Каратэ, которое мы обрели
Глава V Как тренироваться каратэ
Парные отработки
Ну, вот мы с вами и подошли вплотную к разделу, непосредственно посвященному тренировочным методикам и отработкам. Но прежде, позвольте акцентировать ваше внимание на принципиальном моменте.
Уже много говорилось о различиях между спортом и боевыми искусствами. Хочу напомнить вам, уважаемый читатель, одно из них. В спорте главное – победить. Поэтому, мотивация почти всех спортсменов – это желание стать лучшим (сильнейшим, быстрейшим и т.д.). В боевых искусствах главная цель – не проиграть.
У китайцев есть замечательная пословица: «Когда два тигра дерутся, один будет убит, а другой – тяжело ранен». Понятно, что в современных додзё речь не идет о боях насмерть, однако я предлагаю вам культивировать именно такой подход, такой дух. В конце концов, не стоит забывать о самураях клана Сацума и об «иккен хисацу» в кубе. В фильме «Антикиллер – 2» мне запомнился эпизод, где на вопрос одного из героев «Почему же они нас всегда опережают?». Персонаж Гоши Куценко отвечает: «Потому что мы на работе, а они на войне».
Если вы будете культивировать у обучающихся подход, что каждая отработка приема, каждая схватка может быть последней, то качество техники, тактики, а главное, сознания, вырастет до небес.
В моей книге очень много практических упражнений, которые необходимо тренировать в парах, тройках, четверках и т. д. Отсюда со всей остротой вытекает весьма важный аспект. Всеми возможными способами, предельно жестко и последовательно искореняйте дух соперничества в додзё!
Из того, что я написал в начале этого раздела, абсолютно не следует, что напарники должны пылать злобой друг к другу. Отнюдь. Более того, один из них, обычно это либо более опытный, либо начинающий первым упражнения, должен всячески способствовать прогрессу партнера. Кратким советом (иначе тренировка превратится в балаган и болтовню), наиболее реалистичным выполнением заданного упражнения и т. д.
Другими словами, один партнер должен всеми силами способствовать прогрессу второго, работать на него. В том числе постепенно увеличивая скорость и силу атаки, вынуждая реагировать напарника на пределе своих возможностей.
Однако задача никогда не сводится к тому, чтобы врезать, сбить с ног, «победить» противника. Его задача всегда сводится к помощи своему товарищу всеми возможными способами. После чего они меняются ролями, и уже второй всемерно работает на первого.
Да, и не забывайте про поклоны. Мы же не в шашки играем. В каратэ бывают синяки, ссадины, травмы.
Еще одно наблюдение – наилучший тренировочный эффект возникает в парах, где один партнер превосходит другого на 5—10%. Понятно, что мастерство не измеряется в процентах, но, думаю, что суть предыдущего предложения понятна.
Если оба партера одинаковы по уровню мастерства им будет сложно чему-то друг друга научить. Если один на голову выше второго, то он будет его «забивать». Поэтому, ни он сам, ни его напарник не будут прогрессировать.
И только, если один из партнеров чуть сильнее, тренировки будут наиболее эффективны. Более сильный сможет отрабатывать технические или тактические нюансы и детали. А более слабый быстро поймет, что у него есть вполне реальный шанс противостоять сопернику, выложившись чуть больше, чем на 100%.
Ну и в заключение совсем простая мысль: пары должны постоянно разбиваться и перемешиваться, чтобы избежать привыкания к какому-то конкретному человеку, его телосложению, особенностям техники, тактики и т. д.
Наше защитное снаряжение
Для повышения КПД тренировок необходимо, чтобы условия их проведения были максимально приближены к боевым (жизненным).
Главной сверхзадачей каждой нашей тренировки является нахождение тончайшей грани между «каратэбикой» и «одноразовостью» занимающихся. Другими словами – как защитить себя от реальных ударов.
Отсюда следует, что очень важно правильно использовать защитное снаряжение. Более того, тренеру необходимо предельно четко формулировать задание данного упражнения, а всем исполняющим, как атакующим, так и защищающимся, контратакующим участникам данных отработок необходимо максимально бдительно и внимательно «присутствовать в данном моменте». (Отличная дзен-практика!) Это непременное условие для того, чтобы с одной стороны ваша техника была эффективна, с другой стороны, безопасна.
Начиная с 30-х годов ХХ века (а, возможно, и ранее) над идеей защитного снаряжения думали многие практики каратэ. С тех пор технологии совершили стремительный скачок. Хотя до сих пор кое-что из снаряжения нуждается в доработке.
Прошу все указанные торговые марки не воспринимать как анти – или рекламную кампанию.
Защита ног.
При отработке ударов ногами мишенью являются голени, колени и пах (выше мы не бьем). Для защиты ног лучше всего подходят хоккейные щитки полевых игроков. Не стоит экономить на собственном здоровье. «Полупрофессиональные» щитки (стоимостью 2000- 4000 рублей) надежно держат даже маваши – гири в колено.
Еще один совет: для более надежной фиксации на ноге, обмотайте щиток скотчем поверх стандартных креплений. Осторожно! Следите за тем, чтобы не травмировать бьющую ногу (это одна из причин, почему мы тренируемся в спортивной обуви).
Защита паха.
Тренировки наглядно показали, что голень и колено, гораздо более удобные мишени, чем пах. В отличие от распространенного мнения, мы пришли к выводу, что попасть ногой в пах движущегося человека весьма непростая задача. Тем не менее, часть тренировочного времени мы уделяем и этой технике, естественно, применяя «раковину». Вот уж где точно экономить не стоит! Опыт показал, что наилучшего результата позволяет добиться защита фирмы Ramtl стоимостью около 7000 -9000 рублей, но, поверьте, она того стоит.
В любом случае, при покупке раковины в магазине необходимо проверить степень ее защиты. Для этого, одев ее на себя, попросите кого-нибудь нанести удары ногой, коленом, рукой в пах. При этом обращайте внимание на свои ощущения.
Защита корпуса.
Удары в корпус мы практически не отрабатываем (считая их менее эффективными, чем удары в голову, ноги и пах). Поэтому используем жилеты в упражнениях на отработку тактических навыков – идти вперед и обходить противника сбоку. Для этих целей подходят практически любые жилеты.
Защита рук.
При отработке «циркулярки» мы столкнулись с «одноразовостью» рук партнера. Другими словами, после правильного, акцентированного удара в предплечье или плечо, рука сильно болит или даже повисает. Что делать?
Выход нашелся довольно быстро: сделайте «бутерброд» из двух типов щитков. Вниз (ближе к руке) положите обыкновенные пластиковые футбольные щитки на голень (продаются практически в любом спортивном магазине, цена порядка 500—700 рублей), а сверху разместите короткие щитки (длина около 20 -25 см) на голень для БИ.
Вот на них лучше не экономить. «РЭЙ-СПОРТовские» дешевый, но не лучший вариант. В продаже имеются щитки из толстого полимера (полиуретана?). Они отлично гасят удар. А футбольные щитки, за счет своей жесткости, не дают импульсу проникать в руку, распределяя силу по поверхности. (Мы столкнулись с тем, что даже два слоя обычных щитков для БИ на голень легко «пробиваются» кимированным ударом.) Кроме того, верхний щиток надежно защищает бьющую руку от повреждений. Таких «сандвичей» необходимо сделать по две пары на каждую руку (на предплечье и плечо).
Защита шеи и головы.
Тут кое-что ясно, а кое-что – нет. Для отработки удара в глаза разумно использовать очки. Наилучшим, но более дорогим вариантом, являются очки для горнолыжников: плотное прилегание и большая область защиты делает их исключительно удобными. Более «бюджетные» варианты вы можете найти в магазинах рабочей одежды.
Горло неплохо защищает медицинский шейный бандаж. Однако, при отработке ударов в горло и по шее, все-таки необходимо соблюдать осторожность.
Вот с защитой головы все не очень ясно. Мы используем «РЭЙ-СПОРТовские» шлемы для АРБ (Армейский Рукопашный Бой) с металлической решеткой. От пластиковых (забрал) мы отказались из-за сложности с дыханием и обзором из-за их запотевания. Кроме того, со временем пластик мутнеет.
Да, попутно еще одна маленькая рекомендация. Лучше, чтобы внутренняя сторона шлема была сделана из натуральной кожи. Она лучше впитывает пот и экологически является предпочтительным материалом. Из чего сделана внешняя поверхность – большой роли не играет.
Проблема, однако, заключается в том, то такой шлем защищает от синяков, а не от сотрясений. Как решить эту проблему мы пока не знаем. Исследования продолжаются, и мы будем благодарны читателям за любую помощь и подсказку. Пока, наши теоретические размышления привели к идеям подпружиненной маски (чтобы она как-то амортизировала удар) и перераспределению нагрузки с головы на плечи (такой принцип используется в защитных костюмах саперов).
Еще одно заимствование позволяет отрабатывать реалистичные удары ножом в голову. С этой целью мы используем маску для спортивного фехтования. Она отлично защищает лицо от уколов и порезов деревянным и даже металлическим ножом. Неплохо она справляется и с защитой горла и шеи. Но здесь все-таки требуется осторожность со стороны атакующего.
Защита кистей.
Для предохранения кистей во время отработки ударов в голову, защищенную шлемом АРБ, хорошо служат кожаные шингарды производства РЭЙ-СПОРТ (стоимостью около 1000 рублей). Внешняя поверхность из кожи надежно защищает кисть от царапин и рассечений о металлическую маску. Еще одним преимуществом именно шингард является значительная длина. Открытыми остаются только самые кончики пальцев.
Другие тренажеры и приспособления.
Для отработки противодействия ударным и тычковым атакам (шест, арматура и т.д.) мы используем обычную палку, на которую сверху одета теплоизоляция для труб водоснабжения. Со стороны ударного конца изоляция сложена вдвое и выступает сантиметров на 10 (чтобы можно было безопасно отрабатывать тычки в лицо).
Снаружи изоляция обмотана скотчем, что позволяет значительно увеличить срок ее службы. Такая конструкция, на наш взгляд, соответствует золотой середину: удар достаточно жесткий за счет палки, и достаточно безопасный за счет изоляции.
Также мы используем щит с амбразурой, которую замотали скотчем во много слоев. Такая конструкция позволяет безопасно отрабатывать почти любые удары, начиная с уровня паха и заканчивая макушкой.
В резиновый манекен очень удобно отрабатывать удары в голову: кисть правильно «ложится» на контуры лица (чего не позволяет добиться обычный боксерский мешок). Покупать лучше удлиненный вариант (от макушки до конца боксерских трусов). В такой манекен замечательно выставляются удары в пах.
Критерием правильности нанесения удара (достаточности входа) в голову манекена, служит ее значительное отклонение. Каждый раз шея манекена должна складываться, при относительно неподвижном корпусе.
Да, и еще одно очень важное замечание. Устанавливайте высоту манекена хотя бы на 5—10 см выше вашего роста. В любом случае, не ниже 180—185 см. Увидите, насколько изменится ваша техника при работе в ощутимо более высокого «партнера».
И уже совсем незначительное замечание – наливая воду в опору, не забудьте добавить в нее хлорку, «доместос» или еще какую-нибудь «химию», чтобы вода «не задохнулась». Эти вещества надежно останавливают процессы размножения всякой живности.
Наливая воду, оставьте примерно 20% пустыми, чтобы она могла свободно плескаться внутри. Иначе жидкость достаточно быстро выбьет пробку. Которую, в свою очередь, для большей герметичности, лучше закрутить на целлофан.
Боксерские мешки. Я являюсь последовательным сторонником длинных (около 180 см), тяжелых, но мягких, кожаных мешков. Закрепив его на высоте примерно 5 см от пола, вы сможете эффективно отрабатывать удары в нижний уровень, при этом, не забывая и про уровень головы.
Обратите внимание, что при отработке сильных (а не, например, секущих) ударов, необходимо, чтобы мягкий мешок значительно проминался, практически оставаясь на месте. А у упругого или жесткого (при его относительной неподвижности) должен начать вибрировать подвес (цепь, трос, веревка и т.д.). (Подробнее об этом можно почитать в разделе «Различные виды кимэ». )
Палку длиной около 130 см – дзё мы используем для выставления траектории ударов. Она ставится между начальной и конечной точками. Касаясь ее, ударная поверхность устремляется к цели. Соответствующие суставы должны обеспечить прямолинейность движения ударной поверхности к цели.
Методические рекомендации при отработке ударов в препятствия
Пожалуйста, помните! При работе в любое препятствие (грушу, мешок, щит, лапу, тамешивари и т.д.) необходимо наносить удары исключительно голой рукой. То есть так, как вы будете бить в ситуации реальной драки. Кисть должна постепенно привыкать правильно ложиться на ту или иную поверхность и укрепляться естественным образом.
Ёще одно весьма важное методическое замечание. Отработав какое-то количество ударов в препятствие, необходимо нанести в два раза больше таких же ударов в воздух с максимальной скоростью. (На форму и технику ударов можно не особо обращать внимание. Главное здесь – максимально возможная скорость. Чуть ниже я пишу про идею «сэйго». Этот подход разумно использовать и в этих упражнениях.) Если этого не делать, то в результате нанесения ударов в препятствия у вас будет серьезно падать скорость. (Тело бессознательно, рефлекторно тормозит ударную конечность перед мишенью.)
Чуть выше я написал про критерии нанесения сильного удара. Однако на то, как болтается мешок, отлетает лапа или проминается щит, обращают внимание практически все. Зато почти всегда забывают обращать внимание на ощущения собственного тела в момент нанесения удара в препятствие. А жаль.
Очень важно наблюдать, замечать и фиксировать их! В какую часть тела пошла отдача? (При правильной технике нанесения удара отдачи не должно быть вовсе.) Сильная ли она? Где находится ваш центр тяжести? В каком положении вы стоите? Устойчиво ли оно? И так далее и тому подобное.
Подобный подход позволит вам в кратчайшие сроки исправить ошибки ударной техники. Ведь препятствия дают уникальную обратную связь, они буквально показывают наши недостатки и изъяны. Чего невозможно понять за тысячи ударов в воздух.
«Шаолиньский принцип»
После того, как мы «нащупали» и начали применять на тренировках «Шаолиньский принцип», процесс обучения небывало ускорился. Да, что тут скрывать – просто поперло Пожалуй, это одно из наших величайших «открытий» («ничто не ново под Луной…», однако, для себя мы этот принцип открыли сами).
Откуда я взял это словосочетание и что оно означает? Много лет назад, когда мне было 17 лет, один мой знакомый (Дима, привет!) рассказал, что знаменитая эффективность шаолиньских бойцов была обусловлена особым методом тренировки. Их ставили в такие рамки, что они не могли совершить ошибку.
Помните у Сунь Цзы «местность смерти» – это такая территория, что если воины пойдут вперед, они выживут, а если назад – то погибнут.
На мой вопрос о примере, вот что он мне рассказал. Для того, чтобы выставить правильный удар цки, на траектории движения руки находилось множество ножей, и если монах, искривлял траекторию, наносил удар неправильно, он немедленно резал руку об один из них. Таким образом, у монахов не возникало желание ошибаться, и они быстро прогрессировали в технике.
Скорее всего, это сказки. Как и множество других сказок о шаолиньских бойцах. Хотя бы потому, что, по сути, никто не знает, что происходило в монастыре Шаолинь, какова была изначальная техника, и что является правдой, а что мифами, легендами, выдумками и PR, связанными с таким раскрученным в современном мире бренде.
Как бы то ни было, само словосочетание мне понравилось, да и сам подход, достоин того, чтобы использовать его на тренировках.
Итак «шаолиньским принципом» я вам предлагаю называть подход, при котором вы затрудняете (а в идеале лишаете) у обучающего возможность совершения им ошибок. То есть вы создаете такие условия, при которых ему проще выполнить правильно, чем не правильно. А раз так, то он будет быстрее прогрессировать, не совершая глупых ошибок. «Шаолиньский принцип» позволяет отрабатывать как технические, так и тактические приемы, то есть готовить реального бойца в сжатые сроки.
Приведу несколько примеров использования «шаолиньского принципа». Очень важно отработать стартовый импульс, чтобы первой начинала двигаться именно ударная поверхность. (Подробнее об этом читайте в главе «Техника: общие принципы ударов») Возьмем удар мае – гири. При полноценном нанесении этого удара, то есть когда нога проходит полную амплитуду, у обучающегося существует масса возможностей для ошибок. Вынос колена вперед, раскачивание таза, реверсивное движение руками, плечами и т. д.
Чтобы всего этого избежать, попросите вашего ученика нанести мае – гири с 5-сантиметрового расстояния (расстояние между стопой и мишенью составляет 5 см.). В этом случае он не сможет вынести колено, качнуть таз, не сможет шевельнуть плечами, просто потому что на такой дистанции это ему не поможет. Как только у него возник 100-процентно устойчивый навык старта стопой, он может переходить на отработку дальнейшего разгона стопы, вложения силы остального тела и т. д.
Другим примером является уракен. Можно долго объяснять траекторию движения, но если вы даете возможность обучаемому ошибиться, он это непременно сделает. Соедините кулак и мишень палкой (для этой цели отлично подходит дзё или любая другая палка), и попросите ученика провести кулак вдоль нее. Как только у него возникнет устойчивый навык правильной траектории (т.е. по прямой), переходите к следующему этапу.
Держите лапу в 5 см. от кулака, и пусть ученик бьет уракен в это препятствие. А чтобы у него не возникло желание, отводить локоть и как-то им манипулировать, привяжите этот локоть ремнем или поясом к корпусу. Таким образом, вы изолируете все суставы, кроме запястного. Значит, обучающийся будет вынужден наносить сильный, хлесткий удар с расстояния 5 см.
Вот мы и вынудили бойца освоить тинкути, то есть вложение кисти в удар. В других обстоятельствах на это уходят годы.
Как только у него будет получаться сильный удар, разрешите ему отрабатывать уракен с полной траекторией.
Можно долго уговаривать ученика не отступать, но проще поставить его у стены. А про супер эффективное упражнение «идиот с мечом» читайте в разделе, посвященном нашим упражнениям.
Ну, и для завершения этой темы, расскажу эпизод из жизни моего отца. (Должен же я создавать миф, о своем бойцовском клане.) Дело было в конце 50-х. Отец, желая научиться драться, пришел в секцию бокса, которую вел его старший двоюродный брат. Несколько недель отец бил в грушу, затем его (12-ти летнего!) стали ставить в ринг с 14-ти 15-ти летними. Излишне говорить, что следующие полгода отец приходил домой весь в синяках. Но, «хочешь жить, умей вертеться». И постепенно отец научился их побеждать.
Тогда тренер стал приматывать правую руку отца к корпусу. И все повторилось сначала. Еще 6 месяцев достаточно жестоких избиений. Но в итоге отец научился бить в ринге ребят только левой рукой. Заметьте, никто не объяснял отцу способы защиты, принципы перемещений, технику уклонов и т. д. «Спасение утопающего, дело рук самого утопающего».
В силе его удара, я как-то имел возможность убедиться. Мне было 15, отцу 42. На улице к нам пристал один из «главных местных хулиганов». Пока я соображал, как поступить, папа, не вступая в переговоры, ударил левой рукой крюк в челюсть гопника. Этого оказалось достаточно, чтобы тот упал. Конфликт был исчерпан.
Ну, и завершая этот эпизод, хочу заметить, что я ни в коем случае не советую тренировать ваших учеников, как моего отца. Вероятность «сломать», «надломить» их психически значительно выше, чем сделать мастера. «Ничего сверх меры», – как говорили древние.
Родственным к шаолиньскому (но не идентичным) подходом является «бразильская система». Думаю, что читающие эти строки помнят сюжет из «Ералаша», в котором вратаря дворовой футбольной команды тренировали напротив витрины магазина. Здесь использован принцип «увеличения стоимости ошибки», а не исключения возможности совершения ее. Хотя сам по себе подход, весьма не плох.
Это лишь некоторые иллюстрации того, что я называю «шаолиньским принципом». Еще раз повторюсь, если вы хотите кого-то чему-то быстро и эффективно научить, просто лишите его возможности ошибаться. И результат не заставит себя ждать.
Отказывайтесь от устаревшего понимания каратэ
Успех – это движение от неудачи к неудаче
с нарастающим энтузиазмом
Один из серьезных практиков каратэ Сито-рю (который, впрочем, держится несколько в тени) Хашимото – сан 8 дан Ситорю Сито-кай в ответ на просьбу ученика в пятницу напомнить бункай (прикладную расшифровку ката), который они разбирали в среду, ответил:
«Я отчетливо помню, что мы делали на прошлой тренировке.
Но это уже не правильно».
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что слово «кризис» в последнее время самое употребимое. Тем не менее, хочется поговорить о важности и даже необходимости внутренних кризисов.
Когда, в далеком 1985 году, я начал заниматься каратэ, то уже через полгода почувствовал себя мастером. Действительно, стойки знаю, удары руками и ногами умею, растяжка есть, силой Бог не обидел. Чего еще нужно? Почему не бросил тогда, как подавляющее большинство тех, с кем начинал? Не знаю. Наверное, все дело в ощущении сопричастности чему-то таинственному, запретному, практически секретному (тогда еще за это могли посадить).
Еще года через полтора, я ясно осознал, что тогда была фигня, а вот теперь-то я настоящий мастер. Еще года через три, когда ко мне, девятнадцатилетнему на тренировках подходили взрослые дядьки и просили научить их «так быстро и высоко бить ногами», я познакомился с молодым человеком. Кратко бросив взгляд на мою технику, он заметил, что техники ног у меня нет совсем, а техника рук у меня не плохая, но, при условии, что я …однорукий.
Первой моей реакцией, естественно, было: «А кто ты такой?! Может, тебе накостылять?» Скажу прямо, у меня были для этого все шансы: я крупнее, моложе, физически сильнее, выносливее. Но, после того, как эмоции слегка улеглись (только через несколько дней) мне пришлось согласиться, положа руку на сердце, что он был прав.
Моя депрессия длилась полгода… Как же так?! Столько сил, труда, пота, синяков, крови! И все коту под хвост?! «Пять лет занятий каратэ, а, оказывается, еще и не начал заниматься», – негодовал я. Негодовал, но тренировался. Сложно сказать, почему. Наверное, сила привычки. Просто тело привыкло получать физические нагрузки и «куксилось», оставаясь без них.
Где-то за год я исправил (как тогда думал) технику и все опять стало хорошо. После этого 4—5 лет я тренировался в свое удовольствие с моим постоянным напарником (с которым мы прозанимались в итоге 17 лет. Жора, привет!). Время от времени я встречался с тем молодым человеком, чтобы снова услышать замечания по технике каратэ. И снова работал над ее совершенствованием в свое удовольствие.
А потом я встретил «своего» наставника. Его техника Ситорю – уникальна (по сути, соответствует уровню шихана, т.е. хранителя, эталона, образца техники). По сравнению с его моральными качествами самураи из легенд – несмышленые детишки. Вот оно – нашел! – решил я. Буду потеть, тренироваться изо всех сил, вкалывать – и все получится! Я стану таким же мастером!
Со свойственным мне упорством, я начал тренироваться. Однако, вопреки моим ожиданиям, лет через восемь я стал ясно осознавать, что чем больше я тренируюсь, тем… хуже у меня получается. Следующие два года я занимался, попеременно погружаясь то в состояние депрессии, то раздражения на весь мир и себя в том числе. Как же так, что за фигня?! Я тренируюсь как ненормальный, а получается все хуже.
Два года – достаточный срок для глубокого анализа. Я ясно осознал, что моя главная ошибка заключается в том, что я занимаюсь не своим, а чужим каратэ. Я понял довольно простую мысль – у каждого свое каратэ. Это как в школе нас учат писать по одним прописям, а почерк у всех разный.
После того, как я принял ответственность за свое каратэ на себя результат не заставил себя ждать. В течение года я пересмотрел технику и тактику, которым меня обучали, и отказался от 80%. Вместо этого пришла новая, значительно более реалистичная. Был ли у меня в этот период кризис? Конечно, нет! А бывает ли у вас кризис после выздоровления? Я радовался тогда и продолжаю радоваться сейчас, как человек, сделавший генеральную уборку в доме и выбросивший весь хлам из него.
К чему я все это рассказываю? Года четыре назад я наткнулся на замечательное высказывание: «Большинство людей гордятся двадцатилетним опытом.
Но в действительности они имеют однолетний опыт, повторённый двадцать раз».
Оно во многом и послужило спусковым крючком к моему нынешнему пониманию. Действительно, как часто мы пересматриваем свои жизненные ценности, точки зрения, мнения? Один раз в жизни? Никогда? Я помню, как я гордился стабильностью своих взглядов: «Я консервативен, я не склонен изменять себе, я человек с устоявшимся мировоззрением и взглядами и т. д. и т.п.».
На самом деле, вы не можете сделать шаг вперед, пока не осознаете ошибочность своих предыдущих суждений. Это далеко не всегда приятный процесс (удовольствие от моих кризисов в каратэ я научился получать только сейчас. А от других кризисов – пока только учусь). Но, пока вы не почувствуете, что ваша предыдущая точка зрения неверна, вы не сможете сделать следующий шаг в своем развитии.
На каком-то этапе для вас это было истиной. Но теперь, сделав следующий шаг, вы встали на нее как на ступеньку. Вы отрицаете свое предыдущее мнение и утверждаете новое. И так до бесконечности. Более того, чем быстрее вы поймете ошибочность своих нынешних взглядов, тем скорее откажетесь от них в пользу новых. Которые, даст Бог,…тоже отвергнете.
Здесь существует один принципиально важный момент: – вы должны осознать на практике, прожить на опыте ложность своих убеждений. Умственное отрицание не поможет! Я могу знать даже больше Будды. Но, знать, не значит уметь! Очень важно прожить знание, превратив его в собственный опыт. Только теперь вам есть от чего отказаться. До этого момента вы можете лишь одну концепцию заменить другой.
Так что же, учиться на чужих ошибках нельзя? Вот именно! У каждого из нас своя уникальная жизнь, свой уникальный опыт, свои уроки. То, что для одного – ошибка, для другого – главное откровение в жизни. Поэтому, на Востоке говорят, что «лучший ученик тот, кто совершает каждую ошибку не более одного раза».
Обратите внимание на технику отцов-основателей каратэ в СССР. Никого не хочу обидеть, но, в подавляющем большинстве случаев, их техника перестала развиваться примерно в те же времена. Десятилетиями они совершают практически те же детские ошибки. Например, заваливая плечи или руки назад во время ударов мае – или маваши – гири.
Что это мы все про других, а вы уважаемый читатель, давно пересматривали свою технику (в своих неоднократных кардинальных переменах я уже не раз исповедовался)? Когда вы в последний раз ставили под сомнение, казалось бы, незыблемые догмы?
Когда я впервые пришел в зал к сенсею Омори Хироси (стиль Конно-дзюку), он попросил меня продемонстрировать ему цки. «Зачем вы отдергиваете руку?» – поинтересовался он. В этот момент я впервые задумался над ударом, который к тому времени выполнял более двадцати лет. Первой моей реакцией было: «Странный вопрос». Затем я пришел в некоторое замешательство: «Меня так научили» – неуверенно ответил я. Как раз в этот момент сенсей Омори сказал: «Попробуйте не отдергивать руку». Поначалу это движение мне показалось нелогичным и вычурным, однако, очень быстро, буквально через несколько повторений, оно уже ощущалось как естественное, как – будто я так делал всегда (лишнее доказательство правильности именно этого нанесения цки). Попробуйте и вы (и не думайте о возможности захвата бьющей руки противником – просто попробуйте).
Сколько же у меня, (а у вас?) еще подобных, принятых на веру много лет назад совсем не очевидных и не однозначных догм, которые я продолжаю выполнять, не оценивая их критически, не пересматривая на новом этапе понимания техники.
В России вообще принято ценить «стабильность». Люди гордятся тем, что проработали на одном месте 20, 30 или 40 лет. Интересно, чему новому можно научиться на одном и том же месте (ситуацию, когда человек прошел рабочим, а уволился директором предприятия, я не рассматриваю из-за ее исключительности) после хотя бы трех лет работы?
Любопытно, что и психологи, и йоги (необычное единодушие) советуют раз в пять лет существенно менять образ жизни (квартиру или хотя бы обстановку в ней, работу, место жительства, хобби, круг общения и т.д.). А многие американцы еще именно так и поступают: абсолютно естественной ситуацией является переезд в другой город или штат, получив там работу.
Давайте вернемся к самому началу. Когда я услышал о сенсее Хашимото, то сначала испытал смешанные чувства восторга и преклонения. «Ну, ни фига себе – подумал я – вот он крут!». А после того как мои эмоции несколько улеглись я приступил к очередному коренному пересмотру всей своей техники.
Что же в итоге? Как можно скорее отказывайтесь от устаревшего опыта! Отвергайте любые застарелые догмы. Чаще проверяйте свои мнения и точки зрения: все ли еще они актуальны? Или уже давно превратились в отживший свое хлам. При малейшем подозрении на «ветхость» отбрасывайте их без сожаления. И помните: «Дважды в одну реку нельзя войти».
Не проиграть
В отличие от спорта главной целью настоящих боевых искусств является не проиграть. Не важно, каким образом вы вышли из опасной ситуации. Вы могли продемонстрировать великолепную технику, могли нокаутировать противника первым же ударом. А могли, неуклюже вывернувшись из его захвата, пнуть в колено и убежать.
Если вы вышли из опасной ситуации без потерь или с минимальными потерями, защитили себя и своих близких, то тем самым можно считать цель достигнутой: вы успешно завершили поединок.
Вам не дадут за это медали, арбитры не оценят ваше мастерство, вряд ли про вас снимут передачу, посвященную чемпионам в том или ином виде единоборств. Но, что значительно важнее, не напишут некролог в местной газете и не сообщат о вашей безвременной кончине родственникам. Поэтому в отличие от спорта – главная цель боевых искусств – не проиграть. Выйти из ситуации с минимальными потерями или вообще без таковых. Пожалуйста, не забывайте этот принцип, отрабатывая технику и тактику боя.
Резюмируя вышесказанное, хочу привести слова сэнсэя Конно Сатоси: «В спорте главное – победить. В бою главное – не проиграть». Если вы защитили себя, другого человека, нечто ценное, то тем самым уже победили. И совсем не важно, продемонстрировали ли вы великолепную технику или взяли агрессоров на понт. Проскочили на супер скорости противнику за спину или, схватив камень, отогнали нападавших. Победили врагов в партере или убежали. Главное выполнить необходимую задачу: выжить, защитить, покинуть опасное место.
Конец ознакомительного фрагмента.