Вы здесь

Эссе. О стремлении к совершенству (Евгений Ткаченко)

О стремлении к совершенству

Не меньше двадцати лет у меня на полке в разделе философской литературы стоит книга под названием «Смысл жизни», из серии «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Несколько раз я ее брал в руки, листал, фрагментарно, по диагонали что-то читал, даже кое-где сделал пометки на будущее. Должно быть, тогда я еще не созрел для ее углубленного чтения. Думаю, что и сейчас по настоящему не готов, но читать уже интереснее, возможно дожил до возраста, когда наступила пора ответить на вопрос, зачем именно я живу на этой земле, и поэтому появился особенный интерес к проблемам, освещенным в этой книге.

Открыл, заглянул в содержание, заинтересовала меня работа Михаила Тареева7 под названием «Цель и смысл жизни». Для начала посмотрел в интернете, а кто же он Михаил Тареев. И очень обрадовался, что узнал еще один русский великий род, род Тареевых.


Михаил Тареев


Михаил Михайлович основатель этого рода, русский религиозный философ, богослов, писатель, преподаватель Московской духовной академии. Все трое его сыновей стали докторами наук, профессорами. Старший, Владимир, заведовал кафедрой теплотехники Московского электромеханического института инженеров транспорта; младший, Борис, работал в различных НИИ и вузах – лауреат Сталинской премии, автор 39 книг и более 500 статей в отечественных и зарубежных журналах, отличался неутомимостью в работе и тонким чувством юмора. Средний, Евгений, стал знаменитым врачом, академиком, основателем советской нефрологии. Дочь Евгения Михайловича, Ирина Евгеньевна продолжила дело отца и стала членом корреспондентом академии наук. Все они были людьми высочайшей культуры, владели европейскими языками, отличались энциклопедическими знаниями и удивительной порядочностью. Вклад этого семейства в российскую культуру и науку соизмерим, например, с вкладом такого семейства как Крыловы-Капицы, где мы видим три последовательных поколения академиков.

Но вернемся к работе Михаила Тареева «Смысл жизни». Написана она просто и ясно без излишних премудростей свойственных работам философов. Правда некоторая тяжеловесность, или занудность в ней присутствует, но только в объяснении положений, которые для автора являются основными. В самом начале работы Тареев пишет, что идея природного совершенства не может служить принципом деятельности человека. Дальше он расшифровывает и доказывает правильность этой мысли:

«Идея совершенства, говорим мы, не может служить принципом деятельности. Но что же, скажут: не говорим ли мы, что идеи истины, добра и красоты не должны иметь руководительного значения для свободной человеческой деятельности? А без этих идей возможна ли деятельность познавательная, нравственная и художественная? Мы этого не говорим, но мы отличаем руководительное значение идей истины, добра и красоты от принципа совершенства. Если бы нашему уму не предносилась идея истины, то познавательная деятельность была бы совершенно беспорядочною; если бы мы не различали добра от зла и красоты от безобразия, то была бы невозможна деятельность нравственная и художественная. Но иное дело – стремиться к совершенству, т.е. желать посредством развития умственного, нравственного и эстетического овладеть самой истиной, добром и красотой, сделать их своим личным достоянием. Термины: восток, запад, север и юг определяют движение по земле, не будучи сами целью движения. Нельзя плавать по морю без компаса, но было бы совершенною нелепостью, если бы кто поставил целью путешествия собственно достигнуть востока или запада. То же и в отношении душевного развития к идеям истины, добра и красоты».

Тареев утверждает, что нужно просто любить истину, добро и красоту и как бы они не проявлялись, жизнь уже будет хороша. Он задает вопрос, пусть само по себе совершенство хорошо, но стремление человека к личному обладанию им хорошо ли?

И отвечает на него отрицательно, доказывая это известным фрагментом из Библии: «Первым и основным грехом людей было их желание быть как боги, знающие добро и зло, т.е. стремление к личному обладанию божественным совершенством. Это стремление есть зло, потому что оно есть стремление человека стать на место Бога, лично быть центром бытия, самодовольным».

А дальше у Тареева идут изумительные размышления, очень актуальные для современного человека, объясняющие многие наши нравственные заносы и даже трагедии. Вот что он пишет:

«С психологической стороны зло стремления к совершенству обнаруживается в том, что человек, представляя себе совершенство достижимым, необходимо ограничивает его в своем понимании, заменяет его внешним символом, помещает его в каком-нибудь определенном пункте своего развития и потому последнее уже не может совершаться свободно, но задерживается намеченным пунктом, ошибочно принятым за совершенство…. Стремление к совершенному знанию превращает гипотезы в аксиомы, строит узкие рамки, подобные Прокрустову ложу, для необъятной действительности, делает человека легковерным, заставляет его измышлять законы вместо действительного изучения их, создает фанатиков».

Стремление к личному нравственному совершенству противоположно тому сознанию природного ничтожества, которое выражается в словах апостола Павла: «… когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?.. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью – закону греха». Это стремление к личному совершенству порождается эгоизмом и порождает зло, т.е. препятствует самому нравственному развитию.

Вот же, как все непросто в этой жизни. То, что на нашем обывательском уровне может показаться хорошим и даже прекрасным на самом деле есть блуд и зло.

На этот блуд легко попадают молодые, массово ведущиеся на все крикливое, блестящее и протестное. Прислонившись к чему-то авторитетному, нигилизму или социализму в дореволюционные годы, национализму или либерализму сейчас, они представляли себя почти богами имеющими право судить и карать. На это попадаются и талантливые индивидуумы, вундеркинды, быстро достигшие успеха в каких-то узких областях. К сожалению, как правило, этот блуд помогают взращивать их родные и средства массовой информации. Кто-то фанатичных циников откровенно боится, как на Украине представителей правого сектора, а кто-то хочет получить дивиденды не желая понимать, что все это быстро превратится в зло, которое вернется к нему бумерангом.

Этот же блуд ну просто выпирает из идеологии некоторых политических партий и, конечно, из носителей этих идеологий. Особенно он заметен у членов партии коммунистической и либерально-демократической. Одни сузили мир до материализма и атеизма, а другие уж и совсем свели его к рынку. Одни узкий пункт – коммунизм приняли за совершенство, а другие абсолютно тоже сделали с либерализмом. Вот уж где фанатики так фанатики!

Возьмем для сравнения представителей либеральной партий из разных поколений и будем поражены, обнаружив удивительное сходство, ну прямо как у близнецов. Например, первого российского либерала Герцена и теперешнего Гозмана, которого мы имеем счастье часто видеть на программах Соловьева. И тот и другой слово в слово говорил и говорит, как мантру; власть в стране безобразная, руководители все преступники и воры, за историю страны стыдно, а народ тупой и не на что не годный. Все правильное и идеальное, по их понятиям, только там за границей, в Европе и Штатах. Удивительно как же можно одно и то же говорить о России монархической, коммунистической и демократической? Очевидно, что объяснение этому абсурду одно, либеральный демократ считает себя совершенством, на всех смотрит сверху вниз и не сомневается, что все его суждения – истина в последней инстанции. Только уравновешенный человек видит, через какие шоры, узкие рамки пытаются смотреть на необъятную действительность этого мира либералы. В 90-е они прорвались к власти, и мы все испытали на себе ложь и великое зло от их жестокой попытки устроить нашу жизнь через дикий рынок, не считаясь ни с историей, ни с ментальностью народа, ни со стариками, ни с детьми. Все тоже можно сказать и о российских коммунистах. Им удалось провести жестокий эксперимент над собственным народом закончившийся полным крахом. Коммунисты продолжают сегодня жить в узких искусственно построенных для себя рамках. Все их преступления перед народом за этими рамками, они их не признают и не желают о них слышать. За время своего правления уничтожили физически, выгнали из страны, поломали судьбы миллионам сограждан только за то, что те не желали жить в этих навязанных узких рамках. Переврали всю историю России и врут до сих пор. Совсем недавно их молодой представитель повесил на памятник Солженицыну табличку «иуда». Этой табличкой он расписался в глупости и зашоренности всей коммунистической партии. Солженицын8 – главный патриот страны – это гордость каждого русского. Он не позволил коммунистам скрыть свои преступления против народа; ГУЛАГ, репрессии, уничтожение крестьянства. В этой связи понятна их нелюбовь к нему. Но причем здесь табличка с дикой надписью, ведь иуды это как раз коммунисты, именно они семьдесят пять лет разваливали и предавали русский мир. То, что они занимались развалом русской семьи – это общеизвестно. Также мы знаем, что коммунисты силой заставляли народ забыть свое прошлое. История в советских школах была отменена, а начиная с 1938 года основным учебником истории стал «Краткий курс истории ВКП (б)». По свидетельству ученых сегодня абсолютное большинство населения не знают прошлого своей семьи и не помнят предков, а ведь общеизвестно, что народ, забывший свою историю, не имеет будущего. То есть силой буквально за шиворот, таща свой народ к надуманному призрачному счастью, невольно уничтожали его, поскольку лишали будущего. Чтобы народу его иметь, недостаточно знать и любить историю государства, в котором живешь, надо знать и историю своей семьи. Практика показывает, что 90% людей с трудом вспоминают имена своих прабабушек и прадедушек, и, увы, мало что могут сказать об их жизни. А ведь в идеале человек должен знать своих предков до седьмого колена!

Не зря слово «семья» состоит из двух составляющих: «Семь» и «Я». Традиция знать и чтить своих предков была хорошо известна предыдущим поколениям и совсем позабыта в последние сто лет. Мы утратили понимание, зачем это нужно и для чего, а потому совсем перестали интересоваться своими корнями. А ведь от этого зависит наша жизнь! Не зря память рода заносят именно в родовое дерево. Ствол дерева символизирует нас самих, листья – это наши дети, а корни – предки.

А теперь представьте, что вы вырастили большое и здоровое потомство и ваше дерево выглядит сильным и могучим. Но о предках вы почти ничего не знаете и никогда не интересовались. Какие корни будут у такого дерева? Слабые, маленькие, безжизненные. В случае налетевшего урагана они не смогут удержать дерево в земле, защитить его от непогоды. Точно так происходит и в жизни.

Если человек не интересуется прошлым и даже не понимает, зачем ему нужно знать своих предков, то он лишается помощи и поддержки рода, силы, которая порой спасает целые жизни! Но просто знать – этого мало. Наверняка многие слышали о родовых проклятиях? Поэтому очень важно наладить отношения с родными людьми, если они еще живы или простить их, если они умерли. Но это не единственная причина, почему нужно знать своих предков и поддерживать с ними хорошие отношения (даже если они умерли, думая о них хорошо, мы налаживаем родовой канал, по которому они подпитывают нас энергией).

Семь поколений человека символизируют его семь энергетических центров. Каждое поколение формирует в нашей жизни определенные аспекты:

Первое поколение (я).

Второе поколение (родители – 2 чел.) – формируют тело, здоровье, передают семейные сценарии.

Третье поколение (бабушки и дедушки – 4 чел.) – отвечают за интеллект, способности, таланты.

Четвертое поколение (прабабушки и прадедушки – 8 чел.) – хранители гармонии, радости в жизни и материального благополучия.

Пятое поколение (родители прадедов – 16 чел.) – отвечают за безопасность в жизни.

Шестое поколение (деды прадедов – 32 чел.) – обеспечивают связь с традициями.

Седьмое поколение (прадеды прадедов – 64 чел.) – отвечают за страну, город, дом, в котором мы живем.

Теперь задумаемся, случайно ли Александр Сергеевич Пушкин так любим нашим народом и абсолютно все, что он написал, находит созвучие в наших сердцах? Не сомневаюсь в том, что это связано с тем, что он-то как раз знал и любил историю своего рода до седьмого колена. Ну а как он любил Россию, мы не только знаем из его сказок и литературных произведений, но и потому, что любовь многих к своей родине началась после чтения Пушкина. У меня, например, было именно так. В раннем детстве несколько лет подряд я буквально бредил его сказками, а все иллюстрации к ним были перерисованы в мой альбомчик.

На этом же зле, замешанном на стремлении стать совершенным, построена вся идеология христианских сект. Зло здесь имеет оригинальную особенность, оно отчетливо проявляется снаружи секты, изнутри его увидеть практически невозможно. Ведь когда туда приходишь, обязательно разыгрывается спектакль, и ты воочию видишь как они, ее члены, еще не зная тебя, уже все тебя любят, и сразу говорят, что, став членом секты, ты сразу станешь Божьим избранником. Это обращение к гордыне человека, по сути, проверка духовной зрелости. Если человек поддался, то гордыня эта в душе его начинает адептами секты искусственно взращиваться. Проходит время и этот человек утверждается в своем превосходстве над окружающими его людьми. Все кто не разделяет идеологии секты, считаются им врагами. Такие люди отказываются от родных и детей, проклинают их. Живя в миру, отгораживаются от мирской жизни, от традиций завещанных предками. Очевидно, что внутренне они считают себя совершеннее всех окружающих и не замечают уже, что нарушают все основные евангельские законы жизни. Анафеме, по сути, у сектантов преданы терпимость и любовь, зато такой грех как гордыня цветет пышным цветом.

Мы со стороны видим их фанатизм и ограниченность. Забавно и тягостно наблюдать как не очень-то образованные, и мало что понимающие женщины ходят по улицам, квартирам домов пытаясь проповедовать. Большинство из них не сомневаются в том, что несут слово Божье в массы. Реакция православного населения на эти проповеди, как правило, негативная, но проповедников это совсем не смущает, ведь их заранее готовят к такой ситуации. «Свидетели Иеговы», например, видят в этом противлении мира подтверждение своей правоты, потому что, по их вероучению, мир принадлежит дьяволу. Они стойко переносят внешний негатив, энтузиазма только прибавляется. Вспоминает бывший свидетель Иеговы несколько лет как вернувшийся в православие: «А еще на проповеди, испытываешь ни с чем несравнимое пьянящее чувство радости. Крайне негативное отношение к „свидетелям“ на улице меня не смущало, да и никого не смущает, наоборот, поддерживает, хочется еще и еще раз попробовать, ведь ты спасаешь мир, ты один такой уникальный, супергерой. И это дает некую особенную эмоциональную подпитку».

До сих пор, к сожалению, находится значительное число последователей, а в результате плодится зло, рушатся семьи. Ну а либералы, коммунисты, националисты радикального окраса вместе, конечно, с сектантами вводят раскол и излишнее напряжение в наше общество.