2. Человек как элемент системы «человек-машина-среда»
2.1. Принципы построения системы «человек-машина-среда»
Принципы построения системы «человек-машина-среда» сложились в результате научных исследований и философского осмысления последовательно развивающихся отношений человека и техники.
Не вызывает сомнения, что ведущим фактором нашего времени является техника, основанная на науке. Для оптимистической веры в прогресс в конце XIX в. техника имела значение последнего, эффективного орудия, способствующего триумфальному шествию Разума и Добра. Однако по мере ее развития все более усиливалось внимание к человеческому измерению прогресса. С бурным ростом техносферы и применением новой информационной технологии на уровне массового сознания получают распространение пессимистические оценки возможностей научно-технического решения проблем техногенного общества. Представления о неограниченной автоматизации труда как главном критерии эффективности деятельности изменились в связи с констатацией ряда негативных воздействий на человека разнообразных технических нововведений.
Противоречивость научно-технического прогресса состоит в том, что наряду с огромными положительными результатами он несет в себе и определенные отрицательные социальные последствия. Техника в широком смысле не является абсолютным благом (техническое действие никогда не может быть «чистым» в достижении поставленной цели). Она всегда имеет негативные побочные эффекты. История технической цивилизации показывает, что рациональное планирование техники, если оно оторвано от гуманистических целей и ценностей, способно порождать иррациональные последствия, иметь разрушающее воздействие на человеческое бытие. Отсюда – боязнь утраты гуманистических идеалов и нравственных нормативов в современном обществе, опасение, что человек в конце концов превратится лишь в придаток машины.
Современный философский анализ техники направлен на обоснование социально-гуманитарной оценки технического прогресса. Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889–1976) считал технику движущей силой новоевропейской истории, но видел в ней и величайшую опасность для человека. Философ рассматривал технику как новый и всемирно-исторический радикальный способ отношения к бытию и предполагал, что опасность техники заключается не в уничтожении человека, а в преобразовании его сущности. М. Хайдеггер отдавал себе отчет в универсальном характере научно-технического прогресса, пронизывающем все сферы современной жизни и культуры, и был далек от мысли «оградить от воздействия техники те или иные массивы жизненного мира». Он стремился искать объяснение феномену техники не в противопоставлении его культуре, а исторически, в единстве их истоков. Техника – это становление «высших» возможностей бытия посредством людей. Хайдеггер характеризует технику как ценность особого рода, причем не утилитарную, а вселенского масштаба, которую по значению можно сопоставить с ценностью истины, так как техника по Хайдеггеру – это важнейший способ (наряду с другими) выявления внутренних, глубинных свойств самого бытия. Техника как «обнаружение» выявляет то, что до поры до времени скрыто в бытии: ее развертывание есть в некотором роде выполнение людьми «обязательств» перед жизнью, поскольку высшие возможности бытия могут быть полностью реализованы лишь посредством человеческой деятельности. Он показал, что вторжения техники многообразны и в отдаленной перспективе даже трудно предсказуемы. Технологическая предопределенность едва ли не фатальна для человека в том смысле, что содержат в себе некую непререкаемую заданность мышления, поведения, сознания. Опасность существует там, где человек бездумно приводит в движение технику либо беспомощно восстает против нее, не ищет способа проникнуть в ее сущность.
В концепции одного из основателей экзистенциализма Карла Ясперса (1883–1969) содержатся важные в мировоззренческом отношении представления о сущности техники и об усиливающейся технизации окружающей среды. Он считал: «техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только бесконечные возможности, но и безграничные опасности».
Философский анализ эпохи под углом зрения духовных приобретений и потерь, связанный с утверждением технической цивилизации, у представителей Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.) выливается в констатацию конфликта между традиционными для европейской культуры представлениями о человеке как о творческом субъекте с сугубо личностным способом реализации любых видов деятельности и осознанием глубокой, неявной, повсеместной детерминированности всех сфер жизни и деятельности современного человека опосредующими универсальными связями научно-технического прогресса.
Многие западные философы видят резервы гуманизации техники в развертывании самого технического прогресса. Так, например американский социолог и публицист-футуролог Алвин Тоффлер (г.р. 1928) рассматривает изменения в общественной жизни как прямой рефлекс развития новой технологической базы. Он считает, что техника, породив массу противоречий и социальных коллизий, призвана их устранить, раскрывая свой потенциал. Именно в технике он видит импульс социальных преобразований и культурных нововведений.
Изменение техники есть функция от эволюции общественно-экономической структуры, а сам термин «техника» имеет широкий мировоззренческий смысл – под ним подразумеваются не только механизмы и машины, но и рациональность определенного типа.
На рубеже XXI в. изменилось содержание производства. Если раньше под производством подразумевали главным образом производство товаров, т. е. сугубо экономический процесс, в котором человек выступал как «часть частичной машины» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. Т.23, с. 433–434), как средство производства товаров, то теперь человек выдвигается на первое место, утверждается доминантность гуманистического подхода к производству, в котором отношения развития талантов и способностей, а следовательно, и развитие социальных и интеллектуальных технологий должны первенствовать, иметь приоритетное значение по сравнению с утилитарными технологиями.
Известно, что источником развития предметов и процессов, сопровождающих их, являются внутренние противоречия элементов, из которых они состоят. Прогресс техники происходит именно потому, что между человеком и техникой складываются отношения единства противоположностей. Противоположность делает их взаимодействие особенно чувствительным и динамичным. Всякое изменение одного какого-либо элемента системы в какой-то мере нарушает единство, требуя соответствующего изменения другого элемента. Когда человек работает с объектом в системе, в которую сам включен, то насильственное и грубое переделывание объекта может вызвать катастрофические изменения для самого человека, так как, трансформируя объект, он изменяет свои собственные функции. В этом случае неизбежны определенные ограничения его деятельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев изменения мира, в которых обеспечивается стратегия выживания. Эти ограничения основываются не только на объективных знаниях, но и на определенных нравственных ценностях, понимании приоритета добра, красоты и человеческой жизни.
Идея «человека в машине» материализуется, приобретает форму объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания людей. Машина как орудие труда человека развивается «по своим» законам, присущим ей и отличным от законов развития человека. Противоречие человек-машина носит непарный, неполярный характер, так как оно образовано из сторон, имеющих различную сущность и развивающихся по различным законам. Поэтому в развитии каждого технического средства возникают не две, а множество самых разнообразных возможностей.
Можно выделить несколько основных принципов организации системы «человек-машина-среда».
Принцип антропоцентризма (от греч. anthropos – человек) выражает приоритетную роль человека в системе «человек-машина-среда». В соответствии с этим принципом сначала в системе проектируется человеческая деятельность, определяются его основные функции и лишь после этого разрабатываются технические средства для ее осуществления.
Ранее антропоцентризм рассматривался в рамках инженерной психологии (установлен Б. Ф. Ломовым). Объектом исследования эргономики объявлялась вся система «человек-машина-среда», но человек рассматривался ее главным элементом. Как аналог понятия «антропоцентризм» иногда применялось понятие «принцип гуманизации труда», подчеркивающий то, что человек играет ведущую, творческую роль в процессе труда.
Усложнение техники привело к резкому росту ее стоимости и значимости в системе «человек-машина-среда». Соответственно «цена» ошибки человека при управлении сложными объектами и процессами тоже возросла.
Сегодня лидирующая роль человека подвергается ревизии, поскольку из-за чрезмерной передачи человеку управляющих функций тот зачастую с ними не справляется. За последние десятилетия более 80 % техногенных происшествий случилось по вине человека (так называемый человеческий фактор). Серьезная авария на атомной электростанции в Чернобыле в 1986 г. произошла потому, что операторы не были обучены всем вариантам анализа информации при управлении энергоблоком и вместо того, чтобы остановить ядерную реакцию, «разогнали» реактор. Известно выражение академика В.И. Легасова, ученого с мировым именем в области ядерной и плазменной технологий, энергосберегающей технологии и водородной энергетики, члена правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации аварии на ЧАЭС: «Я за уважительное отношение к эргономике. Чернобыль учит этому».
По статистике Межгосударственного авиационного комитета, который занимается расследованием всех авиакатастроф на территории стран СНГ за последние пять лет, 70 % происшествий также связаны с человеческим фактором. В данном случае под человеческим фактором подразумевают ошибку специалиста с последующим возложением на него вины и ответственности.
Примеры
1. Столкновение российского самолета ТУ-154 с самолетом США в 2002 г. над Боденским озером. Диспетчер, заменяющий отсутствующего сотрудника, не справился с объемом информации и дал пилоту самолета неправильный приказ. Тот, несмотря на то, что автоматическая аппаратура на его рабочем месте предлагала другие действия, выполнил его. После этой аварии в инструкцию было введено правило – в случае противоречия команд диспетчера и системы TCAS подчиняться компьютерным командам.
2. Авария самолета А-320 в Адлере в 2001 г. Пилот в темноте перепутал положение верх-низ на «авиагоризонте» и резко опустил нос самолета.
3. Авария в Перми. Сентябрь 2008 г. Иностранный прибор «Авиагоризонт» показывает наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. Российский прибор того же назначения имеет обратную индикацию – пилот в нем видит качающийся силуэт самолета на фоне неподвижного горизонта. В приборах применены различные способы кодирования информации. В спокойном полете, когда положение машины близко к горизонтальной плоскости, экипаж хорошо поймет любую индикацию. Когда машина входит в экстремальный режим с большими углами тангажа и крена, непривычный качающийся горизонт может сбить неопытного летчика с толку: правый крен ему покажется левым, а набор высоты – снижением. Так и произошло с пилотом Боинга-737 – самолета, принадлежащего российским авиалиниям.
После аварии в России была приостановлена эксплуатация этих самолетов до полного обучения пилотов работе с новым прибором.
Под вопросом оказался приоритет действий человека, т. е. появились сомнения в непогрешимости действий человека, что вело к отходу от принципа антропоцентризма.
Принцип функционального подхода иногда формулируют как «принцип равнокомпонентного подхода», подчеркивая таким образом равенство ответственности человека и машины в системе «человек-машина-среда». В функционировании любой системы (в том числе в системе «человек-машина-среда») главной задачей является выполнение поставленной перед ней цели, которая достигается путем оптимизации деятельности системы и ее элементов, а также с помощью наиболее эффективного использования возможностей человека. Деятельность человека здесь предстает лишь в качестве системоорганизующего фактора. Человек является элементом в системе «человек-машина-среда», а это значит, что не все должно быть подчинено удобству человека-оператора. Удобство – лишь частный случай эффективного труда. Человеку должно быть комфортно находиться в системе в той степени, в которой это необходимо для выполнения ее функции.
Примеры функциональности организации человеко-машинных систем:
• место клиента на междугородней телефонной станции не позволяет вести долгие переговоры, так как выполнение основной цели системы – получение высокой прибыли достигается не за счет длительности переговоров одного клиента, а за счет их быстрой сменяемости;
• место водителя не должно быть слишком удобным, комфортным и провоцировать сон.
Принцип равенства критериев. Согласно этому принципу сравнительная деятельность человека и машины в системе «человек-машина-среда» должна оцениваться с помощью одних и тех же показателей, а именно надежности, быстроте действия и др. Данный принцип применяется на начальных этапах построения систем – этапах распределения функций между человеком и машиной, что позволяет сделать такое распределение оптимальным. Применение принципа равенства критериев не исключает на дальнейших этапах построения системы «человек-машина-среда» использование специфичных для человека или машины характеристик.
Принцип непрерывности формирования системы «человек-машина-среда» заключается в том, что на всех стадиях жизненного цикла изделий – разработки, производства, эксплуатации и утилизации – производится эргономическое обеспечение. Сейчас эти стадии рассматриваются более широко – как период времени от начала проектирования изделия до завершения, включающий взаимосвязанные стадии – проектирование, производство, хранение, монтаж, наладку, эксплуатацию, в том числе модернизацию, ремонт, техническое и сервисное обслуживание, начало и завершение утилизации.
В зависимости от выполняемой функции система «человек-машина-среда» в каждом конкретном случае может использовать тот или иной принцип организации. Необходимый качественный уровень, который должна приобрести система в процессе ее проектирования и разработки, задают эргономические требования. Эргономические требования в данном случае определяются как требования к изделию, обусловленные свойствами человека и устанавливаемые с целью оптимизации его деятельности. Воплощенные в технике, эргономические требования становятся ее свойствами и показателями.
2.2. Эргономические требования. Структура и номенклатура требований по эргономике
Одной из основных задач эргономики является научная разработка эргономических требований, которые должны учитываться еще на стадии разработки проектов новых машин, технологий, производственных предприятий.
Эргономические требования – это нормированные по отношению к системе «человек-машина-среда» значения показателей эргономических свойств процесса, средств и условий деятельности, а также методов, средств формирования и поддержания необходимой работоспособности человека-оператора.
Эргономические требования являются составной частью общих технических требований, предъявляемых к изделию. Они разрабатываются и задаются с целью повышения качества деятельности оператора, обеспечивающего заданный уровень качества всего изделия по показателям назначения путем наиболее полного и рационального учета характеристик и возможностей человека.
Эргономические требования делятся на общие и частные.
Общие эргономические требования содержатся в нормативных правовых и технических нормативных правовых актах и задаются в виде ссылок на данные документы. Как правило, эти требования относятся к условиям, в которых непосредственно осуществляется какая-либо деятельность.
Можно выделить четыре основные группы таких документов:
1. Документы по охране труда
Правила, инструкции:
– межотраслевые общие правила по охране труда;
– межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановках;
– правила охраны труда при работе на высоте;
– межотраслевая типовая инструкция по охране труда при выполнении работ с ручным слесарно-монтажным инструментом и др.
2. Санитарно-гигиенические документы
Гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН):
– СанПиН 2.2.4/2.1.8.10322002. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки;
– СанПиН 2.2.4/2.1.8.10332002. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий;
– СанПиН 980 РБ 98. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений;
– СанПиН 9-131 РБ 2000. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы;
– СанПиН 11-19-94. Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ;
– СанПиН 13-2-2007. Гигиеническая классификация условий труда и др.
3. Строительные нормы и правила
Строительные нормы Республики Беларуси (СНБ), строительные нормы и правила (СНиП):
– СНБ 1.04.01–04. Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации;
– ТКП 45-2.04-153-2009. Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования;
– ТКП 3.02-209-2010. Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования;
– СНБ 4.02.01–03. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и др.
4. Документы по стандартизации
Государственные, межгосударственные стандарты, технические условия, сертификаты.
В настоящее время на территории Республики Беларусь продолжает действовать ряд государственных стандартов СССР, в том числе и те, которые отражают эргономические требования.
Среди них следующие документы:
Система стандартов безопасности труда (ССБТ):
– ГОСТ 12.2.003-91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности;
– ГОСТ 12.4.026-76. ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности;
– ГОСТ 12.2.032-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования;
– ГОСТ 12.2.033-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования и др.
Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения (ССЭТО):
– ГОСТ 29.00.002-84. ССЭТО. Эргономическое обеспечение. Основные положения;
– ГОСТ 29.04.002-84. ССЭТО. Алгоритм и структура деятельности оператора. Общие эргономические требования;
– ГОСТ 29.04.003-85. ССЭТО. Модели информационные.
Общие эргономические требования и др.
Система стандартов эргономики и технической эстетики (ССЭТЭ): например, ГОСТ 30.001-83. ССЭТЭ. Основные положения.
Эргономические требования, изложенные в Комплексе стандартов системы «человек-машина-среда»:
– ГОСТ 23000-78. СЧМ. Пульты управления. Общие эргономические требования;
– ГОСТ 22269-76. СЧМ. Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования и др.
Другие стандарты:
– ГОСТ 23090-79. Аппаратура радиоэлектронная. Правила составления и текст пояснительных надписей и команд;
– ГОСТ Р 50948-2001. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности и др.
Разрабатываются Государственные стандарты Республики Беларусь (СТБ) – например, СТБ ЕН 894-1-2003. Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 1. Общие руководящие принципы при взаимодействии оператора с индикаторами и органами управления.
Частные эргономические требования задаются в виде конкретных параметров, в том числе под конкретного пользователя, либо в виде обобщенных (интегральных) показателей.
Приведем несколько примеров интегральных показателей. Интегральные показатели по управляемости:
– среднее время или коэффициент занятости;
– вероятность выполнения человеком-оператором какой-либо деятельности с требуемым качеством;
– производительность труда или норма времени. Интегральные показатели по обслуживаемости:
– среднее оперативное время на подготовку технических средств к ее применению;
– среднее время на восстановление или профилактику технических средств.
Интегральные показатели по освояемости:
– среднее календарное время профессиональной подготовки человека-оператора;
– уровень квалификации человека-оператора. Интегральные показатели по обитаемости:
– время нахождения в помещении;
– количество потребляемого воздуха.
Эргономические требования должны быть направлены на повышение эффективности деятельности системы «человек-машина-среда» и сохранение здоровья человека, взаимодействующего с изделием, за счет оптимизации следующих факторов:
– физической, информационной, психологической, умственной нагрузки на человека;
– условий деятельности, поддержания и восстановления здоровья и работоспособности человека;
– уровня профессиональной подготовки человека.
Общие и частные эргономические требования (с использованием принципов группирования) объединены в структуру, содержащую шесть групп требований, каждая из которых состоит из определенного количества подгрупп. Подгруппы требований в свою очередь наполняются конкретными требованиями к соответствующим объектам. Объекты предъявления эргономических требований выбираются в зависимости от сложности изделия и условий его эксплуатации.
Основные группы, структура и номенклатура общих эргономических требований регламентированы ГОСТ 20.39.108-85. Комплексная система общих технических требований. Требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике.
Основные группы общих эргономических требований:
1. Требования к организации системы «человек-машина-среда»:
1.1. Эргономичность.
1.2. Распределение функций между оператором и техническими средствами.
1.3. Квалификация операторов.
1.4. Численность операторов и распределение функций между ними.
2. Требования к организации деятельности оператора:
2.1. Алгоритм деятельности оператора.
2.2. Информационные модели деятельности оператора.
2.3. Требования к эксплуатационной документации.
3. Требования к техническим средствам деятельности оператора:
3.1. Конструкция и компоновка рабочего места оператора.
3.2. Взаимное расположение рабочих мест и средства отображаемой информации коллективного пользования.
3.3. Форма, расположение, размеры приборных панелей и пультов управления.
3.4. Обзорность приборных панелей и пультов управления.
3.5. Требования к досягаемости органов управления.
3.6. Размещение и группирование элементов приборных панелей и пультов управления.
3.7. Требования к средствам отображения визуальной информации.
3.8. Требования к средствам акустической информации.
3.9. Требования к средствам тактильной информации.
3.10. Требования к визуальным оптическим приборам получения информации.
3.11. Требования к органам управления.
3.12. Кресло оператора.
3.13. Оборудование на рабочем месте.
3.14. Требования к инструменту.
4. Формирование и поддержание работоспособности операторов.
4.1. Организация обучения и тренировки.
4.2. Организация профессионально-психофизиологического отбора.
4.3. Комплектование коллективов.
4.4. Режим труда и отдыха.
4.5. Требования к аппаратуре обучения и тренировки.
4.6. Требования к аппаратуре контроля функционального состояния.
4.7. Требования к экипировке и специальному снаряжению.
5. Требования к обитаемым помещениям:
5.1. Форма и объем помещения.
5.2. Требования к элементам помещения, обеспечивающим вход в него и выход из него, перемещение внутри помещения, а также к оборудованию помещений.
6. Требования к факторам внешней среды:
6.1. Требования к физическим факторам.
6.2. Требования к химическим факторам.
6.3. Требования к биологическим факторам.
6.4. Требования к социально-бытовым факторам.
2.3. Человеческий фактор. Общие понятия о характеристиках человека
Одной из основных категорий эргономики является человеческий фактор. Понятие «человеческий фактор» в рамках предельно общего уровня анализа социальной реальности – специфически обозначенная функция человека в системе социальных, экономических, производственных, организационно-управленческих и прочих отношениях, т. е. всего того, что относится к нему как к субъекту деятельности в различных сферах общественной жизни. Под понятием «человеческий фактор» подразумевается вся совокупность свойств человека
(социальных, психологических, биологических), так или иначе проявляющихся в его социальной деятельности и тем самым оказывающих определенное влияние на социальные процессы и их отношения. Связывая социальный прогресс общества с человеческим фактором, можно отметить существо этого фактора – сознательные, инициативные, творческие, созидательные, преобразующие себя и общество потенции человека.
В эргономике человеческий фактор выступает в осознанной, внешне выраженной, экстериоризованной форме знания – знания научного. Характерной чертой человеческого фактора является его многогранность, а также объективность и системность. Объективный характер человеческого фактора заключается в том, что он существует независимо от воспринимающих, равно как и не воспринимающих его субъектов. Он имманентно присущ любому человеческому обществу, обладающему объективными закономерностями, и, следовательно, доступен познанию. Системность человеческого фактора состоит не только в том, что он многокомпонентное и сложноорганизованное образование, но также и в том, что ему присущ диалектико-противоречивый характер, т. е. он проявляется и позитивно, и негативно.
Линейные зависимости между производственной и социальной сферами общества являются скорее исключением, чем правилом. Обусловлено это тем, что результаты производственной деятельности чрезвычайно многообразны, их нельзя ограничивать только количественными характеристиками. Наряду с продуктом в процессе общественного производства создаются и воспроизводятся творческие способности личности, социально-экономические условия, обеспечивающие их реализацию во всех сферах жизни: экономике, политике, науке, идеологии.
Технократическое истолкование понятия «человеческий фактор» умаляет активную роль человека в современном производстве, низводя его до полной зависимости от техники. Тем не менее само понятие фактора выступает как причина и движущая сила, как средство достижения каких-то результатов. Этот фактор, не имея возможности универсально выразить сущностные связи человека с природой и обществом, фиксирует определенные стороны этих связей, являясь по своему содержанию неотрывным от деятельности.
На уровне системы «человек-машина-среда» человеческие факторы представляют собой интегральные характеристики связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при их взаимодействии в системе. В понятии человеческих факторов фиксируются не отдельные признаки компонентов системы, а ее совокупные качества. По отношению к свойствам ее компонентов человеческие факторы представляют собой своего рода качества второго порядка, возникающие как результат интеграции, воплощения в единое целое природных качеств, характеризующих среду, предметных качеств, свойственных машине и предмету деятельности, а также социальных качеств, присущих человеку.
Присутствие человека в системе «человек-машина-среда» не означает, что человеческие факторы изначально заданы. В каждой конкретной системе человеческие факторы определяются на основе предварительного анализа задач данной системы, функций человека в ней, типа и характера его деятельности. Поскольку с усложнением техники управляющая роль человека ограничивается, в рамках принципа функционального подхода человеческие факторы представляют собой свойства системы «человек-машина-среда», обусловленные положением и ролью в ней человека, т. е. совокупность антропометрических, психофизиологических и психологических свойств и особенностей, определяющих взаимную адаптацию человека с машиной и окружающей средой.
Эти свойства и особенности могут быть выявлены при наличии фундаментальных знаний о характеристиках и возможностях человека.
В качестве основных рассматриваются следующие характеристики человека:
– психические функции;
– психофизиологические характеристики (возможности анализаторов, сенсомоторные процессы, вегетативные реакции);
– антропометрические (силовые, масса, размеры тела);
– гигиенические (восприятие факторов окружающей среды).
Психика есть свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990). Сложность процессов переработки информации в современных системах «человек-машина-среда» обусловливает необходимость изучения психических функций, описывающих интеллектуальную деятельность человека.
Психические функции – функции деятельности мозга человека. Изучению мозга – центрального отдела нервной системы человека и животных – посвящено огромное количество научных исследований, использующих, в частности, методы сравнительного анализа. Результаты этих исследований представляют определенный интерес.
Известно, что по составу и количеству структурных элементов наша ДНК отличается от ДНК шимпанзе всего на несколько процентов. Это подтверждает вывод о том, что мы один род (даже не вид) животных. При этом мозг современного шимпанзе имеет массу 350–400 г, а принятая минимальная норма для человека составляет 1300–1400 г. Неандертальцы имели такой же мозг, как кроманьонцы (а в некоторых случаях и больше), и пользовались такими же орудиями труда. Продолжительность жизни неандертальцев составляла примерно 20–23 года, кроманьонцев – до 26 лет. Возникает вопрос: почему именно кроманьонцы стали нашими предками?
Сегодня рассматривают две теории их превращения в человека. По Макиавелли, интеллект появился для повышения статуса человека в группе. По другой теории – полового отбора – интеллект развился как средство привлечения половых партнеров. Обе теории дополняют друг друга: процесс очеловечивания связан с особой структурой семейных отношений. Примерно 4,5 млн лет назад у наших предков стала формироваться социальная моногамия. Возникли постоянные семейные пары, в которых самцы снабжали самок едой по системе – секс в обмен на пищу. Сегодня этот механизм хорошо проявляется в «статусном» потреблении. Когда в рекламе Ferrari мы видим обнаженную девушку – это отсыл к поведенческому коду, возникшему задолго до возникновения человека.
Чтобы повысить свой статус в группе, надо было быть умнее, хитрее остальных. Уже через несколько поколений средний уровень социального интеллекта популяции повышался. Причем первыми развивались социальные способности, а потом уже все остальные. Преимуществом одного человека перед другим было стремление понимать мотивы соплеменников, предвидеть их реакцию и умение выполнять желаемое. В результате увеличивается размер мозга, а поведение становится все более сложным. В конце концов появляется культура, и уже она превращается в дополнительный фактор эволюции. Если у общества есть свои законы, ритуалы, традиции, то шансы на продолжение рода существуют только у них, людей, чей мозг породил свою культуру.
Первый качественный скачок, связанный с массой мозга человека, произошел около 2,5 млн лет назад вследствие перехода на прямохождение и изменения центра тяжести в организме. При прямохождении снизилась нагрузка на излом позвоночника, что позволило утяжелить голову. Масса мозга увеличилась, когда с переходом на всеядность и менее грубую пищу (зачастую подвергнутую термической обработке) уменьшились зубы. В конце раннего верхнего палеолита мозг перестал расти, а около 10 тысяч лет назад (в начале периода последнего потепления) и вовсе стал проявлять тенденцию к уменьшению вследствие усложнения его структуры на клеточном уровне. Наиболее активно увеличивалась лобная доля, ответственная за память, сознание, социальные взаимоотношения. Помимо памяти у человека она отвечает и за другие высшие функции, например за способность к абстракциям и состраданию.
С момента освоения человеком равнинных пространств и до конца XVIII в. продолжительность жизни человека составляла 30–39 лет (табл. 2.1). При этом женщины жили на 5 лет меньше мужчин.
С началом промышленной революции (конец XVIII в.) средняя продолжительность жизни человека увеличилась, причем женщины стали жить дольше мужчин.
Таблица 2.1. Продолжительность жизни человека в отдельные периоды цивилизации.
Объем мозга прямо пропорционален росту и независим от массы тела. В настоящее время не выявлено влияние массы мозга на умственные способности человека. Приведем примеры массы мозга великих людей:
– Владимир Ильич Ленин – 1340 г;
– Иван Сергеевич Тургенев – 2012 г;
– Жорж Ноэл Гордон Байрон – 1800 г;
– Альберт Эйнштейн – 1230 г;
– Анатоль Франс – 1100 г (после инсульта, поразившего половину мозга, он еще долго писал);
– Рабиндранат Тагор – 980 г.
В госпитале Святого Винсента в Нью-Йорке в 1935 г. родился ребенок, у которого полностью отсутствовал мозг. Тем не менее в течение 27 дней он жил, ел и кричал, как это делают все новорожденные. Поведение ребенка было абсолютно нормальным, и о том, что у него нет мозга, до вскрытия никто даже не подозревал.
В.И. Ленин умер в 1924 г. Политбюро решило изучить его мозг и вызвало из Германии профессора Оскара Фогта. Была создана лаборатория по изучению его мозга, а в 1928 г. она преобразована в Институт мозга, в котором был создан музей (сейчас – Научный центр неврологии РАМН и Музей эволюции мозга). О. Фогт, возглавлявший до этого Нейробиологический институт в Берлине, произвел в исследовательских целях 34 тыс. спилов мозга Ленина и на основании этого исследовал структуру его клеток. Он руководил Институтом мозга до 1937 г. Мозг Ленина сравнивали с мозгом других известных деятелей страны. Отмечено, что у него был более высокий процент борозд лобной доли по сравнению с мозгом Куйбышева, Луначарского, Менжинского, Богданова, Мичурина, Маяковского, Циолковского.
Аналогичную работу проделал доктор Т. Гарви, когда удалил мозг Эйнштейна с целью спасти его от кремации. Хирургическим ножом он выделил 170 фрагментов мозга. Из них он тоже произвел сверхтонкие срезы, которые поместил на слайды для микроскопа, создав 12 наборов. Два набора он оставил себе, остальные раздал знакомым исследователям. Семья Эйнштейна об этом ничего не знала. Когда слухи о срезах просочились, семью убедили, что они будут использоваться только для научной работы и для публикации в научных журналах, но ни в коем случае не для сенсаций.
Значительную роль в мыслительной деятельности играет кора головного мозга. Кора не имеет четкой локализации функций – когда разрушается один участок мозга, соседние берут на себя часть утерянных функций. Различные нервные центры определяются по извилинам.
Умственные способности могут изменяться. Их можно целенаправленно увеличивать, если последовательно тренировать свой мозг. Диета, образ жизни и специальные упражнения – это те факторы, которые в состоянии помочь человеку повысить уровень IQ как минимум на 20 %. Физические упражнения улучшают кровообращение головного мозга, доставляя кислород и питательные вещества к его клеткам, а постоянное общение с разными людьми помогает развивать вербальные аспекты работы мышления, приводит к увеличению объема и плотности серого вещества.
Функциональная асимметрия головного мозга – распределение психических функций между левым и правым полушариями. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами. У всех людей одно из полушарий доминирует (чаще правое; левшей около 12 %).
Впервые асимметрия головного мозга была замечена в первой половине ХIХ в. при наблюдении больных с различными отклонениями в функциях мозга. Люди с доминированием левого полушария имеют следующие характерные признаки:
– чаще правши;
– обладают логическим и аналитическим мышлением (расчетливость, рациональность);
– хорошо воспринимают и запоминают вербальные сигналы;
– имеют развитую речь, быстро читают и пишут;
– регулируют произвольное поведение;
– используют чужой опыт;
– уверены в себе;
– имеют способности к обучению иностранным языкам;
– обладают логической памятью.
Люди с доминированием правого полушария имеют следующие характерные признаки:
– чаще левши;
– имеют склонность к иммунным заболеваниям;
– хорошо воспринимают и запоминают невербальные сигналы (музыку, зрительные образы, материал, цвет);
– обладают способностью к зрительно-пространственной ориентации;
– умеют распознавать сложные объекты (в частности, человеческие лица);
– могут продуцировать сновидения;
– регулируют непроизвольное поведение;
– больше, чем правши, страдают от различных психологических комплексов – в частности, от комплекса неполноценности;
– имеют низкую реактивность, медлительны, речь с остановками (часто используются слова-паразиты);
– труднообучаемы иностранным языкам;
– используют личный опыт.
Правое полушарие связано с негативными эмоциями (при ослаблении левого полушария у больных проявляются пессимизм, беспокойство, плаксивость). При снижении активности правого полушария возникают беспричинная эйфория, индифферентное настроение, частый смех.
Левополушарные люди чаще встречаются в западных странах, особенно в Германии, правополушарные – на Востоке и в Африке, а также среди островных народов (англичане, японцы, ирландцы, США).
У женщин асимметрия выражена в меньшей степени, чем у мужчин.
Предпосылки к становлению функциональной асимметрии мозга передаются генетически, но сама ассиметрия окончательно формируется лишь при социальном общении (у неграмотных людей асимметрия проявляется реже, чем у грамотных) и закрепляется в 10–14 лет. Правополушарные дети позже взрослеют, но среди взрослых людей с доминированием правого полушария насчитывается большее количество великих деятелей искусства.
Правое и левое полушария работают на разной частоте. В момент засыпания и просыпания частота синхронизируется и мозг человека в эти моменты обладает максимальными возможностями к действию.
Основное различие полушарий определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т. е. типом мышления. Левополушарное мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря такой способности левого полушария формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или в других условных знаках, что является обязательным условиям социального общения. Правополушарное мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного считывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи, а также во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия образа. Благодаря такому взаимодействию образов (сразу в нескольких смысловых плоскостях) они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность лежит, с одной стороны, в основе творчества, но с другой – затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. В целом полушария мозга, дополняя друг друга, обеспечивают регуляцию целостного поведения человека.
Асимметрия правого и левого полушария мозга имеет выражение в приоритетности различных видов деятельности человека и является основой многих положений так называемой «договорной эргономики». Это выражается, например, в том, что на Земле преобладают правостороннее движение транспорта; кухонная посуда, расположение выключателей освещения, установка дверей, окон рассчитаны на праворуких пользователей; кран горячей воды на кухонной мойке расположен слева; турка для кофе приспособлена для правой руки. Военные носят медали на левой стороне груди, сабля слева, на лошадь садятся слева и шагают, начиная с левой ноги, так как щит в давние времена защищал левую ногу, а в правой находилось оружие. Все это удобнее для праворуких, которых большинство. Примечательно, что в Японии и Великобритании, где правополушарных людей больше, левостороннее движение.
К основным психическим функциям относятся:
• внимание;
• память;
• мышление;
• восприятие.
Внимание и память как психические процессы связаны с нервной деятельностью и являются фундаментальными процессами. Мышление завершает цепь обработки информации. Восприятие – сложный психический процесс, который определяется конкретными сочетаниями и взаимодействиями различных ощущений, что в свою очередь зависит от своеобразия связей и отношений свойств, качеств, сторон предметов и явлений.
Психофизиологические характеристики рассматриваются с целью определения функциональных возможностей каналов приема и обработки информации человеком, когда в качестве носителей информации выступают сигналы самых разных модальностей. Целесообразная деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних систем организма. Этот процесс осуществляется с помощью анализаторов – подсистем центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающих прием и первичный анализ сигналов.
Сенсомоторные процессы управляются головным и спинным мозгом. Измерение времени простой сенсомоторной реакции (процесса) позволяет определить быстроту и стабильность сенсомоторного реагирования. В качестве стимулов используют световые и звуковые сигналы различной интенсивности.
Время простой сенсомоторной реакции (ПСР) состоит из латентного (внешне не проявляющегося) (ЛП) и моторного периодов (МП). Простая сенсомоторная реакция на световой раздражитель начинается через 0,15–0,30 с (реакция на звуковой или осязательный – несколько быстрее). Время, необходимое для перенесения руки или ноги на расстояние 25 см, составляет 0,5 с (соотношение расстояния и времени выполнения движения определяется логарифмической зависимостью). В сложной сенсомоторной реакции (ССР) рассматривается несколько сигналов или их видов, а моторное действие может производиться несколькими способами.
Эти характеристики являются природными и мало поддаются тренировке, ослабевают при усталости и с возрастом. На скорость реакции могут влиять некоторые раздражители – например, запахи: приятные – положительно, а неприятные – отрицательно.
Вегетативная нервная система координирует функции многих органов и систем организма (сердце, пищевод, желудок, печень, кишечник, почки и т. п.), изменяет их деятельность, регулируя частоту сердечных сокращений, перераспределяя потоки крови, расширяя сосуды, стимулируя работу желудочных желез, сокращая и расслабляя мускулатуру.
Центры вегетативной нервной системы расположены в основном в спинном мозге и подчиняются высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге – гипоталамусе и полосатом теле.
Антропометрические характеристики определяют условия оптимального функционирования физиологических систем человека. Данные о строении тела человека, размеров тела в целом и его частей, возрастных, половых, этнических, профессиональных и социальных факторов, влияющих на антропометрические признаки, изучаются для решения широкого круга задач при проектировании и оценке качества не только технических средств, но и мебели, интерьеров и изделий культурно-бытового назначения.
Функциональное состояние, возникающее у человека в процессе деятельности, характеризуется степенью актуальности психофизиологических ресурсов индивида, потребовавшихся для выполнения стоящих перед ним задач. Изучение функционального состояния человека необходимо для решения возникающих в процессе проектирования системы «человек-машина-среда» проблем, касающихся оптимальной организации процесса деятельности, разработки режимов труда и отдыха, нормирования труда и определения допустимых зон воздействия нагрузок, оптимизации процесса профессионального обучения, подбора кадров и формирования коллективов.
При изучении функционального состояния особое внимание уделяется эмоциям и мотивациям.
Эмоция – это реакция на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности (интерес, радость, удивление, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Эмоции часто свойственны как человеку, так и животным.
Эмоциональное возбуждение сопровождается усилением деятельности кишечника и мочевого пузыря, сердцебиением, потоотделением. Гнев и ярость вызывают напряжение мышц тела, а приятные эмоции наоборот их расслабляют.
Поскольку вегетативные реакции мало подвластны самоуправлению, считается, что они способны выступать в качестве критериев измерения эмоционального состояния организма – это частота сердечных сокращений, частота дыхания, тремор, критическая частота слияния мельканий, кожно-гальваническая реакция, выделение пота, слюны, желудочного сока и т. п.
По названным критериям может оцениваться функциональное состояние организма оператора. Эти принципы использованы в детекторе лжи. В судопроизводстве Древнего Китая во время речи обвинителя подозреваемому клали в рот горсть сухого риса. Если после окончания речи зерна оставались сухими и подозреваемый не мог выплюнуть всю горсть, то он превращался в обвиняемого. Отсутствие слюны и сухость во рту свидетельствовали о повышенной нервозности, а раз человек волнуется, значит он лжет.
Мотивация – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Имеются три группы мотивации:
• биологическая (формируется на основе биологических потребностей организма – голод, жажда, половое влечение и т. п.);
• социальная (потребность в общении, стремление к доминированию, агрессивность);
• духовная (творческие, эстетические потребности, желание самосовершенствоваться).
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется противоречивость научно-технического прогресса?
2. Каковы особенности философского анализа техники М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Тоффлера и других философов ХХ в.?
3. Какие существуют принципы построения системы «человек-машина-среда»?
4. Какой принцип построения системы «человек-машина-среда» является своеобразным фундаментом эргономики?
5. Какие примеры функциональности организации системы «человек-машина-среда» вы можете привести?
6. Какой принцип используется на начальных этапах построения систем?
7. В чем заключается принцип непрерывности формирования системы «человек-машина-среда»?
8. Что представляют собой эргономические требования?
9. Какие общие эргономические требования вы знаете?
10. В каком виде могут задаваться частные эргономические требования?
11. Какова структура и номенклатура требований по эргономике?
12. Чем обусловлена необходимость изучения психических функций человека?
13. В чем заключается функциональная асимметрия головного мозга?
14. С какой целью в построении системы «человек-машина-среда» рассматриваются психофизиологические характеристики человека?
15. Какие существуют внешние и внутренние анализаторные системы человека?
16. Что в построении системы «человек-машина-среда» определяют антропометрические характеристики?
17. Для чего выявляется функциональное состояние человека?
18. Что является реакцией на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности человека?
19. Какие существуют группы мотивации?