Вы здесь

Этика банков. Введение (Петер Козловски)

Введение

Сбербанк – крупная и зрелая организация не только в масштабах России, но и в мировом масштабе. Это организация с огромным количеством сотрудников. Многие из нас в силу специализации слишком сконцентрированы на повседневной работе и не уделяют должного внимания вопросам функционирования банка в целом, не до конца понимают, что и как влияет на прибыльность и эффективность нашей организации, а в результате – на ее конкурентоспособность.

Поэтому для всех сотрудников Сбербанка, включая занятых на нефинансовых должностях, важно понимать язык финансов. Не говоря уже о том, что знания и навыки в области финансов банка исключительно важны для руководителей банка, которые должны уметь обосновывать и принимать грамотные финансовые решения.

Особенно актуальной в условиях современных технологических изменений и глобальных вызовов стала задача управления эффективностью бизнеса. есть несколько факторов, которые вынуждают банки искать пути повышения эффективности. Ключевую роль играет рост конкуренции во всех сегментах банковских услуг и, как следствие, снижение доходности операций, прежде всего чистой процентной маржи. Кроме того, рост проникновения банковских услуг среди населения и компаний, а также высокая диверсификация продуктов приводят к увеличению более рисковых кредитных операций и росту закредитованности сегментов массовой розницы; это, в свою очередь, может привести к повышению кредитного риска и накоплению проблемных долгов, что отрицательно сказывается на прибыли кредитных организаций. По большому счету, необходимость обеспечения рентабельности и поддержание устойчивости являются основной мотивацией развития банковского сектора.

Многочисленные внешние факторы оказывают значительное влияние на развитие как российского банковского сектора в целом, так и отдельных банков. такими факторами являются:

• глобализация финансовых рынков, трансграничные сделки и возможность получения займов на внешних рынках;

• развитие информационных технологий, которое позволяет банкам снижать издержки (например, благодаря использованию мобильного и интернет-банкинга) и при этом дает импульс развитию конкуренции со стороны небанковских организаций (Square, PayPal и т. п.);

• повышенная волатильность на мировых финансовых рынках и зависимость показателей экономического роста России от состояния глобальных рынков;

• внедрение международных стандартов финансовой отчетности и единых подходов в области регулирования банковской деятельности («Базель III»).

Переменчивость внешних условий усложняет задачу постоянного совершенствования банковского бизнеса.

Особая роль в этих условиях отводится финансовому менеджменту банков. актуальная организация системы управленческого учета позволяет создать платформу для принятия эффективных управленческих решений на основе оперативной информации. Уже невозможно представить формирование обоснованной системы определения процентных ставок по депозитам и кредитам или оценки эффективности отдельных бизнес-подразделений без внедрения системы трансфертного ценообразования на основе данных управленческого учета.

Предлагаемое учебное пособие – это первое издание, подготовленное руководителями Сбербанка и преподавателями его Корпоративного университета; его задача – дать тот набор основных знаний, которым должен обладать любой руководитель Сбербанка. основными задачами учебного пособия являются:

• Формирование общего понимания деятельности банка как посредника в перераспределении финансовых ресурсов, основных банковских операций и их отражения в управленческой и бухгалтерской отчетности.

• Раскрытие методики оценки устойчивости и эффективности банка на основе данных бухгалтерской отчетности.

• ознакомление читателей с принципами построения и структурой системы управленческого учета на основании практики Сбербанка.

Структура пособия отражает комплексный подход к формированию представления о финансах коммерческого банка – как объекта внешнего анализа со стороны участников финансового рынка и как объекта внутреннего анализа для принятия обоснованных управленческих решений.

Учебное пособие состоит их трех разделов:

1. Введение в банковский бизнес.

2. Введение в финансовую отчетность.

3. Введение в управленческий учет и отчетность.

Раздел 1 «Введение в банковский бизнес» задает контекст деятельности кредитной организации как ключевого финансового посредника. В разделе обсуждаются различные модели организации банковской деятельности – коммерческие банки, инвестиционные банки, смешанная модель; анализируются их сильные и слабые стороны. Приводится описание бизнес-типов банков, широко представленных на российском рынке. одним из ключевых параметров, определяющих успешность банковского бизнеса, является уровень принимаемых рисков; поэтому одна из глав раздела посвящена основным видам рисков: кредитному риску, рыночным рискам, риску ликвидности и операционному риску; анализируются факторы, приводящие к возникновению рисков, а также методы их оценки. Рассматриваются функции капитала как основополагающего финансового ресурса банковской деятельности.

В разделе 2 «Введение в финансовую отчетность» рассматривается назначение финансовой отчетности. В пособии анализируется прежде всего отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, так как именно отчетность по МСФО наиболее полно и доступно раскрывает информацию о финансовом состоянии банка и ключевых рисках. Подробно рассматриваются принципы формирования отчетности по МСФО, проводится анализ расхождений принципов формирования отчетности по международным и российским стандартам. Значительное внимание уделено содержанию отдельных форм финансовой отчетности – баланса и отчета о прибылях и убытках.

В пособии дается представление о бухгалтерском учете в банках, подробно рассматриваются проводки, отражающие основные банковские операции. Значительное внимание уделено показателям, используемым для анализа финансовой отчетности банков: дается определение и характеристика каждого показателя по направлениям анализа (эффективность и прибыльность деятельности, достаточность капитала и качество активов, показатели ликвидности и качества фондирования), приводятся примеры их расчета на основе отчетности Сбербанка. основные показатели Сбербанка сравниваются с показателями сопоставимых банков. Усвоение материалов раздела позволит ответить на вопрос: как пользователи финансовой отчетности принимают решение о доверии к банку?

Раздел 3 «Введение в управленческий учет и отчетность» посвящен описанию системы управленческого учета банка. Управленческая отчетность, в отличие от бухгалтерской и финансовой, для которых существуют общепринятые стандарты раскрытия, кастомизируется для принятия эффективных управленческих решений. Этот раздел пособия в полной мере отражает специфику системы управленческой отчетности Сбербанка – в нем описаны принципы формирования отчетности, основные формы отчетности, центры финансовой ответственности и подходы к определению финансового результата, характерные для Сбербанка. отдельная глава посвящена описанию системы внутреннего фондирования и трансфертного ценообразования.