Вы здесь

Эффективный менеджер. Секреты психологического воздействия. Где искать вакансии? (А. Д. Мартынов, 2013)

Где искать вакансии?

Любая работа начинается с ее поиска. Поскольку мы с тобой живем в XXI веке, предлагаю воспользоваться передовыми технологиями, а именно Интернетом. Сайтов для поиска работы бесчисленное множество, я же предлагаю сконцентрироваться на четырех: HeadHunter (http://www.hh.ru), Rabota.ru (http://www.rabota.ru), Job.ru (http://www.job.ru), Superjob (http://www.superjob.ru).

Процесс поиска нужных вакансий очень прост. Выбираем свой регион, в строке поиска указываем интересующую должность – «менеджер по продажам», «торговый представитель», а если у тебя есть успешный опыт работы более года – «менеджер по работе с ключевыми клиентами».

Устанавливаем интересующую нас заработную плату, но я рекомендую этого не делать, поскольку в таком случае мы можем упустить хорошую вакансию, в которой заработная плата не указана.

Устанавливаем временной промежуток подачи вакансии – не более трех дней. Это необходимо для отсечения старых объявлений, так как вакансия, размещенная пять дней назад, уже может быть занята, а мы не можем себе позволить тратить время и силы на обработку неактуальных объявлений. Если вакансия все еще свободна, то специалист по персоналу обязательно обновит ее в ближайшие дни. Срок в три дня необходимо использовать только в первый день поиска, в дальнейшем нас будут интересовать только вакансии за сегодняшний день. Днем мы будем ходить на собеседование, а вечером искать свежие вакансии.

Во время поиска мы обязательно столкнемся с компаниями, которые занимаются сетевым маркетингом и страхованием жизни и здоровья. Я объединяю эти казалось бы разные виды деятельности по простой причине – все эти компании обещают свободный график работы, причем работать ты будешь всего несколько часов в день, а зарабатывать станешь чуть ли не миллионы. Естественно, это не вполне соответствует действительности. Рабочий график действительно свободный, но для того, чтобы заработать много денег, надо приложить гораздо больше усилий, чем работая менеджером в обычной компании. Дело в том, что сетевой маркетинг подразумевает работу непосредственно с конечным потребителем со всеми вытекающими из этого последствиями. Вам нужно будет подстроиться под каждого конкретного человека, и это еще полбеды – такого человека еще надо найти! Работа менеджера основывается на индивидуальном подходе к каждому клиенту, это бесспорно, но в сетевом маркетинге тебе придется подстраиваться под сотни людей, чтобы заработать хорошие деньги, в то время как работая менеджером в обычной компании, для стабильного заработка достаточно найти десять-двадцать хороших клиентов. Обычно при работе в структуре сетевого маркетинга все начинают с ближайшего круга знакомых и далее идут по рекомендациям довольных клиентов. Конечно, можно поприставать к знакомым и друзьям с предложением приобрести косметику и БАДы или застраховать свою жизнь. Кто-то из вежливости согласится тебя выслушать, кто-то даже что-то купит или застрахуется, если ты будешь очень убедителен. Но надо понимать, что данный вид деятельности не может быть основным. Если тебе по душе что-то распространять среди друзей и знакомых, можешь заняться этим в качестве дополнительного заработка.

Подводные камни работы в сетевом маркетинге таковы.


1. Если ты занимаешься продажей косметических препаратов или БАДов, то велика вероятность того, что все заработанные деньги ты будешь тратить, закупая данную продукцию для себя же. Данный подводный камень актуален скорее для прекрасной половины человечества. Давай вспомним отличный пример данной ситуации, приведенный в сериале «Счастливы вместе» на телеканале «ТНТ».

В одной из серий героиня Даша Букина устроилась на работу в компанию, занимающуюся распространением косметики. В итоге выяснилось, что главным и единственным клиентом Даши Букиной была сама Даша Букина! Она покупала продукцию сама у себя.

1. Для того чтобы стать менеджером компании сетевого маркетинга, ты должен приобрести стартовый пакет продукции. И только после того, как ты внесешь за него деньги, тебя возьмут на работу. Лично я не считаю данное условие справедливым. А ты?

2. Есть компании, которые занимаются продажей дорогой бытовой техники. Под словом «дорогая» я подразумеваю такую технику, что в пять-десять раз дороже товара со схожими характеристиками в обычном магазине. Задача менеджера – возить это «чудо техники» на своем автомобиле и демонстрировать его в действии у каждого покупателя дома. Отметим, что демонстрация товара далеко не всегда ведет к его покупке.

Ко мне как-то обращался один знакомый с просьбой произвести для меня демонстрацию товара – и он при этом понимал, что покупку я не совершу. Он был вынужден это делать из-за плана по демонстрации техники, который обязан выполнять. Невыполнение такого плана влечет за собой увольнение.

А затраты, которые ты понесешь на демонстрацию товара, тебе никто не возместит (бензин, амортизация автомобиля и потраченное время).


1. Официальное оформление в таких компаниях просто отсутствует. Не будет идти трудовой стаж, не будет никаких пенсионных отчислений, ты не сможешь взять справку о доходах, даже если регулярно зарабатываешь и получаешь свои деньги. Как следствие, ни один банк не даст тебе кредит.

2. В сетевом маркетинге для многих привлекательно то, что в один прекрасный момент они могут подняться на следующую ступень иерархии и получать процент от продаж, совершенных теми людьми, которых они привели в компанию. Безусловно, это возможно, иначе не было бы никакого сетевого маркетинга. Но надо понимать, что набрать людей и заразить их своим энтузиазмом по продаже любой продукции очень сложно.

3. Под конец я хочу привести цитату из пособия, изданного производителем БАДов китайской компании «Х» и попавшего мне в руки по великому настоянию человека, работающего в данной компании. Звучит этот тезис так: «В магазине продается только не продаваемый товар, а мы продаем только продаваемый!» Вывод из этого тезиса делай сам.


Подведем итог этому краткому обзору. Если ты студент или человек, который не хочет работать в нормальной компании, можешь попробовать свои силы в данном бизнесе, но помни о всех подводных камнях. Не забывай и о том, что для работы в сетевом маркетинге необходимо обладать очень высоким уровнем коммуникабельности, намного выше, чем он необходим менеджеру по продажам в классической торговой компании. И еще один важный момент. Лично я не знаю ни одного человека, имеющего благодаря сетевому маркетингу стабильную заработную плату. Это является седьмым подводным камнем – и очень существенным.

Итак, если ты видишь объявление, обещающее высокий заработок без особых усилий, знай – перед тобой либо сетевой маркетинг, либо аферисты. Да, представь себе, во время поиска работы тебя могут обмануть. Давай разберемся, как это может произойти. Кроме того, поговорим о тех компаниях, которые действительно могут помочь тебе трудоустроиться. Подробно рассмотрим кадровые агентства и государственные центры занятости населения.

Но прежде хочу обратить твое внимание на интересный пункт из Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Это значит, что указание конкретного пола или возраста (такие ограничения чаще других встречаются в вакансиях) является признаком дискриминации. Согласно Трудовому кодексу, компании не имеют права отказать тебе в найме из-за возраста или пола, если ты соответствуешь всем профессиональным требованиям. Но вот, к сожалению, этот закон не работает, как и многие другие. Судиться с компаниями можно, но в 99 % случаев это бессмысленно. Но есть прецеденты. Расскажу историю одной упорной женщины.

Знакомые замирают в ужасе, когда слышат, что двадцатипятилетняя Алина Шорохова – машинист экскаватора. В ответ девушка смеется: «Да все уже автоматизировано! Сижу, переключаю рычаги, управляю ковшом – красота, и никакой нервотрепки».

Алина не понимает, почему эта профессия – в списке запрещенных для женщин. «Я больше здоровья потеряла, когда в торговле работала, на „женском“ месте», – уверена она.

Как-то она заметила, что в Петербурге требуется много экскаваторщиков, на любом сайте о работе обещают от 25 до 60 тысяч рублей в месяц. Решила дерзнуть, техники она с детства не боится.

Отец крутил пальцем у виска, подруги призывали вспомнить, что она женщина. Но Алина отучилась на курсах, прошла практику. То, что профессия – в списке запрещенных для женщин, ее не пугало. «В законе есть оговорка: если проводится аттестация на безопасность – работать можно», – говорит девушка.

Но работодатели считали иначе. Девять месяцев хождений по собеседованиям, звонков и ожидания – и ничего, никто не хотел брать ее на работу. «Есть уже было нечего. И тогда я решила действовать радикально», – вспоминает она.

Правозащитники из «Петербургской эгиды» объяснили Алине: по Трудовому кодексу работодатель обязан письменно ответить, почему он отказывает в приеме на работу. Как и многие другие, девушка даже не подозревала об этом, воспринимая молчание как должное.

Очередной фирме, где ее не взяли, Алина отправила телеграмму: «Прошу принять меня на работу, а в случае отказа – объяснить причины». Ответа, естественно, не пришло. Тогда она обратилась в суд Московского района Петербурга.

«Отношение судьи было такое, словно я отнимаю время из-за какой-то ерунды», – вспоминает Алина. Целый год заседаний, и в мае этого года фирму заставили выплатить девушке 3 тысячи рублей в качестве моральной компенсации.

За это время Алина сумела найти работу экскаваторщика, начальство ее хвалит. Она говорит, что нашла себя, да и зарабатывает неплохо. «Я считаю, что список запрещенных женщинам профессий нужно пересмотреть – техника уже не та. И не бойтесь подавать в суд, если налицо дискриминация», – утверждает она.

Конечно, этот случай – капля в море незаконных требований и необоснованных отказов, но прецедент создан, а дальше все зависит от тебя. Доказать профессиональную пригодность менеджера по продажам очень сложно, даже, скорее всего, невозможно, так как даже зная теорию продаж, всегда можно сказать, что претендент не обладает такими качествами, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, харизма или что-то еще. А все дело будет заключаться в том, что ты просто не понравился менеджеру по персоналу или будущему руководителю, такое бывает. Советую тебе не заострять внимание на данных прецедентах, жизнь может быть и несправедлива, но рано или поздно ты найдешь именно то место работы, которого достоин.