые определяют перечни административных правонарушений, административных наказаний органов и должностных лиц, уполномоченных их применять, детально регулируют порядок производства по делам данной категории и в своей совокупности составляют самостоятельный правовой институт административной ответственности[57].
Основными нормативными актами, регулирующими административную ответственность, являются Кодекс РФ об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения данного производства; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний[58].
Законами субъектов РФ может быть установлена ответственность за нарушение норм регионального характера, например, правил пользования городским общественным транспортом, правил содержания домашних животных и т. п. В случае противоречия между федеральными законами и законами субъектов РФ действует федеральный закон.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения проступка. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности имеет обратную силу, т. е. распространяется и на правонарушения, совершенные до вступления этого акта в силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
1. Основанием для административной ответственности являются административные правонарушения. Их перечень предусмотрен в гл. 5-21 КоАП РФ, а также в ст. ст. 116–129 Налогового кодекса РФ. От смежных с ними преступлений административные правонарушения отличаются меньшей степенью общественной вредности.
Особенностью административной ответственности является возможность ее наступления независимо от наличия вредных последствий совершенного проступка. Сам факт виновного нарушения норм, правил, установленных государством, уже служит юридическим основанием для административной ответственности. Этим она отличается от гражданско-правовой ответственности, – которая связана с причинением ущерба или вреда[59].
1. Субъектами административной ответственности могут быть физические, юридические, должностные лица. При этом курсанты учебных заведений Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности привлекаются к ответственности в особом порядке.
2. Административная ответственность применяется в основном во внесудебном порядке, т. е. непосредственно полномочными органами исполнительной власти и должностными лицами, исчерпывающий перечень которых содержится в главе 23 КоАП РФ. В некоторых случаях дела об административных правонарушениях относятся к исключительной компетенции судей (судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей). Применение мер уголовной и гражданско-правовой ответственности осуществляется только судом.
Между органом, налагающим административное наказание, и лицом, привлекаемым к ответственности, нет отношений служебной подчиненности. Виновный организационно не подчинен органу (должностному лицу), наделенному административно-юридическими полномочиями. В этом одно из существенных отличий административной ответственности от дисциплинарной.
3. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности – производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV КоАП РФ). Он отличается сравнительной простотой, что позволяет оперативно реагировать на совершение административных проступков и в то же время обеспечить соблюдение прав человека.
4. Меры административной ответственности менее суровы по сравнению с уголовными наказаниями, не влекут судимости даже в тех случаях, когда применяются судом.
Таким образом, под административной ответственностью понимается применение, реализация государственными органами (должностными липами) административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, на основе и в порядке, установленных законодательством.
Современный период характеризуется значительным повышением роли административной ответственности в профилактике правонарушений. Во-первых, значительно расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным наказаниям. Так, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм избирательного законодательства, невыполнение требований депутата Государственной Думы, заведомо ложные показания свидетеля и др. Во-вторых, расширение административной ответственности происходит в процессе декриминализации некоторых преступлений. Например, не уголовные, а административные санкции сейчас применяются за обман потребителей. Кроме того, появилось много норм, устанавливающих административную ответственность юридических лиц. Можно предвидеть дальнейшие шаги по пути расширения административной ответственности[60].
О необходимости декриминализации целого ряда статей Уголовного кодекса Российской Федерации[61] и переводе преступлений, которые не представляют большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, указал в Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В. В. Путин[62], что свидетельствует об актуальности применения данного вида ответственности.
2. Понятие и признаки административного правонарушения как основания административной ответственности несовершеннолетних
В соответствии с приведенной законодательной моделью административное правонарушение характеризуют следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Рассмотрим каждый из названных признаков.
1. Общественно опасная направленность поведения несовершеннолетних как таковая может служить основанием для привлечения к административной ответственности. Административными правонарушениями могут быть признаны только деяния, запрещенные законодательством. Круг этих деяний не является постоянным.
2. Общее свойство административных правонарушений – противоправность. Ответственность же всегда конкретна и наступает, как правило, по соответствующей статье Особенной части КоАП РФ либо иного законодательного акта или решения местной администрации, предусматривающих административную ответственность за определенный вид правонарушения несовершеннолетних.
3. Виновность. Юридическая ответственность обращена, прежде всего, к сознанию людей, воздействуя через него и волю на поведение. Поведение – волевой акт. Лицо, совершающее административное правонарушение, осознает антиобщественную направленность, и его волевые действия, как правило, ориентированы на причинение вреда охраняемым законом интересам. Лица, не осознающие антиобщественного характера своих действий или совершающие их против своей воли, признаются в соответствии с законодательством невиновными и не подлежат ответственности. Так, законодатель исключает административную ответственность душевнобольных и других лиц, которые во время совершения противоправного деяния находились в состоянии невменяемости, т. е. не могли осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ).
4. Наказуемость. Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкций. Административным правонарушением несовершеннолетнего признается в законе не всякое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусмотрена мера административной ответственности. В качестве таковой в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ выступает административное наказание (система их закреплена в ст. 3.2 КоАП РФ).
Административное наказание, применяемое к несовершеннолетнему – основная мера государственного принуждения, назначаемая за совершение административного правонарушения лицу в возрасте от 16 до 18 лет в целях воспитания, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В отличии от КоАП РСФСР, действующий КоАП РФ не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних. Поэтому к нему могут быть применены те же меры административной ответственности, что к взрослым, за исключением ареста. (ст. 2.1 КоАП РФ)[63].
Законодатель при установлении административной ответственности, закрепляет в правовой норме не все, а только типичные, существенные признаки административного правонарушения соответствующего вида. Так, согласно ст. 20.1 КоАП РФ, для признания мелкого хулиганства достаточно таких признаков, как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Совокупность юридических признаков, с помощью которых законодатель определяет вид административного правонарушения, именуется составом административного правонарушения несовершеннолетнего.
Административное правонарушении несовершеннолетних[64] – это противоправное, виновное, общественно опасное действие (бездействие) физического вменяемого лица, достигшего ко времени совершения правонарушения 16 лет, но не достигшего 18 лет, за которое КоАП РФ и законами субъекта РФ об административных правонарушения установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, на которые посягает данный вид правонарушения. Совокупность всех общественных отношений, охраняемых нормами с административной санкцией, называется общим объектом административного правонарушения. Любое правонарушение, так или иначе затрагивает эти отношения. Помимо общего объекта различаются еще родовой и непосредственные объекты административных правонарушений несовершеннолетних.
Признаки, характеризующие внешнюю сторону административного правонарушения, составляют объективную сторону состава. К ним относятся: противоправное деяние, его последствия, причинная связь между ними, другие признаки (обстановка, орудия правонарушения и др.).
Вопрос о субъекте административного правонарушения – это, прежде всего, установление признаков, характеризующих лицо, которое может нести ответственность за его совершение. Эти признаки делятся на общие и специальные. Первые определяют общий субъект любого административного правонарушения, которым в соответствии с действующим законодательством может быть вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Помимо общих признаков закон довольно часто называет и специальные признаки субъекта административного правонарушения, его должностное положение, гражданство, профессию семейное положение и др. Составы нарушений общественного порядка связываются обычно с общим субъектом. Вместе с тем есть особенности административной ответственности за эти нарушения несовершеннолетних и их родителей.
Несовершеннолетний является специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе КДН и ЗП может освободить его от административной ответственности и применить к нему иные специфические административные меры воспитательного воздействия, не связанные с административным наказанием (ст. 8.1 ФЗ от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в послед, ред. от 26.04.2016 г.).
К числу указанных мер воспитательного воздействия относятся следующие:
• возложение обязанности принести публичные или в иной форме извинения;
• предупреждение;
• выговор или строгий выговор (ч. 1 ст. 8.1 Закона)
Следующим элементом состава административного правонарушения является субъективная сторона. Важность установления психического отношения лица к совершаемым противоправным деяниям, исходя из требований ст. 2.1 КоАП РФ, в современной литературе не вызывает сомнений. Вина как обязательный признак состава административного правонарушения не может существовать иначе как в установленных законом формах – умысел или неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Другие признаки субъективной стороны (цель, мотив) являются факультативными, если конкретная норма не называет их в качестве конструктивных признаков состава.
По существу состав административного правонарушения является главным нормативным основанием административной ответственности. Закрепление в норме его признаков является гарантией законности в применении института административной ответственности. К ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава административного правонарушения.
Отсутствие хотя бы одного из предусмотренных в законе признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом, следовательно, и отсутствие оснований административной ответственности. Отсутствие события и состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, являются обстоятельствами, исключающими производство по делу, в этих случаях оно не может быть начато, а начатое – подлежит прекращению.
3. Некоторые особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности. Особенности административной ответственности несовершеннолетних
Освобождение от административной ответственности несовершеннолетних. Действующее законодательство предусматривает основания и порядок освобождения лиц, совершивших правонарушения, от административной ответственности. Одно из таких оснований – малозначительность совершенного проступка (ст. 2.9 КоАП РФ). Вопрос о том, является ли деяние малозначительным, решается с учетом всех его субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т. п.). Малозначительными поступками могут быть признаны, например, безбилетный проезд несовершеннолетнего в общественном транспорте, нарушение пешеходами правил дорожного движения и др. В этом случае уполномоченное должностное лицо вправе ограничиться устным замечанием, которое не влечет никаких юридических последствий. Важно, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были учтены все объективные и субъективные обстоятельства, характеризующие правонарушение и лицо, его совершившее.
Освобождение от административной ответственности несовершеннолетнего может проявляться в замене ее мерами дисциплинарного или иного воздействия.
Согласно ст. 2.3 КоАП РФ комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может освободить его от ответственности. К указанному лицу могут быть применены меры, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К их числу относятся, например, выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др. Применение названных мер не влечет административной ответственности.
Не подлежат административной ответственности лица, совершившие правонарушения в состоянии крайней необходимости или невменяемости.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Крайняя необходимость является одним из правомерных средств предотвращения опасности, представляющей угрозу охраняемым законом интересам.
Необходимым условием административной ответственности является наличие вины (умысла или неосторожности) у лица, совершившего противоправное деяние. Душевнобольные, слабоумные, не способные осознавать характер совершаемых своих действий, не способные руководить своими действиями из-за поражения волевой сферы психики лица не могут быть признаны виновными вследствие невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ).
При применении административной ответственности необходимо иметь в виду требование ст. 2.3 КоАП РФ о том, что ответственности за совершение административного правонарушения подлежат лишь лица, достигшие к моменту такого деяния 16-летнего возраста.
Особенности административной ответственности несовершеннолетних, применение Кодекса об административных правонарушениях в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.
Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства по вопросам ювенальной политики, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.
Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и родителей должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка несовершеннолетними.
Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.
Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве – к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике – к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.
В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995[65].
Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.
Но, в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии[66].
Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.
К составам, непосредственно направленным на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, относятся следующие статьи КоАП РФ: ст. 6.7 – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения; ст. 6.10 – вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ; ст. 6.13 – пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ; ст. 20.22 Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Комиссии в соответствии со ст. 17 Положения могут принимать к производству дело о любом ином антиобщественном поступке несовершеннолетнего[67].
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ)[68].
Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ)[69].
Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель – восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.
Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т. п.
Цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лип, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения.
КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.
Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП РФ)[70].
При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем, чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.
Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекта административной юрисдикции: проблемы законотворческой и правоприменительной практики[71]. Действующий КоАП РФ рассматривает КДН и ЗП в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к несовершеннолетним. В ч. 1 ст. 23.2 указано: районные (городские), районные в городах Комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а так же дела об административных правонарушения предусмотренных ст. 5.35., 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законодателем к подведомственности Комиссий можно разделить на 2 группы:
• дела об административных правонарушениях, совершенных самими несовершеннолетними;
• дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних[72].
Компетенция районных (городских), районных в городах КДН и ЗП по рассмотрению дел об административных правонарушениях может, как уже упоминалось, не только КоАП РФ, но и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Законами субъектов РФ об административных правонарушениях определяется компетенция районных (городских), районных в городах Комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях по разному. В тоже время во многих законах субъектов содержится норма, согласно которой данные Комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов, если они совершены несовершеннолетними[73].
Законами некоторых субъектов РФ об административных правонарушениях компетенция Комиссий расширена за счет введения новых составов административных правонарушений, которые преследуют целью, как защиту прав несовершеннолетних, так и защиту прав родителей.
Проблемой для правоприменителей являются положения, закрепленные в п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ об административных правонарушениях. Согласно ч. 5 ст. 28.3 члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35-5.37, 6.10, 6.23 КоАП РФ. Еще в 2003 г. мы высказывали сомнение в том, что указанная норма вряд ли найдёт применение на практике[74]. При этом исходили из следующего. Во-первых, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав работают на общественных началах. Во-вторых, не следует превращать члена комиссии в полицейского. В-третьих, подавляющее большинство членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не имеют юридического образования и вряд ли смогут качественно составить протоколы об административных правонарушениях.
Время показало, что рассматриваемая норма фактически не применяется. Это подтверждает и подготовленный в 2005 г.
Генеральной прокуратурой РФ Обзор практики привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. В Обзоре отмечено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав практически не используют предоставленное ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ право возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, т. е. не используют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Специфической особенностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как коллегиальных органов административной юрисдикции является то, что дела об административных правонарушениях они рассматривают на своих заседаниях.
Действующее Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995[75] не оговаривает периодичность проведения заседаний комиссий, являются ли они открытыми или закрытыми.
В результате прокурорских проверок, регулярно проводимых в Калининградской области в отношении комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления, выявляются типичные нарушения законности в административно-юрисдикционной деятельности комиссий, которые можно свести к следующим.
1. Не всегда выдерживается 15-дневный срок рассмотрения комиссиями дел об административных правонарушениях, предусмотренный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ. Так, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований Багратионовского, Краснознаменского городских округов, Гвардейского и Зеленоградского районов назначали к рассмотрению и рассматривали дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, по истечении 15-дневного срока со дня получения материалов дела. При этом мотивированные определения о продлении указанного срока, как этого требует ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, комиссиями не выносились.
2. Серьезной проблемой является низкое качество ведения протоколов комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ходе прокурорских проверок, проведенных в Калининградской области, выявлены нарушения ст. 29.8 КоАП РФ, предусматривающей обязательное составление протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении при рассмотрении дела коллегиальным органом. Например, было установлено, что в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования «Неманский городской округ» протоколы заседания комиссии не ведутся вообще.
Прокуратурой Багратионовского района в ходе проверки было выявлено аналогичное грубое процессуальное нарушение в деятельности багратионовской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: протоколы заседания комиссии также не составлялись[76]. Прошло несколько лет, и прокурорская проверка, проведенная в 2006 г., показала, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Багратионовского городского округа протоколы стали составляться. Однако эти протоколы отличаются низким качеством. В протоколах заседаний багратионовской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указаны лишь дата и место рассмотрения дела, состав комиссии и краткое описание события рассматриваемого административного правонарушения, после чего следует вывод о необходимости признать лицо виновным в совершении административного правонарушения. В то же время в протоколах отсутствуют обязательные реквизиты протокола, предусмотренные ст. 29.8 КоАП РФ: не содержатся сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; не отражаются отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; не указываются объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; не указываются документы (например, характеристики, справки, акты освидетельствования в наркологических кабинетах и т. д.), исследованные при рассмотрении дела.
3. Прокурорские проверки показывают, что некоторые комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления выносят постановления по делу об административном правонарушении с нарушением требований ст. 29.10 КоАП РФ. Например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования «Зеленоградский район» в постановлениях по делам об административных правонарушениях не полностью указываются сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело: имеют место случаи, когда не указываются части статей КоАП РФ, по которым подросток признан виновным; не всегда постановление подписывается секретарем и председателем комиссии; не разъясняются срок и порядок обжалования постановления.
Важное значение для правоприменительной практики имеет установленный порядок обжалования постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, вынесенного по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, вынесенное по делу об административном правонарушении может быть обжаловано несовершеннолетним, в отношении которого велось производство, потерпевшими, законными представителями несовершеннолетнего, защитниками и представителями в районный суд по месту нахождения коллегиального органа.
К сожалению, в законодательстве отдельных субъектов Федерации установлен иной порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Так, ст. 28 Закона Кировской области от 2 августа 2005 г. N 352-30 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Кировской области»[77] предусматривает, что постановление или определение, вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, может быть обжаловано прокурору или в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная норма не соответствует КоАП РФ. Во-первых, постановление, вынесенное коллегиальным органом по делу об административном правонарушении, как уже отмечалось, может быть обжаловано только в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. Обжалование же постановления коллегиального органа прокурору не предусмотрено ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ. Во-вторых, согласно ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано лишь определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. КоАП РФ, следовательно, в отличие от Закона Кировской области закрепляет обжалование не любого определения, а определения только одного вида. Поэтому ст. 28 Закона Кировской области нуждается в существенных коррективах.
Таким образом, несовершенство законодательства, прежде всего законодательства субъектов РФ, нарушения законности, допускаемые Комиссиями, несомненно, влияют и на качество административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
О применении некоторых норм административного права в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Как известно подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел несут основную нагрузку в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, являясь субъектом ювенальной системы России (см. ст. 21 ФЗ № 120-1999 г.). В данной статье изложены полномочия ПДН районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, подразделений внутренних дел на транспорте и их должностных лиц.
Подразделения ПДН обладают широким кругом полномочий согласно указанных правовых актов и, в том числе, в области административной юрисдикции. Например: проводят профилактическую индивидуальную работу в отношении несовершеннолетних:
– совершивших правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
– совершивших правонарушения, повлекшее применения меры административного взыскания;
– выявляют лиц, вовлекаемых несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (административных проступков);
– рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также неисполнение или ненадлежащего исполнении их родителями или законными представителями обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних;
– участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в ЦВСНП несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в случаях, если их личность не установлена либо не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта РФ;
– принимают участие в рассмотрении соответствующими коллегиальными органами и учреждениями материалов об административных нарушениях, их родителей или иных законных представителей;
– ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних (административных правонарушений), лиц их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих родительских обязанностей и др.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 21 Закона № 120-1999 работники ПДН имеют право и обязаны доставлять в подразделения ОВД несовершеннолетних совершивших правонарушения или антиобщественные действия. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение ОВД составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в данных подразделениях не более 3-х часов[78].
При доставлении несовершеннолетнего в горрайлинорган необходимо:
– установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях, условиях воспитания;
– выяснить обстоятельства совершения правонарушения;
– оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности;
– передать в установленном порядке доставленного несовершеннолетнего родителям или законным представителям под расписку (делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган, с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний)[79].
Порядок привлечения к административной ответственности.
Основным документом, на основании которого КДН и ЗП на своем заседании привлекает правонарушителя к ответственности, является протокол об административном правонарушении или постановление прокурора.
Никакие иные документы, справки инспектора ПДН, информационные сообщения из ОВД, из школы и т. п. не является основанием для привлечения к административной ответственности[80].
Вместе с тем указанные документы могут рассматриваться на заседании Комиссии и являться основанием для применения к несовершеннолетним, совершившим антиобщественные действия, не являющиеся административными правонарушениями, мер общественного воздействия, предусмотренных Примерным положением о КДН. Указанные в данных актах меры могут применяться и к родителям, не уделяющим должного внимания воспитанию своих детей (за исключением тех случаев, когда в их деяниях имеется состав административного правонарушения или уголовного преступления).
Не может быть основанием для рассмотрения какого-либо дела на заседании Комиссии и применения меры воздействий к несовершеннолетнему или его родителям приговор, вынесенный судом в отношении подростка, привлеченного к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы.
Указанные приговоры направляются в Комиссию для сведения, учета и проведения с ними профилактической работы (что бы не было двойного наказания).
Проведение профилактической беседы с несовершеннолетним и определения перечня необходимых профилактических действий по исправлению его поведения не требует вызова подростка на заседание комиссии и может быть осуществлена при приеме населения председателем, ответственным секретарем, членами комиссии.
Протокол об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах их компетенции.
В соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35-5.38, 6.10, имеют право составлять члены Комиссий. Причем не только районных, но и вышестоящего уровня, что практически повсеместно не выполняется, о чем указывалось уже выше[81].
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22-5.24, 5-40, 7-24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 15.10, ч. 3 ст. 19.4, ст. 19.9, 20.26 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 Кодекса: дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, составлявшего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, потерпевших, место, время совершения и события правонарушения, статья кодекса или закона субъекта РФ, обжалование физического лица, законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело и др.
Данное постановление выносится в сроки, предусмотренные ст. 28.5 Кодекса, а именно: немедленно после выявления совершения административного правонарушения; двух суток (если требуется дополнительная проверка) или в сроки установленные ст. 28.7 КоАП РФ, в случае проведения административного расследования (по окончании расследования)[82].
Административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ).
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ. В случаях если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временные затрат, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения статья Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок проведения административного расследования не может превышать, один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Содержание протокола об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушением, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Направление протокола об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушений, в течение суток с момента составления протокола (вынесений постановления) об административном правонарушении.
В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток до дня устранения соответствующих недостатков.
При подготовке к рассмотрению дела имеет право принимать участие защитник (статья 25.5 КоАП РФ) для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.
Статья 25.5. Защитник и представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером соответствующего адвокатского образования. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Место рассмотрения материалов о правонарушении. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.33, 5.34, 6,10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Если несовершеннолетний является лицом без места жительства, то данная ситуация вызывает затруднения в правильном разрешении ситуации.
Известно, что данный вопрос не урегулирован КоАП РФ, что позволяет указанной категории граждан уклоняться от ответственности.
Вместе с тем в соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина (от 14 лет и выше) признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч 1. ст. 20 ГК РФ), а несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет – место жительства его законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов (ч. 2 ст. 20 ГК РФ). При раздельном проживании родителей место жительства несовершеннолетнего определяется соглашением между ними, а при отсутствии соглашения – судом (ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ). При этом следует обратить внимание на то, что протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ, рассматриваются по месту совершения правонарушения, а не по месту жительства правонарушителя.
Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела, об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
Данная статья изменилась по сравнению с тем, что было ранее. Так, ранее дела по ст. ст. 49 (мелкое хищение), 158 (мелкое хулиганство) и т. д. КоАП РСФСР могли рассматриваться на заседании комиссии только в том случае, если органы внутренних дел передавали эти дела комиссиям. С 1 июля 2002 года все дела за исключением указанных в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ в обязательном порядке передаются на рассмотрение комиссии. При этом все дела (за исключением дел по ст. 5.35 КоАП РФ) передаются в комиссии по месту жительства правонарушителей.
С 1 июля 2002 г. комиссии имеют право направлять поручения и запросы, в том числе и в органам внутренних дел.
Поручения и запросы по делу об административном правонарушении.
Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.
Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Комиссия вправе вынести определение об истребовании сведений необходимых для разрешения дела.
Истребование сведений. (Ст. 26.10. КоАП РФ) Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. (Статья 29.6 КоАП РФ) Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц, О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение[83].
Малозначительное правонарушение (ст. 2.9 КоАП РФ). Какого-либо нормативного определения понятия малозначительного правонарушения не существует. Вместе с тем отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо угроз для охраняемого законом объекта правонарушения.
При освобождении от административной ответственности по данному основанию должен учитываться характер правонарушения, а не особенности личности правонарушителя или его последующее после правонарушения поведение. При этом нельзя путать устное замечание, которым может ограничиться Комиссия, с предупреждением, которое в отличие от замечания является административным наказанием.
Таким образом, в случае установления на заседании Комиссии факта малозначительности правонарушения комиссия по результатам рассмотрения дела объявляет устное замечание, которое нигде не фиксируется.
Вместе с тем неоправданно широкое распространение получила практика без основательного применения ст. 2.9 КоАП РФ, т. е. практика прекращения дел в связи с их малозначительностью.
Так, одна из Комиссий прекратила в связи с малозначительностью дело в отношении матери несовершеннолетнего К., на которую был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 5.35 КоАП РФ за то, что ее сын совершил антиобщественное деяние, выразившееся, по мнению задержавших его сотрудников милиции, в нахождении в 19.30 в подъезде дома, где проживает его друг. При рассмотрении дела было установлено, что подросток в подъезде не курил, не кричал и вообще ничего противоправного (антиобщественного) не совершал. Т. е. из материалов дела не ясно, за что же мать надо привлекать к ответственности и каким актом подобные деяния признаются противоправными (антиобщественными).
Комиссия же, вместо прекращения дела в связи с отсутствием состава (события) правонарушения (части 1 и 2 ст. 24.5 КоАП РФ), прекратила дело в связи с малозначительностью (ст. 2.9 и ч. 1 абзац 2 п. 2 ст. 29.9 КоАП РФ). Однако для прекращения дела в связи с малозначительностью необходимо наличие правонарушения.
В данном же случае его не было.
Кроме того, при рассмотрении материалов дела комиссия должна устанавливать не только наличие (отсутствие) события (состава) правонарушения или антиобщественного деяния, но и конкретный акт, устанавливающий ответственность за это деяние или запрещающий соответствующее поведение[84].
Обращаем внимание, что определение антиобщественного действия дано в ст. 1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федерального закона № 113-ФЗ от 26.04.2016 г.).
Доказательства. (Ст. 26.2 КоАП РФ) Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Иногда возникает ситуация, когда надо выяснить, во всех ли случаях при доставлении несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения необходимо проведение медицинского освидетельствования. Установлено, что – не во всех.
Таким образом, если подростку нет 16 лет, то его освидетельствование невозможно, т. к. он не является субъектом административного правонарушения.
Если же несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет, то результаты его освидетельствования могут являться доказательствами нахождения в пьяном виде. Однако в материалах дела должны присутствовать доказательства не только факта опьянения, а и факта нахождения в виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, т. к. для этой категории несовершеннолетних только такой состав образует правонарушение (ч. 3 ст. 26.2 – не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона)[85].
В связи с тем, что одним из доказательств по делу являются показания свидетелей, возникает вопрос, кто может быть свидетелем?
Свидетель (Ст. 25.6 КоАП РФ). В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки[86].
На практике зачастую возникает вопрос: что делать, если правонарушитель не владеет русским языком?
Статья 24.2 КоАП РФ, определяет язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Конец ознакомительного фрагмента.