Глава 3
Чтение и составление карт идей
этой главе вы:
• познакомитесь с правилами картирования идей;
• научитесь читать карты идей;
• увидите, как составляются карты идей;
• составите вашу первую карту идеи.
Правила картирования идей
Слово «правила» в том значении, в котором оно используется здесь, может ввести в заблуждение, если его вырвать из контекста. В конце концов, это способ раскрыть ваш творческий потенциал! Эти правила не предназначены для того, чтобы ограничивать вашу креативность или мышление. Подобно тому, как правила дорожного движения позволяют нам безопасно добираться из одного места в другое, задача этих правил – стать ориентирами, которые помогут максимально развить возможности вашего разума с помощью карт идей, а не ограничивать или препятствовать вам в использовании этого метода. Эти правила предоставят в ваше распоряжение ресурсы, подсказки и возможность свободно исследовать безграничные способности вашего мозга. Когда у вас выработается привычка следовать этим правилам, вы сможете намеренно нарушать их, основываясь на ваших целях и художественном вкусе! Конкретные примеры этого вы увидите в главе 10. А пока давайте усвоим основы.
Урок 5: исходная позиция – следуйте правилам (на данном этапе)
Правила картирования идей отражают возможности коры обоих полушарий нашего мозга. Теперь в вашем распоряжении появился инструмент, использующий весь мозг целиком, что позволит нам объединить логику, линии, слова, списки, числа и последовательности с цветом и изображениями. А лучше всего то, что правое полушарие мозга обожает, когда вся информация представлена на одном-единственном листе бумаги и можно видеть взаимосвязи между идеями.
Что ж, давайте познакомимся с этими правилами, одновременно обучаясь чтению карт идей. Вам понадобится набор цветных карандашей или маркеров, которые не отпечатаются через бумагу этой книги. По мере описания правил смотрите на рис. 3.1. Тема этой карты идеи – правила картирования идей. Чтобы увидеть цветную версию этой и всех последующих карт идей, посетите наш сайт www.IdeaMappingSuccess.com.
Как читать карту идеи
Центральное изображение
Создание карты начинается в центре, и это относится ко всем картам идей. Центральное изображение или сочетание «слово + изображение» представляет предмет или тему вашей карты идеи. Оно должно состоять как минимум из трех цветов, чтобы быть визуально запоминающимся. Центральное изображение на рис. 3.1 – пачка карт идей. Используя как минимум три карандаша или маркера различных цветов, раскрасьте центральное изображение. (Да, можно рисовать в этой книге!) По ходу моего объяснения этой карты идеи вы будете добавлять изображения, цвета, коды и юмор, чтобы сделать карту более запоминающейся, преобразуя ее в свою собственную.
Главные ветви
Главные ветви примыкают к центральному изображению. Они обозначают области основного предмета. Идеальное количество главных ветвей – от пяти до девяти для каждой карты идеи. Обычно наш мозг может удерживать около семи порций информации, прежде чем внимание начнет рассеиваться, поэтому это хорошее количество для начала. Если в карте идеи есть порядок изложения информации, читайте ее по часовой стрелке, начиная с главной ветви, которая расположена в позиции «1 час». Можно начать с просмотра всех главных ветвей, чтобы получить общее представление о теме. В этом конкретном примере последовательность не имеет особого значения, единственное обязательное условие – начинать с центра. Давайте начнем с ветви БУМАГА и продолжим по часовой стрелке.
Рис. 3.1. Правила картирования идей
Вы прочитываете ветвь БУМАГА и все ее ответвления, прежде чем переходите к следующей ветви. Слова чистая, альбомная и начало ассоциируются со словом БУМАГА. Слово центр ассоциируется с началом, а также связано (посредством стрелки) со словом цвета в следующей ветви. Вот как следует толковать значение ключевых слов в ветви БУМАГА: «Используется чистый лист бумаги, развернутый в альбомную позицию». (При использовании альбомной ориентации на листе размещается больше информации, чем при книжной.) Начните с центра, применяя как минимум три цвета для рисунка центрального изображения. Для листа формата А4 размер центрального изображения должен быть примерно 5 см в диаметре. Вы примените эти рекомендации в конце этой главы при составлении своей первой карты.
Продолжая рассматривать рис. 3.1, возьмите другой карандаш или маркер и закрасьте толстую часть ветви БУМАГА. Продолжайте закрашивать все ответвления (не слова), отходящие от этой ветви, используя тот же маркер. Слова связаны посредством цвета и линий. Опять же, применяя тот цвет, которым вы закрасили ветвь БУМАГА, вы можете захотеть выделить или подчеркнуть слова, написанные в предыдущем абзаце полужирным шрифтом и курсивом (БУМАГА, чистая, альбомная, начало, центр и цвета). Это поможет вам посредством цвета визуально связать карту идеи с текстом этой книги.
Следующая ветвь, расположенная в позиции «3 часа», – это ИСПОЛЬЗУЮТСЯ. В картах идей используются изображения, цвета и слова. Изображения используют различные цвета и объем, чтобы выделяться. Также изображения могут быть представлены в виде символов. В любой момент вы можете сделать изображения юмористическими, это доставит вам удовольствие, что, в свою очередь, улучшит запоминание. Цвет применяется по всей карте идеи и может быть вашим личным кодом. При составлении карт идей должны использоваться единичные ключевые слова, написанные печатными буквами над ветвями и ответвлениями.
Закрасьте толстую часть ветви ИСПОЛЬЗУЮТСЯ цветом, отличным от того, которым вы закрашивали ветвь БУМАГА, и продолжайте закрашивать все ее ответвления до самого конца. На ответвлении символы добавьте несколько символов или знаков, используя различные цвета. Добавляйте изображения в любой части этой карты идеи, как вам нравится. Изображено может быть все, что способно облегчить припоминание. Например, можно добавить цветок над ответвлением цветение или попробовать использовать букву «т» в этом слове в качестве стебля цветка. Дорисуйте радугу над ответвлением цвета или объемную фигуру над ответвлением объем. Подходите к процессу творчески.
Ветвь ЛОГИКА расположилась в позиции «5 часов». Карты идей используют логику ассоциаций, опираясь на мышление по типу цветка и мышление по типу потока, описанные в главе 2. Закрасьте новым цветом ветвь ЛОГИКА и ее ответвления.
ЛИНИИ (ветви, ответвления и стрелки) непрерывны и взаимосвязаны. Главные ветви жирнее там, где они касаются изображения в центре. Длина линии должна соответствовать длине слова или изображения, расположенного над нею. Это позволит избежать нерационального использования пространства или визуального разрыва из-за длинных ветвей и коротких слов. В конце концов, у вас может возникнуть желание очертить ту или иную ветвь, чтобы выделить ее или отделить от соседних ветвей, если они расположены слишком тесно. Я видела, как вместо собственно линии вокруг целой ветви люди использовали мелки или карандаши светлых цветов, чтобы заштриховать ветвь. Выберите новый цвет для ветви ЛИНИИ. Вы уже знаете, что нужно делать.
ИДЕИ – эта ветвь расположена в позиции «8 часов». Когда вы заканчиваете поток идей? Это личный выбор, обусловленный целью, с которой вы составляете карту. Фиксируйте все свои идеи на карте, даже если они кажутся вам глупыми. Не редактируйте. Они могут быть тем творческим импульсом, который приведет вас к другой блестящей идее. Закрасьте эту ветвь новым цветом. Если у вас закончились цвета, не сомневайтесь и снова используйте свои любимые оттенки!
Карты идей имеют лучистую СТРУКТУРУ («10 часов»), в которой идеи располагаются от центра в стороны. Самые важные в иерархии идеи заключены в центральном изображении, менее важные излагаются в главных ветвях. После чего детали отражаются в наименьших ответвлениях. Порядок ветвей на карте идеи соответствует ходу часовой стрелки, поэтому в левой части карты последовательность идей следует снизу вверх… 1–2—3. Раскрасьте всю ветвь СТРУКТУРА.
Последняя ветвь, расположенная в позиции «11 часов», – это РАЗБЛОКИРОВКА. Если вы зашли в тупик или забыли слово, которое собирались добавить, нарисуйте пустые линии, отходящие от данной ветви, чтобы указать, где вы хотели сделать добавление. Наш мозг любит решать сложные задачи, и, если мы просто пойдем дальше, в 99 % случаев идея обязательно всплывет снова. Это похоже на то, как мы порой пытаемся вспомнить что-то известное, например чье-то имя или название фильма. Через несколько минут или часов, когда вы, возможно, будете заняты совершенно другим делом, необходимая информация вспомнится сама собой. Закрасьте эту ветвь новым цветом.
Это описание правил картирования идей и того, как следует читать карты идей, заняло несколько страниц линейного текста. Удивительно выглядит та же информация (рис. 3.1) на одном-единственном листе бумаги с вашими добавлениями и изображениями, не правда ли? Пришло время, используя эти правила и силу ассоциации, показать вам, как составляется карта идеи.
Составление карты идеи
На рисунках 3.2, 3.3 и 3.4 демонстрируются этапы составления карты идеи. Эта последовательность примеров воспроизводит составление карты моего сегодняшнего списка необходимых дел. Сюда включены и личные, и профессиональные задачи. Смотрите на эти рисунки по мере описания того, как составлялась окончательная карта идеи. Я объединила техники ассоциирования по типу цветка и по типу потока, описанные в главе 2.
Взгляните на рис. 3.2. Эту карту идеи я начала с центрального изображения, которое представляет мой обычный список необходимых дел. Первой на ум пришла ВСТРЕЧА, которая должна была состояться с Кевином в обед. Следующей мыслью были ОСТАНОВКИ, которые мне необходимо сделать по пути домой. Заметьте, что для этой ветви я использовала позицию «7 часов», а не следовала по часовой стрелке. В том случае, когда нет определенного порядка в информации, представленной на карте, я рекомендую визуально уравновешивать расположение ветвей вокруг центрального изображения. Этот подход оставляет пространство для дополнительных ветвей и позволяет избежать несимметричности карты.
Рис. 3.2. Составление карты идеи (этап 1)
Теперь посмотрите на рис. 3.3. По мере того как мысли приходили мне на ум, я добавляла уточнения к ответвлению супермаркет ветви ОСТАНОВКИ, еще одну встречу и нарисовала новую ветвь ЗАНЯТИЕ в позиции «5 часов». Используя стрелку, я указала на связь между музыкой, которой я должна была заниматься, и репетицией ансамбля в 19.00.
Наконец, взгляните на рис. 3.4. Здесь я добавила новую ветвь ЗВОНКИ в позиции «11 часов», а также еще две главные ветви, дополнительные детали и несколько изображений. Идеи добавлялись без определенного порядка. Они просто вносились на карту, как только приходили на ум.
Рис. 3.3. Составление карты идеи (этап 2)
Возможно, вы подумаете: «Быстрее было бы составить обычный список». На этом этапе вашего обучения вы, вероятно, правы. Однако думаю, что вы отметите пару моментов.
1. Большинство людей завалено беспорядочными заметками, напоминаниями на клейких листках и списками запланированных дел. В электронном виде или написанные от руки, они обычно располагаются в самых разных частях дома, и им недостает организации. Составление карты идеи позволит вам решить все эти задачи и систематизировать ваши мысли на одном листе бумаги.
2. Во-вторых, обучаясь новому умению, лучше всего начинать с малого и двигаться к более сложным уровням. Я буду постепенно выстраивать ваше обучение, а не перегружать вас с самого начала. Это – главная цель данной деятельности. До более сложных карт идей мы дойдем в последующих главах.
Рис. 3.4. Составление карты идеи (этап 3)
Вы будете поражены, какое количество информации вы в состоянии помнить, используя естественную способность к ассоциированию. Это весело, увлекательно, а главное – приносит практическую пользу!
Составление вашей собственной карты идеи
Теперь ваша очередь составить свою карту. Начните с легкой для вас и знакомой темы. Это позволит сосредоточиться на составлении карты идеи, а не на ее содержании. Используйте свой список необходимых дел, план встреч или что-либо другое, относительно несложное.
Цветными маркерами, желательно с тонкими стержнями, нарисуйте центральное изображение в центре чистого листа бумаги и не забудьте развернуть лист в альбомную позицию. Позвольте вашему мышлению повеселиться, переключаясь с одной идеи на другую. Не беспокойтесь о совершенстве. Для вас это лишь возможность попрактиковаться! Если в процессе возникнет заминка, откиньтесь назад и полюбуйтесь своей работой! На рис. 3.5 представлено краткое изложение этой главы.
Рис. 3.5. Краткое изложение главы 3