Вы здесь

Этико-правовые риски демократических систем. Глава II. Цели и структуры демократии. Эволюция целей и функциональных свойств подсистем структуры (В. Б. Живетин, 2010)

Глава II. Цели и структуры демократии. Эволюция целей и функциональных свойств подсистем структуры

2.1. Политическая система. Структурно-функциональный синтез

Рассмотрим политическую систему, осуществив ее структурно-функциональный синтез. Установим связь политической системы с демократией, принципами ее создания. Отметим необходимый в дальнейшем общий принцип: в основе любой системы, созданной в процессе человеческой деятельности, лежит Учение.

Одно из базовых понятий во всех науках представлено «системой». Система на качественном уровне позволяет построить абстрактную модель процессов, ею создаваемых.

«Политическая система», согласно принятым понятиям, включает различные подсистемы и порожденные ими явления, события, процессы, которые взаимосвязаны, составляют некоторую целостность, системный «организм», имеют самостоятельность на иерархическом уровне, т. е. на уровне взамоподчинения.

При этом политическая система представляет собой динамическую систему со структурой, составленной из подсистем, каждая из которых выполняет заданные функции, направленные на реализацию единой цели. Такая система реализует необходимый уровень эффективности функционирования социальной системы в интересах общества.

По мнению известного американского политолога Г. Алмонда [2], существует вторая цель (функция) политической системы, включающая создание всего необходимого для адаптации и сохранения общества путем обеспечения безопасности систем:

– экономической;

– социальной;

– духовной.

Это достигается путем формирования структуры, которая поддерживает порядок в обществе, направленный на обеспечение безопасности указанных систем.

Если политическая система создает такие управления, которые реализуют критические состояния экономической системы, то в социальной системе порождаются возмущения, обуславливающие необходимость изменения управления или политической системы.

Поддержка обществом политической системы, в работе которой не исключены ошибки, зависит от способности власти реагировать на кризисы и нейтрализовывать их. В этом состоит жизнеспособность политической системы или ее устойчивость как динамической системы.

Обязанности политической власти:

– формулировка тактических (ближайших) и стратегических (перспективных) целей с учетом возможностей общества;

– разработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей;

– подбор и расстановка кадров для достижения целей с учетом частных интересов.

Для реализации своих обязанностей политическая система является подсистемой в структуре взаимоподчиненных и взаимо-управляемых подсистем, созданных обществом для формирования и реализации процессов управления. Результаты синтеза системы управления обществом на структурно-функциональном уровне представлены на рис. 2.1.


Рис. 2.1


Рассмотрим проблему синтеза политической системы (1.2, рис. 2.1) Сначала рассмотрим качественную модель, являющуюся основой для структурно-функционального синтеза, отражающую системные свойства политических процессов общества.

2.1.1. Качественная модель. Структурно-функциональный синтез

Политическая система реализует себя как во внутреннем пространстве, так и во внешнем, как и все динамические системы бытия [17]. Реализация во внешнем пространстве обусловлена сложным взаимодействием со всеми структурами социально-экономической системы и в целом общества. При этом политическая система рассматривается на макроуровне. Политическая система как динамическая система управления, синтезированная на структурно-функциональном уровне в пространстве реализации цели, представлена на рис. 2.2.


Рис. 2.2


На вход политической системы поступает информация от общества, его духовной системы, сформировавшей этические принципы создания и реализации правовой системы и потребного качества жизни y(t). Сигнал y(t) служит основой для формирования процессов zi , направленных на формирование качества жизни y*(t), созданного социально-экономической системой. Если при этом качество жизни y(t), потребное от общества, больше чем то, которое создано социально-экономической системой, т. е. у > у*, возникает конфликт между политической системой и обществом, который порождает риски как политической системы, так и общества.

Оценка рисков, обусловленных падением качества жизни, формирование управлений для предотвращения этих рисков – жизненно важная проблема как для общества, так и для политической системы.

Выходной сигнал – управление x(t) – политической системой реализуется в социально-экономической системе в виде решений и политических действий.

Если управление x(t) создает условия для увеличения y*(t), которое близко к y(t), то политическая система поддерживается обществом. Если же y*(t) ниже y(t), то в обществе создается отторжение правящих структур или всей политической системы. При этом нарушается устойчивость социально-политической системы, создаются дестабилизирующие процессы.

Формирование x(t) происходит согласно состоянию и функциональным свойствам политической системы, не исполняющим внутреннюю противоречивость. Противоречивость может быть обусловлена конкретной формой нерационального и непоследовательного разделения властей, что обуславливает конфликты между законодательной, исполнительной и судебными властями, практикой представительной демократии.

Приведем функции подсистем политической системы, формируемые согласно их целевому назначению (см. рис. 2.2).

Подсистема 1 стратегического управления или целеполагания (начало разработки модели этой подсистемы положено Г. Спиро). В этой подсистеме рассматриваются зависимости политических процессов от факторов конституционного, экономического, социального, властного характера. Состояние устойчивое или неустойчивое политической системы зависит от гибкости, эффективности и результативности, количественные характеристики которых важно знать.

При этом представлен сравнительный и системный анализ для описания различия политических систем.

Недостатки модели:

– не учитывается роль таких факторов, которые порождают социальные группы, политические партии, общественные организации, политические учреждения, в том числе президент, парламент, правительство;

– формирование решений связано лишь с конституцией и культурой;

– реализация решений связана с культурой и властью;

– не определены критерии результативности, эффективности, стабильности.

Подсистема 2 (тактического управления или целедостижения). Начало работ по созданию модели положено Т. Парсонсом.

Модель, созданная Парсонсом (см. Приложение 2) в результате структурно-функционального синтеза, как структура, содержащая четыре подсистемы, представлена на рис. 2.3.


Рис. 2.3


Функциональные свойства подсистем следующие.

Подсистема 1 реализует устойчивость и самосохраняемость, включая разработку принципов смягчения напряженности и удовлетворения потребностей большинства населения, т. е. формирует цели.

Подсистема 2 реализует разработку методов для достижения цели (например, методы мобилизации граждан и материальных ресурсов).

Подсистема 3 реализует приспособляемость, создавая (реализуя) способность и возможность системы для поисков устойчивости посредством эволюции экономики и экономических систем.

Подсистема 4 реализует интеграцию, т. е. способность системы координировать взаимоотношения между составными элементами системы, включая правовой и общественный контроль.

Основы модели подсистемы (3) (рис. 2.3) заложены Г. Алмондом на уровне входов (у1, у2, у3, у4) и выходов (х1, х2, х3, х4) соответствующих подсистем, предназначенных для централизации управления. Эта система, синтезированная на структурно-функциональном уровне, аналогична представленной на рис. 2.2, но с иными функциями подсистем.

Подсистема 3.1, предназначенная для политической социализации и мобилизации у1 населения путем изучения информации от подсистемы 3.4.

Подсистема 3.2 формирует выявление и анализ высказанных и невысказанных интересов общества у2.

Подсистема 3.3 – цель: обобщение и интеграция интересов у3 общества.

Подсистема 3.4 – цель: политическая коммуникация путем анализа связи и взаимосвязи у4 различных политических сил.

На выходах подсистем (3.1, 3.2, 3.3, 3.4) формируется информация (х1, х2, х3, х4), которая поступает в виде:

х1 – установление разработанных норм и законов (законодательная деятельность);

х2 – исполнительная деятельность правительства по внедрению норм и законов;

х3 – практическая деятельность правительства по осуществлению внешней и внутренней политики;

х4 – контроль за соблюдением норм и законов.

Представленная модель названа моделью микроструктурированного функционализма, в которой каждое общественное явление и процесс включен в единую систему этико-правового мышления.

Критерии, показатели духовного потенциала общества (как более важные):

1) нравственность (оценка, например, по объему теневой экономики) (х2,1);

2) научный потенциал в сфере производства (х2,2);

3) комплиментарность (х2,3).

При этом х2 = (х2,1, х2,2, х2,3).

Модель подсистемы (4) – целеконтроль – рассматривал К. Дойг, создатель модели политической системы на уровне «коммуникационного подхода».

В этой модели подсистема 4, работающая совместно с подсистемой 1, по формулировке целей и их корректировке, осуществляет сбор информации, поступающей из внешней среды о состоянии политической системы (ее движении как динамической системы). Эта информация включает: положение фактических значений целей Цф общества по отношению к потребным или расчетным целям Цр; расстояние ΔЦ, которое осталось до расчетной цели Цр; результат предыдущих действий, анализ итогов; формирование управления для компенсации отклонения от цели.

Анализируя собственные внутренние процессы и процессы, реализуемые обществом, политическая система формирует решения по деформации целевых процессов.

Отметим, что решающая роль информации, формируемой в обратной связи динамической системы с учетом внешних W и внутренних V факторов риска, например, идеологических и личностных предпочтений, позволит создать устойчивую политическую систему.

Для нейтрализации W и V необходимо принимать решения на основе выбора достоверного подхода:

– политического или психологического (нейтральная эмоциональность);

– личностного или коллективного;

– реального или идеального;

– между конкретными обязанностями или неопределенными.

Властные функции политической системы

1. Политическая система формирует систему власти и обеспечивает функционирование социальной системы.

2. Исполняет социально-политические функции.

3. Проводит в жизнь обязательные для всех решения, направленные на функциональное развитие общества.

При этом социально-политическая система власти включает государство, партии, средства массовой информации, политические ассоциации и объединения. Кроме того, она ответственна за политическое сознание, политическую культуру, политические нормы.

Социально-политическая система власти или политическая система власти классифицируется по различным признакам, свойственным ей в силу большого разнообразия функций. Приведем современную классификацию: тоталитарные, авторитарные, демократические. Критерием их разграничения является политический режим, обуславливающий характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности.

Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение как общества, так и личности власти: контроль за личностью со стороны власти; реализация всеобщей организованности общества; подчинение единой политической культуре, единым ценностям и единым образцам политического поведения.

Авторитаризм – неограниченная власть одного лица или группы лиц; запрет на политическую оппозицию; сохранение автономии личности и общества вне политики.

2.1.2. Политическая жизнь общества как единая саморазвивающаяся система

Среди всех наук, изучающих демократию, политическую жизнь общества, основное место принадлежит политологии. В качестве основного определения политологии примем следующее.

Политология (первого уровня) – это наука, изучающая: политические системы; политические отношения, на системном уровне; политику, сформированную и реализуемую посредством политической системы.

Это понятие сформировано на уровне политической макросистемы общества.

Второй уровень политической системы знаний общества включает политическую микросистему, изучающую существенные стороны, побудительные силы и стимулы, нормы и принципы политической деятельности членов общества.

Цель политических теорий, методов – создание достоверных знаний, объективных сведений о политических процессах в обществе, порожденных политической системой, и их развитие во времени и в пространстве как в сторону эволюции, так и инволюции.

Политическая жизнь общества формируется в системах:

1) творящих политическую культуру;

2) творящих учения, системы, структуры политических знаний;

3) творящих управление социально-политическими процессами;

4) реализующих управление, сформулированные политической системой.

Осуществим структурно-функциональный синтез политической организации (системы), порождающей политическую культуру общества. Результаты синтеза представлены на рис. 2.4.


Рис. 2.4


В подсистеме 1 формируются: политическая организация, системообразующие принципы; теоретические основы политики на уровне синтеза.

Подсистема 2 реализует политический анализ процессов и событий, направленных на реализацию цели от подсистемы (1), в том числе:

– принципы организации политических систем;

– законы общественно-политического развития;

– факторы и процессы, влияющие на реализацию властных функций;

– оценку возможностей реализации цели.

Подсистема 3 содержит институты политической организации общества, в основах которых: социально-экономические, культурные, национальные, религиозные факторы жизни общества.

Политология

Политология как система знаний изучает закономерности функционирования и развития политических систем, политических отношений на макроуровне, а также побудительных сил и стимулов, норм и принципов политической деятельности на микроуровне.

Политология (подсистема 2, рис. 2.4) как динамическая система научных знаний, структурно-функциональный синтез которой представлен на рис. 2.5, включает следующие подсистемы:

– подсистема (1) создает знания в области теории политических систем и представляет политическую идеологию;

– подсистема (2) создает методы реализации политической идеологии (теорию политики);

– подсистема (3) создает знания в области теории управления социально-политическими процессами;

– подсистема (4) формирует историю политических учений.


Рис. 2.5


Функционально подсистемы решают следующие проблемы общества в рамках разработанных методов.

Подсистема 1 (что делать). Эта подсистема включает те методы, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса, т. е. к синтезу учений. Эта группа методов включает: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование; исторический и логический анализ; моделирование математическое и кибернетическое.

Подсистема 2 (как делать). Включает общие методы исследования политических объектов (систем). Эти методы направлены непосредственно на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход его исследования.

Эта система включает следующие методы:

– исторический;

– функциональный;

– системный;

– институциональный;

– антропологический;

– деятельный;

– социологический;

– бихевиористический;

– сравнительный.

Подсистема 3. Включает методы эмпирических исследований; методы перехода от абстрактных объектов к конкретным; лабораторные эксперименты.

Подсистема 4. Включает методы получения первичной информации о политических фактах с использованием статистики, прежде всего электоральной; теории наблюдения, которые заимствованы из социологии; кибернетики.

Отметим некоторые особенности методов, разрабатываемых в подсистеме 2.

Исторический метод изучает политические явления в их последовательном временном развитии, направленном на выявление связей прошлого, настоящего и будущего.

Функциональный метод сегодня интенсивно развивается в направлении структурно-функционального анализа. При этом политика рассматривается как некоторая целостность, как система, каждый элемент которой выполняет наперед заданные ему функции (структурно-функциональный анализ).

При системном подходе политика рассматривается как целостный организм (система), находящийся во взаимодействии с окружающей средой, в том числе социальной (структурно-функциональный синтез).

Институционный метод изучает институты, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.

Антропологический метод изучает влияние природы человека как родового существа, имеющего не изменяющийся набор основополагающих потребностей, на политические системы, структуры и порождаемые системой политические процессы.

Деятельный метод изучает динамические процессы, создаваемые политической системой. При этом политическая система рассматривается как продукт общественной интеллектуальной человеческой деятельности, имеющий этапы, в том числе циклической эволюции и инволюции.

Социологический метод изучает взаимовлияние политики и общества, социальную обусловленность политических процессов.

Бихевиористский метод изучает политические процессы посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп. При этом используются методы исследований, применяемые в естественных науках.

Сравнительный анализ включает сопоставление однотипных политических событий с целью нахождения их общих свойств и специфики, поиска наиболее эффективных форм политической организации для построения оптимальных путей решения задач жизнедеятельности человека.

В этих работах цель политической системы, методы и средства достижения этой цели направлены на: построение управления при распределении ресурсов и ценностей, созданных обществом; предотвращение конфликта между властью и обществом, обусловленного несправедливым распределением ресурсов.

С учетом результатов работ Д. Истона [36] нами проведен структурно-функциональный синтез системы, реализующей управление, сформированное политической системой (рис. 2.6).

Видное и важное значение получило выделение роли обратной связи в политической системе, ее обязательное наличие. По мнению Д. Истона, эта связь служит источником информации о состоянии подсистемы (3), характеризующей реакцию общества на деятельность политической системы. Если общество недовольно политическими решениями, управлениями по распределению ресурсов, то возникает критическая ситуация для политической власти. Поэтому жизнеспособность социальной и политической системы зависит от способности власти снимать напряженность в обществе.

Политолог Г. Алмонд [2] анализирует роль и место политической системы, деятельность которой направлена на выполнение следующих функций:

– взаимодействие с внешней средой;

– системные внутри политической системы;

– адаптация и сохранение политической системы.


Рис. 2.6


Используя материалы работ Т. Парсонса, Д. Истона, на структурно-функциональном уровне синтезирована система управления социально-политическими процессами, представленная на рис. 2.7.


Рис. 2.7


В работах крупного американского политолога Д. Истона впервые была разработана теория политических систем как система формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества. Реализуя эти функции, политические системы обязаны подтверждать всеми возможными средствами справедливость своего управления и предотвращать конфликты в обществе. Для предотвращения конфликтов и тем самым обеспечения устойчивости система наделена обратной связью, которую реализует социальная система.

2.2. Качественные модели демократии

2.2.1. Модели на качественном уровне

Этические и правовые нормы демократических систем

Основополагающие нормативы.

Демократия как стопроцентное народовластие, как идеал нигде не воплощалась и не воплощается, ибо она реализуется посредством государства, т. е. отношениями господства и подчинения.

Реализовано:

– власть большинства над меньшинством;

– правление организованного привилегированного меньшинства (как правило, иного нет).

Сложности: серьезные расхождения между нормативными формами демократии и реальным воплощением их в жизнь.

Сегодня демократия – это идеал социальной модели свободной общественной жизни. Отметим, что в политической реальности некоторые нормативы демократии общество не способно реализовать.

Основной закон существования демократии. Соответствие этико-правового норматива народа и системы власти.

При этом утверждается соответствие демократии политической культуре и менталитету народа, базовой основой которых служат социально-экономические предпосылки.

Отклонения фактических значений этических θэф и правовых θпфпотенциалов систем власти от допустимых значений θэдоп, θпдоп обуславливают неустойчивость и риски систем власти, создаваемые для общества.

Таким образом, этико-правовые потенциалы народа θн и созданной им демократии θд должны соотноситься на некотором допустимом уровне. При этом значения θн и θд должны принадлежать некоторым допустимым значениям, которые в совокупности образуют области допустимых значений Ω(1)допн), Ω(2)допд), соответственно. Отличия Ω(1)допн), Ω(2)допд) не должны быть больше, чем на некоторую величину Δ, рассчитываемую из условий устойчивости демократической системы. Если отличие Ω(1)допн) и Ω(2)допд) больше, чем на Δ, народ и власть не понимают друг друга, а это критическая ситуация общества в целом.

Устойчивость системы власти обеспечивается путем сглаживания противоречий между богатыми и бедными гражданами. Устойчивость системы власти может быть обеспечена согласно принципу минимального риска, реализуемому посредством введения обратной связи в системе власти, которая регулирует положительную и отрицательную обратную связь, создаваемую посредством статистических данных. Это не самый идеальный способ, но другого пока нет. Дело в том, что не каждый человек адекватно отображает реальность, а посему формирует ложные оценки и решения. Однако такой подход оправдан во всех системах, в том числе технических, обратная связь которых включает ошибки измерения, в том числе контроля допустимых значений ограничиваемых параметров, в нашем случае норм этики и права.

Там, где нет обратной связи, система неустойчива, и при отсутствии мировых авторитетных вождей эта неустойчивость реализуется, в результате чего система власти превращается в новую.

Главное в обратной связи – падение нравов, этики, изменение прав, обусловленных имущественным неравенством усиления влияния Homo, т. е. тех, кто не обладает этико-профессиональными качествами, как, например, в афинской республике, где власть опустилась на уровень охлократии и деспотии большинства.

Эволюция этики и права народа и власти создают условия для создания таких систем власти:

– демократическая система;

– авторитарные системы;

– тоталитарные системы;

– диктаторский режим власти.

Обратная связь реализуется народом – это обязательное условие демократии. Сложность такого подхода обусловлена неготовностью граждан безошибочно оценивать и реализовывать рациональную идентификацию социальных проблем. Эмпирические исследования показывают, что крайне небольшая доля (примерно 20 %) членов общества имеет развитое социальное мышление. Остальные не склонны и часто не способны объективно выполнять указанные функции гражданина общества.

Проблемы реализации представительной демократии

Что возможно при такой власти:

– искажение воли и интересов народа, т. е. искажение обратной связи (подсистема 4);

– узурпация власти (подсистемы 1 и 2);

– бюрократия, нарушение прав народа (подсистема 3).

Кроме того, делегирование власти доверенному органу или отдельной личности может привести к погрешностям реализации управления со стороны власти ΔU и образованию потерь ΔЕ энергии Е.

Причины: доверенное лицо, задачей которого является защита социальных интересов общества, ограничивается собственными целями, используя для этого представительные институты. Контроль такого процесса с целью его предотвращения дорог, сложен и реализуется с большими индивидуальными погрешностями (характерными для данной личности).

Контроль результатов делегирования власти может быть реализован во время выборов. Однако система выборов и процессы, реализуемые этой системой, подтверждают легитимность правящего меньшинства, как правило, с большими погрешностями, ибо обеспечивается отбор не самых лучших. Один из путей устранения этого фактора потерь возможен при установлении контроля профессионализма и последующего отбора профессионалов для власти. Однако и здесь мы сталкиваемся со сложностью отбора как процесса: из кого выбирать; какой уровень профессионализма допустим, а какой нет; допустимость уровня должна давать общественность, дабы предотвратить политическую апатию, обуславливающую снижение функциональных свойств системы власти, ее этико-профессионального потенциала.

Среди факторов риска, часто присущих демократии, выделим следующие:

– проблема неравенства;

– социальная поляризация;

– совместимость демократии с отсутствием прав и свобод, тиранией большинства, господством привилегированного меньшинства;

– тенденция демократии к обеспечению общего согласия;

– неопределенность общего, основного побудительного мотива создания демократии;

– открытость политических процессов.

С учетом сказанного возникает проблема: какова должна быть демократия, в которой мы реализуем возможность нейтрализации факторов риска, для создания идеальной демократии?

Согласно сказанному выше и работе [17], такая система представляет собой демократию, необходимое условие которой: структурно-функциональные свойства сформированы согласно принципу минимального риска и максимальной эффективности; достаточное условие: функциональные свойства подсистем демократической власти формируются из лиц, обладающих нормативным этико-профессиональным потенциалом, а обратная связь формируется из народа.

Отметим, что все недемократические политические системы не подконтрольны народу, что часто обуславливает противостояние народа и власти (ее воли), т. е. неустойчивость системы. В прошлые века нейтрализация произвола со стороны правителей сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем, используя религиозно-нравственные кодексы, нормы этики, религиозные учения. В современных условиях нравственных кодексов, норм этики власть, как правило, не придерживается, что обуславливает необходимость введения систем минимизации эффективности подконтрольных не власти, а народу. Такова плата за нарушение норм этики, права, законов.

Для демократии, ее нормального функционирования как динамической системы, каждый человек общества (народ) должен не только осознавать пределы своих потребностей и прав, но также пределы ответственности и обязанности, реализовать их самоограничение; принципы и основы организации должны быть доступны пониманию подавляющего большинства; понимать сущность демократии в политических и экономических проявлениях.

Таким образом, стабильность в обществе и обеспечение законности имеют мало шансов, когда политические противоречия совпадают с мнениями классового, социального, религиозного, культурного, расового, этнонационального или иного разделения в обществе. Стабильность демократии особенно эффективно обеспечивается в том случае, если главные политические партии имеют сторонников среди различных слоев и групп населения.

Рассмотрим на качественном примере роль этико-профессионального потенциала человека, реализующего власть. Я пришел к власти. Моя забота удержать власть, в моем рассмотрении нижеследующие пути:

1. Забота об обществе, людях, доверивших мне власть; добиться их расположения, создав для них хорошие условия жизни. Для этого мне нужны профессионалы, способные развивать социально-экономическую систему. Но при этом я должен сам быть на высоком этико-профессиональном уровне.

Если этого нет, то реализуется второй сценарий.

2. Забота о приближенных, раздача благ, принадлежащих обществу, в различной форме. Тогда приближенные, такие как, например, Жданов, ищут и находят пути, в том числе силовые, физические и информационные для укрепления власти. Используются любые способы и средства.

В итоге холуи и холуйская власть богатеет, а народ беднеет. Здесь наблюдаются потери общества, народа, человека, но не всего общества, а того, который не у власти. А таких примерно 70 %.

2.2.2. Демократия как форма правления. Проблемы эволюции и инволюции. Факторы риска

I. Приведем факторы риска афинской системы демократии.

Первый фактор: только часть жителей Афин имели право голоса и другие политические права.

Прав были лишены:

– рабы;

– женщины;

– вольноотпущенники (бывшие рабы);

– иногородние (даже если они богаты).

При этом античная демократия была совместима с узаконенным рабством.

Второй фактор: была реализована тирания Народного собрания, которое формировало общую волю, общие законы, общие решения, подчиняя исполнительную власть.

Власть Народного собрания ничем не ограничивалась и простиралась на любые проявления частной жизни. Таким образом, Народное собрание было создано на принципе всевластия, которое находилось на границе критической области Ωкр этико-правового потенциала общества и власти.

При падении этики, усилении имущественного неравенства, всевластие превратилось в абсолютность власти. В итоге законодатель в лице большинства в Народном собрании стал выше закона и использовал решения, принимаемые плебсом на рыночной площади, управлял военными действиями, приговаривал к смертной казни неугодных. Стали реализовываться расправы бедных над богатыми, гонения на еретиков. В итоге Афинская республика приобрела черты охлократии и демократии большинства и инакомыслящих (философов, мудрецов).

Указанные факторы послужили поводом принять в 410 г. до н. э. специальный закон, предусматривающий смертную казнь и конфискацию имущества лиц, посягающих на демократию. Однако спасти демократию не удалось, начало заката ее было положено олигархическим переворотом в 411 г. до н. э.

II. Древнеримская демократическая система.

Эта демократическая власть заслуживает особого рассмотрения, так как была реализована на структурно-функциональном уровне.

Наглядным примером эволюции системы государственной власти является Римская империя (от Суллы до Цезаря и от Цезаря до Августа [30]), в результате чего произошла смена республиканской формы правления на императорскую власть, что обусловило противостояние в римском обществе.

Начало демократических принципов формирования системы государственной власти было положено в Греции (приблизительно в 500 г. до н. э.). Демократия позволяла каждому гражданину избирать и быть избранным на любую должность в государстве. Права голоса не имели рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (подсистема 1), им же принимались все законы. Таким образом, демократия не есть равноправие всех, однако это означало привлечение более широкого круга населения к принятию политических решений – в этом залог единения общества, нации.

С 494 г. до н. э. после борьбы плебеев и патрициев в республиканском устройстве независимого Рима возникли трибутные комиции (4 городских и 17 сельских триб) – собрания граждан по территориальным округам – трибам (подсистема 3) (рис. 2.8). Трибутные комиции принимали законы, обязательные для всех, в том числе и для патрициев. Центуриатные комиции выполняли командно-административные функции. Плебейские собрания по трибам избирали народных трибунов (по 10 человек), которые защищали плебеев от демократического произвола. В итоге была создана классическая (идеальная) структура системы власти.

В это время (100 г. до н. э.) власть делили партии популяров и оптиматов. В этих партиях выделились полководцы: Гай Марий (популяры) и Сулла (оптиматы). Цезарь появился в тот момент, когда одержали верх оптиматы, когда начался развал системы власти (рис. 2.8). Начались репрессии Суллы. Эти репрессии напоминают сталинские: у «великого» учителя оказался «великий» ученик. Рассмотрим их.


Рис. 2.8


Создаются списки противников оптиматов, получившие название проскрипции. Эти люди объявляются вне закона. Их детям и внукам запрещается занимать государственные должности. Тот, кто выдаст, убьет или поймает поставленного вне закона, получает вознаграждение за счет конфискованного имущества. Точно так же было в СССР в 1917–1965 гг., спустя 1800 лет после Суллы.

Были казнены 2600 римских всадников и 90 сенаторов, головы которых «украшали» форум. Убито 6000 пленных, большинство которых сдалось на милость победителя, поверив его обещаниям сохранить жизнь.

Цезарь в 44 г. до н. э. окончательно развалил систему власти, ее структуру под именем Республики.

Путь в империю был реализован системой, в которой отсутствовали ограничения на власть (командно-административная, подсистема 2), отсутствовала подсистема 1, а функции подсистемы 4 выполнял Цезарь.

Особая роль в демократической системе власти Рима принадлежала сенату. Законопроекты поступали на рассмотрение Народного собрания после одобрения их сенатом. Законопроект, принятый Народным собранием, становился законом после одобрения его сенатом. Сенат был оплотом римской олигархии, включая представителей аристократических родов, т. е. патрициев, и ему принадлежала практически вся государственная власть в Риме.

Ярко выраженный аристократический характер Римской республиканской власти создал условия для самоуничтожения древнеримской демократической системы.

III. Вечевая система демократии, созданная в феодальном городе-республике Новгороде.

При этом идет речь о феодальной «демократии», в которой демократические принципы представительства и выборности должностных лиц на вече создавали убежденность плебса в «народовластии». Однако это было на словах, в действительности власть была сосредоточена у бояр и купечества.

Бояре использовали демократические традиции уличанского и кончанского самоуправления в качестве символа новгородской вольности, прикрывавшего их политическое господство, прежде всего в борьбе с великокняжеской властью.

Существование сильной и самостоятельной Новгородской феодальной республики стало в XV веке одним из самых крупных препятствий на пути процесса объединения русских земель и создания единого централизованного государства. Боярская олигархия Великого Новгорода стремилась сохранить свою власть и привилегии неразделенными и поэтому упорно сопротивлялась натиску как со стороны Москвы, так и со стороны простых новгородцев. После реформы посаднического управления (1410 г.) вся власть в городе фактически перешла к верхушке бояр, и вечевой строй потерял былое значение. В результате основная масса горожан утратила интерес к сохранению независимости Новгорода и стала все более ориентироваться на противника новгородских бояр – московского великого князя.

Последний же стал проводить в отношении Новгорода все более жесткую политику. В 1456 г. по Яжелбицкому договору законодательная власть вече и судебная власть посадника были отменены, а право внешних сношений вече ограничено. В 70-х гг. XV века часть новгородской знати во главе с посадницей (вдовой посадника) Марфой Борецкой и ее сыновьями ради сохранения независимости и вольностей республики взяла курс на открытый разрыв с Москвой и переход Новгорода в вассальную зависимость от Литвы. В 1471 г. московский великий князь Иван III предпринял поход против Новгорода, разгромив местное ополчение. В итоге Новгородскую республику ликвидировали.

IV. Классическая либеральная система демократии.

Основы классического либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г. во Франции.

Либеральные принципы включают:

– отделение индивида от общества и государства;

– разграничение двух автономных сфер: государство и гражданское общество;

– ограничение конституционно и институционально сфер действия и полномочий государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью;

– защиту автономии и права меньшинства по отношению к большинству;

– политическое равенство всех граждан;

– утверждение в качестве главного элемента политической системы личность, наделенную фундаментальными, неотъемлемыми правами.

Родина либеральных идей и первое место применения на практике многих из них есть Англия.

Классическая либеральная система включает следующие факторы риска:

1. Социально-классовая ограниченность, т. е. не является властью народа, так как исключает пролетариев, женщин, а также низшие слои.

2. Формальность, включая декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения.

3. Ограниченность сферы демократии и политического участия личности, обеспечивая власть политической элиты государства.

4. Чрезмерное завышение роли государства в управлении обществом и в укреплении социальной справедливости.

5. Чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различным ценностным группам.

V. Коллективистская демократия.

Приведем два основных тезиса теории такой демократии.

1. Коллективистская демократия – это модель народовластия, отрицающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса).

Конец ознакомительного фрагмента.