Вы здесь

Эффективный менеджер. Секреты психологического воздействия. Резюме (А. Д. Мартынов, 2013)

Резюме

Как правильно составить резюме

Резюме – это первое, что видит твой потенциальный работодатель. Именно резюме должно стать той первой ниточкой, которая приведет тебя в компанию. Резюме – это твое лицо на самом первом этапе общения с компанией! Не стоит относиться к резюме как к чему-то обязательному, но неважному. Не стоит печатать его на салфетке и вписывать туда первое, что придет в голову. Резюме должно быть красиво оформлено, структурировано и не обделено смыслом. Оно должно быть приятно взгляду.

Итак: резюме должно быть кратким, правдивым и не превращаться в подобие романа. Значение имеет все: и то, какие слова ты используешь, и то, какой стиль изложения выбираешь, и внешнее оформление. Твоя главная цель – создать о себе благоприятное первое впечатление, убедить в том, что ты как раз тот человек, который прекрасно выполнит данную работу. Раз ты претендуешь на конкретную должность – менеджера по продажам – то резюме и сопроводительное письмо должны быть ориентированы на данную должность. К примеру, не стоит указывать в резюме на соискание должности менеджера по продажам, что ты прекрасно умеешь шпаклевать стены или владеешь искусством резьбы по дереву… Это излишняя информация, она никак не привлечет внимания потенциального работодателя, ведь ты устраиваешься не в качестве строителя или резчика по дереву.

Ты должен понимать простой и очевидный факт: для каждого человека наиболее важно то, что касается его самого. Поэтому, обращаясь к работодателю, ты должен подчеркивать не то, что интересует лично тебя, а то, что ты можешь предложить компании, чем можешь и хочешь быть ей полезен, почему именно ты являешься подходящим кандидатом на данную должность. Проще говоря, не проси для себя («дай»), а предлагай («на»).

Форма резюме может быть различной – от свободной до строго структурированной. Не думаю, что ты придумаешь что-то новое, поскольку они все похожи. Саму структуру резюме ты можешь стянуть из Интернета, там же есть масса бесплатных программ, которые помогают аккуратно оформить резюме.

Обрати внимание на пять основных требований к стилю написания резюме.


1. Краткость.

2. Конкретность.

3. Активность. Используй энергичные глаголы, показывающие активность, никогда не пиши «участвовал», «оказывал помощь» и т. п.: может показаться, что ты стоял в стороне или от случая к случаю оказывал разовые услуги. К примеру, попробуй использовать такие глаголы: «прошел», «изучил», «помог», «создал» и т. д.

4. Избирательность. Не думай, что чем больше разношерстных сведений, тем лучше. Отбирай информацию, исходя из цели резюме.

5. Честность. Не включай в резюме ложную информацию, но правильно расставляй акценты.


Сделать хорошее резюме очень непросто. В любом случае, даже если у тебя есть хорошие образцы или тебе помогают знающие люди, потребуется немало времени и не один вариант, пока ты не получишь то, что требуется.

Структура резюме

Рекомендую следующую структуру резюме, которую можно считать универсальной.

Заголовок. Фамилия, имя, отчество.

Основные личные данные. Адрес места жительства или прописки, контактный телефон, адрес электронной почты, дата и место рождения, гражданство, семейное положение.

Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу ты можешь и хочешь выполнять, а иногда и на каких условиях. То, на что ты претендуешь, косвенно показывает, каким специалистом ты себя считаешь.

Опыт работы. Дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций и достижений. Для людей с опытом работы эта часть резюме обычно является особенно важной. Излагая опыт работы, нужно избегать крайностей в подробности изложения сведений. Одна крайность: превратить эту часть резюме в выписку из трудовой книжки – даты, названия компаний, должностей и ничего более. К сожалению, такие резюме встречаются достаточно часто, а их авторы, похоже, не замечают этого недостатка своих резюме. Другая крайность: излишние детали и подробности, из-за которых резюме разбухает до многих страниц. Я слышал про резюме, состоящее из двадцати семи страниц! Нужно найти золотую середину. Как правило, для большинства случаев такой серединой являются одна-две страницы.

Образование. Чем больше прошло времени с момента окончания учебного заведения, тем меньше места эта часть должна занимать. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследованиях, семинарах, тренингах, курсах, связанных с повышением квалификации.

Дополнительная информация. Сюда рекомендую включать сведения о степени владения иностранными языками, о навыках работы на персональном компьютере с указанием применяемых программных средств, о наличии водительских прав и о личных качествах. Проще говоря, сюда нужно включить все, что повышает твою ценность в глазах работодателя – наличие автотранспорта, готовность к командировкам и любые другие конкурентные преимущества перед другими соискателями на эту должность.

Резюме также может включать:


• сжатое описание квалификации и опыта работы;

• сведения об общественной деятельности;

• указание членства в профессиональных объединениях;

• упоминание о хобби. Но имей в виду, что хобби должно отражать твою активную жизненную позицию. К примеру, для менеджера по продажам могут подойти активные виды спорта (но не экстремальные). А вот если твое хобби – коллекционирование почтовых марок или пивных пробок, лучше этого не писать;

• информация о прохождении воинской службы;

• указание готовности к командировкам и смене места жительства;

• сведения о рекомендациях (от кого может быть получен отзыв о тебе и твоей работе).


Краткая характеристика твоих личностных качеств, помещаемая в конце резюме, в большинстве случаев воспринимается неплохо. Например: энергичен, требователен к себе и к другим, хороший организатор, хороший исполнитель. Только не рассчитывай на то, что тебе поверят на слово, ведь в большинстве резюме можно встретить перечисление одних и тех же личностных качеств. Но без них никак, такого рода утверждения могут вызвать дополнительный интерес к твоей персоне. А ведь в этом и заключается основная цель резюме – заинтересовать работодателя и обеспечить себе приглашение на собеседование.

Ниже приведен пример резюме моей скромной персоны.

Мартынов Андрей Дмитриевич


Желаемая должность: директор по продажам

e-mail: martinov.kniga@yandex.ru

Телефон сотовый:+7 (812) ХХХ-ХХ-ХХ

Телефон домашний: + 7 (812) ХХХ-ХХ-ХХ

Домашний адрес: Санкт-Петербург, Фрунзенский район, ул. Фрунзенская, д. 1000, кв. 1011

Дата рождения:27.06.1983

Переезд: невозможен

Приемлемая заработная плата: __________


Образование

Основное:

• 2007 – ИНЖЭКОН (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет), ПИФ, специалист коммерции в области промышленного комплекса, диплом (тема «Разработка и выведение на рынок нового косметического бренда с использованием производственного аутсорсинга»)


Повышение квалификации/курсы:

• 2008 – тренинг «Моя команда», компания «Марс»

• 2008 – курсы «Бухгалтерский учет и налогообложение», ООО «Учебный центр „Метод“»

• 2008 – семинар «Активные продажи», ведущий Майкл Бэнг, «Персонал Эсто»


Профессиональный опыт

• 04.2009 – продолжаю работать, ИП Мартынов А. Д.


Косметика/парфюмерия/бытовая химия

Индивидуальный предприниматель

Проведение маркетинговых исследований. Выявление свободного сектора на рынке г. Зеленогорск. Организация розничного отдела продаж косметики. Поиск места аренды. Переговоры с поставщиками. Создание торговой матрицы. Финансовый анализ деятельности ИП (отдел вышел на точку безубыточности в первый месяц работы).

Работа с государственными органами (налоговая, пенсионный фонд, ОБЭП).


• 03.2008 – 09.2008, ООО «Синтез»


Тим-лидер компании «Марс»

Руководство эксклюзивной командой торговых представителей компании «Марс».

Зона ответственности: Кингисеппская, Приозерская области, Волосовский и Сосновоборский районы. Команда включала шесть торговых представителей. Работа с торговыми точками, директорами филиалов. Развитие базы и поддержание существующего объема.

Причина ухода: компания не оправдала ожиданий.

Испытательный срок пройден.


• 12.2007 – 03.2008, «Марита»


Руководитель отдела продаж

Дистрибуция бытового пластика, стеклянной и хрустальной посуды.

Руководство региональным отделом продаж (зона ответственности: РФ). В подчинении четыре человека. Анализ эффективности отдела, планирование. Работа с дебиторской задолженностью, набор менеджеров. Переговоры с вип-клиентами.

Причина ухода: приглашение в компанию «Марс».

Испытательный срок пройден.


• 01.2003 – 12.2007, «Славянская косметика»


Косметика/парфюмерия/бытовая химия

Руководитель отдела продаж

Оптовая и розничная дистрибуция косметической продукции.

Создание отдела продаж с нуля. В подчинении четырнадцать человек (заместитель и тринадцать человек в Ленинградской области и на северо-западе РФ). Увеличение объемов продаж за период с марта 2005 по сентябрь 2005 года на 180 %. Постоянный рост объемов продаж. Раскрутка нового косметического бренда. Переговоры с первыми лицами предприятия. По дистрибуции в Северо-Западном округе достигнуты максимальные результаты (подписаны контракты со всеми крупными оптовиками и большинством сетей). Проведение рекламных акций для продвижения товаров в магазинах. Реклама по ТВ и в специализированных СМИ. Производство рекламного ролика и полиграфической продукции. Проведение рекламных акций для продвижения товаров в магазинах. Деятельность по расширению ассортимента. Поиск, проведение переговоров и подписание контрактов с «Ева Флор» (Франция, Париж), «Oceanic» (Польша, Сопот).


Участие в проектах

Знание механизма раскрутки сайта в Интернете.

Создание и продвижение интернет-магазина косметики с нуля.

Имею опыт вербовки сотрудников фирм конкурентов.


Рекомендации


• ООО «Славянская косметика»


Иванов Иван Иванович, ген. директор

8-ХХХ-ХХ-ХХ-ХХ


• ООО «Марита»


Петров Петр Петрович, ген. директор

8-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ


Дополнительная информация

Гражданство: РФ

Родной язык: русский

Английский: базовые знания


Ключевые навыки

Профессиональные навыки:

Продвинутый пользователь ПК. Работа с такими программами, как: Remote Administrator v2.2, 1С 7.7, Acrobat Reader, The Bat! Windows Сommander, Nero, Microsoft Office и др.

Маркетинговый анализ, анализ оборачиваемости, финансовый анализ.

Дополнительная информация:

Свой автомобиль марки Peugeot

Стаж вождения с декабря 2003 года

Водительское удостоверение категории «В»

Загранпаспорт

Коммуникабелен, пунктуален, настойчив в достижении результата.

Умею ставить цели и задачи и добиваться их выполнения.

Увлекаюсь игрой в футбол, пейнтбол.

Кстати говоря, электронный адрес, указанный в резюме, реален, и ты после прочтения книги можешь написать мне письмо со своим мнением о книге. Самое главное – напиши, помогла ли тебе книга в освоении профессии менеджера. Для меня будет ценно каждое мнение.

Структура и пример сопроводительного письма

Сопроводительное письмо в последние годы стало неотъемлемой частью этикета общения соискателя и работодателя. Думаю, ты не будешь спорить с тем, что невежливо отправлять по электронной почте свое резюме без всякой приписки. Ты же не отправишь пустое письмо с прикрепленным резюме? Это все равно, что прийти к кадровому работнику компании, бросить ему на стол свое резюме и, не сказав ни слова, уйти. Станет кадровый работник рассматривать так преподнесенное резюме? Никогда! Твое резюме тут же полетит в мусорную корзину. Поэтому сопроводительное письмо и необходимо. Как оно должно выглядеть?


1. Фамилия и инициалы адресата.

2. Должность адресата и наименование компании.

3. Глубокоуважаемый(ая) (имя и отчество).

4. Первый абзац должен привлечь внимание и обозначить повод обращения к адресату.

5. Во втором должны содержаться ключевые данные о твоей персоне, подробно раскрытые в резюме.

6. В заключительном абзаце необходимо указать, как ты предлагаешь строить дальнейшее общение с потенциальным работодателем. Не забудь, что необходимо оставить активную роль за собой. Это крайне важно, если ты претендуешь на должность менеджера по продажам.

7. Искренне Ваш(а) – и твоя фамилия, имя, отчество.

8. Твоя контактная информация (адрес, телефон, e-mail).

Сопроводительное письмо может выглядеть так:

Менеджеру по персоналу ООО «Работодатель» Герасимовой А. В.

Добрый день, Александра Владимировна!

На сайте www.hh.ru я нашел вакансию вашей компании. Подробно изучив информацию на сайте компании и условия, указанные в объявлении, я заинтересовался данной возможностью продолжения своей карьеры. Опыт, накопленный мной в других компаниях, позволит мне профессионально выполнять необходимые служебные обязанности и быть максимально эффективным.

С уважением и надеждой на скорейшую встречу, Мартынов Андрей

Телефон: + 7 (812) ХХХ-ХХ-ХХ

e-mail: rabota@rabotnik.ru

Безусловно, ты можешь использовать разные слова и выражения – например, подписываться не «Искренне Ваш», а «с Уважением», не «Глубокоуважаемый», а «Уважаемый». Бывает, что имя и должность лица, которому придет твое письмо с резюме, неизвестно, тогда можно написать «Уважаемый коллега».

Самое главное, не превращай письмо в рассказ или тем более роман. Сопроводительное письмо должно быть кратким. Его основная цель – уведомить получателя о твоих намерениях.