Вы здесь

Эти ваши люди. Жизнь неизвестных. Как работает метонимия и почему никогда не угадаешь, как тебя поймут (Евгений Кузьмишин)

Как работает метонимия и почему никогда не угадаешь, как тебя поймут

Как всем отлично известно, организация «Черная сотня» была да сплыла, а до сих пор «черносотенцем» в современном обиходе становится всякий по выбору говорящего. Практически то же самое произошло веком ранее в Ирландии.


В 20-е годы XIX века в Дублине и Лондоне метался в поисках судьбы своей молодой юрист Джон Нельсон Дарби. Карьера у него не задалась по одной причине: все окружающее казалось ему скучным и никчемным, и человеком он себя не чувствовал никогда, за исключением тех некратких мгновений, когда проповедовал Евангелие.


Долго ли коротко ли, но так жить дальше становилось все невыносимее, и к 1825 году новорукоположенный диакон Англиканской церкви Дарби осел в маленьком домике на болоте в графстве Уиклоу и принялся активно окормлять окрестную паству. Однако окружающая действительность его все равно, видимо, не радовала, поскольку постепенно вокруг него образовалась религиозная община, выступавшая резко против клерикализма современного англиканства, за совместное преломление хлебов и открытое причастие. Сам Дарби поначалу удивлялся «протестантизации местных со скоростью 600—800 человек в неделю», а потом возглавил движение и возрадовался.


Здесь не время и не место рассуждать о сущности диспенсационализма как христианского духовного течения, но немаловажно, что в течение полувека оно оставалось довольно немногочисленной группой в масштабах мирового христианства, да еще и разрозненным, потому что проповедовало равенство общинников и безблагодатность формализованной церкви в свете новейшего завета и грядущего Второго Пришествия. Несмотря на то, что первая община появилась в Дублине, разрослась и сформировалась она в Плимуте, где во главе ее встал Дарби, собственно, и говоривший о ней как о собрании «братьев» (brethren). Главный исторический виток развития деноминации связан с ее экспортом в США, где «плимутские братья» по-американски разрослись до масштабов поистине грандиозных. С 70-х годов XIX в. по начало ХХ в. они мало того что напринимали несколько тысяч человек, но и постепенно сформировали догматику своей а- и даже антидогматической религии.

В принципе, изначально все было довольно просто: Библия в совокупности обоих Заветов представляет собой единственный неоспоримый и предельно истинный текст, вдохновленный Святым Духом в каждой букве Аннотированного перевода Скофилда. Отчасти это роднит данную концепцию с каббалистическим пониманием текста Торы. По словам Дарби, даже если рухнет мир, по словам Писания он будет восстановлен в новой славе.


Но со временем последователи, как обычно, сформировали кодекс нерушимых постановлений, раскололи движение по принципу принятия на собраниях членов официальных конфессий… ну и далее по списку. Достаточно лишь упомянуть, что самого Дарби современники часто сравнивали с основателем методизма Джоном Уэсли, который был сама доброта, всеобщая любовь и незлобивость, – в то время как американские диспенсационалисты отличились в самые первые годы уже тем, что (слава богу, в основном, с кафедр и на словах) призывали возвратиться к старой доброй системе наказаний за несоблюдение праздничных дней путем побивания камнями и отсекания различных нужных частей тела, «кровь его на нем».


И вот этот вновь созданный свод догматов и уложений преемники Дарби в 1909 – 1915 гг. издали под названием «Основы: свидетельство Истины» (The Fundamentals: A Testimony of Truth). Это были 90 трактатов, собранные в 12 томов А. С. Диксоном и Р. А. Торри. Вот откуда есть пошло доброе и уже старое понятие фундаментализма, которым нынче пугают всех и каждого. В то время как плимутские братья продолжают спокойно жить в Штатах, подобно меннонитам, одеваясь в широкополые шляпы и одевая своих жен в платочки. В Европе и России, в частности, они давно и успешно слились с баптистскими и затем – необаптистскими харизматическими движениями.


Помимо Дарби, косвенно прославил данную конфессию Эдвард Александр Кроули, родившийся в семье довольно пламенных плимутских братьев, которые еще в очень нежном возрасте привили ему ненависть к христианской ортодоксии, так сказать, от противного.