Лето
Трудно было учиться в эти последние дни, накануне желанных и долгих летних каникул. Не то настроение. Ничего не лезло в голову. На уроках ребята вертелись, шушукались между собой. Учителя чуть ли не каждую минуту делали кому-то замечания, но и это помогало плохо. Да и как не повернуться к соседу, не улыбнуться на шутку, не подмигнуть вроде бы без всякой причины другу, не поглядеть в яркое окно, где в лучах почти летнего солнца кружатся голуби, крикливыми стаями носятся ошалевшие от счастья воробьи. Невозможно было не делать этого: огромный, шумный, посторонний мир врывался в тесные неподвижные стены класса и словно раздвигал их, рушил привычный деловой порядок.
Разговоры на переменах сводились к тому, что каждый наперебой рассказывал, куда с родителями собираются отправиться отдыхать. Некоторые так рьяно себе это представляли, что планы переходили в фантазии, которые явно шли наперекор здравому смыслу.
Костик появился в классе, когда его лучший друг Стёпа что-то усердно рассказывал Кириллу. Тоже другу и вратарю их хоккейной команды. Увидев Костика, мальчики переключили своё внимание на него.
– Капец, Костян, ну где ты шляешься? Ты чё такой сонный?
– Да не чё я не сонный! – стал оправдываться Костя. – Так, подзасиделся за компом ненадолго… Всю ночь мутантов истреблял. Стёпа твой «stalker» ну просто не реальная вещь. Жесть! Так разве можно спокойно спать, когда на руках такая суперская игрушка. Вчера ещё фильм один решил скачать, про торговцев временем – а торрент тормозил чего-то, грузил целую вечность. Потом вообще все зависло… Я ждал, ждал, да и уснул за компом. Когда проснулся уже утро.
– От предков небось влетело, – посочувствовал Стёпа.
– Не а, – разочаровал его Костя, но о том, что вечером предстоит разговор с папой, предусмотрительно промолчал.
– Ну, а ты далеко прошёл-то? – полюбопытствовал Кирилл.
Сейчас, окончательно сбросив с себя остатки сонливости и довольно потерев затылок, Костик принялся рассказывать, куда ему удалось пробраться за ночь.
– Слушай, завязывай ты с играми своими! У тебя от них скоро окончательно крыша съедет! – вмешалась в разговор соседка по парте Костика, Юля.
Её пересадили к нему, когда учительница увидела, как Костик в наглую, списывает у своей сестры. Вот тогда им влетело по первое число, даже Наде от отца досталось. Костик испугался, что Надюша больше не даст списать брату, но девочка оказалась не из робкого десятка, за это он ей был признателен, и опять пожалел, что Надюша не мальчик, ведь тогда бы они с ней ух, позажигали бы.
– Ой, кто бы говорил! – парировал Костик. – На себя посмотри. Тоже мне, специалист по романтике! Чем время на книжки тратить, лучше бы почаще в кино ходила. Ведь круче в миллион раз! Сейчас такие технологии, спецэффекты всякие…
– А её никто не приглашает, – рассмеялся Стёпа, за что получил учебником по голове, – Юлька, ты чё? Я же пошутил.
– Знаешь, что за такие шутки бывает? – казалось Юля, всерьёз обиделась.
– Знаю. Знаю. А хочешь в кино сходить? С Кириллом? – подтрунивал лучшего друга Стёпа.
– Вот ещё! – гордо вздёрнув носик, изрекла Юля, – С такими придурками, я не то, что в кино… мне с вами даже стыдно будет в зоопарке появляться, где очень много ваших «родственников»!
– Каких родственников?! – удивились мальчики.
– Обезьян! Те эволюционировали, что бы стать людьми, вы деградируете. Хотя с точки зрения науки, деградация, это тоже эволюция. Так что можете себя поздравить. У вас уже появляются ярко выраженные формы перехода человека назад к истокам. Скоро вы полностью деградируете, и превратитесь в приматов мужской особи. Один будет сидеть за тупой железякой, а другой выискивать у него вшей.
– Да ладно тебе Юль, – пошёл на мировую Костя. – Ну, тебе нравятся книги, нам фильмы. Мы разные.
– Мы одинаковые! Хотя это только пока.… Как вам трём олухам объяснить, – не сдавалась девочка. – Это же совершенно разные вещи! Кино, конечно, круто, не спорю. Но книга – совсем другое! Когда читаешь, у тебя в голове, будто целый мир создаётся, причём твой собственный мир, понимаете? Он ни от кого и ни от чего не зависит – ни от режиссёров, ни от актёров, ни от бюджетов, ни от спецэффектов – только от тебя! Ты сам его представляешь таким, каким хочешь. Разве не здорово? Никакое кино не сравнится!
– Ладно, проехали, не хочу с тобой снова цапаться, – решил закончить ни к чему не приведший диспут Кирилл. – Только никто и никогда не сможет убедить меня в том, что читать – круто…
Возможно, Юля и нашла более весомые доказательства, но прозвенел звонок и все дети поспешили рассесться по своим местам.
– Слушай, Юль… – в голосе Костика появились просительные интонации. – А ты задачку, что нам вчера задавали, решила?
– А ты что не сделал домашнее задание? Шутишь? Ты с этой фигней не справился! Тоже мне, «задание повышенного уровня сложности»!.. Не задача, а смех один!
– Дай списать, а? А то я всю голову сломал – не выходит. Ты же знаешь…
– Знаю, что без сестры, ты полный ноль! Кстати как она?
– Мама сказала, что всё хорошо и её скоро выпишут.
– Скучаешь?
– Ты даже представить не можешь, как.
– Ладно. На. Списывай, – сжалилась Юля. – А если учительница вызовет,… заставит всё подробно рассказывать?
– Может пролечу…
– А если нет. Ты забыл, что у неё ведь паранойя: «Вы сами ничего не делаете, все с ответов скатываете!» Если спишешь, а не сможешь объяснить, как решал, и она точно пару влепит…
– Да уж. Если у меня в этой четверти пара нарисуется, то и в году автоматом.
– Хорошо, помогу я тебе, что и как расскажу на перемене, но ты за это должен будешь. Как только Надя выпишется, позвонишь мне первой. Да и в кино нас сводишь. По рукам?
– По рукам, – обрадовался Костик. – Только ты мне ещё на сочинении помоги, ладно? А то я, естественно, ничего не читал. Увидел, какая книжка толстая, и мне сразу плохо стало… Краткое содержание в инете проглядел – и все. Значит, опять будет трояк или ещё хуже. А для отца это трагедия, покруче мирового кризиса. У меня предки, ты знаешь как, на литературе помешаны…
Родители Костика с самого их с Надей рождения старались приучить детей к чтению: рассказывали им на ночь сказки, учили вместе с детьми стихи, несколько раз в неделю ходили в книжный магазин, чтобы порадовать их какой-нибудь новой книгой. Уже к пяти годам Костик и Надюша научились читать самостоятельно, а потом, в школе, до четвёртого класса были одними из лучших учеников по чтению и литературе. И вот надо же… В детской, на полках Костика, место книг заняли диски с многочисленными играми и программами, фильмы на DVD и журналы о всяких новомодных технических устройствах. И весь мир сына замкнулся на сером ящике, именуемом компьютером… Костик медленно, но уверенно прирастал к компьютеру, спасало ребёнка только тяга к спорту, но вот учёба резко пошла вниз. Надюшенька, та искусно лавировала между балетом, учёбой и любовью к книгам, ни разу не заснула, чтобы что-то не почитать перед сном.
– Тебе седалище не натёрла шея?
– Не понял…
– Костик, ты мне капитально на шею садишься, остаётся только ножки свесить.
– Прости…
– Ладно. Помогу я тебе, но только с условием.
– Опять в кино или уже в театр?
– Ух, ты! А ты Костик не такой потерянный, как казалось раньше. Театр это хорошо, но ты должен после уроков сходить со мной в одно место.
– На свидание?
– Не заслужил! Обещай что сходишь, а узнаешь потом. Ну как?
– Обещаю, – произнёс Костик, так как большого выбора у него не было, а если Юля поможет, то он готов был пойти с ней на край света.
На перемене Юля вкратце объяснила, как решается задача, но это Костику, увы, не помогло. На уроке алгебры, его, так как у Кости была спорная оценка, вызвали к доске. Первым делом Людмила Викторовна проверила домашнее задание, и осталось довольна.
– Ну что же, – изрекла она, разглядывая понурое лицо мальчик, – теперь посмотрим, как ты её решал.
Людмила Викторовна продиктовала задачу про каких-то водителей, которые подрядились перевести мусор. Костя записал условие задачи на доске мелом и стал думать. Но это, конечно, только так говорится, что он стал думать, на самом деле он пытался вспомнить, что ему рассказывала Юля, но мысли в его голове разбежались как тараканы.
Да ещё и задача попалась такая трудная, что Костик все равно не решил бы её. Он только нарочно наморщил лоб и сделал задумчивое лицо, чтоб Людмила Викторовна видела, будто Костик обдумывает столь стратегическое решение этой задачки, а сам стал украдкой поглядывать на класс, чтоб ребята подсказали ему. Но подсказывать тому, кто стоит у доски, очень трудно, и все его друзья молчали.
– Ну, как ты станешь решать задачу? – прервала подзатянувшуюся паузу Людмила Викторовна. – Какой будет первый вопрос?
Костик тяжело вздохнул и сильнее наморщил лоб, после повернувшись вполоборота к ребятам, изо всех сил заморгал одним глазом, что со стороны можно было подумать, что у мальчика от переусердия, начался нервный тик.
Хоть многие из ребят и сообразили, что дело Костика плохо, но подсказывать пока не решались, за исключение Стёпы и Кирилла, лучших друзей, но и тех прервала учительница.
– Тише, ребята, не подсказывайте! Я сама помогу ему, если надо, – утихомирила их, Людмила Викторовна.
Она стала разжёвывать Костику задачу и подсказала, как сделать первый вопрос. Костик проглотил разжёванное и быстренько записал на доске первый вопрос.
– Правильно, – похвалила его Людмила Викторовна. – Теперь какой будет второй вопрос?
Костик снова задумался и состроил страдальческое лицо. Кирилл опять не оставил друга в беде и кинулся подсказывать.
– Тише! Я ведь не глухая и всё слышу, а вы только ему мешаете! – изрекла Людмила Викторовна и принялась разжёвывать Костику второй вопрос.
Таким образом, постепенно, с помощью Людмилы Викторовны и с подсказкой ребят, Костик решил наконец-то задачу.
– Теперь ты понял, как нужно решать такие задачи? – спросила Людмила Викторовна.
– Понял, – кивнул головой Костик.
– По твоему виду этого не скажешь. А ты в курсе, что у тебя тут двойка вырисовывается?
– В курсе, – прошептал Костик, ловя на себе насмешливый взгляд Димы Лескова.
Мальчик, как и многие из их класса занимался хоккеем. Хотя почему многие. Весь класс был отдан в объятия спорта, он так и числился в школе, как спорт-класс. Мальчики почти все занимались хоккеем, за исключение нескольких фигуристов, девочка разделялись на фигуристок и спортивных гимнасток. Дима Лесков, как и Костик, был нападающим, и воздыхателем его соседки Юли, но девочка не обращала на него никакого внимания, и от этого Дима ещё сильнее ненавидел Костика, думая, что Юлечка, тайно влюблена в Костю. Когда же Юлю посадили за одну парту с Костиком, то помимо нежданной соседки, Костя получил злейшего врага, готового на всякие пакости и мелкие каверзы.
– И что будем делать?
«Хотите я и вас в кино, в театр или на свидание приглашу» – чуть не проговорил Костик, но в место этого он просто пожал плечами.
– Знаешь что? Я тебе тут в тетрадочки напишу пару задачек, и если ты к завтраму всё решишь, то я так и быть сжалюсь, и поставлю тебе тройку.
В данной ситуации торг был не уместен, и Костя, кивнув головой в знак согласия, отправился на своё место.
Получив после урока свою тетрадь, в которой оказалось куда больше чем пара задачек, Костя невольно осознал, что на самом деле он, совсем ничего не понял. Но ему стыдно было признаться, что он такой бестолковый, к тому же Костик боялся, что Людмила Викторовна поставит ему плохую отметку, а это пагубно скажется на настроении родителей. Костя решил, что дома подумает над решением задач как следует.
– Ты что глухой? Мы же тебе подсказывали, – произнёс Кирилл, когда мальчики, покинув душный класс, оказались в коридоре.
– Что же вы подсказываете так, что Людмила Викторовна всё слышит? Орут на весь класс! Разве так подсказывают?
– Думаешь легко подсказывать, когда ты возле доски стоишь! – оправдывался Стёпа. – Вот если б ты с места отвечал…
– С места, с места! Потихоньку надо.
– Я и подсказывал тебе сначала потихоньку, а ты стоишь как пентюх и ничего не слышишь.
– Так ты, наверно, себе под нос шептал, – буркнул Костик.
– Ну вот! Тебе и громко нехорошо и тихо нехорошо! Не разберёшь, как тебе надо! – изрёк Кирилл
– Совсем никак не надо, – вмешалась в разговор Юля. – Самому надо соображать, а не ждать когда тебе подскажут.
– Зачем же мне свою голову утруждать, если я все равно ничего в этих задачах не понимаю? – оправдывался Костя.
– Оттого и не понимаешь, что не хочешь соображать, – продолжал дискуссию Юля. – Надеешься на подсказку, а сам не учишься. Тебе нужно оторваться от компьютера и взять в руки учебник. Кость пойми, что дальше будет сложнее.
Костя понимал это и сам, но как можно оторваться от столь прекрасного и погрузиться в столь нудное как чтение, даже пусть нужного учебника.
Звонок оповестил, что начался следующий урок. Как не хотелось заходить в душный класс, но детей радовало только одно, что завтра выставят годовые оценки и впереди три месяца беззаботного лета.
На литературе помощь Юли была более ощутима. Заданное на тридцать минут сочинение, Костик как заправский писатель, написал под диктовку Юли. Выборочная проверка, в которую попал Костик, показала, что он справился на пятёрку, и четвёрка в году ему обеспеченна. Костику повезло, что Диана твёрдо шла на отлично, и учительница не притронулась к её сочинению, а не то его ждало бы сильнейшее разочарование.
Приближение каникул, делало учёбу мучительной каторгой. По всему было заметно, что устали и сами учителя. Они ведь тоже люди. А может, понимали всю тщетность своих усилий. Стихия!
Даже неутомимая Светлана Борисовна, учитель биологии, смирилась с таким положением, а вдобавок ко всему ещё и простудилась. В понедельник чихала, во вторник часто подносила к носу кружевной платочек, а сегодня совсем не пришла в школу. Поэтому детей отпустили с последнего урока.
– Помнишь, что ты мне обещал? – остановил Костика голос Юли, когда радостные дети вырвались из оков школы на улицу.
– Помню, – кивнул головой Костик, – только ты мне так и не сказала, куда мы пойдём.
– Это не далеко, – хитренько улыбнулась Юля, и поспешила в сторону школьного двора, Костик последовал за ней.
– Костик, как говорил Дени Дидро: люди перестают мыслить, когда перестают читать. Мне кажется, ты перестал мыслить ещё в садике. Вот скажи, когда ты последний раз читал?
– Сегодня.
– Что?
– Книгу.
– Какую?
– Я знал, что ты так спросишь.
– Так какую? Ах, Костик, Костик, если ты не возьмёшься за ум, то Костик, у тебя будут большие проблемы. Но я могу тебе помочь.
– Как?
– Я завтра отведу тебя в библиотеку.
– Зачем ты себя так будешь утруждать. Я сегодня же пойду в библиотеку сам.
– Сомневаюсь…
Они прошли через школьный двор пересекли спортплощадку, после миновали стадион. Костя сгорал от любопытства, куда ведёт его Юлечка, но девочка хранила молчание, что предавало их прогулке таинственность и загадочность.
– Вот мы и пришли, – шёпотом произнесла Юля, и Костик ощутил, что его рука оказалась в руке Юли, и та нервно её сжимает.
– Стоматологическая поликлиника, – прочитал Костик. – Это мы сюда, что ли шли?
– Сюда, – кивнула головой Юля и сжала руку мальчика ещё сильней.
Чем ближе они подходили к двери поликлинике, тем сильнее ощущал Костик страх девочки, жаль только что он не видел, как сжимаются кулаки и зубы его злейшего врага, который не поленился и проследил за ними.
– Ты за всё у меня ответишь, – процедил сквозь зубы Дима.
– Ну и что ты ему сделаешь? – полюбопытствовал Серёжа Кабанов, лучшей друг Димы.
– Что-нибудь придумаю, – зловеще заверил Дима, – Ну что она в нём нашла? Ленивый придурок, который дальше компа ничего не видит.
– Значит, что-то нашла, – многозначительно вздохнув, изрёк Серёжа, но поймав злой взгляд своего друга, продолжать дискуссировать на эту тему не стал. – Ты как хочешь, а я домой, – ретировался он, так как игры в шпионов не сильно прельщали его, да и в отличие от Димы, он не конфликтовал с троицей закадычных друзей, а даже наоборот симпатизировал им.
Очутившись в прохладе поликлиники, Юля повела Костю, только ей известным путём, перед одним из кабинетов она села и тяжело вздохнула. Костя последовал её примеру и присел рядом с девочкой.
– Страшно?
– Да, – кивнул Юля.
– Тебе надо было с мамой прийти сюда, – посоветовал Костя.
– Ты знаешь, какая у меня мама?
– Какая?
– Очень смелая! Про таких говорят: «Коня на скаку остановит. В горящую избу войдёт». И я хочу быть похожей на неё. Вот поэтому я и пришла одна.
«Ну не ода» – хотел было поправить её Костик, но промолчал.
– Так, нужно собраться, – изрекла девочка и занялась самовнушением. – Я смелая, я взрослая, я ничего не боюсь…
Двадцать раз, именно столько произнесла Юля эти восемь слов. Но видно это ей не помогло, и она, прильнув к плечу Костика, заплакала:
– Я трусиха, я обычная трусиха…
– Да нет же, – хотел подбодрить её Костя, но в это время дверь кабинета возле которого они сидели, открылась.
– Вы ко мне? – полюбопытствовал врач, разглядывая двух притихших детей.
– Наверное, уже нет, – ответил Костик, так как Юля не то что перестала плакать, она даже не дышала, а Костик это хорошо слышал, так как её носик находился рядом с его ухом.
– Зря, – как-то загадочно изрёк врач. – Неужели я такой страшный, что вы боитесь ко мне зайти. Между прочим, я очень люблю детей.
– А с чем вы их любите? – пошутил Костя.
– В смысле?
– Ну, с майонезом или кетчупом, а может у вас есть собственный рецепт?
– Есть, – согласился врач, видя, что девочку шутка мальчика забавляет и та перестаёт бояться и вместо слёз на лице пробивается улыбка. – Заходите, поделюсь рецептом, – показав на дверь, произнёс он.
Дети встали, и Костик хотел уже войти в кабинет, но Юля его остановила:
– Ты классный, но я пойду одна. Костик, пожалуйста, подожди меня здесь. Только обязательно дождись.
– Обязательно дождусь, – прошептал Костя, глядя, как дверь кабинета закрывается.
Костик и сам побаивался зубных врачей даже не самих людей, а те инструменты, которыми они работают. И он не считал себя слишком смелым, поэтому и посещения вот таких кабинетов он предпочитал в присутствии мамы. Только её нежные руки могли снять с ребёнка нервозность, придавали спокойствие и уверенность. Вот приблизительно как сейчас, и хоть Костя и не чувствовал страх стоя перед дверью стоматологического кабинета, но нежные руки которые лежали у него на груди предавали уверенность и спокойствие. Костя задрал голову и увидел улыбающееся лицо женщины, а так как она была в белом халате, то явно говорило, что она врач этой поликлиники.
– Страшно? – задала женщина вопрос, который не так давно задавал сам Костя – Юле.
– Не а.
– А твоей подружке?
– Она смелая, – заступился Костя за Юлю. – Очень смелая! Она коня на скаку остановит и с ним в горящую избу войдёт! Видите! А вы говорите страшно…
– Поэтому пришла с тобой, а не с остановленным на скаку конём?
– Это потому, что,… что,… что коней на нашем пути не встретилось, да и нужно было, чтобы кто-то присмотрел за портфелями, – нашёлся Костя.
– А ты ещё и врунишка, – улыбнулась женщина. – А как звать тебя? Хотя нет, не говори. Сейчас догадаюсь сама. Тебя зовут,… зовут,… зовут… Костя! Угадала?
– Да вы блин провидица… – изумился Костик, поворачиваясь лицом к женщине.
– Ну, это легче, чем с конём бегать по горящим домам.
– Я кстати тоже могу угадать, как вас зовут.
– Ну не угадать, а прочитать не бейджике.
– Вы…
– Мамочка, у меня всё в порядке! – вырвался голос Юли из кабинета, даже раньше, чем сама девочка появилась оттуда. – А что ты тут делаешь?
– Вообще-то работаю, – напомнила ей мама.
– Нет. Я имела в виду возле этого кабинета?
– Мимо шла. Смотрю, пациент не решается зайти в кабинет, вот и хотела подбодрить его.
– Он со мной…
– Он уже сказал.
– А что он ещё сказал?
– Что ты его взяла, чтобы он присмотрел за портфелями.
– И… ты поверила?
– Солнышко, ну я не полная дура, чтобы поверить в эту ахинею. Мне без разницы кто ходит с тобой к врачу. Для меня ты всё равно будешь любимой и смелой девочкой. Только в следующий раз лечи зубки у меня в кабинете, да и пусть твой друг тоже приходит.
– Хорошо мамочка, – вяло пообещала Юля. – Ну, мы пойдём?
– Бегите. Только лошадей по дороге не останавливаете, и по горящим избам не лазайте!
– Ты, наверное, хочешь спросить, почему я не пошла к маме? – нехотя поинтересовалась Юля, когда дети вышли на улицу.
– Не а!
– Почему?
– Какая разница у кого ты лечила зубы. Главное что ты нашла в себе смелость и переступила порог кабинета, а если быть совсем честным, то мне это удаётся не сразу.
– Ничего. В следующий раз я пойду с тобой. Кость, ты чего?
– Я? Нет, ничего, – отвёл глаза Костик. – Просто… Просто ты красивая очень! И как я раньше этого не замечал?
Юля почувствовала, как по ее лицу пробежала горячая волна смущения. Она не знала, куда ей деть глаза, и готова была провалиться сквозь землю, забормотала растерянно:
– Да, ладно тебе, скажешь тоже. Ну, какая я красивая? Самая обыкновенная.
– Нет, правда, красивая.
«Да уж! – Про себя думал Костя, возвращаясь домой. – Ведь что-то есть в этой девочке такое, что он я замечал раньше».
Даже не её красота, которую он не смог рассмотреть в классе, наверное, свет не так падал, а что-то внутри, какая-та незримая энергия, которую излучает она.
Сегодня он понял, что Юля оказалось той девочкой, рядом с которой хотелось петь, летать, сражаться с драконами, достать луну с неба, да и много ещё чего хотелось, когда она была рядом. Только он не мог этого всего сказать ей. Его мысли стали путаться, язык присыхал к горлу, а ноги становились ватными, даже сердечко и то воспаряло выше облаков и никак не хотело возвращаться.