Вы здесь

Эрмитаж памяти. Калифорния, осень 2000 (Елена Булатова, 2014)

Калифорния, осень 2000

* * *

Испанские танцорки в красных платьях

И черных нижних юбках моют кар.

Мелькают, вьются в диком южном танце,

Как будто укусил тарантул. Душит жар.


Смиренное авто прижалось на поддоне

И терпит многократный мордохлест,

Как виноватый муж, как зек на зоне, —

Распущенность руки, как добродельный перст.


В сияньи солнца появляется машина

Из пены Афродитою самой.

Водитель рад рождению любимой

И заливает газом с головой.

* * *

За зеркало берусь

И с отвращением

Отбрасываю прочь:

Не я, не Маргарита – грусть

Глядит с волненьем:

Ночь на пороге, ночь.


Казалось, только что

Рвала я снимки,

Где лишь намёк морщин.

«Промчалось былое», и вот

Легли снежинки

Сугробами седин.


Как Гойя написал

«До самой смерти»

Кокетку не унять.

Что ищешь ты в тени зеркал?

Собрались черти

К себе красотку взять.


Заметен возраст лишь,

Когда надолго

Уедешь от друзей.

Как в зеркало на них глядишь

И видишь только

Себя на склоне дней.

* * *

О боже, пахнет эвкалипт

Под солнцем раскалён от зноя.

Благоуханием залит

Стоит наш лагерь под скалою.


Зелёный дождь его листвы

Своею тенью охлаждает,

Волною душной с высоты

Чарует лес и возрождает.


Задумчивая тишина

Полна чириканьем и свистом.

Здесь мы одни, и я одна

Под диском солнечным и мглистым.

* * *

Как синий баклажан,

Огромный корень кельпа,

Бубенчики шута

Поддержат на плаву,

Болота цвет

И форма буквы Дельта,

А листья – золото

На солнце наяву.


Нежнейший океан

Ласкает ноги хладом,

Облизывает берег

Длинная волна,

Ультрамарин воды

Глазам моим отрада.

И тишина вокруг,

И тишина.

* * *

Мне редко снятся сны. А если снятся,

То сразу и легко их забываю.

Натура трезвая к тому ведет: склоняться

Пред зыбким сном душа не принимает.


Но несколько я помню. Вот один

Из детства моего: сад меж домами, там

Штакетник низкий. Сосны. Ряд картин

Меняется. Ловитки. Шум и гам.


Потом всё тихо. Двор и я одна.

Старуха странная стремглав за мной несется.

Я – от неё, вокруг забора, и она

Всё тянет руки. Ей не удаётся


Никак меня поймать. Баба Яга —

Её я узнаю, но мне не страшно.

Я всё ещё смеюсь во сне, когда

Открыв глаза, лежу в тиши домашней.

* * *

И много лет спустя я помню сон:

Вокруг меня толпою озверелой

Теснятся люди. Гул стоит и звон

В ушах моих, и, кажется, горелым


Пропитан воздух. Сдвинулася тьма

И смять грозит, и вдруг окаменела

От вспышки серебристого огня,

Чем стала я на миг, и что она узрела.


И голос мужа вышел из меня,

И, руку я подняв, провозгласила:

«Бог есть любовь!», и силою огня

Серебряного страх остановила.


Но долго я лежала, труп живой,

Не двигаясь, не думая, не слыша,

Боясь понять, случилось что со мной,

И почему со мной, и что там – выше?

* * *

И снова сон. Иду я через ночь

По городу. Безлюдно. Невозможно.

Без тени всё вокруг. Уже невмочь,

И тягостно мне как-то, и тревожно.


Пустая декорация домов

Зияет дырами неосвещённых окон.

Не слышен шум опасливых шагов —

Резиново упруг, не пропускает воздух.


И что-то странное навстречу мне идёт

Козлиное костлявое – худое

И курьи ручки тянет, и кладёт

На бёдра мне. И знаю, что плохое


Задумало то чудище, и рвусь

Из сна зловещего, что мне грозит бедою,

Хочу проснуться и вот-вот проснусь…

Но всё смеётся страшно неземное.

* * *

Друг, ни спеши меня сравнить

С поэтом злато-говорливым —

Стихи домашние кроить

Пытаюсь слогом я ленивым.


Сравнение не в пользу мне —

И в рисованьи я не гений,

И жалкий дар моей родне

Валяется в пыли передней.


О музыке забыть пора.

Не зная нот и правил лада,

Бренчать – пустейшая игра.

Насмешка – знатокам отрада.


Смешны потуги записать

Всё то, что память сохранила.

Неинтересно. Надо знать,

О чём писать. Не быть постылой.


Зачем приходите ко мне

Посменно волны вдохновенья?

Подвигнут к действию оне

И схлынут, вызвав отвращенье.


Но если музы час пришёл,

То ищет ли она достойных?

Случайный гость в случайный дом

Проник, и благовесть спокойно.


Ты избрана, и говори,

И пой, пиши, расходуй краски,

И если не расскажешь ты —

Никто не вспомнит старой сказки.

* * *

Когда выходишь ночью на порог

Своей палатки, что в углу созвездья,

Когда плывёт безмолвно небосвод,

Роняя звёзды, что летят столетья,

Когда тебя объемлет тишина,

И тьма ночная скрадывает звуки,

Ни шороха вокруг, и суета

Дневная отступает, а науки

Молчат смущённые. И вот тогда

Лишь чувства властвуют во мгле и суеверья.

И карта неба незнакомого нема,

Не вызывая ни малейшего доверья.

Где ковш медведицы? Полярная, увы!

Тризвёздно Орион мне поясом сияет.

И вновь тоска по дому возникает,

Не видная в сиянии луны.

Mojave Desert 2000

* * *

Вуалетку тумана

И румяна зари

Приготовила к вечеру

Смерти долина,

И играет алмаз

Той вечерней звезды,

Что украсила ночь

В завершенье картины.

И насурьмили горы

Резные зубцы,

И спустилась прохлада

В долину ночную.

И дорога мерцает —

Там мчатся гонцы,

Унося к антиподам

Жарищу дневную.

* * *

И зеркалом сияет паутина,

И капли дождевые на ветвях,

И птицы осторожные терцины,

И завеси туманов на холмах.


И начинает представление природа,

И осветитель дал прожектора,

И солнце режиссует непогоду,

И мизансценой – дальняя гора.


Проходят марьонетки краем сцены,

Не зная, кто за ниточку ведёт,

Подвластные всесилью Мельпомены,

Вдали от человеческих невзгод.


Заботам недоступные просторы,

Мир поднебесный лишь слегка прикрыла тень,

В туманных вихрях небеса и горы,

И фоном – океан в ненастный день.

Москва, май 2001

* * *

И мимо глаз плывут стволы берез,

И неизменный лес опять встречает,

И птичий свист меня сопровождает,

И вторит птицам тихий скрип колес

Коляски с внуком.

Мимо пробегают

Собачники, атлеты, – люди. Всех

Усталый лес привычно поглощает —

Их беды – горести, их радости и смех.

* * *

Мазки травы на полотне земли

Художник – май небрежно набросал,

И мелкие букашки поползли,

И солнца луч в глаза мои попал.


И ветер прошуршал в траве ужом,

И птичий гвалт заполнил тишину.

Расположились тени под кустом

И отдыхают, отходя ко сну.


Качает ствол березы, как гамак, —

Я чую это собственной спиной.

А растворение в воздусях – явный знак,

Что снова я приехала домой.

* * *

И вот пришло мне время говорить:

«Редеет круг друзей»,

И повторять все чаще,

Что некому внимание дарить.

Все шире мир теней.

И пение косой все слаще.

* * *

Заколдовал меня весенний лес —

Под сильным ветром клонятся березы

И выпрямляются, как мятник-отвес,

Здесь исполняя роль гипнотизера.


Стремительный пролет вороны с громким кар

Внес ноту диссонанса в птичье пенье,

Как появленье голливудской стар

В березовом лесном столпотворенье.


Прозрачно мелколистье в вышине,

Сверкает драгоценным изумрудом —

Его так много в дальней стороне,

А здесь его явленье – чудо.


То волшебство случилось в яркий день

При сильном ветре и листвы сияньи,

И чувство странное мелькнуло, словно тень,

Как новое судьбы предначертанье.

* * *

Рахманинов Сергей, чье имя носит зал,

Нанизан на кол мраморной скульптурой.

И божьих одуванчиков девятый вал

Спешит, чтоб насладиться музкультурой.


Зал бело-голубой, утеха для души,

На волнах музыки баюкал неофита, —

Обидеться на дерзость не спеши,

Ведь маска дерзости – для слабого защита.

* * *

И загудели звуки сарабанды.

Шмелиный гул виолончельных струн

Скрипач с седою гривой и бантом

Залил фонтаном скандинавских рун.


Душа со скрипкой в резонанс вошла,

Сложившись с биоритма частотою.

И буря чувств цунами родила,

Вздыбилася магической волною.


И трепет мою душу охватил,

И странно, и тревожно сердцу стало.

С собою справиться мне не хватило сил,

И долго что-то в глубине дрожало.

* * *

В метро скамей две длинных полосы —

Изделие для перевозки масс —

Сиди себе, да изучай носы,

Да положенье рук, да выраженье глаз.


Ног частокол образовал узор

Орнаментом для верхней половины —

Бредовым продолжением картины,

Чего привычный не заметит взор.


Оторванность носов от лиц людских

Таит оттенок сумасшествия, в котором

Повинен Гоголь, вероятно, псих,

Пустивший нос гулять по городским просторам.

* * *

Собор кафедральный, куда я пришла,

Чтоб хора услышать звучанье,

Смутила афиша, и вдруг принесла

Какое-то воспоминанье.


Нелепа попытка – былое найти

И в юность свою окунуться.

Барже моей жизни – ей дальше ползти,

А времени – нет, не вернуться.


Наверно, небес справедливы весы,

И в жизни не все так уныло —

И стрелки назад прокрутили часы,

А встречу метро подарило.


Виденьем из той, из далекой поры

Сияют газа синевою —

Разочарованье сменяют дары, —

Волхвы их приносят с собою.


За мутью морщинок все те же черты

И та же доверчивость взгляда.

Захлопнулись двери, и скрылася ты,

Мгновенье – и больше не надо.

* * *

Лишь для меня Архипова здесь пела,

И пианист мне Скрябина играл,

И в голове мелодия звенела,

И в судоргах катарсис возникал.


Артист и я – и нет стены меж нами,

Нет и барьера стульев и голов.

Как облак музыки на пиршестве богов

Ряд первый воспаряет временами.

* * *

Хоры, Хоры, Хоры, Хо —

ры, Хоры, Хоры, Хоры —

То поднимут высоко,

То швырнут в тартарары.


На черных клавишах – хористах

Расселись бабочками папки.

В последний миг застыв, солисты

Впилися в дирижера лапки.


Когтит и месит многозвучье, —

Он лепит образы из глины

Безгласия, и стон тягучий

Зарокотал уже в глубинах.


В такт содроганьям дирижера

Колышутся и зал, и сцена.

Стигматы прожигают взоры

В ладонях – в точке столкновенья.


Из хаоса сложились звуки

По знаку властного мессии.

И к небу вновь взметнулись руки

И уменьшают энтропию.

* * *

Смотри, рябина расцвела,

И зелень нежная березы

Из глаз выдавливает слезы,

Как сок из белого ствола.


Изогнуты стволы берез,

Легко склоняются над кручей.

И тоненький вьюнок ползучий

Пока до ветки не дорос.


И вдруг, босым грозя ногам,

Крапивы лес явился взору,

Двум чахлым кустикам, которым

Мы так обрадовались там.

* * *

Надвигалася туча, и пел соловей,

И гремела дорога вдали.

Сильный ветер зеленые травы клонил,

Козерога сменял Водолей.


Я все время Кассандрой какой-то живу, —

Ощущая планеты разрыв,

Океана подъемы, небес синеву,

Уходящую в огненный взрыв.


Назреванье нарыва в сознаньи людском

Не дает мне покоя нигде.

Что же будет, что будет с землею потом?

Ни ответа, ни лжи – быть беде…

* * *

Топочут ножки органиста,

Легко летая по педалям,

Тональности меняя быстро

Во исполненье пасторали.


И вдруг стволы, нацелясь в небо,

Взревели громом Иерихона.

Растет кошмар ночного бреда,

И лопается грудь от звона.


На инфразвуке гул и грохот.

И тошно сердцу, череп давит…

Миг – рухнут стены, рухнут своды, —

И снова – нега пасторали.

* * *

Я – в музыке, внутри, в стереозвуке,

Что создает живой оркестр. Рядом

Сидят прелестные скрипачки. Вскинув руки,

Скользят смычками, манят как наяды

Войти в полифонии вод прохладу.

Красавец дирижер гоняет стадо

Послушного оркестра. Звуки, звуки…

* * *

Кисть пианиста – краб – паук – тарантул,

Что мечется по черно-белой гамме,

Язвя и жаля. Странности таланта

Сжигать сердца, иль разжигать в них пламя.


А слаженности скрипок и альтов

Смогли бы позавидовать, коль знали

Погонщики измученных рабов,

Прикованных к галере кандалами.

* * *

Еще о прошлом годе три сороки

Встречались на дорожке знаком счастья

На день грядущий. Миновали сроки,

И птиц красивых, впрочем, и напастей

Особых нет. Но как-то понемногу

Все уменьшается в лесу разнообразье,

Ежи не выбегают на дорогу,

Все больше кучи мусора и грязи,

И гул машин, и вонь костров слышнее.

* * *

Вчерашней бурей сломана береза.

Насквозь пройду зеленый полог. Сон

Сковал уставший лес. И крики паровоза

Не проникают через стены крон.


Ленивая истома нежит тело.

Тепло, и ласка солнечных лучей

Траву, меня, деревья – всех согрела.

Когда погибнет все, и станет мир ничей,


Пройдя мильены световых веков

Туда, на край Вселенной, затихая,

Лишь легкий шепот о земле лесов

Дойдет до слуха и, дойдя, растает.

* * *

Жара… Жара… Найду ль в лесу спасенье?

Удачная строка, расплавившись, плывет,

Не встретившись ни с кем, в каком-то наважденьи,

Побулькает в мозгу и в нети отойдет.


От запаха костров я в ярости дурею —

И так уже жара, к чему коптить весь мир?

Но жрут шашлык, но пиво пьют и млеют,

Вытапливая радостно вновь запасенный жир.

* * *

Всё возвращается на круги на своя —

С коляской я иду легко-непринуждённо,

Как двадцать лет назад, когда моя семья

Ещё не расползлась по миру протяжённо.


Измучен и изгажен лес зелёный

Встречает вновь, приветливо маня.

Смолою клейкою, как бы слезой солёной,

Он лечит раны. Лечит и меня.


Сквозь вонь и мерзость близи человечьей

Пробились травы к солнцу и весне.

И я стою, прижавшися к сосне,

Как пёс, зализывая раны и увечья.

* * *

Эйфория бушует, пожиная плоды

Человеческой слабости и пожирая

Свои жертвы. Не ждут приближенья беды

И в беспечном восторге мгновенно сгорают.


Разевает, как фурия, чёрную пасть,

Языком своим огненным сладостно лижет, —

И трещат чьи-то кости, и злая напасть

Придвигается к жертве всё ближе и ближе.


Эйфория бушует. Её колдовство,

Её морок нахлынут – и всё, и нет мочи.

Отрезвися, открой свои ясные очи —

Стань на землю, сбрось чары, отринь волшебство.