Вы здесь

Эссе. Вера (Евгений Ткаченко)

Вера

Сущность веры в исцелении ума,
в освобождении его от покорившей его себе глупости.
Александр Шмеман

На вопрос: «как ты относишься к вере?», и вообще – «что такое вера?» люди обычно отвечают так: «Отношусь хорошо, но я неверующий». Или, что значительно реже: «Я верующий». Достаточно много и тех, кто отвечает на этот вопрос так, как нас учили при коммунистах: «Вера от незнания….…. Я верю только в одно – в прогресс».

Интересно, что такой ответ выглядит сегодня глупым, поскольку неожиданно все поменялось с точностью до наоборот. Как раз к вере приходят через знания. Очевидно, что у большинства слово «вера» ассоциируется с религией и верой в Бога. По апостолу Павлу вера есть знание того, встреча с тем, чего человек сам того, может быть, не зная, ожидает. В этой встрече невидимое становится уверенностью, обладанием и реальностью.

Удивительно, но очень немногие понимают, насколько важно и значимо для человека это понятие. В плане личной жизни что-то представить мы еще можем. В детстве верим, что наша мама самая хорошая и красивая, что папа – самый сильный, а Дед Мороз настоящий и обязательно принесет подарок. Подрастаем и верим, что ждет каждого из нас только любовь и счастье. А когда вырастаем, с удивлением замечаем, что любви-то вокруг не так и много, а счастья и еще меньше, и вера как-то начинает уменьшаться, а порой пропадает совсем.

Нет сомнения в том, что вера объединяет людей. И как же много в этой жизни того, во что человек может искренне верить! Вера соединяет небольшие группы людей, а может объединить и целую нацию. Например, вера некоторых людей в то, что главное в жизни – красивое и сильное тело – объединяет их в группы, занимающиеся культуризмом, или, как сейчас говорят, бодибилдингом. Другие верят в то, что главное в человеке – дух и воля, а тело – просто сменная одежда. Таких людей мы видим в группах, занимающихся йогой. Вера, пытающаяся ответить на все вопросы, возникающие у человека, способная утолить духовную жажду, быть философией жизни, является самой важной, поскольку определяет жизнь не только отдельного человека, но даже нации и государства. Такая вера может называться христианством, мусульманством, буддизмом, атеизмом, коммунизмом, фашизмом и т. д.

О влиянии именно такой веры на жизнь собственную мы как-то мало задумываться. А зря. Оказывается, именно в этой плоскости находится реальное благополучие и счастье большинства. Именно такая вера определяет жизнь каждого из нас. Правильно выбранная вера с годами не уменьшается, а только крепнет. К ней человек стремится всегда, поскольку имеет духовную жажду и пытается ее утолить. Человек он потому и человек, что имеет эту духовную жажду. Наличие в мире большого количества религий как раз и свидетельствует об этой жажде и духовном искании. На вере жизнь и держится. Как раз вера дает полноту счастья человека в этой жизни.

Иван Ильин11 о вере писал так: «Жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит. Все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Одни знают и то, что они верят, а может быть и то, на каком основании они верят. Другие верят просто, не зная этого за собою и, может быть, ни разу в жизни не подумав, во что же это они, собственно говоря, верят и есть ли у них какие-нибудь основания для этой веры. Но вера всегда остается первичной силой человеческой жизни – совершено независимо от того, понимают люди это или нет. Верят все: и теплопрохладный „свободомыслящий“, и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства…»

Несомненно, что в странах, где много суицидов, мало веры. Сегодня по количеству самоубийств мы находимся в числе мировых лидеров – в большинстве стран уровень самоубийств в три-пять раз ниже, чем у нас. Контраст будет еще разительнее, если взять коэффициент, характеризующий добровольный уход из жизни мужчин: они в пять с половиной раз чаще, чем женщины накладывают на себя руки. Значит веры у нас в стране мало-мало, на самом минимуме вера наша.

Почему же случилось так, что мы, россияне, загнали себя в тупик? Для этого попытаемся в ракурсе всего одного слова – понятия «вера» рассмотреть историю нашего государства.

Тысячу лет назад принял русский народ христианскую веру под названием – православие. Пожалуй, «принял» – это не точно, а правильнее, наверное, так – дана была эта вера Богом народу русскому. Одна из важнейших основ православия – любовь к ближнему и терпимость. Живший этой верой народ оказался настолько привлекательным, что десяткам соседних народов было комфортно жить рядом, и даже под управлением и защитой русских. Практически сама собой, естественно, почти без завоеваний и с минимумом насилия, появилась на земле могучая Российская империя. Территориально самая крупная за всю историю человечества и единственная в северных широтах. Империя, построенная не на насилии титульного народа, а на принципах уважения и бережного отношения его к национальным меньшинствам.

Шли годы. Христианская вера в Европе постепенно начала меняться на веру в мамону. Бурно развивающийся капитализм усилил европейские армии. Россия во главе с императором Петром I вынуждена была принять вызов. Успешное противостояние Западу стоило нам очень дорого. Основная часть русской аристократии переориентировалась на западные ценности и оторвалась от народа, потеряла с ним духовную связь. Власть растерялась и стала делать стратегические ошибки, например, навязывать стране ценности непригодные для нашей национальной почвы или неправильно трактовать понятие – «противление злу». Носители власти понятие «непротивление злу» распространили лично с себя и на Власть. Засомневалась она можно ли ему, этому злу, противиться насилием.

Бес тут же почувствовал эту слабость и начал испытывать власть, проявляя по отношению к ней насилие все в большей и большей мере (только на жизнь императора Александра II покушений было целых восемь!). Власть, преисполненная христианской идеей терпимости и всепрощения, терпела и отвечала на зло неадекватно, в основном увещевала и прощала. Так, например, смертельно раненный, террористкой Спиридоновой Луженовский отдал последний приказ: «Не убивайте!», а затем, узнав, что в него стреляла женщина, перекрестился и произнес: «Господи, прости ей. Не ведает, что творит». Суд отнесся к ней мягко, сохранив жизнь. Расстреляли свои, коммунисты, в 1940 году.

Великая княгиня Елизавета Федоровна12 посетила в тюрьме убийцу своего супруга генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича, передала ему образок и сказала: «Я вас прощаю, Бог будет Судьей между Князем и вами, а я буду ходатайствовать о сохранении вам жизни».

Конечно, как христиане они поступали правильно, но как представители власти, очевидно, что оторвались от народа, не понимали его, и легко спутали беса с народом русским. Агрессивная, радикально настроенная прослойка общества, находящаяся между народом и аристократией, не воспринимала эти поступки адекватно как красивые и благородные, а видела в них только слабость. Своим мягкосердием власть, по сути, поощряла терроризм, который в начале двадцатого века расцвел в России пышным цветом (с 1906 года по 1917 в стране были убиты около 20000 граждан отстаивающих традиционные ценности России).

Убедившись в этой слабости, злые силы, в том числе в лице части аристократии находящейся у трона опорочили Веру и Императорскую власть в глазах населения России. Они, используя детскую доверчивость народа, полученную как раз от веры, обманули его. Убедили они народ, что все неудачи не от их бездарного управления, а от монархии, и нужно Царя свергнуть, а власть отдать им.

Свергли, власть получили и всего за полгода продемонстрировали не только полную свою неспособность управлять, но и бессилие удержать в руках эту власть. Они ее просто уронили. Бесы, тут как тут, власть подобрали и предложили народу все земные блага силой отнять у имущих, разделить и наслаждаться ими – это-то наслаждение и будет счастьем для них на века. И легко искусилась непутевая часть нашего народа, и приняла веру под названием – всеобщая пролетаризация. Отняли, нарушили Божественный уклад жизни, и… остались ни с чем. Стало еще хуже. Красоту порушили, а богатство досталось бесам и их подручным.

Тогда российскому народу силой навязали новую веру. Суть ее в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели равные права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно-счастливыми. Называется эта вера социализмом. Однако быстро проявилось очевидное, что и люди все разные, и потребности у них разные, да и отдача от каждого разная. А еще через некоторое время выяснилось, что руководящая и управляющая прослойка населения сразу отделилась от массы и опять обманула народ, искусственно держала его в нищете, заставляя при этом напряженно трудиться на светлое будущее, а большую часть созданного людьми богатства тратила на мировую революцию, танки, бомбы и ракеты. Спряталась новая аристократия от народа своего за высокими заборами и делила там между собой потихоньку что-то, в очередной раз, потеряв с ним духовную связь. И эта вера для народа нашего оказалась ложной.

Таким образом, люди русские, обманом и силой, отлученные от веры отцов и дедов, постепенно духовно деградировали и потеряли привлекательность у народов, живших веками рядом с ними под их опекой и защитой. И стало государство Российское легко и быстро разваливаться.

В этот момент либеральные демократы искусили нас возможно последний раз ценностью западной под названием общество потребления. И как же эта ценность заманчива, ведь в центре ее человек, который выше всего; и Бога, и нации, и государства. Это общество базируется на сумме двух вер — мамонизм + гедонизм.

Гедонизм – это вера в наслаждения, и особенно в чувственные. Это – важнейшее в жизни, это цель, это путь, ради этого нужно жертвовать всем остальным. Чтобы отчасти разочароваться в этом искушении и понять, что не прививается эта «прививка» у нас так легко как в других странах, русскому человеку понадобилось всего двадцать лет.

Оказалось, что последнее наше искушение уже привело современный западный мир к духовному кризису. Иван Ильин еще полвека назад объяснил это тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками нечувственного опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими. Ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно всецело доверилось чувственным ощущениям. Вследствие этого люди нового времени изощрились в изучении материальной природы, в технических изобретениях и незаметно оказались в состоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной очевидности и духовных умений. Преодолеть этот кризис, писал Ильин, можно только одним способом: вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими.

Однако западный мир слишком далеко зашел по ложной дороге и вряд ли ему удастся преодолеть кризис. Другое дело – русские. Мы, как ни одна нация на Земле перепробовали за последние сто лет все ложные веры; и социализм, и атеизм, и астрологию, и дианетику, и рерихианство, и протестантство, похожее сегодня на рядовое сектантство. А, перепробовав все это, многие разочаровались и, потеряв почву под ногами, начали тонуть. Возможно, мы в своем падении уже опустились до дна, оттолкнулись от него и теперь всплываем.

Ведь совсем не случайно именно сейчас понемногу приходит к нам понимание, что истинная вера для нас русских та, которую завещали нам наши предки и от которой мы так легко отказались в 1917 году – православная вера. Только возврат к ней приведет к возрождению и русскую нацию, и государство Российское.

Возврат этот уже невозможно не заметить. Власть всех уровней присутствует на богослужениях. По всей стране возрождаются старые приходы, строятся новые храмы. Вера появляется, наконец, все в большей и большей степени у интеллектуальной части населения. Спрос на православную литературу растет почти в геометрической прогрессии, а самое успешное в России периодическое издание сегодня – православный журнал «ФОМА». Причем совсем не случайно, более красивого, доброго и умного журнала мне в своей жизни встречать не доводилось. Одни из самых успешных и читаемых писателей в России – священники. Думаю, что многие читали книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона13 или книги протоиерея Андрея Ткачева14.

Формула России – Жрец-Воин-Пахарь. Все девяносто лет лихолетья Жрец у нас был от беса, он был ложным. И Россия разваливалась потому, что нарушил он формулу России, унизив Воина и Пахаря. Все это время сомнения и недоверие одолевали русских Воина и Пахаря. Очевидно, что в этой триаде главный – Жрец и именно он сейчас возрождается. Возрождается в виде управляющей элиты нашего общества, поворачивающейся, наконец, к православию. Завоюет Жрец доверие у Воина и у Пахаря, заработает формула России и возродиться она.

Конец ознакомительного фрагмента.