Вы здесь

Эти чудные немцы. Глава 1.. Дойчландцы и другие! ( Коллектив авторов)

Глава 1.

Дойчландцы и другие!

Большинство немцев очень уважают англичан. Англия во все времена была для германцев авторитетом, образцом поразительных достижений в политической, социальной и промышленной областях. Немцы считают англичан прекрасными и совершенно безобидными людьми. Почти как немцы.

Американцы вызывают у жителей Германии восхищение своим (нетипично немецким!) беспечным прагматизмом и раздражают своей совершенно не немецкой беспечностью. Соединенные Штаты видятся немцам чем-то вроде директора школы наций, и они испытывают к этой стране если не любовь, то подлинное уважение. Немцы обожествляют власть. Их любимая пословица: «Кто умеет подчиняться, тот и сам может стать господином».

Что касается соседней Франции, немцы в восторге от ее утонченной цивилизации, но сожалеют о ее плебейской культуре. Несмотря на это, франкофилия широко распространена среди немцев, особенно в районах, пограничных с Францией.

Немцы по-доброму завидуют жителям Средиземноморья, свободе их отношений, древним культурным традициям, теплому климату. Но только тогда, когда они находятся на отдыхе.

С итальянцами немцев связывает полное взаимопонимание, даже глубокая национальная дружба, поскольку в их истории есть много общего. Эта тесная и почти родственная связь скреплена разнообразными формами туризма. Немцы по достоинству оценили сокровища итальянского искусства и восхитительную кухню самых знаменитых кулинаров.

Единственная нация, за которой немцы охотно признают неоспоримое преимущество тевтонских добродетелей, – это шведы. Немцы охотно уступают шведам первенство, если речь идет о порядке, пунктуальности, прилежании, чистоплотности и педантичности. Кстати, немцы никогда не воевали со шведами.

Если жизненный опыт чему-то и научил немцев, так это осознанию факта, что вне сообщества наций нет будущего. Нет на земле другой нации, которая бы с такой же ясностью сознавала всю важность совместного существования. Терпимость для них не просто добродетель, а долг.


Немец как он есть

Вообще-то немец считает себя довольно заурядным человеком. Дайте ему пиво, колбасу, уют и соседа, с которым можно было бы поспорить о политике или пожаловаться на жизненные неурядицы, и он будет доволен. Немцев нельзя назвать жадными, они не рассчитывают получить что-то задарма и исправно платят налоги.

Немцы любят помечтать и считают себя романтиками. Не такими цветистыми и приторными, как жители Италии и Испании, а яростно-гениальными.

Немцы считают себя высокообразованной нацией. Вопреки распространенному мнению, они не знают всего – они дотошны, и оттого владеют предметом лучше и глубже других.


Какими их видят другие

Чувства, которые немцы вызывают у других народов, колеблются между страхом и восхищением. О немцах говорят: «Протяни им палец, откусят руку».

Немцев считают умелыми, хладнокровными, высокомерными и деспотичными, но зато превосходными финансистами и предпринимателями.

Англичане всегда были высокого мнения о немецкой деловитости и педантичности, искренне полагая, что из всех европейцев немцы больше всего похожи на них. Источником этого приятного заблуждения служит то обстоятельство, что многие немцы владели британской короной или занимали высокое положение при дворе.

Французы смотрят на немцев с подозрением и некоторой долей отвращения, стремясь как можно реже общаться.

Итальянцы ошарашены врожденной способностью немцев получать все необходимое без особых усилий, но считают их ограниченными.

Что до австрийцев, то, по их мнению, хорош тот немец, который находится от них подальше, желательно по ту сторону Атлантики.


Какими они хотят казаться

Немцы жаждут понимания и любви со стороны других, но втайне испытывают гордость оттого, что их желание неосуществимо. Немцы хотят, чтобы их стремление к правде и справедливости вызывало уважение.

Неудержимый самоанализ немцев, сходный с созерцанием собственного пупка, говорит об инфантильности. Жалобы на их грубость свидетельствуют о полном непонимании их истинной природы. Немцы справедливы и требовательны к самим себе, что всегда вызывают у других раздражение. Как ни печально, но с этим нужно смириться. Добродетельный немец всем своим видом выражает мировую скорбь, а в душе гордится своей непонятностью.


Национальный характер

Немцы относятся к жизни с невероятной серьезностью. За пределами Берлина даже юмор не воспринимается как что-то смешное, и если вам придет в голову пошутить, то сначала получите на это письменное разрешение.

Немцы весьма неодобрительно относятся к любым проявлениям легкомыслия, всяким случайностям и неожиданностям. В их языке отсутствует такое понятие, как «светлая грусть», поскольку его никак не назовешь серьезным. Само предположение о том, что замечательные идеи могут возникать спонтанно и высказываться людьми, не обладающими соответствующей квалификацией, просто абсурдно. В конечном счете, немцы, скорее, готовы отказаться от толкового изобретения, чем свыкнуться с мыслью, что творчество – во многом стихийный и неуправляемый процесс.

Именно потому, что они воспринимают жизнь со всей серьезностью, немцы так привержены правилам. Шиллер писал, что покорность есть первейший долг и ни один немец не позволит себе в этом усомниться, что полностью соответствует их представлениям о долге и порядке. Именно поэтому здесь не принято нарушать даже те правила, которые сильно осложняют жизнь. Немцы руководствуются принципом, гласящим: «все, что не разрешено, запрещено». Если курить или ходить по траве разрешено, вас уведомит об этом специальная табличка. Что касается профессиональной стороны жизни, то стремление относиться ко всему серьезно означает, что вы не можете позволить себе круто изменить жизнь, бросить, например, работу бухгалтера или инженера-компьютерщика и стать вольным хлеборобом или заняться аромотерапией. Подобные мысли следует безжалостно гнать как несерьезные и сомнительные.


Чувство юмора

Юмор для немцев – дело серьезное. Их стиль – резкая, грубая сатира. В берлинских кабаре предвоенного периода в ходу были едкие, задевающие за живое остроты, по сравнению с которыми тонкий английский юмор – детская забава. Классическая немецкая сатира груба и прямолинейна.

Интересен тот факт, что традиция немецкой политической сатиры прижилась в Восточной Германии, ведь именно там находились кабаре, существующие за счет государственных дотаций. Все тексты подвергались жесткой цензуре. В основном приветствовались шутки, высмеивающие Запад, хотя колкости по поводу жизни в стране не были запрещены. Непременным атрибутом выступления комиков являлись экспромты. Эффект неожиданности подогревал зрителей, ведь в любой момент они могли услышать нечто пикантное и опасное.

Немцы остро реагируют на глупость, и их рациональное отношение к жизни порой сводит на нет почти гениальные руководящие замыслы и идеи. Так, проведение в жизнь закона о сексуальных меньшинствах служит очередным поводом для сдержанных улыбок и едких замечаний.

Если вы вдруг захотите перевести немецкую шутку на другой зык, вряд ли вас ожидает успех. Скорее, это напомнит сухой и официальный документ. Зная зык немцев хоть немного, вы сможете по достоинству оценить замечательный юмор этих сдержанных и педантичных людей.

Шутка в жизни немца неразрывно связана с той ситуацией, в которой он находиться. Порядок предписывает, что юмор не должен скрашивать пребывание на работе. Шутки с боссом также запрещены. Шутка и дело – вещи не совместимые. Вообще, шутить с немцами нужно осторожно. Уж слишком легко они принимают иронию за сарказм и издевательство.

Немец никогда не позволит иронизировать над ним – это унизительно, или по меньшей мере, крайне неприятно. Сами немцы не позволяют себе шуток по отношению к иностранцам, а подшучивать над восточными немцами |они стали только после объединения.

Итак. «Уроженец Пруссии, баварец и шваб сидят и пьют пиво. К каждому в кружку залетает муха. Пруссак выливает пиво вместе с мухой и требует принести новую порцию. Баварец пальцами вытаскивает муху из своей кружки и продолжает пить пиво. Шваб вытаскивает муху и заставляет ее выплюнуть пиво, которое она успела проглотить».

Чтобы вы поняли шутку во всех ее тонкостях, немцы с радостью возьмутся объяснить ее суть. Терпеливые немцы могут делать это до тех пор, пока вы не оцените все тонкости шутки, рискуя тем самым пропустить не только обед, но и ужин.

Для того чтобы как следует посмеяться, в Германии отведено особое время. Примером может служить прекрасная традиция карнавала, которая необычайно популярна в Рейнской области. Праздник начинается 11 ноября в 11 часов 11 минут (не путать с Днем поминовения, который тоже начинается в 11 часов 11 минут; просто так повелось, что сочетание 11/11 стало для немцев наиболее благоприятной цифровой комбинацией и ее последовательность вызывает в их душе ощущение удовольствия в связи с приятным времяпрепровождением).

Карнавальные шествия, приемы и представления длятся аж несколько месяцев, и все это время на улицах происходят безобразия. Но и тут немцы не изменили себе: все официально разрешено. Любопытен вот какой факт, наилучшим образом показывающий натуру немцев: во время официальных речей, представляющих собой сплошной набор небылиц, каждая шутка сопровождается звуками оркестра, чтобы никто не засмеялся в неположенном месте. Несанкционированный юмор не только не поощряется, но часто попросту не воспринимается.

Нам кажется, лучше всего национальный менталитет проявляется в анекдотах про немцев, англичан, французов и русских.


Анекдоты на тему:

Идут Русский, Немец и Француз.

Немец с восхищением говорит:

– Моя жена как горная антилопа!

Француз:

– А моя как горная лань!

Русский:

– А моя еще на какую-то скотину похожа…


* * *


На международной викторине у француза, немца и русского спросили, какая часть женского организма наиболее привлекательна для мужчин.

Француз:

– Лицо. Только в него можно влюбиться с первого взгляда.

Немец:

– Пышный бюст. Это самая волнующая часть женского организма.

Русский:

– Главное в женщине – длинные ноги. Чтобы быстро бегать в магазин мужику за бутылкой.


* * *


Сидят и выпивают русский, армянин, турок, немец и англичанин.

Англичанин встает и говорит:

– Давайте выпьем за английскую мощь.

Пьют.

Немец:

–Выпьем за немецкую точность.

Пьют.

Турок:

– Давайте выпьем за турецкие ковры.

Пьют.

Русский:

– Давайте выпьем за русских девушек.

Пьют.

Встает армянин:

– В общем, давайте выпьем за армянских джигитов, которые русских девушек на турецких коврах с немецкой точностью и английской мощью.


* * *


Попали на необитаемый остров индус, немец и русский.

Проголодались они очень сильно, чуть друг друга не поубивали.

Смотрят, бутылка в море, на упаковке написано «джин» 40 градусов.

Русский открыл, а оттуда джин вылетел и говорит:

– Я исполню по 3 желания каждого.

Индус говорит:

– Миллион долларов, Мерседес-600 и домой.

Немец говорит:

– Много денег, крутую тачку и домой.

Русский говорит:

– Как-то мы плохо распрощались, давай ящик водки, закуску и всех обратно!


* * *


На конгрессе трое хирургов: американец, немец и русский – хвалятся своими достижениями.

Американец:

– Мы достигли больших высот в области хирургии. В прошлом месяце одному пианисту болгаркой отрезало руки. Так мы их ему пришили, и теперь он снова играет на пианино.

Немец:

– Наши достижения еще выше. Некоторое время назад одному футболисту поездом отрезало ноги, мы их ему пришили, и теперь он снова играет в футбол.

Русский:

– Это все ерунда. Вот мы еще много лет назад нашли в мусорном контейнере задницу и парик. Так вот, мы удачно сделали подтяжку кожи, и получился известный певец – Иосиф Кобзон.


* * *


Собрался всемирный конгресс изобретателей, стали обсуждать, кто что первое придумал.

Встают чопорные англичане:

– А вот мы придумали радио…

Русские:

– Ни фига, радио придумал русский ученый Попов!

Поднимаются напыщенные немцы:

– Ну, уж мы изобрели телевизор…

Русские:

– Ни фига, ТВ изобрел русский изобретатель Розинг!

Тянут руку наглые американцы:

– А вот мы изобрели паровоз…

Русские:

– Ни фига, паровоз изобрел русский мастер Черепанов!

Немцы толкают в бок французов:

– Скажите, что вы изобрели минет!

Русские:

– Ни фига! В грамоте XVI века читаем: «И сказал царь Иван Грозный боярам: “Да я вас всех в рот е…ал, да я вас насквозь вижу!”». А последнее он насчет вашего рентгена!


* * *


Что такое «рай по-европейски?»

Это когда повар в ресторане – немец, полицейский на улице – француз, любовник – грек, а руководят всем этим швейцарцы.

Что такое «ад по-европейски?»

Это когда повар в ресторане – француз, полицейский на улице – немец, любовник – швейцарец, а руководят всем этим греки.