Вы здесь

Эти чудные итальянцы. Глава 4.. Добропорядочные католики ( Коллектив авторов)

Глава 4.

Добропорядочные католики

Преобладающая религия в Италии – католицизм, его исповедуют примерно 92 % населения. Центр католического мира – город-государство Ватикан, который расположен в черте итальянской столицы Рима, на холме «монте-Ватикано». Ватикан – резиденция главы католической церкви Папы Римского, международный центр римско-католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 г. в соответствии с Лютеранскими соглашениями между итальянским правительством и Папой Римским.

Италия является страной, в которой католическая церковь необычайно сильна, причем не только потому, что с 1929 г. по 26 ноября 1976 г. католицизм считался государственной религией Италии, но и потому, что по сей день Италия является религиозным центром всех католиков. В настоящее время в Италии церковь официально отделена от государства и регулирует свои отношения с ним при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 г.

Конституция Италии делит все религии на две категории: католическую, с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии. Мотивация расширенного сотрудничества государства с католической церковью в статье Конкордата сформулирована следующим образом: «Итальянская республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа…». Конечно, конституция Италии устанавливает, что граждане равноправны без различия религии, что все религиозные исповедания равны перед законом. Конституция содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквях: о том, что государство и отношения «регулируются Лютеранскими договорами», что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку и имеют полное право на существование. Их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания. Несмотря на то что католицизм исповедуют 92 % населения, итальянцы ни в коей мере не ущемляют прав тех, кто принадлежит к иному вероисповеданию.

Подавляющая часть итальянцев периодически ходят в церковь, а в такие праздники, как Рождество и Пасха, католические храмы по всей стране всегда полны людей. И все же современная итальянская молодежь частенько выказывает не слишком уважительное отношение к церкви. Ярким доказательством их сомнительной религиозности может служить то, что, когда Италия победила Польшу в четвертьфинале мирового футбольного первенства 1992 г., толпа молодых римлян высыпала на площадь перед Ватиканом, и в знак вызова девушки обнажили верхнюю часть тела, а юноши – нижнюю. Однако, если бы Папа соизволил выйти, все они попадали бы на колени.

Религия воспринимается как нечто видимое и осязаемое, поскольку изображения Мадонны, Папы и святых фигурируют наряду с портретами звезд футбола повсюду: в общественных местах, частных домах и даже персональных компьютерах.

Папа – единственный коронованный владыка государства, его посещения итальянских городов вызывают гораздо больший интерес, нежели приезды президента и премьер-министра. Он единственная власть в Италии, которая в состоянии заполнить стадионы народом и заставить местные власти побелить стены домов, чтобы непристойные надписи не смущали его святого взора.

Конклав кардиналов избирает нового главу Римско-католической церкви путем тайного голосования. Из трубы Сикстинской капеллы поднимается белый дым, звонят колокола Собора Святого Петра. Как только завершается каноническое избрание нового Понтифика, самый младший из кардиналов-диаконов призывает в капеллу секретаря коллегии и главного церемониймейстера.

Затем кардинал-декан или старейший по возрасту кардинал-епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: «Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным Понтификом?»

Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: «Как ты хочешь, чтобы тебя звали?»

Главный папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников-церемониймейстеров составляет документ об избрании нового Понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.

Если избранный имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится «Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии» и получает «полную и высшую власть над вселенской Церковью».

Если избран кардинал, не рукоположенный в епископы, его хиротонию (рукоположение в сан) как можно быстрее должен совершить декан коллегии кардиналов (в его отсутствие – вице-декан или старейший из кардиналов).

Кардиналы-выборщики обещают новому Понтифику уважать и слушаться его. Затем они возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал-диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима.


Анекдот на тему:

Гид ведет новых русских на экскурсию по Ватикану.

– А сейчас мы зайдем к Папе Римскому… И я вас очень прошу: только не называйте его паханом, папашей или батяней!