Вы здесь

Этнокультурные основы педагогики олонхо. 1. Дидактические закономерности и принципы использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности (Е. П. Чехордуна, 2013)

1. Дидактические закономерности и принципы использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности

По материалам, собранным вице-президентом АПСН и РАО, доктором психологических наук, профессором Д. И. Фельдштейном, за последние годы сильно изменилась сущность самого детства. Ученый-исследователь всерьез беспокоится за будущее детей. Он отмечает: «Необходимость глубокого изучения данной проблемы диктуется и тем, что наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям» [52, с. 6].

К числу негативных влияний он относит следующее: низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, отрыв ребенка от культурных традиций семьи, общества и его истории, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима.

Но, современный гражданин России защищен установленным российским законодательством. Так, в Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Среди принципов государственной политики в области образования первостепенным является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [13, с.4].

Исходя из этого, в настоящее время важнейшим является необходимость проведения фундаментальных исследований истоков духовно-нравственного развития и воспитания целого народа, в том числе и этноса.

По определению исследователей, духовность – это «стыд, милосердие, благоговение перед добром» (М. С. Каган) или «принцип саморазвития и самореализации человека» (В. В. Занков). Другая группа исследователей утверждает, что духовность – это «качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонировать свои отношения с окружающим миром» (Н. Н. Никитина).

Нравственность или мораль – это «совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность» [48, с. 495)].

Нравственность – это индивидуальная духовно-практическая сфера свободного бытия и саморазвития человека, добровольного выбора им поступков в соответствии с целеполаганием по критериям добра, гуманности, совести и личной ответственности.

В современном российском образовании возрождении нравственности и духовности постепенно осознается как наиболее важная и существенная задача. Воспитание ориентируется на обеспечение идеального человека, т. е. идеала, отвечающего требованиям в «конкретно-исторических социокультурных условиях» [21, с.10]. Отсюда вытекают цели и задачи воспитания в современных условиях модернизации российского образования и глобализационных преобразования мировой цивилизации.

Так, основная цель современного образования заключается в обеспечении развития и саморазвития личности каждого ученика, в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих.

Одной из главных целей, безусловно, является раскрытие особенностей социокультурной среды развития детства, выявление тех факторов этой среды, которые активно воздействуют на детей – от социально-культурной ситуации социума в целом до различных макро– и микросред, в которые включен современный ребенок.

Во-вторых, определение оптимальных путей развития ребенка, одновременно ведя и поиск возможностей минимизирования имеющихся отрицательных тенденций.

В-третьих, необходимость исследования не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, имеющих целью раскрытии внутреннего мира растущего человека, его переживаний, стремлений, сомнений, общих и специальных, в том числе и творческих способностей.

В-четвертых, выявление специфики формирования духовно-нравственных потребностей субъектов образовательного процесса, этических установок современного общества.

Федеральный государственный стандарт образования перед обществом ставит основную цель: готовить ребенка к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека. А современный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [21, с.11].

Традиционная культура и этнопедагогика, как неотъемлемые части развития общества, играют огромную роль в формировании духовно богатой, творческой, созидающей, успешной личности человека.

Если этнопедагогика способствует приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия родного народа, а также воспитанию у них нравственно-этических идеалов, то традиционная культура – сохранению устойчивого уклада жизни в обществе. В связи с этим перед научно-педагогическим сообществом определилась задача поиска оптимальных путей, средств и форм воспитания гражданина – носителя этно– и поликультур.

Исходя из этого, следует заметить, что настало время формирования новой гуманистической культуры, в которой каждый этнос (народ) сохранял бы национальную и культурную идентичность и принимал бы определенное участие в общей жизни человечества.

Научное исследование проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта воспитания всегда входило в круг научных интересов исследователей. Издревле считается, что одним из основных факторов народного воспитания является родное слово, материнский язык.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) обосновал «материнскую школу», в основу которой заложен опыт семейного воспитания. Он, рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, призывал к универсальному образованию на основе родного, а затем латинского языка. Цель воспитания Я. А. Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он считал, что художественное слово организует духовную жизнь человека, формирует его внутреннюю культуру.

А. Ф. Хинтибидзе, анализируя гениальное произведение Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а также народные сказки «Цикара», «Горлинка», «Этери» и др., раскрывает народные идеалы и представления об умственном труде, нравственном, эстетическом воспитании молодого поколения.

В трудах Г. Н. Волкова, Ш. А. Мирзоева, Я. Н. Ханбикова и др. рассматриваются народные словесные методы воспитания, при этом особо выделяется роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.

Как верно отмечал А. Э. Измайлов, памятники народной педагогики хранятся народом «в созданных им сказках, легендах, эпосах, пословицах и поговорках, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном счете, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс…» [14].

Вершиной художественного слова являются мифы и эпосы народов мира. Древние мифы – своеобразные «устные энциклопедии» или первые издания «умственного словаря человечества» (Д. Вико).

В 2005 г. Всемирная организация ЮНЕСКО провозгласила якутский героический эпос олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Мир олонхо, созданный творческим гением народа саха, всеобъемлющ. В нем отражены все пласты духовной культуры народа. Как отметил профессор А. М. Лобок, «олонхо… – это культурная память, которая создает смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нем» [26, с.25].

Якутский героический эпос олонхо – выдающийся памятник эпического наследия народа саха и «представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти, мировоззрения, философии, религиозных представлений, обрядов и обычаев, песенной и устной сказительской традиции в виде импровизации и традиционных запевов, сохранивший на протяжении столетий культурную идентичность якутского народа» [67].

Первый этнопедагог народа саха В. Ф. Афанасьев на основе всестороннего анализа народных традиций и обычаев отмечал, что в эпосе олонхо у народа издревле существовала и сформировалась своя самобытная этническая система традиционного воспитания [3].

Особенностью героических эпосов является воспевание воинской героической этики и эстетики, описание эпического времени и архаической космологической модели мира. Важнейшим источником формирования героического эпоса являются мифы, в особенности, мифологические сказания о первопредках – культурных героях. Якутские богатыри Ньургун Боотур Стремительный, Алаатыыр Ала Туйгун, как и другие богатыри, например, Гильгамеш и Энкиду (шумеро-аккадские), Амирани (грузинский), Персей, Тесей, Геракл (древнегреческие), Сигмунд, Сигурд, Беоувульф (германо-скандинавские и англосаксонские), индийский Рама и другие, посланы на землю с особой миссией – очистить землю от чудовищ, т. е. от всего злого, недоброго, бесчеловечного.

В эпосах отражено сознание народа. Весь процесс формирования человека земли – это результат сопряжения, проникновения и восполнения различных ценностей. Таким образом, аксиологическая интеграция в эпосах выражается во взаимоуважении, духовном взаимообогащении и взаимопонимании, имеющим общечеловеческую значимость.

Необходимо отметить новый подъем исследований, начавшихся благодаря государственной поддержке в Республике Саха (Якутия) по использованию педагогического потенциала великих, глубоко философских идей героического эпоса олонхо.

Основоположник Оросунского этнопедагогического музея Республики Саха (Якутия), академик К. С. Чиряев ввел термин «педагогика олонхо» («олонхо педагогиката»). Он отметил огромное значение исследования педагогического потенциала олонхо в деле воспитания подрастающего поколения [65].

Педагогика олонхо – это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса олонхо нынешним и будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах, мировоззрениях олонхо.

Использование материалов героического эпоса олонхо (ведущие идеи, воззрения, морально-этические ценности) в урочной и внеурочной деятельности способствует формированию у детей не только углубленных знаний конкретно по предмету, а прежде всего новой гуманистической культуры. Философские размышления, мировоззренческие представления, художественный язык якутского героического эпоса олонхо как средства формирования духовно-нравственных ценностей способствуют воспитанию морально-этических, эстетических ценностей.

Как видно из вышесказанного, использование педагогического потенциала, мировоззренческих установок, морально-этических и эстетических ценностей эпоса позволяет выделить следующие положения к использованию олонхо в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений: обоснование дидактических закономерностей и принципов использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности; нормативно-правовое обеспечение использования педагогических основ героического эпоса олонхо в образовательных учреждениях; обоснование методических решений использования героического эпоса олонхо в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений; конструирование эффективного урочного и внеурочного процесса использования героического эпоса олонхо.

В современных условиях модернизации образования, наступившей эры коммуникационной цивилизации необходимо трансформировать сущностные основания воспитания. Это означает, что категория воспитания определяет сегодня ценностное состояние, пути и средства решения национальных проблем экономики, образования, культуры, обеспечения качества жизни граждан. На сегодняшний день очень важно не только то, какие идеи находят свое отражение в обществе, но и какими способами они претворяются в жизнь.

Новые взгляды на идеи и содержание эпоса убедительно доказывают, что олонхо в современном мире – явление национального и общечеловеческого характера. Глубокий анализ мифологических основ олонхо, его идейно-эстетического содержания, жанровой, сюжетно-композиционной структуры служит благодатной почвой для дальнейших научных исследований. Эпос, отличаясь устойчивостью духовных традиций, выражает согласие, терпимость, социальную и духовную общность народов. Потому олонхо – объект и источник научных исследований не только якутских, но и многих отечественных и зарубежных исследователей.

Одним из принципов государственной российской национальной политики в области образования является защита и развитие национальных культур, региональной – культурных традиций и особенностей, ценностных ориентиров в условиях многонационального государства.

1.1. Этнокультурное региональное образование как составляющая российской системы общего образования

Содержание этнокультурного регионального образования. У всех народов веками выработана своя культура, поскольку все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого – свое особое видение мира. Это влечет за собой особенности в обучении и воспитании, данное положение требует создания своей национальной философии образования.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура – от слов «этнос», что значит «народ», и культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

Этнокультура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной и социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации людей как представителей своего этноса [4, с.77].

Этнокультурное образование – это система приобщения детей к культурному наследию, трудовым традициям своего народа, направленная на развитие национального самосознания, формирование этнической и региональной идентичности, воспитание межкультурной толерантности.

Федеральные государственные стандарты общего образования в вариативной части Базисного образовательного плана предусматривают «реализацию содержания образования, обеспечивающего региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых» (Концепция ФГОС С.10).

Этнорегиональное образование – это часть общероссийского образования, сохраняющая, развивающая общероссийскую культуру, обеспечивающая целостность и единство страны на основе культурного многообразия и диалога национальной, общероссийской и мировой культур. [58, с.15].

Региональность характеризуют следующие особенности: исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности); природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии); социально-географические (плотность населения, характер, поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения); социально-географические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.); социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.); экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства; административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления); политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т. д.)

Для системы образования здесь особенно важно то, что «для формирования личностной ориентации образования необходима организация конкретно-чувственного опыта человека, наполнение его духовной жизни реальными проблемами, привлечение его к преобразованию собственной деятельности» [58, с.14].

В 2007 г. название статьи 7 «Государственные образовательные стандарты» Закона Российской Федерации «Об образовании» в связи с принятием Федерального Закона № 309-ФЗ было дополнено словом «Федеральные», т. е. в Российской Федерации установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации относятся «разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (статья 8, пункта 1.1). (13. С.20).

ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (ООП), условиям реализации ООП и результатам их освоения.

В ФГОС имеются изменения и нововведения: изменилась структура образовательной программы; включены не только базисном учебном плане (БУП), но и примерные программы по отдельным учебным предметам; программа формирования универсальных учебных действий; система оценки учебных достижений обучающихся и программа воспитания и социализации учащихся; в новом БУП выделены части: обязательная и вариативная, включающая внеурочную деятельность во второй половине дня.

В соответствии со стандартом на ступени начального образования а) осуществляется: духовно-нравственное развитие и воспитание школьников; овладение духовными ценностями и культурой своего этноса; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; б) формируются основы умения учиться; в) предусматривается обучение на родном языке и изучение родного языка; г) введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России; д) в число обязательных предметов включены: родной язык; родное литературное чтение.

В настоящее время приняты нормативные документы федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Издан приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введения в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции России № 17785 от 22.12.2009 г.

Начинается этап внедрения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях России. 2010–2011 уч.г. – в первых, во вторых классах 157 пилотных образовательных учреждениях; в третьих классах 21 пилотной школы. 2011–2012 уч.г. – в первых классах всех общеобразовательных учреждений России; во вторых классах 157 пилотных образовательных учреждений; в третьих классах 21 пилотной школы. 2012-13 уч.г. – в первых и во вторых классах всех общеобразовательных учреждений России [7.].

Современное состояние этнокультурного образования в условиях поликультурной среды Республики Саха (Якутия).

В формировании духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка огромное значение имеют национальные культурные традиции и обычаи. Система современного образования способствует развитию этнокультурного образования, которая опирается на ценности этнической культуры. Как утверждал Л. Н. Гумилев: «Никто – ни один человек, ни один народ – не живет одиноко. Видимая этническая история – это всегда непрерывные этнические константы…», каждый этнос имеет свою самость.

Составляющими этнокультурного регионального образования в республике являются родные языки, духовно-нравственные ценности коренных народов, их национальные виды спорта, традиционные промыслы и ремесла, национальные праздники и обряды.

Этнокультурное образование ведется в республике на основе философии героического эпоса олонхо, национального праздника ыhыах, которые сконцентрированы в системе педагогики олонхо. Сохранение специфики этнической культуры возможно тогда, когда в процесс этнокультурного образования будут вовлечены семья, общественные организации, культурные учреждения социума.

Для выявления реального положения состояния этнокультурного образования в республике проводятся мониторинговые исследования. При их проведении большое значение имеет выбор этнокультурных констант, которые стали сквозными блоками этнокультурного образования и сохраняют в себе глубинные этнические познания.

При наших исследованиях были употреблены такие этнокультурные константы, как «олонхо», «ыһыах», «оһуохай», «хомус».

В исследовании о состоянии этнокультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях республики (2012 г.) было опрошено 105 воспитателей и 320 родителей дошкольных учреждений из 10 улусов центрального, заречного, вилюйского, северного образовательных округов и промышленных районов, что даёт основную картину состояния этнокультурного образования по республике.

Полученные результаты отражают, что родители, в основном, удовлетворены организационно-педагогическим условием формирования качественного этнокультурного образования, компетентностью кадрового состава в дошкольном учреждении. Многие респонденты отметили, что «Сотрудники умело распознают, открывают способности, таланты моего ребенка, создают условия по этнокультурному образованию».

В 2008 г. в Кобяйском улусе проведено системное исследование с целью выявления состояния этнокультурного образования в семье. Было охвачено 1203 человек из 13 школ улуса. Из них 722 детей, 498 взрослых. Исследование проведено по 5 направлениям, где затронуты вопросы по семейному воспитанию, национальной культуре и традиционным промыслам.

Свою родословную с 4-х поколений знают: 7,5 % мальчиков, 7,2 % девочек, 3,0 % отцов и 7,1 % матерей.

На вопрос «Участвуешь ли в национальном танце осуохае?» ответили положительно: 14,6 % мальчиков, 30,3 % девочек, 31,8 % взрослых. Об олонхо знают: 11,8 % мальчиков, 18,5 % девочек, 19,6 % взрослых. Народную песню или тойук знают и исполняют: 15,7 % мальчиков, 25,1 % девочек, 12,3 % взрослых. Национальный костюм надевают: 20,7 % мальчиков, 37,1 % девочек, 17,7 % взрослых.

В 2010 г. был проведен опрос об использовании героического эпоса олонхо среди учителей и родителей в Вилюйском, Сунтарском, Нюрбинском, Верхневилюйском улусах с охватом 241 человек. Выявлено, что олонхо знают 32,6 % опрошенных, хотя об олонхо наслышаны 94,8 % человек. Из числа опрошенных 0,6 % исполняет олонхо, 32,2 % – тойук, 11,0 % играет на хомусе. А 55,9 % респондентов не заинтересованы культурой своего народа, то есть не занимается ни одним жанром фольклорного искусства.

В 2010 г. проведено исследование «Олонхо и современные дети» («Олонхо уонна билинги кэм о5ото») с охватом 1156 учащихся из 27 школ 8 улусов республики. На вопрос о значении эпоса олонхо в собственном духовно-нравственном развитии детей положительно ответили 37,1 %, надеется на лучшее 47,0 %, сомневается 3,8 % [56. С.64].

В 2012 г. проведено локальное мониторинговое исследование «Взаимодействие образовательного и культурного пространства в содержании непрерывного этнокультурного образования в якутской школе», где участвовали школьники и взрослые из двух улуса и города Якутска. В ходе исследования были выявлены роль и значение этнокультурных констант «ыһыах», «алгыс» и «оһуохай» в формировании духовно-нравственных ценностей детей и взрослых. Из 109 респондентов наиболее полное определение содержания этнокультурного константа «ыһыах» дают 86,3 % детей и 94,7 % взрослых. О позитивном воздействии алгыса подчеркивают 88,5 % детей и 90,7 % взрослых. Принимают участие в оһуохайе на ыһыахе 30 % детей и 90,7 % взрослых [55.С.72–75].

В ходе мониторинга было зафиксировано, что большинство опрошенных родителей и детей затрудняются ответить на вопросы о национальных культурных традициях и обычаев, многие их не знают. Но результаты исследований 2011-12 гг. показывают, что этнокультурные константы способствуют к формированию духовно-нравственного развития, воспитанию философского восприятия школьников национальных праздников как традиционной народной культуры.

Таким образом, мониторинговые исследования выявили, что современное этнокультурное образование находится на пути развития. Этому способствует целенаправленная образовательная политика, проводимая правительством и научно-педагогической общественностью.

1.2. Дидактические закономерности использования педагогического потенциала героического эпоса олонхо в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений

Исходя из функционирования, развития и структуры педагогического процесса по использованию героического эпоса олонхо в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений устанавливаются следующие дидактические закономерности: закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения; используя данный закон, оптимально будет перевести социальный заказ по педагогике олонхо на уровень педагогических средств и методов; закон воспитывающего и развивающего обучения; он раскрывает усвоение детьми традиционных знаний, нравственно-этических ценностей, мировоззрений олонхо, овладение способами трудовой деятельности, использование полученных знаний и приобретенных навыков в реальной жизни; обеспечивает на их основе всестороннего развития личности ребенка; закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами; закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого по использованию педагогического потенциала героического эпоса олонхо в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов и т. д.; закон единства и взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания по педагогике олонхо; закон единства взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

Указанные закономерности служат базой для выработки системы педагогики олонхо, на основе которой составляется её концепция: нацеленность обучения и воспитания на формирование этнокультурной идентичности личности ребенка, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью; единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося по педагогике олонхо как условие формирования личности ребенка; органическое единство обучения и воспитания по педагогике олонхо, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер; эффективность содержания, методов, средств использования олонхо в учебно-воспитательном процессе; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительных затратах времени и труда.

1.3. Основные принципы использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности

Исходя из вышеуказанных закономерностей, принципами использования героического эпоса олонхо в урочной и внеурочной деятельности являются:

Принцип научности содержания и методов учебно-воспитательного процесса по педагогике олонхо отражает взаимосвязь с современными научными знаниями и практикой жизнедеятельности учащегося. Принцип требует, чтобы содержание героического эпоса олонхо, его философские воззрения, наиболее значимые мировоззренческие установки племени айыы, их нравственно-этические нормы, традиции и обряды, трансформированные в современные понятия, знакомили бы учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами по проблеме. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемых материалов, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.

Принцип этнокультурной коннотации. По принципу этнокультурной коннотации образование строится как деятельность, этнокультурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам её осуществления, обеспечивается сохранение и развитие этнических констант. Образовательные системы, реализующие данный принцип ориентируются на обеспечение полноценного базового образования по федеральным стандартам и приобщение детей к родному языку, культуре, истории, традициям, духовным ценностям.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип духовно направленного, развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение и воспитание по педагогике олонхо направлены на всестороннее развитие личности, на формирование этнокультурной и гражданской идентичности.

Принцип систематичности и последовательности предполагает передачу и усвоение знаний внутренней составляющей олонхо, его духовно-гуманистического, философско-эстетического, ценностно-ориентационного содержания в определенной системе. Она требует логического построения как содержания, так и процесса обучения и воспитания.

Первое – изучаемый материал по героическому эпосу олонхо планируется, делится на логические темы, блоки, параграфы, понятия, устанавливаются порядок и методика работы с ним.

Второе – в каждой теме (блоки, параграфы, понятия) определяются содержательные центры, выделяются главные понятия, идеи, исходя из которых планируется структурирование урока;

Третье – при изучении курса по олонхо устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Принцип придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности. Принцип предусматривает выполнение творческой работы учащимися по педагогике олонхо при руководящей роли учителя, социального партнерства родителей, народного мастера, мастера-наставника.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала в виде учебно-наглядных материалов по педагогике олонхо.

В процессе обучения детям дается возможность наблюдать, измерять с использованием иллюстрационных материалов, образцов прикладного творчества реальных предметов материальной культуры, проводить практические, исследовательские работы по аудио, – видео материалам, публикациям олонхо.

Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и интересов, организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Следует учитывать такие правила как: переходить от изучения того, что близко (близкое окружение), к тому, что далеко (мировоззрение олонхо, абстрактное понятие); переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному (Я. А. Коменский); обучать в зоне ближайшего развития, т. е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого (Л. В. Занков).

Принцип прочности требует, чтобы знания закреплялись в памяти детей, результаты обучения, воспитания морально-этических качеств, формирование этнокультурных ценностей стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Для прочного усвоения требуется: сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу, интеллектуальную, познавательную активность; правильно организовать количество и периодичность повторения материала, учесть индивидуальные различия воспитуемого; обеспечить систематический контроль над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип связи обучения и воспитания с практикой повседневной жизни детей требует, чтобы процесс обучения и воспитания по педагогике олонхо стимулировал детей использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебно-воспитательной деятельности означает, что учитель (воспитатель) может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: занятие, урок, факультатив, экскурсия, игра, практикумы; материалы олонхо могут эффективно использоваться в различных этапах любого учебного предмета; а также различные способы взаимодействия детей в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.

Кроме того, учебно-воспитательную работу по педагогике олонхо можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: кружках, студиях, клубах, в походах, различных объединениях по интересам и других.

При разработке методологии педагогики олонхо необходимо руководствоваться следующими основными принципами духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения:

а. принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей подростка;

б. принцип личностно-ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование эффективных форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной и социальной группы школьников;

в. принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов Республики Саха и Российской Федерации), боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу), трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду);

г. лингвокультурологический принцип, требующий всемерного сохранения и развития языка саха как языка своей нации, как средства сохранения и воспроизводства культуры народа саха.