Вы здесь

Этнополитика. Глава 4. Национальная политика Российской Империи (В. Н. Шапалов, 2017)

Глава 4. Национальная политика Российской Империи

1. Возникновение многонациональной Российской империи и национального вопроса

В силу целого ряда исторических причин Российское государство веками складывалось как многонациональная держава. Философ В. Соловьев, подчеркивая эту особенность, писал: «Россия больше, чем народ, она есть народ, собравший вокруг себя другие народы, – империя, обнимающая семью народов» [1].

XV веке завершается процесс создания Российского централизованного государства. В середине XVI в. русское подданство добровольно приняли народы Поволжья – чуваши, марийцы, мордва. В это же время Иваном Грозным были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, в состав Русского государства вошла Башкирия. В конце XVI в. под власть русских царей перешла Западная Сибирь. К середине XVII в. территория Русского государства простиралась на востоке до Тихого океана и на севере до Ледовитого.

Во второй половине XVII в. к России отошли Левобережная Украина и Киев. Включение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии произошло во второй половине XVIII в. в результате разделов территории Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Длительная государственная обособленность и сильные позиции здесь католической церкви и униатской церкви привели к формированию особого самосознания населения, окрашенного в резкие националистические и антирусские тона.

Расширение западных границ Российской империи в XVIII вв. в результате Северной войны и разделов Польши привело к включению в состав империи Прибалтики с ее немецко-шведским дворянством, немецким бюргерством, эстонским, латышским и литовским крестьянством, находящимся под влиянием католической и протестантской церквей. В это же время на территории Российской империи оказалось около 676 тыс. евреев. Большинство их жило в сельской местности и городах-местечках, занималось ремеслами, посредническими операциями, мелкой торговлей, содержало трактиры и постоялые дворы. Они говорили на языке идиш, исповедовали собственную религию, имели самоуправляющиеся общины (кагалы). В 1791 г. русское правительство ограничило места их проживания той территорией, которую они уже занимали. Так возникла пресловутая черта оседлости, которая существовала до 1917 г.

В результате Русско-шведской войны 1808–1809 гг. к Российской империи была присоединена Финляндия, которая получила особый статус.

После разгрома Наполеона последовал новый раздел Польши, по которому Россия получила большую часть бывшего Варшавского герцогства, получившим название Царство Польское.

В XVIII – XIX вв. значительно расширились южные рубежи России. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII в. Россия получила выход к Черному морю, присоединив земли Северного Причерноморья, в том числе территорию Крымского ханства, а также земли по рекам Кубань и Терек. Началось интенсивное освоение этих малозаселенных степных земель, получивших название Новороссии. Основную массу колонистов составляли русские и украинцы, сюда же переселялись приглашенные русским правительством немцы, греки, сербы, болгары. На Кубань были переселены запорожские казаки, на Терек – часть донского казачества.

В первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн Россия присоединила к себе все Закавказье: Грузию, азербайджанские ханства, Восточную Армению. После этого Россия значительно активизировала свою политику на Северном Кавказе.

Во второй половине XIX в. Россия присоединяет к себе обширные территории Средней Азии и устанавливает протекторат над Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

Народы, населявшие Российскую империю, различались не только языком, но и образом жизни, культурными традициями, уровнем социально-экономического развития и, наконец, своей религией. Согласно переписи 1897 г., православные составляли 70,8 % населения, католики – 8,9 %, мусульмане – 8,7 % [2, с. 26]. За отдельными исключениями (Финляндия, Польша, Бухара) этнические группы империи, разделенной на губернии, не имели «своих» территорий.

В процессе превращения в многонациональную империю сокращалась доля русского населения. Если в 1646 г. на долю русского этноса приходилось около 95 % всего населения страны, то в 1914 – 44,6 %, а на долю около 200 больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре, – 55, 4 % населения [3, с. 12].

2. Складывание системы управления национальными окраинами в Российской империи

При анализе сущности и механизма реализации национальной политики в Российской империи, историк В.С. Дякин отмечал, что «официальных документов, формулировавших принципы национальной политики царизма в целом, не существовало. Эта политика «формулировалась всегда применительно к конкретным конфессиям и народам на том или ином этапе» [4, с. 56]. При анализе национальной политики в Российской империи, он выделил два основных направления – официально-охранительное и «имперско-либеральное» [4, с. 58], то есть отметил сочетание в ней как в целом консервативного курса, так и частичных уступок требованиям отдельных этносов.

Еще одна особенность национальной политики заключалась в том, что в Российской империи не было единого органа власти, ответственного за выработку и осуществление политики в национальных окраинах. Как правило, для решения конкретных вопросов в разное время создавались различные высшие комитеты и совещания.

Конец ознакомительного фрагмента.