Глава 4.
Как англичане отдыхают
В Англии любят шутки, а также веселые истории и смешные рассказы. А еще англичане до безумия любят свои замки и лужайки. Дом и сад занимают в жизни англичанина огромное место, что в значительной степени связано с переменчивым климатом этой страны. Ее жители почти все свободное время используют для бесконечного и беспрерывного «улучшения» и обустройства своих домов, без чего ни один дом не может быть признан по-настоящему хорошим.
Англичане постоянно возятся как снаружи, так и внутри дома, устанавливая электронную охрану и душевые кабины, мастеря встроенную мебель или что-нибудь еще.
Даже автомобиль никогда не останется без внимания постоянного покупателя магазина «Сделай caм» (DIY). Такой человек сразу загонит свою безупречно отполированную новенькую машину на «эстакаду», сделанную им самим из рельсов, тоже приобретенных в магазине, и примется часами выстукивать молотком днище. Как ни странно, но рано или поздно все равно приходится звать настоящих мастеров, чтобы они исправили тот ущерб, который был нанесен дилетантами своим жилищам и автомашинам!!!
Оказавшись в саду, англичанин не знает сомнений. Англичане вообще удивительно активны, когда выходят из дома. Садоводство – это, по сути дела, национальный вид спорта, и грязные руки с зеленью под ногтями демонстрируют в Англии с особой гордостью. Стоит англичанину начать работу в саду, и происходит нечто невероятное: на какое-то время он полностью теряет весь свой практицизм и забывает обо всех прочих пристрастиях. Если представители иных национальностей увлеченно позвякивают на кухне горшками и кастрюлями, надеясь как-то улучшить свой рацион и сделать его более разнообразным и привлекательным, то англичане занимаются исключительно ландшафтом. В мечтах им видятся бескрайние зеленые просторы, покрытые плантациями экзотических цветов и кустарников. Если французов вполне удовлетворяют местные виды растительности, то английский садик в пригороде – это настоящее буйство международной флоры: лилии из Тибета, глицинии из Китая, гуннера из Патагонии… Различные центры садоводства цветут пышным цветом и сильно популярны. Журналы и книги по садоводству успешно пропагандируют идею о том, что любой человек может разводить любые растения. И действительно, когда температура опускается ниже 0 оС, в тропическом тепле оранжерей и теплиц по-прежнему прекрасно себя чувствуют и саженцы, и срезанные экзотические цветы. Все эти чудеса англичане умудряются творить даже на небольших участках земли: крохотный садик (или просто ящик под окном) становится в воображении англичанина его личным национальным парком.
Во всех уголках страны отдельные группы посвященных, истинные фанаты огородных культур, предпочитают камелиям капусту и морковь, выращивая овощи на специально отведенных под огороды клочках земли. Некоторые готовы полжизни ждать, чтобы унаследовать такой участочек с ветхим навесом или сараем, чтобы потом проводить там все свои выходные, играя в настоящих огородников, которые продают плоды своих трудов на рынке. И кто бы мог подумать такое про англичан!!! Оказывается, они могут быть страстными и увлекающимися натурами.
Про дачников сложено много анекдотов. Английский юмор не прошел мимо садоводческой темы.
* * *
Два огородника беседуют на меже.
– У нашего Джона можно поучиться вести хозяйство, – говорит один. – Каждое утро он сажает картошку, а вечером обязательно выкапывает.
– Зачем?
– Чтобы ночью ее не украли.
* * *
Две фермерши копались на огороде. Одна из них вытащила из грядки огромную морковь, долго рассматривала ее, потом сказала:
– Совсем как у моего мужа.
– Вот это да! Такой большой? – завистливо спросила подруга.
– Нет, – ответила женщина. – Такой же грязный.
* * *
На приусадебном участке где-то на окраинах Лондона беседуют два англичанина.
– Какая у вас картошка! Чем вы ее удобряли?
– Чем только не удобряли – растет, зараза!
* * *
Два английских фермера ведут беседу о погоде.
– Если эти теплые дожди продлятся еще два-три дня, все из земли поднимется, – радуется один.
– Не пугай ты меня, ради Бога. У меня на этом кладбище похоронены две жены!
* * *
Горожанин, снявший дачу в селе, спрашивает у местного жителя:
– Скажите сэр, если я поймаю рыбку в пруду, не будет ли это нарушением каких-либо законов?
– О, это будет чудо!
* * *
Старая Англия. У сэра Чарльза имелся пятнистый породистый бык. У его соседки миссис Марты – две коровы, черная и белая. Как водится в старой доброй Англии, решили соседи скрестить благородных животных. В один из дней сэр Чарльз идет к миссис Марте пить чай, за ним следует его работник Крук и ведет на веревке быка. Мистер Чарльз и миссис Марта садятся пить чай, и мистер Чарльз говорит Круку:
– Крук, отведи нашего быка к коровам и понаблюдай за ними. Если что-то произойдет, приди и сообщи.
Крук с быком уходят, мистер и миссис пьют чай. Через некоторое время к ним прибегает взволнованный Крук и кричит:
– Сэр! Наш бык спарился с черной коровой!
– Фу, Крук, как грубо, здесь дама. Ты должен был сказать, что наш бык, ну, удивил черную корову, понял?
– Да сэр!
Крук уходит и через некоторое время опять бежит обратно.
– Сэр Чарльз, сэр Чарльз! – кричит он с дороги.
Сэр Чарльз опережает его и говорит:
– Что, Крук, ты хотел сказать, что наш бык на этот раз удивил белую корову?
– Еще как удивил, сэр, он опять спарился с черной!
* * *
Садовый гном – это весьма любопытное явление, дающее редкую возможность проникнуть в самую сердцевину английского характера. В пригородных садиках англичан часто встречается это грубовато-нахальное существо с маленькой киркой в руках. Оно служит напоминанием не о языческом прошлом страны, а о том исполненном тайн времени, какое предшествует периоду взросления в жизни каждого человека, – о детстве, которое, как кажется англичанам, они давно уже успели позабыть. Садовый гном помогает создавать в собственных владениях некий частный мирок, в котором его хозяин-англичанин выступает в роли огромного добродушного великана.
А ухаживают за этим великолепием часто садовники.
* * *
Разговор двух лордов из знатного рода.
– Вы знаете, я подозреваю, что моя жена изменяет мне с садовником…
– ???
– Понимаете, вчера захожу к ней в спальню, а у нее все кровать в цветах…
– А я подозреваю, что моя жена изменяет мне с водопроводчиком…
– ???
– Видите ли, захожу к ней в спальню, а у нее в кровати – водопроводчик!
* * *
Сентиментальность натур выдают не только садовые гномики, но и любовь к животным. Англичане убеждены: человек, который любит животных, не может быть совсем плохим. Сами они животных обожают. Любых. И заводят их отнюдь не для того, чтобы, подобно представителям других народов, заставлять своих любимцев охранять жилище или иную собственность, или использовать их в научных целях, или держать просто ради престижа. Домашних животных англичане держат исключительно для компании.
Они им жизненно необходимы хотя бы потому, что только с домашними любимцами у большей части англичан складываются самые искренние и нежные отношения, на какие только вообще способны представители этой нации, далеко не всегда умеющие нормально общаться друг с другом. С животными англичане отлично находят общий язык. И со своими собаками у них контакт полный, и они постоянно ласково почесывают их, нашептывая в мохнатые уши всякие милые пустячки. Псы принимают подобные приставания без жалоб, и вскоре им даже начинает нравиться то, что они не имеют соперников в сердцах своих хозяев.
Кошкам и собакам, попугаям и морским свинкам позволено в доме все то, за что дети, если их проделки заметят, скорее всего будут жестоко наказаны. Животные изначально считаются неспособными на какой бы то ни было дурной поступок. Так что когда пес кусает человека, то виноват всегда человек, даже если это всего лишь прохожий, совершенно с вашим животным не знакомый. И даже если этот прохожий зверски искусан, окружающие будут на стороне владельца собаки, упорно утверждающего: «Да мой милый Клык и мухи никогда не обидит».
Англия. Мощеная улица. Прохожий обращается к мужику, у ног которого лежит здоровенная собака:
– Простите, сэр, ваша собака не кусается?
– Нет.
В этот момент собака встает и злобно кусает прохожего за ногу.
– Вы же сказали, что она не кусается!!!
– А кто вам сказал, что это моя собака?
Англичане считают, что активный отдых, как и спорт, должен содержать элемент соперничества, столь характерный для всего английского образа жизни. Да, твой досуг – это тоже соревнование с другими, которое ты просто обязан выиграть! Честолюбец, запускающий модели вертолетов на пустыре или деревенском общинном выгоне, подсознательно ожидает, что к нему подойдет кто-то еще из любителей и станет с ним соревноваться. Человек, моющий свою машину воскресным утром возле дома, на самом деле соревнуется с соседями в наведении идеального блеска с помощью полировальной пасты и замши. Даже кружка пива в пабе легко может стать причиной настоящего пивного соревнования, если, конечно, подвернутся подходящие соперники.
Этот разрушительный принцип постоянной проверки себя в сопоставлении с кем-то действует даже в парках отдыха. Разумными и осторожными жители туманного Альбиона могут быть большую часть времени и где угодно, но только не в парке отдыха – здесь они открыто проявляют себя как любители острых ощущений. Идеальным англичанину представляется тот парк, где есть аттракционы типа «Тарзана» (или «скайдайвинга»), когда человек, привязанный за ноги, прыгает вниз головой с большой высоты. Можно даже по старинке постоять в очереди, чтобы получить удовольствие на таких аттракционах, как «Смертельная петля», «Немезида», «Дорога самоубийц» и «Ты, наверное, совсем спятил, раз хочешь сюда войти».
Ближайшими родственниками парков отдыха являются сафари-парки, где люди без конца ездят кругами в надежде увидеть хоть одного дикого зверя. Огромные плакаты предупреждают посетителей, чтобы они держали окна в машинах закрытыми, и, разумеется, большая часть англичан реагирует соответственно: оставляет окна приоткрытыми, желая «слегка рискнуть» и почувствовать опасную возможность быть «слегка» искалеченными.
Иногда англичанин отправляется прочь из дома в длительное путешествие автостопом и голосует на шоссе, выставив вперед правую ногу и повесив на шею пластиковый мешочек с географическими картами. В горах и долинах англичане следуют хорошо охраняемыми пешеходными маршрутами, которые для маскировки называют экскурсионными.
Подобные экспедиции, во время которых человек лишен самых элементарных удобств, особенно нравятся англичанам. И в летние месяцы они готовы путешествовать подобным образом где угодно (например, в таких местах, как Гримпенская трясина или Озерный край, где им практически гарантированы непрерывные дожди и можно сполна удовлетворить свою потребность в борьбе с силами природы).
Подобные схватки со стихиями настолько популярны, что некоторые предприимчивые любители даже проложили маршруты, сопряженные с особым физическим риском и дискомфортом. В самых далеких и негостеприимных районах страны пролегают эти маршруты, и англичане платят немалые деньги, чтобы иметь возможность на равных участвовать в поединке с природой после прохождения тренировки на специальных курсах. Такие курсы под романтическими названиями (типа «Выживание») созданы исключительно для того, чтобы англичанин мог укрепить и дух, и тело и проверить, насколько его характер является истинно английским. Во всяком случае, такая черта, как неподвижность верхней губы, гарантируется.
А еще англичане любят заниматься физкультурой. Не для завоевания призов, не ради победы, а для себя! Для своего здоровья. И делают они это с поразительной регулярностью. Популярны пробежки по утрам и спортивные клубы.
Пожилой джентльмен приучил себя по утрам, когда все еще спят, делать зарядку на набережной Темзы. И вот однажды, когда он усиленно отжимается от парапета, к нему походит сконфуженный полисмен и говорит, скромно покашливая:
– Простите, сэр, я понимаю, что это не мое дело… Но мне кажется, ваша дама уже давно ушла…
* * *
Самыми популярными национальными видами спорта являются рыбная ловля, крикет и футбол. Рыбную ловлю англичане всегда называют рыболовством (angling), потому что данное слово звучит солиднее, подразумевая определенные профессиональные навыки и сноровку. Большая часть англичан явно предпочитает рыбную ловлю футболу.
Англия. Темза. Холодное серое утро. Два джентльмена сидят, удят рыбу. Над ними пролетает крокодил. Они молча провожают его взглядом. Через полчаса – второй. Такая же реакция. Еще через полчаса третий. Один джентльмен, задумчиво так:
– Что у них там, гнездо, что ли?
Второй, спустя час, так же задумчиво:
– Сэр, не стоит так горячиться.
* * *
Два англичанина ловят рыбу. У одного дергается поплавок, он подсекает и вытаскивает прелестную русалку. Полюбовавшись ею, он снимает русалку с крючка и бросает обратно в воду. Второй удивляется:
– Но почему?
– Но как?
* * *
– Я вчера поймал во-о-от такую щуку! – хвалится перед соседом Джон.
– Вполне возможно сэр, – согласился собеседник. – Я позавчера выловил леща на два кило больше.
– А ты что, взвешивал его, что ли?
– Не я взвешивал, а продавец. Большую рыбину я себе взял, а поменьше тебе оставил.
* * *
Темза. Сидят два рыбака.
– Как сегодня ловится рыбка?
– Да вот сижу целый день и ни одной не поймал.
– А вы попробуйте надеть на крючок какую-нибудь наживку!
* * *
Однако же истинная любовь англичан к спорту проявляется в наблюдении за теми, кто, собственно, спортом и занимается.
Футбольный фанат приучен к поражениям и даже испытывает некое мазохистское удовольствие, когда его любимая команда получает по зубам или же, если повезет, умудряется вырвать ничью у более зубастого противника. Исключение составляют поклонники популярного клуба «Манчестер Юнайтед», которые ожидают от своей команды исключительно выигрышей и ужасно расстраиваются, когда это не получается. У «Манчестер Юнайтед» больше болельщиков, чем у любого другого клуба в мире. Каждый номер их журнала распродается немыслимым тиражом – только на острове Тайвань покупают 30 000 экземпляров!
Конец ознакомительного фрагмента.