Вы здесь

Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства. Часть 1. Оратор на сцене. Классический стиль (Александра Пожарская, 2014)

Часть 1

Оратор на сцене. Классический стиль

Превью. Классическое понимание термина «оратор»

Итак, начнем книгу с классического определения термина «оратор»: оратор (лат. orare – «просить», orator – букв. «проситель») – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством.

Уважаемые читатели, вы не задумывались, почему столь важно в современном мире обучаться ораторскому мастерству? Если нет, то давайте-ка я расскажу вам сказку про то, как рождаются великие ораторы, про то, как Мастер дела стал Мастером слова, а затем посмотрим, к чему нас это приведет.

Как Мастер свой страх подковал. Снимаем страх публичных выступлений

Жил на белом свете Мастер. Какой такой Мастер? Мастер дела. Мно-о-го он знал – был настоящий умелец… А работал он в кузнице.

– Значит, был кузнецом?

– Да! Слава о нем гремела по всей округе, мол, подковать может любую живность, даже блоху.

– Ого, блоху!

И собралась как-то раз вокруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи-ка, дяденька, как ты блоху подковал?»

Приосанился Мастер, руки тряпицей обтер, обхватил рукой бороду и обвел всех взглядом… Увидел множество глаз любопытных… и оторопел: сколько же их! Мастеру совсем не по себе стало: воздуха не хватает, голос дрожит, ноги ватные… От ветственность-то какая! Не дай бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!..

Стоп! Давайте оставим на время бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

Знакомая ситуация, не правда ли?

В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху, но рассказать об этом публично – боже упаси! Пусть лучше это сделает кто-то другой.

И кто-то другой вместо вас добьется славы, денег, успеха.

Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!

10 простых приемов для снижения волнения

Работаем с телом

Прием № 1. Отпустите блоху

Давайте ответим на несколько вопросов:

Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?

Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по-своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим фразу: «Борись, побеждай, преодолевай!»

Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и настойчивости. И… срываешься, причем постоянно.

То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, стараться держать свои эмоции под постоянным контролем, то на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?


Прием № 2. Стряхните блоху

Вспоминайте: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Брр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее напрячься, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.


Прием № 3. Добавьте энергии

Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, мысленно уплотните. Вперед – к выступлениям!


Прием № 4. Дышите свободно

Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все о, кей, он берется за дыхание… но не тут-то было – мы боремся с ним самым привычным способом – «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же, например используем отличную технику под названием «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох – и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох – и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

Словом, именно мы навязываем страху свое поведение. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

Управляем эмоциями

Прием № 5. Позитивная фраза

О’кей, блоха спрыгнула с вас, но сидит перед вами на столе и посылает вам энергию отрицательных мыслей, зная, что еще с детства вас цепляли эти слова: «Я не справлюсь! Не смогу! Опозорюсь!» Увы и ах, скольким эти внутренние фразочки-паразиты портили жизнь! Предлагаем освободить место для новых мыслей. Что, если их переделать на диаметрально противоположные?

Я смогу!

Я сделаю это!

Я самый лучший!

У меня все получится!

Харизматичный оратор – это я! (Как себя не похвалить?)

У всех получается, а я что, рыжий? (Тереблю конкурентную жилку.)

Соберись, тряпка! (Можно и пожестче…)

Все будут мне аплодировать!

Крылатые фразы:

Смелым судьба помогает.

Счастье всегда на стороне отважного.

Строчки из песен:

Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! За тех, кому повезет!

We are the champions, my friend!

Такие фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название «аффирмация» как нельзя лучше отражает суть приема: to affirm (англ.) переводится как «утверждать». Эти позитивные, утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте для себя копилку лучших аффирмаций!


Прием № 6. Позитивный жест

В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.

Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!

Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов. Оно словно форма для эмоций, которые мы можем проявить в нужный момент, используя те или иные «заводящие» жесты. Вот некоторые идеи:

1. Рубануть рукой воздух как шашкой.

2. Зафиксировать руки в области груди с крепко сжатыми кулачками («на счастье»).

3. С криком «Хха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и так несколько раз.

4. Приосаньтесь, наденьте так называемый «корсет уверенности»: распрямите плечи, подбородок вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!


Прием № 7. Улыбка

Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики. Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут пять), закончите упражнение легкой улыбкой, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

«Конечно, – скажет читатель, – вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться?» Но с чего-то надо начинать, так почему бы не с улыбки! Эта техника принесет вам как минимум хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» – буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. И я поняла, что даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И конечно, с каждым новым публичным выступлением!


Прием № 8. Перепишите сценарий в +

Я вышел на сцену. Публика встретила меня крайне недружелюбно. Люди с насмешкой рассматривали мой дешевый и старомодный костюм. Когда я начал свою речь, слушатели стали перешептываться, а дальше еще хуже: кто-то откровенно зевал, кто-то болтал по телефону, кто-то выкрикивал с места язвительные реплики. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, не по теме и невнятно сформулированные, а затем разочарованные люди потянулись к выходу…

Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления: «Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!»?

Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.

Теперь будем рисовать только радужные картинки:

Я вышел на сцену. Присутствующие были настроены чрезвычайно доброжелательно и встретили меня аплодисментами. Они слушали мое выступление, затаив дыхание. Я с блеском отвечал на вопросы, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! У меня все получилось!

Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену…) и будущем (Я выйду на сцену…), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт, – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.


Прием № 9. Смените фокус внимания

Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь в зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.

Секрет прост: сместите взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.

Несколько минут – и весь зал у ваших ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.


Прием № 10. Измените значимость

Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т. д.)».

Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».

Мы боимся самого выступления, ибо: «Это ведь та-а-кое важное-преважное событие для меня!»

И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с удовольствием выступить на сцене. Почему? Потому что завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.

Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.

Кем вы можете себя представить? Мысленно произнесите фразу: «Я захожу в зал – и все меня слушают очень внимательно!» А теперь спросите себя: «Кто я сейчас?» Да-да, полезно представить себя… ну, например, английской королевой, принцем Уэльским, президентом, в конце концов. А может, Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!

Кем вы можете представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Вопрос: «Кто они?» Скорее всего, дети. В 100 % случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, даже самом серьезном и успешном, живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!

И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также беспрестанно светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон плохо? Ктото умрет? Отощает? Одичает? Погаснет солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

Когда меня спрашивают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».

Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец, получать удовольствие на сцене.

Подытожим


Как подковать блоху

✓ Знакомство со страхом.

✓ Физическая встряска.

✓ Энергетическая зарядка.

✓ Работа с дыханием.

✓ Позитивная фраза.

✓ Позитивный жест.

✓ Улыбка.

✓ Позитивный сценарий.

✓ Смена фокуса внимания.

✓ Игры со значимостью.

Как Мастер момента ждал. Примеряем ожидания слушателей

Итак, стал наш Мастер осваивать премудрости всякие: например, со страхами-блохами бороться научился. Но не давала покоя мысль о том, как же его ребята отнесутся к выступлению, чего они ждут – и ждут ли вообще. И как это так подгадать, чтобы и нашим, и вашим. Чтобы всем понравиться. Чтобы по всей округе молва пошла, мол, вот какой Мастер ученый стал, да и сам учить наладился – оратором стал!

Так и ходил Мастер, ломал голову, каких же знаний ему теперьто не хватает… и ждал случая, чтобы это у кого-нибудь выяснить.

А чтобы угодить публике, дорогие читатели, Мастеру всего лишь нужно знать ее ожидания и самому уметь их формировать!

Перечислим виды ожидания относительно вашего публичного выступления и его составляющих:

1. Ожидания относительно того, кто будет выступать. Например, конферансье объявляет, что сейчас на сцену выйдет Барак Обама, а вместо этого появляется уборщица тетя Зина (ладно, в Америке тетя Полли) в застиранном халате и начинает вещать. Мы не раз сталкивались с обманом ожиданий зрителей на конференциях, когда вместо заявленного оратора выступает другой, на тренингах, когда полюбившегося тренера заменяют другим, и т. д.

При этом если уровень другого оратора достаточно высок – зрители через какое-то время успокаиваются и принимают его (что опять же зависит от мастерства, харизматичности и всех других тренируемых нами качеств новичка). Приведу личный пример: однажды мне довелось проводить кусочек тренинга «Харизматичный оратор» в Университете Сергея Шипунова и я заменила одного из любимых публикой тренеров буквально на два дня. Во-первых, моя напарница-тренер с самого начала объявила, что я из Иркутска, и это сразу насторожило москвичей – мол, кто-то там из провинции будет нас учить. А во-вторых, всю первую половину занятия они то и дело подходили к Анастасии (моя коллега) и шепотом интересовались, куда делся их тренер.

Однако уже после первой части мне удалось весьма достойно (если не сказать великолепно) продемонстрировать упражнение «РОЛИ», дать обратную связь высокого качества в некоторых подгруппах, которые осознали ее полезность. И на второй день все с нетерпением ждали именно меня. Но после другой звезды было сложновато внедряться в процесс.

2. Ожидания относительно внешнего вида, имиджа оратора. Представьте: вы серьезный адвокат – и приходите на встречу в шортах и с серьгой в ухе. И наоборот: каковы будут впечатления клиентов от вашего облика, если вы позиционируете себя как креативного, творческого человека, а на встречу являетесь в черном наглухо застегнутом пиджаке, белой накрахмаленной рубашке со стоячим воротничком и брюках. Полный официоз. Скукота…

3. Третий тип ожиданий касается того, как вы будете выступать, каковы будут ваши манеры и насколько ваше поведение будет соответствовать заявленной социальной роли.

Думаю, многим известна история о популярном семейном психотерапевте Вирджинии Сатир, которая, выходя на сцену после объявления многих и многих регалий, шаркала ногами, роняла микрофон, неуклюже ползала по сцене в его поисках. В это время шокированная публика недоумевала: «БОГ МОЙ, НЕ УЖЕЛИ ЭТО ЧУЧЕЛО И ЕСТЬ ВИРДЖИНИЯ САТИР?» Стоило заплатить немалые деньги за то, чтобы видеть лица слушателей в тот момент. Однако затем Вирджиния резко выпрямлялась, в глазах появлялся блеск, она подходила к стойке микрофона и объявляла первую тему: «Друзья, то, что вы сейчас видели, называется неконгруэнтность. Если поза, жесты, мимика не соответствуют содержанию речи, это несоответствие вызывает сильнейшее отторжение. Самый важный навык любого успешного человека – быть конгруэнтным! И именно поэтому мы начинаем семинар с данной темы!»

Действительно, в приведенном примере как нельзя лучше продемонстрировано поведение, которое соответствовало бы заявленной социальной роли оратора. Нарушение ролевых ожиданий может вызвать не только отторжение и недоверие к оратору, но и спровоцировать конфликт. Вот типичный пример нарушения ролевых ожиданий, состоящий в непредставлении информации.

Ученик задает учителю вопрос по изучаемому предмету, а учитель отвечает: «На занятия ходить надо, а не прогуливать».

В данном случае учитель сам предлагает перейти от набора ролей учитель-ученик к набору ролей обиженный-виновный, который в отличие от первого чреват конфликтностью.

Еще пример.

Ученик плохо понял содержание урока и в конце его задал вопрос. Ответ учителя начинался со слов: «Что я еще могу сказать, раз ты недоношенный». Затем учитель все-таки ответил на вопрос.

Уж лучше бы совсем молчал! В данном случае грубое нарушение этических норм, несовместимое с ролью учителя, делает бесполезной всю его работу.

1. Четвертый вид ожиданий – ожидания относительно того, что вы говорите, т. е. содержания (важно соответствие заявленной теме лекции, презентации, и т. п.), а также относительно того, как вы выступаете, т. е. стиля выступления: шутливый, с байками и анекдотами/серьезный, лекторский, официальный и т. п.).

2. Содержание и поведение (язык слов и язык жестов). Содержание, т. е. язык слов, должно соответствовать языку жестов. Вот примеры несоответствия языка слов и языка жестов:

«Я рад вас видеть» + вымученная улыбка.

«У нас огромные доходы» + руки падают вниз/рука плавно опускается вниз.

«Необходимы небольшие инвестиции» + руки разведены широко в стороны.

«Медицина сделала огромный шаг вперед» + шаг назад.

«Я открыт для диалога» + руки скрещены на груди, взгляд от веден в сторону.

Язык тела не вызывает сомнений у слушателей, ведь он обращен к нашему подсознанию, тогда как язык слов – к сознанию. А в споре сознательного и бессознательного всегда выигрывает последнее.

6. Место, время, контекст.

И наконец, некритично, но все же: важно учитывать ожидания слушателей относительно места и времени вашей презентации, выступления, тем более если организатором выступаете именно вы. Дорогой тренинг, который проводится в палатке, бане, в обшарпанной аудитории, вызовет сомнения в оправданности цены. Презентация дорогих услуг где-то на коленке, на улице, в офисе неприглядного вида тоже оставит неприятное впечатление. Ожидания относительно регламента: если вы закончили раньше отведенного времени – это отлично! Если же вы затянули выступление – это негативно скажется на вашем имидже.

Подытожим


Типы ожиданий ваших слушателей затрагивают:

✓ Личность оратора.

✓ Имидж оратора.

✓ Манеры и соответствие роли.

✓ Стиль выступления.

✓ Язык слов и язык жестов.

✓ Место, время, контекст.

Потренируемся?


Упражнение 1. Как использовать имеющиеся знания?

1. Прежде всего письменно ответьте на вопрос: «Каковы ожидания моих слушателей относительно выступления?»

2. Тщательно подготовьтесь к выступлению.

3. Помните о понятии конгруэнтности (искренности, естественности) – согласованности жестов, мимики, слов – заранее отрепетируйте с видеокамерой свою речь.

4. Хитрость: формируйте ожидания сами! Предлагаю использовать метод рамок для формирования ожиданий: вы сами объявляете о регламенте, формате ответов на вопросы, объясняете (без оправданий, в легкой ненавязчивой манере, почему вы сегодня выступаете именно в такой манере, стиле, имеете такой внешний вид). Для продвинутых: внешний вид должен быть неожиданным и при этом оправданным темой. Чтобы публика сначала очень удивилась, а затем поняла, к чему все это, выдохнула и стала полностью вашей! Это надо делать аккуратно.

Таким образом, метод рамок позволяет вам установить ожидания группы и задать правила игры. Метод рамок состоит из четырех элементов.

Первый элемент – это контекст, вы сами задаете его. Например, вы рассказываете о продажах так: «Для многих из нас процесс продажи – это что-то, что мы делаем интуитивно».

Второй – вызвать интерес слушателей. Например, рассказать какую-либо историю: «Я помню, когда был торговым представителем, мне всегда казалось, что должна быть какая-то выверенная система продаж…» Если вы просто сухо общаетесь с аудиторией, то это не всегда принесет результат. Можно задавать какие-то вопросы аудитории, в том числе и риторические.

Третий – вы задаете рамки. Вам необходимо обойти возражения и сопротивления. На переговорах часто сразу высказывают возражения, но на публичных выступлениях, при монологичном высказывании, вы не сразу можете их услышать. Слушателям всегда присуще внутреннее сопротивление. Его возможно предугадать таким приемом, как диалогизация. Он очень простой: вы произносите свою речь и задаете вопрос по ходу выступления: «Некоторые из вас могут сказать, что…», «Многие возразят мне…», «Если я спрошу, что такое для вас продажа, наверняка вы ответите, что…»

Четвертый – направление мышления в нужное русло: «Таким образом, углубляясь в нашу тему, могу сказать, что…»

Итак, первое – погружение в контекст; второе – пробуждение интереса; третье – выявление возражений и работа с ними и четвертое – направление мышления в нужное русло.

Упражнение 2. Разделите все ваши выступления на три вида:

Самые важные. Презентации, продажа товаров и услуг, важные конференции с большим количеством участников, слеты стартап-проектов и т. п. Мы не предпринимаем и не осваиваем ничего нового.

Средней степени важности. Выступления перед давно известными вам людьми, друзьями, выступления на небольших мероприятиях, планерках и т. п. Можно пробовать что-то новое. Уровень конгруэнтности будет ниже, но вы сможете встроить нечто новое.

Неважные (например, тренинги): здесь можно не бояться ошибиться и пробовать все новое!

Как Мастер вершину покорял. Энергетика

Как вы думаете, дорогие читатели, долго ли Мастер ждал да гадал, как же ему выступление строить? Нет! Подготовился он, парадный кафтан натянул, ожидания все примерил, да и в путь-дороженьку ораторскую с богом отправился. Шел он шел, долго ли коротко ли, только оказался Мастер на самой вершине горы. Взглянул он сверху вниз, да и обомлел! Страшно там, – на высоте-высотушке, совсем одному! «Разве можно так высоко от народа уходить? Разве я не с ребятушками должен сейчас предмет изучать да учить их кузнецову дело? Ай-ай, завела тебя гордыня, Мастер…» Да и побрел уныло вниз, так и не вспомнив ни разу про свою мечту стать великим оратором.

Но мы-то с вами, конечно, готовы к путешествию, которое позволит нам преодолеть страх высоты. Да, действительно, многие боятся высоты в физическом смысле. Но большинство из нас боится высоты в переносном смысле – той самой высоты полета.

Мы хотим, но боимся покорять вершины

В этом разделе мы с вами поговорим об одном важном параметре, который определяет вершину ораторского успеха.

Этот параметр называется «Энергетика оратора».

Некоторые называют ее энергетикой речи. Различают также энергетику оратора и энергетику зала, причем первая непосредственно влияет на вторую и на успех в этом самом зале.

Что же такое энергетика? Это тот самый эмоциональный посыл, тот драйв, тот кураж, тот уровень вовлеченности и эмоциональности, который позволяет донести ваше сообщение до слушателей.

Энергетика. Классический подход

Традиционно психологи выделяют шкалу от 0 до 20 баллов.

Из них:

0 баллов – сон.

5–6 баллов – энергетика транса или гипноза, оратор не стоит, а скорее сидит, говорит очень медленно, тихо, спокойно. Назовем эту энергетику «эриксоновский гипноз».

10 баллов – мы все видели этого человека как минимум один раз, когда учились в университете. Это энергетика под названием «нудный лектор».

12–16 – ресурсное состояние оратора. То состояние, в котором оратору весьма раздольно, а зрителю комфортно.

20 – состояние легкой эйфории, безумства, когда содержание теряется на фоне красивого шоу.

В соответствии с этим различают три основных базовых уровня, а именно низкую, среднюю и высокую энергетику.

Из чего же складывается тот или иной уровень энергетики, от каких параметров зависит использование низкой, средней или высокой энергетики?

Передвижения

Если оратор не стоит, а передвигается по сцене, энергетика возрастает на 1–2 балла. Если же вдруг оратор бегает и прыгает по по ней (шоу, рок-концерты, митинги), то энергетика увеличивается на 3–5 баллов.

Близость к аудитории

Вот Мастер вышел на сцену, вот он старается изо всех сил, отдает выступлению всего себя, его энергетика так высока, что вполне тянет и на 18, и на 20 баллов. Но если он находится далеко от края сцены, где-то в глубине, то до зрителей будет доходить всего лишь 12–14 баллов. Каждый шаг от слушателей – минус балл. Каждый шаг к ним – плюс балл в энергетике. Будьте ближе к своей аудитории – и успех вам обеспечен.

Жестикуляция

Выступления ярких ораторов, лидеров, тех, за кем шли толпы людей. Какие жесты они использовали? Широкие, активные, высокие, разнообразные – чтобы завести и взбудоражить толпу. И наоборот, мелкие и медленные жесты снижают энергетику, исходящую от оратора.

Широкие жесты и широкие смелые движения по сцене – это так называемое освоение пространства оратором, признак хозяина: «Я здесь свой, это пространство мое, я здесь чувствую себя смело и уверенно, меня лучше слушать».

Небольшой секрет касательно амплитуды или высоты жестов: наше тело – это шкала: энергетика в 10 баллов создается за счет низких жестов, когда руки полностью опущены; 11–12 – область живота, 13–14 – верхняя часть живота; 15–16 – область груди; 17–18 – уровень глаз; 19–20 – рука взметается резко вверх («За мной, друзья!»). Помня об этом, мы с вами можем создать любой уровень энергетики только за счет высоты жестов. Однако есть и другие, не менее важные параметры.

Громкость, сила голоса

Если сила голоса возрастает – то возрастает и энергетика. Снижается – энергетика падает. Однако важно помнить, что громкость не является единственным определяющим параметром и кричащий оратор не всегда является харизматичным.

Интонационное богатство

Чем больше различных эмоций в вашем выступлении, тем выше энергетика, тем лучше вы запомнитесь залу. Это, очевидно, самый важный параметр: можно стоять далеко от слушателей, говорить негромко тихо и не жестикулировать, но создавать эмоциональный накал за счет своих эмоций, и слушатели проникнутся вашей речью! Очень показательна речь Мартина Лютера Кинга «I have a dream»: одним из ключевых параметров, которые использовал оратор, были богатые интонации.

Контакт глаз со слушателями

Если вы говорите, глядя в пол или потолок, ваша энергетика не достигнет слушателей, а вы не сможете убедить их! Смотрите им прямо в глаза! Делитесь с ними своей энергетикой.

Разнообразие

Находясь в ночном клубе, на какой минуте вы перестаете слышать громкую ритмичную музыку, которая сначала привлекала ваше внимание? На пятой, десятой, двадцатой? Так и оратор, который работает лишь на одном уровне энергетики, скоро надоедает, причем не важно, высокая она или низкая. Используйте все разнообразие жестов, мимики, интонаций, передвижений, громкости – словом, будьте разными и вас запомнят!

Но какой уровень энергетики использовать, как выбрать верный?

Это зависит от двух основных факторов:

1. Цель оратора. Какого эффекта вы хотите добиться в зале? Замотивировать? Убедить? Продать? Создать лирическое настроение? Повеселить? Провести серьезную бизнес-презентацию?

2. Реакция и состояние зала. Любой хороший оратор очень чуток к своей аудитории: он внимательно наблюдает за ней, за малейшими изменениями ее настроения и действует в соответствии с этим. В данном контексте очень важно вспомнить о понятии подстройки, которое красной нитью проходит через все жанры коммуникации. Как только вы заходите в зал, вам необходимо уловить его энергетику и подстроиться под нее. Условно говоря, если вы рано утром, не совсем проснувшись, являетесь на презентацию и начинаете громко говорить, размахивать руками и демонстрировать высокую энергетику – антипатия аудитории вам гарантирована. И наоборот: если в зале шумно, присутствующие вовсю общаются между собой, а вы выходите и выступаете на низкой энергетике – вас не воспримут.

Важно сначала подстроиться под энергетику зала, а затем уже выводить ее на нужный вам уровень. Но помните: сначала подстройка – потом ведение зала за собой.

Энергетика. Неклассический подход

Энергетика и перечисленные параметры – обоюдоострое орудие. С одной стороны, именно из этих параметров складывается энергетика оратора. Выполняя ряд конкретных советов: жесты шире, голос громче, темп быстрее, интонации богаче, двигаться быстрее и т. п. мы можем повысить энергетику. Или в результате обратной связи типа «сделайте жесты уже, меньше, голос тише, темп ниже, движения уберите» – можем понизить ее. И в этом практическая ценность традиционного подхода.

С другой стороны, я не раз наблюдала, как люди, выполняя все эти рекомендации, оставались по-прежнему неуклюжими, неестественными. И естественно, возникают вопросы: в чем же сила параметра? Как его тренировать еще эффективнее? Затем некоторые начинают сомневаться в своих возможностях: «У меня не получается смена энергетики», «Я не могу быть разным», «Это не мое» и т. д. и т. п. То есть раз за разом я приходила к очевидному выводу, что параметры техники речи и умелое их использование, в свою очередь, тоже зависят от энергетики – только уже от природной – и от того, как мы ее создаем. Как оценивать природную энергетику оратора? Если человек создает в вас ощущение силы, вдохновения, радости, уверенности – это означает, что энергетика имеет плюсовые вибрации. И наоборот: ощущение, что у вас забирают ваши силы и эмоции, свидетельствует о том, что вибрации оратора минусовые. При этом он может изо всех сил пытаться использовать те приемы техники речи, которые повышают энергетику, но все равно продолжит «обирать» своих слушателей.

Процитирую отрывок из статьи на одном из интернет-сайтов:

«Показателем плюсовых вибраций оратора, влияющих на его слушателей, является чувство вдохновения, веры в то дело, о котором он говорит, спокойствия, прилива сил, выбраковки ненужной информации и наведения четкого порядка в голове в плане дальнейших собственных действий».

Показателями минусовых вибраций являются: головная боль, упадок сил, ощущение давления, затуманенного сознания (когда нет четкости мышления – так идет влияние с целью манипуляции людьми), перегруженности мозга, усталости, раздражения и появившихся претензий к чему– или кому-либо (в зависимости от темы выступления).

Таким образом, можно сделать вывод, что техническое следование всем перечисленным параметрам обязательно, но недостаточно.

Важными являются несколько аспектов.

1. На каких эмоциях создается энергетика, особенно высокая? На позитивных или негативных?

2. Насколько вы сами верите в то, что говорите?

3. Каков ваш природный ресурс и насколько вы готовы им делиться?

В связи с этим разберем несколько новых рецептов хорошей энергетики.

Источники повышения энергетики.

1. Еда, питье.

2. Сон.

3. Спорт.

4. Эзотерика – подключение к каналам (рэйки, космоэнергетика и т. п.).

5. Позитивное мышление – это основа: любые книги по личностному росту или научно-эзотерического направления подойдут для того, чтобы самостоятельно осваивать данную тему; из моих предпочтений – книги Вадима Зеланда, Наполеона Хилла, Николаса Бутмана. Отдельно стоит поговорить о чувстве юмора, юморологии и подобном – рекомендую смотреть комиков, видеоролики хороших ораторов-юмористов и прочие позитивные вещи.

6. Амбициозные цели! Это один из самых главных аспектов, который повышает вашу энергетику. Чем выше и амбициознее цели – тем больше энергии для их достижения вам даруется Вселенной. Чем меньше вы хотите от жизни – тем меньше природной энергетики в вашем теле и духе.

Люди тянутся к фееричным ораторам, которые щедро делятся своей энергией, а не тянут ее из них.

Отличной вам энергетики на выступлениях!

Подытожим


Уровень энергетики на сцене зависит от:

✓ Передвижений.

✓ Близости к аудитории.

✓ Интонационного богатства.

✓ Громкости.

✓ Жестикуляции.

✓ Контакта глаз.

✓ Разнообразия.

✓ Использования приемов повышения энергетики.

Мастер без галстука, или Работа с голосом

Ну, осмелел наш Мастер: «Теперь-то я все приемы хитрые знаю! Энергетику как вдарю! Запомнят надолго!» Вышел он к публике в очередной раз, как набрал воздуха в легкие, как рубанул рукой, галстук распустил – и ну энергетику громкостью создавать. А потом еще движения да жесты использовать! Все выше и выше и выше… Запыхался, бедный, голоса не хватает, дыхания нет совсем. Остановился, почесал в затылке… «В чем же секрет?» – думает.

А вот тут, дорогие читатели, понадобился ему иной Мастер – по работе с голосом и дыханием, ведь правильное использование голосовых данных – особая наука.

Многое Мастер не упомнил, но основное, о чем оратор знать должен, уловил. То и вам передаем, дорогие читатели.

Существует множество отличных книг по работе с голосом, и специалисты в этой области просто поражают глубиной познаний, навыков и мастерства.

И конечно, в наш стиль жизни уверенного, стильного, успешного оратора как нельзя лучше вписывается умелое владение голосом, ведь, как известно, почти 40 % нашего воздействия приходится именно на голосовые параметры.

Кроме того, большинство запросов от наших участников в тренингах по ораторскому мастерству касаются именно голосовых данных. Однако необходимо понимать следующее: часто оратору кажется, что во время выступления его голос звучит неуверенно, некрасиво, пискляво или, наоборот, слишком грубо.

И часто люди думают, что это от неумелого владения голосом. Причина же кроется в том, что из-за неуверенности и страха на сцене мы с вами задействуем далеко не все возможности нашего голоса, а лишь 5–10 %.

Разберем основные голосовые параметры, от которых зависит степень воздействия на нашего слушателя.

Темп речи

Один из важнейших параметров техники речи. Темп речи человека отражает скорость его мышления: чем быстрее человек мыслит, чем быстрее проносятся картинки в его голове – тем выше его темп. И наоборот: медленное прокручивание картинок соотносится с низким темпом речи.

Оба варианта – это не плохо и не хорошо. Это просто факт, который свидетельствует о том, что мы разные. От чего зависит родной темп речи? Обратимся к исследованиям психологов. Темп речи зависит от того, к какому типу репрезентативной системы относится человек: является ли он представителем визуальной, аудиальной или кинестетической системы восприятия.

Человек с преимущественно визуальным каналом восприятия, который стремится все держать под контролем. Смотреть для него означает понимать и слушать, и темп его речи высок. Он также быстро живет, действует, пишет и т. д.

Человек, который скорее в контакте со своим телом и прислушивается к нему (кинестетик), говорит медленно именно оттого, что анализирует внутренние процессы и то, как внешние проявления отражаются на его внутреннем самочувствии и т. д.


Какой темп речи предпочтителен для оратора на сцене?

Правильный ответ – разный. Ибо, как мы помним, люди в аудитории разные. И необходима подстройка для того, чтобы стать своим, близким, интересным. Поэтому есть рекомендация иногда использовать быстрый темп речи, иногда средний, иногда высокий.

Легко сказать – трудно сделать. Типичные проблемы с темпом речи: у человека на сцене в 90 % случаев темп речи повышается. Это происходит от волнения, ведь сердце бьется чаще, дыхание тоже ускоряется и соответственно хочется все поскорее рассказать и уйти со сцены. Понятно, что сцена – место дискомфорта, однако надо использовать его по максимуму.

А значит, начинаем работу с темпом речи. Из-за быстрого темпа страдает такой параметр, как четкость/дикция, – речь становится невнятной, быстрой, торопливой, неуверенной.

Это особенно касается людей визуального типа: им сложно замедлиться. Кинестетикам сложно разогнаться в обычной жизни, но сцена делает свое дело, и темп их речи становится быстрее.

Потренируемся?


Упражнение 1. Замедление темпа речи

Перед выступлением начинаем говорить или начитывать текст медленно-медленно, До тех пор пока не почувствуете внутреннее спокойствие и умиротворение и темп речи действительно не замедлится.

Доказано, что субъективное время оратора на сцене течет быстрее субъективного времени аудитории. Вы думаете: «Я сейчас замолчу – и им станет скучно». А они: «Замолчал – и слава богу!» Сделайте паузу, дайте им возможность переварить полученную от вас информацию.

Потренировавшись – смело выходите на сцену.

Упражнение 2. Смена темпа речи.

Доказано, что аудиторию необходимо встряхивать и возрождать в ней интерес каждые 10 минут. Упражнение заключается в том, что вы начинаете импровизировать – и каждую минуту по сигналу меняете темп речи (ощутимо, заметно). Сигналом может стать: звонок будильника, друг с поднятой рукой, просто секундомер, лежащий перед глазами. Главное здесь – намеренно изменить темп речи на ощутимо иной: замедляться, ускоряться, выходить в разные регистры, особенно если это неродной для тебя темп.

С темпом речи также неразрывно связан такой параметр, как четкость (дикция).

Четкость (дикция)

Артикуляционная разминка

Предлагаем вам несколько действенных упражнений в качестве разминки для языка, губ и челюсти, которые важно проделать сразу же, чтобы затем выполнять их автоматически.

Потренируемся?

1. Губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево-вправо. По кругу. И так несколько раз.

2. Языком делаем так называемый укол зонтиком в щеку. Слева-справа. Несколько раз.

3. Кончиком языка попытаться дотянуться до носа, а затем до подбородка. Чередуем несколько раз.

4. Языком совершить несколько вращательных движений по кругу между губами и зубами.

5. Челюсть аккуратно расслабляем и опускаем вниз. Пальцами придерживаем у основания слева и справа. Совершаем движения челюстью влево-вправо. Вверх и вниз. Несколько раз.

6. Для того чтобы мимика была живой, разнообразной, несколько минут корчим усиленно всевозможные рожицы. Кстати, это лучшее упражнение от морщин. Не стесняемся делать его чаще!

7. Упражнение для лучшей артикуляции «Избыточная нагрузка»: зажимаем между зубами карандаш, ручку, маркер, если нет ничего под руками – собственный палец, и произносим фразу примерно из 15 слов, крепко сжимая карандаш (или его заменитель) зубами. Затем вынимаем карандаш – и произносим ту же фразу без избыточной нагрузки. Своя родная артикуляция кажется легкой, точной, ясной. Так и есть! Существует масса вариантов этого упражнения (говорить с набитым галькой или орехами ртом), но самый приятный из них – это упражнение, в котором вы одновременно хвалите и вознаграждаете себя за тренировку: говорить с виноградом во рту! Плюсов масса: это вкусно, приятно и в конце вы съедите виноград, вознаградив себя за упражнение.

8. И наконец, после достижения легкого напряжения мы предлагаем вам это напряжение снять. Губы расслабим и сделаем «Фр-р-ру-у…».

Громкость

Что происходит с голосом неуверенного человека? С громкостью, когда человек волнуется? Вариант первый. Поскольку сцена – место страха, то наш Мастер сцены замирает не только всем телом, но и голосом. Свое присутствие надо свести к минимуму? Да. Значит, будем говорить очень тихо – решает тело, и вот Мастер начинает говорить еле слышно.

Вариант второй. От желания придать себе смелости и харизмы Мастер не находит ничего лучше, чем задействовать силу голоса. И начинает почти орать.

Оба варианта проигрышны, равно как и говорение на своем родном уровне громкости. В первом случае оратор становится фоном для окружающих звуков в пространстве: проезжающих мимо авто, шуршания бумаг, покашливания нетерпеливых зрителей, которые вот-вот готовы превратиться во вредных…

Запомните: аудитория долго напрягаться не будет!

Во втором случае оратор – конечно, фигура, а не фон.

Но! Вы рискуете надоесть очень быстро и обмануть ожидания слушателей.

Итак, лучшей рекомендацией для нашего Мастера может стать следующая:

Говорите с запасом 15–20 % в плюс к своей родной громкости.

Это позволит вам, с одной стороны, привлечь внимание, с другой – поберечь барабанные перепонки слушателей.

И конечно, главный закон ораторского мастерства: будьте разными, т. е. варьируйте уровень громкости, равно как и уровень темпа, энергетики и других параметров техники речи.

Интонации

Голосовое богатство оратора заключается прежде всего в том, насколько эмоционально он говорит, насколько задействует свой интонационный багаж. Не зря говорят, что «музыку создает тон».

Наш Мастер все задумчивее и задумчивее становился раз от раза, ведь чем больше он узнавал и осваивал, тем больше приходилось держать в уме. «Не забыть про громкость, про темп, про четкость/дикцию, про энергетику», – бормотал он, выходя к своим ученикам.

И в этой задумчивости голос его звучал тоже отстраненно и задумчиво.

Интонация – «кондиционер души»: она может как охладить ваших слушателей, так и заставить их растаять от теплого отношения к вам. Интонация передает ваши эмоции по отношению к самому себе, к теме выступления, к аудитории. Она выражает ваше состояние, равно как и заставляет входить в это же состояние ваших слушателей.

Вот отчего последнее время ученики прибегали к Мастеру радостные и задорные, а уходили серьезные и задумчивые.

И он это заметил. И очень удивился силе воздействия. А потом обрадовался. И понял, что нашел еще один инструмент, невероятно сильный и успешный, страстный и разнообразный, – интонации!

Итак, что же можно сказать об интонациях? Первая ошибка в отношении интонаций – монотонная речь, не выражающая абсолютно никаких эмоций.

И оратору все равно – и залу тоже. «С такой интонацией далеко не уедешь», – смекнул Мастер и стал пробовать.

Однажды он пришел в настроении «я командир!» И его властный тон заставил учеников трепетать. В другой раз вышел в раздражении на самого себя, что никак не может подобрать ключик, – и ученики его тоже ушли в раздражении.

В третий раз выбрал ледяной тон учителя-всезнайки – и заморозил своих учеников.

Попробовал было раздобриться – и прибавил елейных тонов, да разве они помогают?

Много он перепробовал: и уверенный, и радостный, и удивленный тона приходили в его мастерскую, а ученики только диву давались: что это с Мастером творится? Что ни день, то разный…

Но самое главное, однажды все заметили, что ему теперь легко переключаться с одного тона на другой, с одной интонации на другую, что теперь он не зависит от настроения, а может включить любое настроение, любую эмоцию – и говорить с самыми разными интонациями в зависимости от своей цели.

Давайте же и мы, дорогие читатели, потренируем в себе этот бесценный навык: вживатьcя в разные эмоции и передавать различные интонации с помощью голоса.

Способы вжиться в эмоцию

1. Запустить через тело. Что делает человек, когда он сердится? Хмурит брови, напрягает скулы, прищуривает глаза, расхаживает взад-вперед, может быть, притопывает ногой. Проделайте все это – и голос услужливо ответит вам тем же: он готов передавать жесткие, рассерженные интонации.

Что происходит, если человек удивлен? Вскинуты брови, глаза широко раскрыты, руки разведены в стороны или прижаты к груди, плечи приподняты, легкое напряжение в верхней части тела. И вот удивленный оратор готов.

Так действуют хорошие актеры, запуская эмоции через тело, которое по сути является формой для эмоций.

1. Вспомнить интонационный рисунок. Наша память богата на многие интонационные рисунки, соответствующие той или иной интонации. Где-то интонация понижается, где-то повышается. И, вопроизводя тот или иной рисунок, мы можем копировать интонации.

2. Вспомнить себя в подобной ситуации. Все мы когда-то сердились, когда-то удивлялись, когда-то были в восхищении или уверенном состоянии… Достаточно вспомнить себя в той или иной ситуации, погрузиться в нее – и вот вы уже в реальности сможете транслировать какую-либо интонацию.

3. Если же вам не свойственна та или иная эмоция (например, сердиться не ваш конек или интонация «скучающий» уж слишком редкий гость в вашей жизни) – тогда вспомните кого-то другого: как он сердился, радовался, восхищался, скучал, был уверенным и т. п.

4. И наконец, вспомним технику внутренней фразы, или аффирмации. Что вы произносите про себя, когда удивляетесь? Восхищаетесь? Когда вы спокойны и уверенны? Очень легко вжиться в то же состояние с помощью внутреннего «радио»: вспомните эту фразу и прокрутите ее несколько раз в голове. Оцените результат.

Потренируемся?


Упражнение 1. Интонационный экзамен

У вас и у ваших экзаменаторов есть список из 10–15 различных эмоций/интонаций, например:

1. Удивленный

2. Наглый

3. Восхищенный

4. Сердитый

5. Сексуальный

6. Стеснительный

7. Уверенный

8. Скучающий

9. Шутливый

10. Грустный

Вы загадываете какую-то эмоцию и произносите нейтральную фразу с этой эмоцией. Экзаменаторы стараются не смотреть на вас, а угадывают выбранную вами эмоцию не по вашей мимике, а лишь по голосу. Если мнения экзаменаторов совпали – чудесно, вы справились с задачей блестяще. Если нет – они объясняют вам, что можно было сделать лучше.

Упражнение 2. Подстройка по голосу

Психологами давно доказано, что нам нравятся люди, похожие на нас. Существует принцип «свой-чужой», или принцип синхронизации, развитый в человеке еще с детства: ребеночек начинает двигаться в утробе матери в такт ее голосу, подстраиваться под его волны. Отсюда и выражение «Мы с ним будто на одной волне».

Но что же делать, если ваш голос не похож на голос собеседника? Подстраиваться. Как минимум по голосовым параметрам. По каким? Некоторые параметры воспроизвести и повторить проще, чем остальные: темп, громкость, интонации, паузы. Иногда подстройка происходят сама собой при беседе: один собеседник начал говорить тише – и второй понизил голос.

И наоборот, когда голосовые параметры не совпадают, понимания не возникает. Пример из моей тренерской деятельности: в кругу участников тренинга провожу занятие на тему «База рук», будучи еще тренером-стажером. Прослушав внимательно мою лекцию, из круга выдвигается молодой человек мрачноватого вида с руками за спиной и изрекает (медленно и веско): «Вы знаете, все, что вы тут мне рассказываете, полная ерунда! Ведь оратор может стоять вот так и говорить в пол, но все равно за ним будут идти люди». Тренер-стажер Александра (т. е. я) скороговоркой: «Ну, вы понимаете, мы здесь обучаем искусству ораторского мастерства в целом, т. е. все работает в совокупности: темп речи, мимика, база рук…» Не успеваю закончить, как меня прерывают (медленно и веско): «Повторяю!.. Оратор может стоять вот так…» Что же произошло? Методически отвечала правильно, но мой темп речи не соответствовал его темпу речи. И меня элементарно не услышали, не поняли!

Подробнее о подстройке под собеседника мы поговорим в части 2 книги, а пока продолжим.

Упражнение 3. Запись на диктофон, автоответчик

Тренируйтесь также слушать и слышать свой голос со стороны: записывайте себя на диктофон, автоответчик, камеру и прослушивайте свой голос, чтобы решить, что уже хорошо получается, а над чем стоит еще поработать.

Паузы

И наконец, разберем такой важнейший параметр, как пауза.

– Зачем нужны паузы, Мастер? – спросила я однажды.

– Мм… – промычал он, почесав в затылке…

И это была пауза-зависание.

Для того, чтобы привлечь внимание слушателей, – это раз! – Он воздел палец к небу.

И это была смысловая пауза.

Особенно хорошо ее использовать в начале выступления, когда оратор появляется на сцене. Если взять за правило выдерживать паузу до тех пор, пока взгляды всех слушателей не будут устремлены на вас, – ваше начало выступления всегда будет выверенным и эффектным. Сложно переоценить умение оратора держать паузу. Именно она свидетельствует об уверенности, вроде бы неспешности, об удовольствии, которое Мастер получает на сцене – и которое передается его слушателям.

Конец ознакомительного фрагмента.