Лекция 2
Тема: Историческое развитие ювенальной юриспруденции
1. Предпосылки возникновения ювенальной юриспруденции.
2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах.
3. Становление ювенальной юриспруденции в России.
4. Ювенальная юриспруденция в Советском государстве.
5. Ювенальная юриспруденция в России конца XX – начала XXI века.
1. Предпосылки возникновения ювенальной юриспруденции
Как уже давно известно, до настоящего времени, не существует правового, закрепленного в законодательстве, понятия ювенальная юриспруденция и ювенальная юстиция.
Поэтому изучение истории развития данных юридических понятий рассматривается рядом авторов с позиций их личного научного и практического опыта, основанного на длительных теоретических, научных и практических изысканиях, заслуживающих всяческого уважения и внимания.
Так Бакаев А.А. рассматривает развитие ювенальной юриспруденции с платформы существующей длительное время в СССР и в настоящее время в России системы профилактики правонарушений несовершеннолетних[84]. Автор и исследователь ювенальной проблематики Мельникова Э.Б. – с точки зрения ювенальной юстиции[85].
Оба исследователя дают широкий обзор исторических явлений в ювенальной области юриспруденции, что принесет несомненную пользу при рассмотрении истории ювенальной юриспруденции за рубежом и в России[86].
Знание истории предмета исследования дает ключ к рассмотрению его сущности и перспектив развития. Это особенно актуально для ювенальной юриспруденции в общем и ювенальной юстиции в частности. Без знания ее истории невозможно понять ее специфику: почему ювенальной юстиции не было, и почему она возникла? Почему ювенальную систему в широком смысле ее значения считают перспективной, а ювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего[87].
Период жизни несовершеннолетнего человека от античного периода до средневековья середины девятнадцатого века, историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей характеризуется как жесткое и несправедливое.
Это подтверждают некоторые исторические источники. Например:
– в юриспруденции тех лет не существовало понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека;
– в правовых актах не имеется юридических правил специальной защиты несовершеннолетних в суде, в тюрьмах и после освобождения из них;
– правовое положение ребенка приравнивалось к положению взрослого.
Однако римское право и более поздние правовые акты средневековья и законодательство 18–19 веков оставили некоторые юридические свидетельства – попытки смягчить жесткость карательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Необходимо отметить, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве[88].
Об этом свидетельствуют Дигесты императора Юстиниана (6 век н. э.) Ститул 4 «О лицах не достигших 25 лет», где Ульниан Д. – римский юрист-префект отмечает, что защиту прав лиц, не достигших 25 лет осуществляют их попечители.
Римское право оставило еще одно свидетельство защиты детей государством – это дактрина государства отца, где государство объявляется высшим опекуном ребенка[89].
Античный мир и средневековье уже имел законы о наказаниях детей и подростков, но процессуальный статус несовершеннолетних стал интересовать юристов значительно позднее.
В Законе 12 таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания[90].
Он осуществляется при наличии следующих условий:
– когда несовершеннолетний преступник не понимал характера преступного деяния;
– когда преступное деяние не было доведено до конца.
Данный закон делал уже различие между умышленными и неумышленными преступлениями, что послужило позднее для начала реализации общего для уголовной ответственности для несовершеннолетних принципа разумения[91].
Однако в целом законодательство средневековья характеризовалось как жестокое, игнорирущее детство (применение смертной казни к детям младшего возраста, содержание в тюрьмах вместе со взрослыми, применение пыток и т. д.)[92].
Отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних в тот период можно было обнаружить в законах многих стран в начале и в середине 19 века. Такие законы действовали, например, в США.
Они устанавливали равную для детей и взрослых уголовную ответственность и наказание, одинаковую для всех лиц, представших перед судом, а также одинаковую процедуру. И только в середине 19 века стали появляться законы и создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия[93].
На основание имеющихся исторических свидетельств можно сделать вывод о том, что наши предшественники юриста не учитывали того, что несовершеннолетние нуждаются в повышенной юридической защите своих прав в силу возраста, т. е. римское право, законы средневековья и чаще законодательство нового времени предусматривали очень ограниченную защиту детей перед законом и судьей. То есть детей в период, предшествующий изданию ювенальной юстиции юристов рассматривали как взрослых, признавая при этом их как неполноценными физически и психологически, но все же взрослых.
2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах
Вторая половина XIX века была отмечена постепенным смягчением отношения к несовершеннолетним преступникам[94]. Так в 1924 г. В США (г. Нью-Йорк) был создан первый реформаторий для детей, позволяющий раздельное содержание в тюрьмах со взрослыми правонарушителями.
2 июля 1899 года впервые в г. Чикаго (штат Иллинойс) был создан специальный суд по делам несовершеннолетних.
Для этого послужили определенные обстоятельства сложившиеся в конце 19 века, вызванные техническим прогрессом, изменениями в экономике и политике, изменившие привычные условия жизни общества, вызвавший серьезный всплеск преступности в стране.
Примеру США создавших ювенальный суд (закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закон – в 1891 г.) последовали другие страны, где так же создавались национальные ювенальные суды:
1. В Северной Америке:
– в Канаде – июнь 1908 г. (Закон от 20 июля 1908 г.).
2. В Европе:
– Ирландия – 1904 г. (социальная сессия суда);
– Ирландия и Уэльс – август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних), декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21.12.1908 г., создавшего автономную систему ювенальных судов в стране);
– Германия – 1907–1908 гг. (соединение опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бресслау и др.);
– Франция – март 1914 г. (Закон от 22.04.1912 г., создал автономную систему ювенальных судов);
– Бельгия – май 1912 г. (Закон Картон-де-Виарта от 15.05.1912 г.);
– Австрия – 21 октября 1908 г. (созданы опекунские суды для несовершеннолетних);
– Испания – 2 августа 1918 г. (созданы опекунские суды для несовершеннолетних);
– Италия – май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. «О специализированных судах по делам несовершеннолетних»);
– Португалия – 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый в Лиссабоне в 1911 г., второй – в 1912 г.);
– Россия – 1910 г. (создана автономная судебная система);
– Венгрия – 1908 г. (автономная ювенальная система);
– Румыния – (Трансильвания) – 1913 г. (автономная судебная система);
– Польша – 1919 г. (автономная ювенальная судебная система);
– Швейцария – Кантоны (1911 г.);
– Нидерланды – 1905 г. (законы от 6.02.1901 г., от 12.02.1901 г.; созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);
– Греция – декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г., установил специализацию судей);
3. Африка:
– Египет – февраль 1904 г. (создание ювенального суда в г. Александрия, 6 апреля в Каире);
4. Азия:
– Япония – январь 1923 г. (система ювенальных судов);
5. Австралия и Новая Зеландия:
– Западная Австралия – 1907 (закон о детских судах: г. Куинленд);
– Виктория – 1915 г. (закон о судах для детей);
– Новая Зеландия – 1925 г. (Закон о благополучии детей).
Создание ювенального суда в штате Иллинойс (г. Чикаго) США было серьезным шагом в осуществлении принципа гуманизации судопроизводства в отношении детей и подростков. Как отмечал русский процессуалист-ученый П.И. Люблинский, что едва ли можно назвать в современной юридической и педагогической литературе тему более людную чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшиеся в начале 20 века. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь делаются эксперименты практического осуществления учреждений, причем намечаются новые темы, новые формы[95].
Автономная система ювенальных судов возникла не во всех странах, где были созданы такие суды. При этом появились две формы судов:
– автономный суд, не связанный с общими судами;
– состав общего суда, выполняющий функции рассмотрение дел о несовершеннолетних.
Автономные суды были созданы в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, в кантонах французской Швейцарии.
Вторая форма рассматривалась в Австрии, Германии, Португалии, Испании, в кантонах немецкой Швейцарии, где функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что определило как приоритетную задачу судебной защиты прав ребенка, а борьба с преступностью отошла на второй план.
Такие страны как Ирландия, Греция, Италия, Женевский Кантон Швейцарии, Япония, Новая Зеландия пошли по пути создания специализированного составов судей по делам несовершеннолетних.
Далее ювенальная система развивалась сообразно национальным традициям и условием отдельных стран[96].
В США развитие ювенальной юстиции пошло по двум основным направлениям: специализация судопроизводства и упрочения судебного процесса.
Специализация осуществлялась в следующих формах:
– слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых;
– изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения;
– выделение для слушания данных дел специализированного судьи по делам несовершеннолетних.
В упрощенной форме формальная судебная процедура в судах сводилась к беседе судьи с несовершеннолетним правонарушителем подсудимым, что обосновывалось необходимостью уменьшения вредного влияния на детей самой процедуры рассмотрения дел в суде.
Особенностью американского суда явилось то, что ему поручались функции руководства учреждениями попечительского надзора над детьми и подростками.
В Англии и Уэльсе несмотря на то, что правовые системы были схожи с США, ювенальная юстиция стала формироваться в несколько отличают от американской формы.
Как в США в 1905 г. В Бермингеме был создан первый специализированный суд.
Кроме специальных отдельных заседаний в данном суде начали действовать некоторые специфические правила:
– разделение детей и подростков подсудимых на категории по степени тяжести совершенных ими правонарушений;
– проведения заседаний за час до открытия общих судов;
– присутствие родителей и других близких людей в судебном заседании;
– раздельное рассмотрение дела каждого несовершеннолетнего подсудимого (даже в случаях соучастия);
– создание при суде корпуса чиновников службы пробации[97], наделение их функциями изучения личности и устройства детей-правонарушителей;
– контроль со стороны суда за осуществление попечительского надзора за этими детьми.
Во Франции ювенальное судопроизводство было также организованно согласно сегодняшних особых национальных особенностей развития общества.
В модели ювенальной юстиции существовали традиционные субъекты правосудия: следственные судья, прокурор, суд присяжных.
Однако одновременно с созданием ювенальных судов начали создаваться специальные опекунские советы, которые занимались с несовершеннолетними, не поддающиеся под юрисдикцию уголовного суда (с детьми в возрасте до 12 лет). Эти структуры вошли в систему гражданской судебной юрисдикции, послужившие в последствие базой для создания семейных судов.
Для французской ювенальной юстиции получил распространение, в отличие от общей англосаксонской системы принцип строгого следования уголовно-процессуальным требованием[98]:
– для несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет сохранялся принцип «разумения»;
– вводилось «второе досье» по делам несовершеннолетних (социально-психологическая характеристика самого несовершеннолетнего и его деяния);
– ограничение гласности при рассмотрении присутствовать в судебном заседании представителей учреждений интересующихся защитой подростков;
– возможность рассмотрения дела ребенка в общем суде, если: несовершеннолетних действовал с разумением; совершил тяжкое преступление и совершил его в соучастии со взрослым[99].
В Германии первый ювенальный суд был создан 1 января 1908 г. В г. Франкфурте. В отличие от судов несовершеннолетних в США, Англии, и Франции – немецкий суд не был автономным.
В составе общего суда одному из его членов на год давались двойные полномочия. Первые – рассмотрение всех дел о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудным участковым «шеффенским» судом[100]. Этот вел предварительное следствие и назывался следственным судьей. Второе – опекунское производство в отношении малолетних. Специализации предусматривалось и для прокурора в суде.
Во франкфуртском суде гласность не была ограничена, но его заседания осуществлялись в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.
Попечительские функции в суде для несовершеннолетних брали на себя члены попечительских союзов о детях. По поручению суда они предоставляли ему сведения об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых.
По мнению Люблинского П.Н. франкфуртская модель ювенального суда рациональная и практичная, т. к. при отправлении данного вида правосудия, достигаются главные черты судов для юношества: специализации, соединение опеки и наказание и планомерное привлечения организованного попечительства о малолетних[101].
3. Становление ювенальной юриспруденции в России
Исторический опыт возникновения, становления, и развития системы предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений несовершеннолетних в России сегодня, имеет все большее значения.
Исторические аспекты решения данной комплексной проблемы в разные периоды рассматриваются в работах юристов-правоведов З.А. Астемирова, Е.В. Болдырева, Н.И. Ветрова, М.В. Гернета, Ю.Б. Гербеева, Б.И. Куфаева, П.И. Люблинского, Г.М. Миньковского, А. Сухарева, Э.Б. Мельниковой и др.
Научные источники свидетельствуют о том, что формирование подходов и решению задач по предупреждению и искоренению детской преступности, дифференциации ответственности и принятию мер к несовершеннолетним правонарушителям имеет глубокое исторические корни.
Наказ Екатерины II (1729–1796 гг., императрица России с 1762 г.) впервые решительно затронул вопрос об отделении заключенных взрослых детей.[102]
В период ее правления страной были утверждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. Во времена Александра I при тюремных замках были открыты отделения для малолетних и несовершеннолетних преступников с целью обучения их грамоте и ремеслу.
В начале 19 века в России начинает формироваться научный подход к изучению этой проблемы.
В своей работе Вальтер Венинг сообщает о самых ужасных условиях заключения, какие ему приходилось наблюдать в Петербурге. В сырых нездоровых казематах Управы Благочиния Венинг нашел 4 мальчиков среди 26 мужчин[103].
Улучшению участи малолетних заключенных способствовало попечительское общество о тюрьмах, возникшее по инициативе Венинга в 1819 году. Петербургский комитет проявил, прежде всего, особенную заботу о в отношении малолетних заключенных. В 1820 году Петербургский комитет постановил: «Арестованных малолетних отделить от взрослых, учить грамоте и легкой работе – щипать корпию, водить прогуливаться, нанять для них трезвых и толковых дядек и мастеров для обучению их сапожному мастерству»[104]. Комитет приспособил для малолетних особое помещение, куда члены комитета доставляли детей, разысканных ими, члены комитета заботились о моральном и физическом состоянии малолетних, исследовали причины их ареста и способствовали освобождению детей, которых «заточили за малые вины». Заключенных детей обучали не только русскому, но и немецкому языку.
Заключение малолетних сопровождалось применением возможных оков. Эта мера широко практиковалась в то время и служила при ненадлежности места заключения «для большей безопасности от побега». Только в 1826 г. Был издан Указ «Об истреблении стульев с цепями в полицейских местах и в воспрещении изобретать впредь, что-либо подобное». Никитин, вступивший в заведование отделением для малолетних в Петербурге, указывал, на самые неподходящие условия для заключения юных преступников, способствующие порче их нравственности. Сведения относятся к 1871 году. В них указывается на тесноту помещения, отсутствие разделения преступников по категориям и возрастам.
Суд, временно освобождая общество от малолетних преступников и помещая их в тюрьму, тем самым, в сущности, укреплял в них преступную наклонность и доставлял обществу людей с усиленной преступной энергией. Не исключалось и то, что тюрьма порой для некоторых, в особенности для молодых слабых организмов, являлась желанным приютом, спасающим их от физических невзгод, холода и голода.
Один из видных российских исследователей детской преступности того времени Сабинин Л.Х. отмечает что «…в России ежегодно осуждали несовершеннолетних 18-летнего возраста около 9000 человек»[105].
Все увеличивающийся рост преступности среди малолетних преступников и подростков грозил стране страшным бедствием. Необходимо было что-то предпринимать. Подавляющее большинство подростков в царской России отбывали наказание в виде тюремного заключения вместе со взрослыми. Развращающий характер тюрьмы калечил детей нравственно и физически. Выходя из тюрьмы, не имея средств для существования, не имея специальности и работы, но зато «обогатившись законами преступного мира», подростки вновь становились на путь правонарушений, но уже более тяжких и квалифицированных.
Общество уже тогда понимало, что оставление юных преступников на воле без призора или помещение их в среду, несоответствующую условиям воспитания, должно, прежде всего, занять внимание лиц, стремящихся внести практические мероприятия в дело борьбы с детской преступностью[106].
Вторая половина XIX века характерна активизацией юридической мысли в области совершенствования законодательства о несовершеннолетних правонарушителях.
Одним из первых норм творческих актов, касающихся профилактики преступности несовершеннолетних стал Закон от 5 декабря 1866 г. «Об исправительных приютах»[107], в соответствии с которым исправительные приюты учреждались для нравственного исправления несовершеннолетних, совершивших преступления.
Следует отметить, однако, что первые специальные заведения для воспитания нравственно испорченных детей создавались без необходимых законодательных основ.
К моменту принятия Закона «Об исправительных приютах для несовершеннолетних» в России существовало несколько заведений для малолетних, созданных на иных основаниях и при иных условиях, чем те, которые появились после вступления в действие упомянутого закона. (1819 год – г. Гомель; 1839 год – г. Рига; 1848 год – г. Ревель, Москва; 1864 год – г. Санкт-Петербург).
Закон определял общие требования к условиям содержания и перевоспитания малолетних правонарушителей, предоставлял возможность их условно – досрочного освобождения, указывал на меры дисциплинарного воздействия к воспитанникам, совершивших побег из приюта. Закон предоставлял право начальству приюта сокращать назначенный судом срок на треть с условием возвращения в приют в случае дурного поведения освобожденного. Ранее условно – досрочное освобождение никогда не применяли.
Закон вводил понятие «принудительное воспитание», отмечая, что именно оно является целью помещения в приюты.
В конце XIX столетия был принят целый ряд других важнейших законодательных актов, направленных на гуманизацию ответственности подростков за совершенные преступления и изменение подходов государственных органов к решению проблемы борьбы с детской преступностью и безнадзорностью.
Существенные коррективы в деятельность исправительных учреждений для несовершеннолетних внес Закон «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников», принятый 20 мая 1892 г.[108]
В соответствии с законом статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, определяла возможность водворения несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления, вместо тюрем в приюты в тех местах, где таковые учреждались. При этом определялось, что эти лица должны были находиться в приютах до исправления, но не более достижения ими 18-летнего возраста.
Одной из особенностей этого закона было то, что срок содержания несовершеннолетних в приюте определялся не судом, а руководством самих исправительных заведений.
Закон от 2 февраля 1893 г. «О предоставлении исправительным приютам права заключения условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» предоставлял право начальству исправительных заведений помещать условно освобождаемых воспитанников для работы и обучения к благонадежным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы. Это относилось к лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Выпускаемых по истечении срока воспитанников можно было, с их согласия, на основе договора, заключенного от их имени, отдавать к мастерам или в промышленные заведения до достижения совершеннолетия.
По оценке Беляевой Л.И., важнейшим правовым актом, серьезно изменившим процессуальные формы судопроизводства стал Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», принятый 2 июня 1897 г.[109]
Законом устанавливались, в частности:
1) система участия законных представлений;
2) новые меры пресечения – ответственный надзор, заключение в отделение при исправительных колониях;
3) выделение в особое производство дел о соучастии несовершеннолетних;
4) особое производство о «разумении» (выяснении степени умственного и нравственного развития обвиняемого);
5) обязательная защита.
Закон существенно изменил как систему наказания несовершеннолетних, так и порядок уголовного преследования.
Очередным важным шагом в создании в России целостной системы законодательства о несовершеннолетних стало принятие 22 марта 1903 года Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, которое предусматривало льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних, в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления «без разумения». Несовершеннолетние, совершившие преступления «с разумением», направлялись по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних, а также для них заменялись следующие наказания: смертная казнь, каторжные работы, лишение гражданских прав, ссылка на лишение свободы от двух до пяти лет, содержание в специальных отделениях для несовершеннолетних при тюрьмах и арестных домах (за менее тяжкие деяния, за которые следовало лишение всех прав и заключение в тюрьму) – на направление в исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних на срок от одного месяца до одного года.
Суммируя правила применения судьями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних по «Уголовному уложению», можно сделать следующие выводы:
– законах царской России содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение объема карательного содержания уголовного наказания, применяемого судами к несовершеннолетним;
– как уголовное, так и уголовно – процессуальное законодательство содержали положения о повышенном (по сравнению с соответствующим статусом взрослых подсудимых) охранительном режиме к несовершеннолетним в рамках уголовного процесса (замена уголовного наказания воспитательными мерами, освобождение от уголовного наказания в указанных законом случаях);
– вместе с тем неформальный характер уголовного процесса по делам этой категории в основных вопросах реализации уголовной ответственности (например, определение по судейскому усмотрению «разумения», вынесение «неопределенных» – без установленного срока – приговоров) ставили несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом.
Закон «О воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних», принятый 19 апреля 1909 года, впервые утвердил положение о таких заведениях[110].
По мнению А.Г. Сапрунова, это был принципиально новый для российского законодательства нормативный акт. В нем нашли отражение собственный опыт, достижения науки и положительные устремления. Целью этого закона было широко и твердо поставить дело предупредительно – исправительного воспитания; заменить уголовную кару по отношению к несовершеннолетним до 17 лет, избавить несовершеннолетних от клейма и предубеждения, которые связываются в общественном мнении с уголовным наказанием и пребыванием в тюрьме.
Исследуя правовую базу в России на рубеже XIX–XX веков, можно сказать, что в законодательстве содержались юридические нормы, которые предусматривали уменьшение тяжести уголовного наказания для несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно – процессуальное законодательства включали положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению со взрослыми подсудимыми.
Вместе с тем, репрессивный подход в решении проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних превалировал.
В литературе тех времен приводились следующие статистические данные. За период с 1898 по 1907 г. 4047 несовершеннолетних осуждено к лишению свободы и помещению в колонии, 8442 – в тюрьмы и арестные дома[111].
На этом фоне все ощутимее стала материализовываться идея создания специальных судов для несовершеннолетних. Правовой базой, инициирующей данную идею, явились перечисленные выше законы.
В юридической литературе существует как минимум два мнения о том, какой из законов послужил нормативной основой создания и деятельности особых автономных судов для несовершеннолетних.
Например, по мнению Беляевой Л.И. и Сапрунова А.Г., этой основой стал Закон от 2 июля 1897 года «Об изменении формы и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних»[112]. Тогда как ряд других ученых называют правовой базой создания и функционирования специальных судов Уложение о наказании уголовных и исправительных, от 22 марта 1903 года с дополнениями, принятыми в 1906 и 1909 годах.
На наш же взгляд, многие принятые во второй половине XIX века законодательные акты не только составили правовую основу ювенальных судов, но и в значительной степени стимулировали принятие решения о создании таких судов для несовершеннолетних в России.
Одним из этих решений стало введение в 1864 году института мировых судей[113].
Система местных мировых судей (участковых и почетных) и правительственный Сенат. Еще в Библии была идея о простом и доступном для всех людей суде, еще в этой книге говорилось о жалости к детям.
Общими условиями статуса мирового судьи являлись: Российское подданство, 25 – летний возраст, мужской пол и нравственная безупречность. Существовали различные виды мировых судей: участковые, почетные, запасные и добавочные. Именно последние и стали основой ювенальных (детских) судов в России.
Петербургское общество Патроната в октябре 1908 года разработало проект специального суда, включавшего в себя следующие особенности: специальный судья, специальное заседание, особые меры по отношению к детям, помощь попечителей.
Избранную на общем собрании Санкт-Петербургского общества патроната специальную комиссию по вопросам создания в стране судов их возглавил профессор И.Я. Фойницкий[114].
Под его руководством готовился проект правил о суде для несовершеннолетних. 3 декабря 1909 года на должность особого судьи по делам несовершеннолетних был избран Н.А. Окунев, имевший более чем двадцатилетний опыт работы и выезжавший ранее за границу для ознакомления с практикой детских судов на Западе. Н.А. Окунев имел статус добавочного мирового судьи.
С 1 января 1910 года начала действовать камера по делам о малолетних, а 22 января состоялось первое судебное разбирательство. К категориям дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями. Относились дела, где: несовершеннолетние являются или обвиняемыми, или потерпевшими по делам о проступкам, нарушающих закон и постановления особо охраняющих несовершеннолетних; также подсудны малолетние и взрослые: первое (малолетние) – по делам, где они подсудны или являются соучастниками, вторые (взрослые) – где малолетние потерпевшие либо затрагиваются их интересы.
Производство по делам лиц от 10 до 17 лет осуществлялось для разрешения вопроса о том, действовал ли обвиняемый во время совершения деяния с разумением: 1. Общий порядок производства дела по существу, с предшествующим производством дела о разумении. 2. Особый – прекращение дела и применение воспитательных и исправительных мер.
В результате данный суд действовал в следующем составе: добавочный судья, 4 служащих канцелярии, 5 платных попечителей, были и бесплатные попечители. К судье предъявлялись специальные требования, касавшиеся специальных познаний в области психологии и педагогики[115].
Работа в мировом суде осуществлялась в три этапа:
1. Первоначальный допрос малолетних и распределение их дел между попечителями.
2. Судебное разбирательство.
3. Содействие попечителей работе во время заседания, присмотр за малолетними, прием родителей и посторонних лиц.
Меры, применяемые по отношению к малолетним, зависели от того, были ли они подследственными или виновными, то есть осужденными. Для находящихся под следствием это были: 1) оставление на свободе с обязательством явиться в суд; 2) то же с учреждением попечительского присмотра; 3) помещение в чужую подходящую семью под присмотр попечителя; 4) помещение в арестный приют; 5) помещение в подследственную приюту школу. Для виновных: 1) выговор; 2) условное освобождение от наказания или условная отсрочка приведения приговора в исполнение и отдача под присмотр попечителя: а) с оставлением в родной семье или у хозяина, б) с помещением в чужую подходящую семью, в прежнее место жительства, в) то же, но с переменой места жительства, в деревню, г) с помещением в школу простую или ремесленную, с ночлегом в специальном приюте; 3.помещение в воспитательно-исправительное заведение с правом на условное освобождение, с установлением попечительского присмотра.
Основными принципами деятельности этого суда стали:
1. Выделение рассмотрения дел о малолетних от прочих, разбор их одним судьей.
2. Упрощение судопроизводства по этим делам.
3. Назначение несовершеннолетним наказания и его отбытие не на общих основаниях.
4. Организация попечения над несовершеннолетними до и после суда в лице особых попечителей.
По нашему мнению, главной целью для судов стало предупреждение преступлений. А это «…предохранение от преступлений тех детей, которые еще их не совершили, но по условиям жизни стоят на пороге закона, удержание совершивших преступления от рецидива».
Итого в России с 1910 года появилось 7 судов: в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Екатеринославле, Николаеве и Санкт-Петербурге – сыгравших столь значительную роль в становлении ювенальной юстиции.
23 апреля 1912 года в России начал функционировать первый особый суд для несовершеннолетних.
Суд по делам несовершеннолетних в России оценивался прогрессивными юристами того времени как наиболее удачная модель подобного суда. Основанием такой оценки была его широкая юрисдикция, связь с населением, поскольку суд был мировым, где при выборе судей по делам несовершеннолетних учитывалось знание ими детской психологии, отсутствовал формализм судебного процесса.
Анализ научной литературы и правовых документов свидетельствует, что никаких других специальных органов, призванных осуществлять работу по пресечению преступлений несовершеннолетних в России того времени, не создавалось[116].
Однако совершенствование законодательства в этой области серьезно повлияло на функции полиции.
Ученые начала XX века единодушно сходились в оценках причин криминализации подросткового слоя населения страны, относя их к общесоциальным проблемам, а в частности:
– к большой доле населения, относимой к категории «бездомных»,
– значительной доли безработных и фиктивно занятых,
– наличие социального «дна» из числа нищих, бомжей. Беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем,
– значительной доли беженцев.
Таким образом, надо отметить, что функции полиции России в начале века были предельно обширны, особо примечательно то, что в ходе работы над столь необходимым законопроектом о реформировании полиции в России, комиссия под председательством А.А. Макарова не смогла обойти стороной проблему контроля над полицейскими органами морали несовершеннолетних. Также она не могла не оговорить момент ликвидации факторов. Способствующих формированию преступных мотивов в сознании несовершеннолетних.
Вместе с тем, как уже отмечалось, специальных структур для осуществления профилактики и пресечения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в полиции либо в иных государственных органах не создавалось.
Анализ дореволюционного опыта России позволяет сформулировать вывод о том, что основным звеном системы профилактики и пресечения правонарушений, ее координирующим началом должен стать ювенальный суд, обладающий особым статусом, полномочиями и обязанностями[117]. Именно ювенальный суд, действующий на основе соответствующего (ювенального) законодательства, призван заменить существующие в настоящее время органы, лишь формально осуществляющие координирующие функции, такие как комиссии по делам несовершеннолетних всех уровней, межведомственные комиссии. Оперативные штабы. Это же положение подтверждает и зарубежный опыт.
4. Ювенальная юриспруденция Советского государства
Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила государственную политику в отношении детей.
Сегодня нельзя однозначно оценивать те преобразования, которые произошли особенно в первые годы революции[118].
Несмотря на то, что, по мнению ряда ученых, автономная ювенальная юстиция в России перестала существовать по Декрету от 14 января 1918 года, проблема детской преступности и безнадзорности не осталась без пристального внимания страны Советов.
Об этом свидетельствует хотя бы то, что за первое пятилетие после революции в стране было принято более 50 важнейших законодательных актов, касающихся воспитания несовершеннолетних, направленных на улучшение их жизни и воспитания. В литературе того периода весь это правовой комплекс часто именовался «детское право», «детская конституция».
Следует отметить, что начало созданию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних положил специальный орган, координировавший и направляющий деятельность всех ведомств и организаций по охране детства – Совет защиты детей, позже реорганизованный в комиссию по улучшению жизни детей (Деткомиссия при ВЦИК). В полномочия данных органов входило издание обязательных общегосударственных постановлений, касающихся охраны здоровья детей, организации питания, снабжения и т. д., а также претворение их в жизнь. Являясь высшей надзорной организацией, наделенной чрезвычайными полномочиями по защите и обеспечению прав и интересов несовершеннолетних, они могли наложить «вето» на распоряжения любого ведомства, если реализация их вела к явному ущербу для детей и подростков.
Конец ознакомительного фрагмента.