Вы здесь

Эх, Россия. Pulp Fiction. Критикам (Михаил Буканов)

Критикам

На белом свете есть множество профессий хороших и разных. Одни из них стоят в стороне, так как их освоение требует от человека полной отдачи. Вот, например: Есть такая профессия, взводный, Родину защищать. И всё сразу становится понятным. В мирное время красивая форма, паёк, решение государством твоих проблем и неплохая пенсия, a в период войны возвращай полученное. Выйди вперёд и страну собою прикрой. Всё чётко и ясно. Tаких профессий много. Пусть и не только и не столько от человека отдачи требующих. Но меня всегда поражала профессия «критик.» Чего это такое, по моему глубокому убеждению, не знает никто. Да вы сами посмотрите. Вот, так называемая «великая кучка». Группа выдающихся композиторов России. Иx все знают. Мусоргский «Хованщина,» Даргомыжский «Русалка» и так далее. До «Сказки о Золотом петушке» Римского – Корсакова,» «Князе Игоре» Бородина, и не помню чего, но что-то написавшем Цезаре Кюи! И тут же сбоку-припёку всегда упоминается некто Стасов – музыкальный критик и просветитель. Кто его за последние сто лет читал, чего он там нёс, «покрыто неизвестным мраком». Примерно так бы реагировал на его словеса любитель петушиного пения дед Щукарь! Или, Пушкин, Лермонтов, Гоголь и ещё масса великих, a про них судит и рядит несостоявшийся писателишка, некий Белинский, позднее к нему присоединяются борзописцы типа Добролюбова и Писарева. И судят, и рядят. Bсё с высоких позиций истинных демократов. А вопросы какие ребром ставят! Как говорят современные говоруны: Ты, братан, прикинь! Вот лишь часть из них, ответы на которые восхищённое человечество дать так и не удосужилось. Что делать? Когда же придёт настоящий день? Что такое «обломовщина»? Кто виноват? И при этом просвещают обывателя, теребя его статейками, типа: «Луч света в тёмном царстве», да «Не могу молчать!» И, что интересно, сами критики довольно экстравагантные себе люди. Вот некто, одевшись членом, то-есть, живописно задрапировавшись в презерватив, толкает речуги перед лицом почтеннейшей публики. Являясь музыкальным критиком и, следовательно, ценителем прекрасного и эстетом. Это показывая истинную сущность, которую не всякий и не везде вот так выставит напоказ! Я-то тут легко и сразу усматриваю состав преступления, предусмотренный в моё время статьёй 206, частью 2 Уголовного кодекса. РСФСР! Хулиганством является циничное обнажение половых органов в общественном месте. И срочешник за это дело был не двушечка, а от двух до пяти. Легко! Но вернёмся к нашим критическим баранам. Bо времена Есенина с Маяковским этот подвид литературных паразитов процветал и пах. Чего стоит образ некоего Когана, разбегающегося и пиками усов калечащего, a также баламуты Мудрейка с Кудрейкой! Достали до живого и великого Булгакова мастера разъяснения всей неполноценности его произведений и отсутствия в них поступи современности и Пролеткульта. На скрижалях истории остался пакостник, интриган Латунский, редкая сволочь и подлец! А чего стоили великие критические замечания товарища Жданова, литературного и музыкального критика. Разнёс по кочкам оппортунистов, засевших в толстых журналах «Октябрь» и «Знамя». Низвёл с пьедесталов погрязших то ли в быту, то ли в его отсутствии писателя Зощенко, поэтессу Ахматову, композитора Прокофьева. Зрил зело товарищ в самый корень. Заелись, – говорит, – Мышей не ловят, a если и ловят, то не тех, не там и не с нами! Огрузились деньгами и привилегиямии, работают не на массы, один для смеха, вторая для истории, а третий что бы получить одобрение растленного Запада! Не позволям, понимашь! И отдал своего сына за дочку Сталина. Но это так, к слову! Казалось бы, всe делa давным-давно прошедшее. Так сказать «квантум перфект» (если я чего и путаю, подпустить научности надо, всё равно никто сам не знает, чего это такое.) И тут влезает всегдашнее Леонтьевское «Однако». Смотрю я утром русские газету по компьютеру oт «ленты» через «Комсомолку» до «Известий» и «Комсомольца». Всего сайтов так… Достаточное, я думаю, количество. И читаю во «Взгляде» статейку некоего специалиста. Типа литературного критика. Вещун этот кумекает по-свойски, толкует по-понятиям. Я, – говорит, – за одного Бродского таких двух пацанов, как некие Евтушенко и Высоцкий легко отдам. Он гений и диссидент, а они от жёлтой курицы и сторонники СССР, собиравшие своим талантом стадионы. Если, – продолжает, – Цой не работал бы в кочегарке, он никогда не достиг бы таких высот в своём творчестве. Вы не поверите, но я, человек много чего в жизни повидавший и прочитавший, после всего этого немного обалдел! Или, не немного! Оно, конешно, Бродский – нобелевский лауреат и покойник. Так что про него либо нихиль, либо хорошее. Ну, а покойный Владимир Семёнович чем так автора достал? Да и жизнь доживающий Евтушенко? Я прекрасно помню как был на встрече с идолами молодёжи 60х в музее Политехническом. Там выступали наши кумиры, выразители мыслей просыпающегося от безвременья поколения. Ахмадуллина, Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Вознесенский. Это был праздник для парней и девиц столицы. А ходившее по рукам стихотворение Евтушенко о белых сучках, едущих к чёрным кобелям, переписывалось и распространялось от руки. Иметь записи Высоцкого и знать наизусть его песни было непременным условием жизни молодых чуть позднее. Я, конечно, дикий человек. Мне присущ снобизм моего послевоенного поколения, когда говорилось, если не я, то кто? И я сам лично на крики граждан на улице во время махания одним идиотом топором «Милиция, милиция» отвечал: Здесь она и её достаточно! И это в отличии от американских копов не имея оружия, а только лишь «Мурку»! А кто такой, простите, Бродский? Я немного читал его стихотворения, не искусствовед и не критик. Я могу выступать лишь с позиции так осуждаемой, c точки зрения нравится – не нравится. Это как в случае с гением Мандельштамом. Все знают, что он гениальный поэт, Сталиным до смерти умученный, a спроси знатока, какое он лично стихотворение помнит, то «Жил Александр Герцович – еврейский музыкант». И то потому, что это Пугачёва спела. Ну, отдельные знатоки случайно вспомнят про» широкую грудь осетина.» Так вот. Высоцкий и Евтушенко, Рождественский и Ахмадуллина, Окуджава и Кукин, Ножкин и Городницкий, Кульчицкий, Гудзенко и Коган мне нравятся. Бродский —нет! Но это не повод унижать его творчество. А уж приводить пассажи о грудях Ахматовой, святой женщины, великого поэта и страдалицы, я вообще считаю кощунственным. Пусть бы Иосиф припадал к своим национальным истокам, русской самобытности и так далее. Тут всё понятно. Но женщине, жене гения, родившей гения, можно только посочувствовать, а не заставлят её в писательском раже выкармливать не выкармливаемое! Уф! Еле выговорил! Так что, господин хороший, позвольте вам тут запятую поставить! Я не знаю, в какой отрасли знаний вы специалист, но, то что литературная критика вам не очень даётся – очевидно. А-то начнёте нести в стихах нечто вроде этого:

Осип Бродский это да, а Высоцкий ерунда,

Что же там до Евтушенко, говорю вам лабуда!

Я ведь в критике звезда, только вот одна беда,

Нету к разуму дороги, если за рулём …!

Однако, прощевайте. Примите уверения в совершеннейшеe к вам почтениe. Полемический задор это хорошо, но иногда нужно включать и проблесковые маячки смысла. Я доступно излагаю?