Вы здесь

Этнопсихология и конфликтология. ВВЕДЕНИЕ (С. А. Трифонова, 2013)

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Этнопсихология и конфликтология» предполагает, вопервых, развитие у студентов интереса к науке, изучающей психологические особенности индивида или группы людей, связанные с их этнической и культурной принадлежностью. Поэтому в задачи курса входит: изучение теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека; знакомство с социально-психологическими проблемами межэтнического взаимодействия; выявление особенностей формирования и актуализации этнической идентичности; изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и индивидуальном уровнях.

Во-вторых, одним из основных социальных заказов для психолога является работа с конфликтами в обществе. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, поскольку являются необходимым условием общественного развития и одной из форм нормального человеческого взаимодействия. Отсюда целесообразность включения потенциала конфликтологии как самостоятельной системы научного знания в процесс профессиональной подготовки психолога. Основная цель части по конфликтологии – усвоение системы знаний о феномене конфликта для овладения культурными формами деятельности, мышления, общения и профессионального саморазвития личности будущего специалиста-психолога в области разрешения конфликтов.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

– знать и уметь оперировать основными понятиями современной этнической психологии, основных направлениях этнопсихологического исследования;

– понимать этнический мир человека (этническая идентичность личности, ее становление, формирование, стратегии поддержания);

– ориентироваться в проблемах межэтнического взаимодействия, знать механизмы возникновения этноцентризма, этнических стереотипов и предубеждений, межкультурной маргинальности;

– иметь представление о психологических проблемах миграции, адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде, аккультурации, культурном шоке, его последствиях и способах преодоления;

– знать факторы и условия этнической толерантности / интолерантности, характеристики толерантной и интолерантной личности.

Студент должен иметь представление:

– о современном состоянии теории и практики конфликтологии как особой междисциплинарной «науки о конфликтах» в различных областях человеческого взаимодействия;

– о роли, месте и функциях психологии конфликта в теории и практике конфликтологии;

– о методах изучения, диагностики и регулирования конфликтов;

– об основных теоретических, методологических подходах к описанию, изучения и развития практики работы в ситуации конфликта;

– об основных видах и типах конфликтов и их причинных факторах;

– об основных теоретических моделях конфликта, моделях их разрешения и регулирования;

Студент должен уметь:

– анализировать конфликты, используя общую теорию конфликта, основные принципы его изучения, описания и закономерностей протекания;

– определять наиболее эффективные направления работы по предупреждению конфликтов в различных организациях (на разных уровнях взаимодействия), а также разрешения и регулирования актуальных конфликтов в различных сферах деятельности.

Студент должен владеть: концептуальным аппаратом конфликтологии для диагностики, описания, анализа конфликтов и определения адекватных способов его регулирования.

Данное учебное пособие затрагивает темы, связанные с проблемами межэтнического взаимодействия, этнических стереотипов и предубеждений, приводящих к конфликтным отношениям между этническими группами. Отдельное внимание уделяется вопросу этнической толерантности, техникам и стратегиям преодоления этнических стереотипов и предубеждений. Особое место занимает тема межэтнических конфликтов: виды межэтнических конфликтов, причины возникновения, динамика развития, проблемы урегулирования.