Вы здесь

Эффективность школьного образования: позиция учителей. 2. Обновление педагогического коллектива: влияние на качество преподавания (Е. М. Авраамова, 2017)

2. Обновление педагогического коллектива: влияние на качество преподавания

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что обновление педагогического коллектива осуществляется достаточно динамично – примерно пятая часть респондентов заявила о значительном обновлении кадрового состава по итогам последних двух волн мониторинга (табл. 4).

Приведенные выше показатели свидетельствуют о последовательности процесса обновления кадрового состава. Данная ситуация оказывает влияние на образовательный процесс, поскольку при таком обновлении кадров сложившиеся стереотипы педагогической деятельности ожидаемо будут меняться, даже притом что более 80 % школ имеют относительно низкую динамику смены кадрового состава.

Как следует из результатов опроса, увеличилось число учителей, которые сообщили, что обновление кадрового состава привело к усилению педагогического коллектива (32,3 %). Вместе с тем продолжает оставаться высокой (59,9 %) доля учителей, считающих, что обновление кадрового состава не повлияло на повышение качественного уровня педагогического коллектива.

Отмеченное динамичное обновление кадрового состава школ по-разному происходит в различных типах поселений (табл. 5). В наибольшей степени эта тенденция проявляется в региональных центрах, но достаточно заметна и в более мелких территориальных образованиях.


Таблица 4. Мнение учителей об обновлении педагогического коллектива, %


Таблица 5. Обновление кадрового состава по типам поселений по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Процесс обновления кадрового состава в региональном разрезе также осуществляется неравномерно. Если в Алтайском крае в четверти школ произошла значительная ротация кадров, то в двух других исследуемых регионах она меньше и составляет примерно одинаковую величину (табл. 6).


Таблица 6. Обновление кадрового состава по регионам по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Важно отметить, что процесс обновления педагогического коллектива происходит примерно одинаково как в обычных школах, так и в школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях (табл. 7), но вместе с тем последние создают меньше оснований для ротации кадрового состава.


Таблица 7. Обновление кадрового состава в школах, различающихся реализуемыми образовательными программами, по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Ротация кадров в целом ряде случаев может интерпретироваться как омоложение кадрового состава. В этой связи представляет интерес мнение учителей относительно того, что может привлекать в школу молодых специалистов (табл. 8).


Таблица 8. Мнение учителей о факторах, привлекающих молодых специалистов на работу в школу, %


Прежде всего обращает на себя внимание то, что 23,9 % респондентов не увидели привлекательных для молодых специалистов сторон педагогической деятельности из предложенных выше вариантов выбора. Что касается положительных ответов на данный вопрос, то на первом месте в рейтинге привлекательности находится стабильность занятости как самый важный параметр в ситуации сужения предложений на рынке труда. На втором месте стоит устраивающий молодых учителей режим работы и лишь на третьем – интересная работа. Размер заработной платы и социальный статус (параметры, традиционно определяющие ценность рабочего места) не представляются респондентам особенно привлекательными, и это тревожный симптом, показывающий, что позитивные тенденции в сфере школьного образования еще не сделали эту профессию престижной.

На рис. 3 представлено мнение учителей о привлекательности педагогической профессии для молодых кадров в зависимости от возраста респондентов.


Рис. 3. Привлекательность школы для молодых учителей в зависимости от возраста респондентов по результатам мониторинга 2016 г., %, допускалось несколько ответов


На общем фоне резко выделяются ответы молодых педагогов в возрасте до 35 лет, при этом достаточно близкими друг к другу являются мнения учителей других возрастных групп. Как видно на рис. 3, молодые учителя считают привлекательными для своих молодых коллег такие стороны педагогической деятельности, как интересная работа (47,2 %), режим работы (51,1 %). Эти же параметры значительно ниже оценены педагогами в возрасте старше 55 лет – 28,6 и 31,1 % соответственно. А такой параметр, как отсутствие привлекательности для молодых специалистов учительской профессии, отметили 11,6 % респондентов в возрасте до 35 лет и 25,0 % респондентов старше 55 лет. Стабильность занятости одинаково важна для всех возрастных групп.

Повышение заработной платы педагогических работников способствовало омоложению кадрового состава, его обновлению за счет притока высококвалифицированных кадров в школу, что подтверждается результатами исследования. Данный процесс, в свою очередь, должен стимулировать повышение качества преподавания, что соответствует ожиданиям общества от принятых управленческих решений.

Учителями школ дана следующая оценка влияния происходящих ротаций на педагогический коллектив и, как следствие, на уровень профессионализма: две трети респондентов (68,7 %) оценивают педагогический коллектив своих школ как сильный, одна треть респондентов (30,8 %) – как неоднородный. И только 0,5 % респондентов высказали мнение о том, что сильных учителей в коллективе насчитывается единицы.

Между тем данные оценки расходятся в зависимости от возраста респондентов: так, молодые учителя склонны считать педагогический коллектив более сильным в отличие от своих коллег других возрастных групп (табл. 9).


Таблица 9. Мнение учителей об уровне педагогического коллектива в зависимости от возраста респондентов по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Такая же зависимость прослеживается и в оценках учителей, имеющих разный педагогический стаж – чем он ниже, тем выше оценки качества преподавания (табл. 10). Молодые учителя склонны скорее несколько переоценивать педагогический коллектив, частью которого они являются, чем недооценивать.


Таблица 10. Мнение учителей об уровне педагогического коллектива в зависимости от стажа по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Качество преподавания в школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях оценивается учителями выше, чем в обычных школах (табл. 11).


Таблица 11. Мнение учителей об уровне педагогического коллектива в школах, различающихся реализуемыми образовательными программами, по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Что касается региональных различий, то явным образом выделяется Алтайский край, где учителям даны заметно более высокие оценки качества преподавания, чем в других регионах (табл. 12).


Таблица 12. Мнение учителей об уровне педагогического коллектива по регионам по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Говоря об оценке качества преподавания, необходимо учитывать, что это субъективные мнения самих учителей, а не внешних агентов. В этом отношении вызывает интерес тот факт, что в областных центрах учителя оценивают качество преподавания более критично, чем учителя районных и сельских школ (табл. 13). Это может свидетельствовать скорее о более высоких требованиях школ региональных столиц по отношению к самим себе, чем о более высоком качестве преподавания в районных и сельских школах.


Таблица 13. Мнение учителей об уровне педагогического коллектива по типам поселений по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


О том, в какой степени качество преподавания коррелирует с интенсивностью ротации кадров в школах, свидетельствуют данные табл. 14, в соответствии с которыми обнаруживается обратная зависимость. По мнению респондентов, в школах, где обновления кадров не было или оно было незначительным, с большей вероятностью трудится сильный педагогический состав, а учителями школ, где произошла значительная ротация, даны более сдержанные оценки качеству обучения. Эти результаты, видимо, можно объяснить сформировавшимся мнением учителей о том, что сильные педагогические коллективы не нуждаются в обновлении. В любом случае нельзя однозначно трактовать интенсивное кадровое обновление как необходимое условие повышения качества преподавания.


Таблица 14. Зависимость обновления кадров и уровня педагогического коллектива по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Тем не менее обновление кадров рассматривается респондентами как фактор повышения качества преподавания. Как было сказано выше, такое мнение выразила лишь третья часть респондентов (32,3 %), в то время как 59,9 % считают, что в результате обновления кадров ничего принципиально не изменилось, а 7,8 % – что педагогический коллектив стал слабее. Такое распределение оценок практически не зависит от того, о какой образовательной организации идет речь – об обычной школе или о школе с углубленным изучением отдельных предметов, лицее, гимназии (табл. 15).


Таблица 15. Изменение качества кадрового состава в образовательных организациях, различающихся реализуемыми образовательными программами, по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Если рассмотреть региональный срез, то несколько выделяется Алтайский край: здесь меньшая доля респондентов считает, что приход новых кадров изменил качество преподавания в лучшую сторону, и большая доля полагает, что ничего не изменилось (табл. 16).


Таблица 16. Изменение качества педагогического коллектива в результате обновления кадров по регионам опроса по результатам мониторинга 2016 г., % по строке


Данные мониторинга свидетельствуют о том, что обновление кадрового состава может рассматриваться в комплексе с другими показателями как фактор, способствующий повышению качества образования.