Часть первая
Хирогномия
Глава 1
О форме рук и пальцев
Чтение по руке в действительности означает изучение руки в целом. Эта наука, однако, подразделяется на две части, хирогномию и хиромантию, которые органично дополняют друг друга. Первая рассматривает форму руки и пальцев и связана с наследственным влиянием характера и предрасположенностью, вторая имеет отношение к линиям и отметкам на ладони, а также к событиям минувшего, настоящего и будущего.
Понятно, что вторую часть данного исследования невозможно рассматривать в отрыве от первой; таким образом, в ходе изучения и чтения по руке прежде необходимо обратить внимание на форму, конфигурацию, кожу, ногти и так далее, а затем уже переходить к толкованию линий и отметок ладони. Кое-кто считает эту часть предмета не заслуживающей внимания; следует также заметить, что многочисленные книги по чтению по руке часто игнорируют ее значение и сразу переходят к более интересным деталям.
Однако, немного подумав, любитель хиромантии убедится в ошибочности такого подхода, который ведет к неправильному результату, и поймет, что, если предмет заслуживает хоть какого-нибудь внимания, им следует заняться вплотную; кроме того, форму руки легче распознавать, чем линии ладони, и, следовательно, удается гораздо проще и быстрее узнать о характере незнакомых тебе людей, сидя в вагоне поезда, в церкви, на концерте или в гостиной.
Как знаток лошадей, бросив взгляд на ноги животного, скажет, что следует ожидать от чистокровной породы, так по особенностям строения руки человека можно проследить цепь наследственных признаков в его семье.
Естественно, трудно ожидать, что лошадь с длинными стройными ногами справится с работой тяжеловоза; так и человек с длинными пальцами и узкими ладонями «в мастерской жизни» найдет себе применение, отличное от того, у кого пальцы толстые и короткие, а ладонь крупная. Это наблюдение справедливо для всех, без исключения, типов рук. Их изучение представляется очень интересным занятием; оно намного доступнее, чем чтение линий ладони, поскольку многие люди отказывают выставлять свои ладони, тогда как, взглянув на руку, можно безошибочно определить характер и темперамент человека.
Характеристики разных народов, определяемые через форму рук, также увлекательное занятие в наших исследованиях, правда, на них мало кто обращает внимание. Ниже я постараюсь перечислить эти основные характеристики, которые наблюдал собственными глазами. Необходимо также отметить различную конфигурацию рук и их пригодность к выполнению разных видов работы, и хотя путем проявления воли мы можем изменить и восполнить (в определенной степени) почти любой конституционный дефект, тем не менее не подлежит сомнению тот факт, что одни типы рук более пригодны для выполнения определенной работы, чем другие. В этом, собственно говоря, и заключается прямое назначение хирогномии. Нам, следовательно, предстоит начать с рассмотрения рук различных типов и их модификаций, применительно к темпераменту и характеру тех, кому они принадлежат.
Все руки можно разделить на семь типов:
Элементарный, или низший;
Квадратный, или полезный;
Лопаточный, или нервно-активный;
Философский, или узловатый;
Конический, или артистический;
Психический, или идеалистический;
Смешанный тип.
Каждый из этих типов, в свою очередь, подразделяется на семь вариантов. Эти семь вариантов образовались в результате перемешивания семи типов. Среди цивилизованных наций элементарный тип редко встречается в его чистом виде, и будет целесообразно, бегло рассказав о нем, подробно остановиться на разделе, посвященном квадратной руке.
Глава 2
Элементарная, или низшая, рука
Эту руку, естественно, следует отнести к человеку с самым низким типом умственного развития. По своему внешнему виду она груба и неизящна, с крупной, мясистой, тяжелой ладонью, короткими пальцами и короткими ногтями (рис. 1). Всегда обращайте внимание на длину ладони и ногтей. В отдельных книгах по хиромантии говорится, что, если длина пальцев превышает длину ладони, это служит верным признаком интеллектуальности, однако мы постараемся показать, что данное суждение некорректно. Никто не доказал, что пальцы должны иметь большую длину, чем ладонь. То, что они могут иметь одинаковую или почти одинаковую с ней длину, не подлежит сомнению, а первый случай отмечается исключительно редко. Однако, когда по отношению к ладони пальцы выглядят длинными, это указывает на более интеллектуальную натуру по сравнению с обладателем коротких пальцев. В своей работе по физиогномии человеческого тела доктор Каирн указывает, что «кости ладони формируют у диких животных почти всю переднюю лапу». Вывод напрашивается сам собой: чем больше ладонь доминирует над кистью руки, тем сильнее проявляется животный характер. Это важный момент в элементарной руке: ладонь всегда будет толстой и грубой, а пальцы – короткими и неловкими. На таких ладонях можно увидеть очень мало линий. Людей, обладающих кистями подобного рода, отличают весьма неразвитые умственные способности, зато они более склоны к проявлению насилия. Эти представители человеческой расы почти не умеют контролировать свои эмоции; любовь к форме, цвету и изящному их не волнует. Большой палец у них короткий и толстый, а его верхняя фаланга тяжелая, полная и квадратная. Люди с такими руками подвержены приступам ярости, но мужественными их не назовешь. Если они совершают убийство, то находясь в состоянии аффекта или обуреваемые духом разрушения. Им присуща определенная низменная хитрость, но это хитрость инстинкта, но не разума. Эти люди ни к чему не стремятся; они только едят, пьют, спят и умирают. (См. также раздел «Руки наций», часть первая, глава 16.)
Рис. 1. Элементарная рука
Глава 3
Квадратная рука и ее варианты
Квадратная рука подразумевает квадратную ладонь у запястья, квадратное основание пальцев и собственно пальцы прямоугольной формы (рис. 2). Такой тип руки называется также полезным (трудящимся), поскольку отмечается у низших слоев общества. Как правило, он имеет короткие и квадратные ногти.
Обладатели таких рук во всем любят порядок, они пунктуальны и точны, но не в силу какого-либо прирожденного такта, а скорее вследствие того, что привыкли руководствоваться привычками и обычаями. Они уважают власть, они любят дисциплину, они стараются, чтобы все было разложено по полочкам, и это касается не только хозяйственной, но и умственной деятельности. Они уважают закон и порядок, но, рабы привычного, они всегда упрямо стоят на своем; они предпочитают действовать обдуманно, а не идти на поводу у своих инстинктов; им больше по душе мир, чем война; их отличает методичность в работе и в поступках. Они наделены огромным упорством, никогда не отступают от намеченной цели. Их больше интересует сфера материального, и они достигают успехов в практических делах. В религиозных вопросах они не придерживаются крайностей; предпочитая существенное показному и догматы идеям. Они ни к кому не приспосабливаются и не отличаются разносторонними талантами; в них мало оригинальности или воображения, но в работе эти люди проявляют большую старательность, силу характера и силу воли, часто обходя более талантливых или даже блестящих соперников. Они, естественно, отдают предпочтение точным наукам и всем практическим видам исследований.
Рис. 2. Квадратная рука
Их стезя – сельское хозяйство и торговля, они любят домашний уют и заботы по дому, но сдержаны в проявлении нежных чувств. Они искренни и верны своим обещаниям, надежны в дружбе, их сильная сторона – принципы и честность в бизнесе. Их самый существенный недостаток – мерить все на свой аршин и не верить ничему, чего они не понимают.
Ладонь такого типа встречается довольно часто, и ее легко распознать. Тот, кому она принадлежит, является материалистом во всех смыслах этого слова. От такого человека всегда следует ожидать фразу: «Пока я не услышу своими собственными ушами и не увижу своими собственными глазами, не поверю». Но даже после подобного заявления я очень сомневаюсь, чтобы его можно было в чем-то убедить. Обладатели этих рук, как правило, упрямы и мыслят узко. Эти люди делают деньги, но по понуканию; их нельзя назвать скупыми, но их отличает деловитость и практичность; они любят копить, поклоняются богатству; во всем они ищут материальную выгоду.
Следующая модификация – квадратная кисть руки с очень длинными пальцами. Она указывает на более широкое развитие умственных способностей, чем квадратная рука с короткими пальцами. Такая рука ассоциируется с логикой и методом, но в более значительной степени, чем это присуще чисто квадратному типу, который, руководствуясь правилами и обычаями, должен следовать по проторенному пути. Обладатели подобной руки, наоборот, склонны подвергать все научному изучению, не поддаются влиянию предрассудков и будут действовать осторожно и основательно до логического конца, найдя свое призвание в карьере ученого или в профессии, связанной с логическим и интеллектуальным подходом.
У представителей данного типа обычно наличествуют длинные пальцы, и они в первую очередь питают страсть к деталям. Люди с такими ладонями часто находят свое призвание в строительстве; они разрабатывают планы исходя из любых известных предпосышок и любых известных возможностей; из них, однако, не выходят великие изобретатели, но получаются хорошие архитекторы, математики и конструкторы, и если они посвятят себя медицинской работе или какой-нибудь науке, то выберут такую специальность, где страсть к деталям можно довести до совершенства.
Рука изобретателя, но с уклоном в практическую сторону. Люди такой формации исключительно изобретательны, но в практической плоскости. Они изготавливают разные полезные вещи, приборы и бытовые изделия и, кроме того, хорошие инженеры. Им нравится механическая работа любого рода, и многочисленные замечательные механизмы были изобретены теми, у кого квадратная рука и пальцы в виде лопатки.
На первый взгляд может показаться странным, что под данную рубрику подпадают те, кто склонен к музыкальной композиции, но если вдуматься, ничего странного тут нет, и этому есть логическое объяснение. Во-первых, квадратная рука характеризует тех, кто любит учиться и стремится к знаниям. Квадратная ладонь требует интенсивного применения и неустанных усилий, а конические пальцы свидетельствуют о наличии интуиции и вдохновения. Человек, сочиняющий музыку, независимо от того, как щедро природа наградила его талантом, независимо от того, какими вдохновенными были его идеи, никогда ничего не добьется, если его не отличает тяга к познанию. Если мы коснемся качества интеллекта и предрасположенности, которая абсолютно необходима, мы более отчетливо представим себе, почему кисть руки должна быть сбалансирована таким удивительным образом… почему вдохновенная натура, наделенная воображением, должна сочетать в себе рациональность, основательность, методичность и отталкиваться от известного, как, например, гармония и контрапункт, для того чтобы войти в мир неведомого сквозь врата воображения, вдохновения. Я долго изучал руки музыкантов и установил неизменность выведенного правила. Я пришел к выводу, что приведенный пример также применим к литераторам, то есть к тем, кто, используя фундамент поиска, возводит романтические башни, увитые плющом. На этом этапе изучения хиромантии многие испытывают разочарование. Они, по обыкновению, считают, что если мужчина или женщина ведут артистическую жизнь, будь то занятия музыкой или литературой, то форма их рук обязательно должна быть конической, однако даже самый незначительный жизненный опыт покажет, что, хотя люди с чисто коническими руками обладают артистической натурой и пониманием того, что такое артистизм, они могут не располагать силой или способностью (а я сталкивался с этим довольно часто) донесения своих идей до широкой публики так же искусно, как на это способны те, кто имеет квадратные или конические руки смешанного типа. Один мужчина с конической рукой, преисполненный артистического духа, однажды сказал мне: «Артисту уже достаточно того, что он по своему внутреннему духу артист; похвала мира, в конце концов, всего лишь вульгарная проба на том, что, как мы знаем, является золотом». – «Да, – ответил я. – Для вашего собственного духа этого, возможно, и достаточно, но миру недостаточно, поскольку этот мир ждет, что бриллиант засверкает, а золото заблестит. Уж коли цветок расцвел, вправе ли он запретить всем окружающим вдыхать источаемый им аромат?» Как раз наоборот, люди с квадратным типом руки должны прилагать все усилия ради того, чтобы принести наибольшую пользу человечеству.
Квадратная рука с чисто психическими пальцами встречается редко, а наиболее часто можно увидеть ее разновидность: квадратную ладонь с длинными, заостренными пальцами и длинными ногтями. Рука подобной формы типична для тех, кто охотно берется за работу и имеет хорошие намерения, вместе с тем такие люди подвержены резким перепадам настроения и всякого рода капризам. У художника такого склада в студии может храниться масса незавершенных картин, а стол бизнесмена может оказаться завален неосуществленными проектами. Подобное смешение, выражающееся в крайностях, не позволяет человеку добиться успеха в жизни в силу его слишком противоречивой натуры.
Данный тип руки распространен очень широко и, что любопытно, среди мужчин больше, чем среди женщин. Каждый палец, относящийся к этому типу, может иметь различную конфигурацию, иногда два или три могут отличаться один от другого по форме, иногда все пять пальцев. Нередко можно обнаружить, что большой палец руки является гибким или в своей средней точке сильно отогнут назад; указательный – обычно заострен, средний – прямоугольный, безымянный – в виде лопаточки, а мизинец – тоже заострен. Тот, у кого аналогичная кисть, отличается резко выраженным непостоянством; временами такой человек фонтанирует идеями, и эти идеи имеют научную и исключительно логичную направленность; в другой раз самая яркая мысль уступит место самой заурядной; он с легкостью необыкновенной обсудит с вами любую тему, но из-за отсутствия последовательности в достижении поставленной цели редко когда-либо (скорее всего никогда) достигнет высот.
В силу ограниченного формата книги я не могу вдаваться в варианты каждого отдельного типа руки, но вышесказанное послужит для пытливого ума примером того, каким образом подразделяются все семь типов.
Глава 4
Лопаточная рука
Лопаточная рука называется так не только потому, что кончик каждого пальца напоминает по форме лопатку, которой химики измельчают вещества в ступке, но также потому, что ладонь, в отличие от квадратности предшествующего типа, обычно расширяется у запястья или у основания пальцев (рис. 3).
Когда широкая часть ладони приходится на запястье, ладонь сужается в направлении пальцев, в противном случае (когда широкая часть находится у основания пальцев) форма кисти сужается к запястью. Мы рассмотрим эти особенности строения руки ниже, но вначале обратим наше внимание на значение самой лопаточной руки.
Во-первых, когда лопаточная рука находится в твердом, напряженном состоянии, это указывает на беспокойный и возбудимый характер, на личность весьма целеустремленную и энергичную. Ее расслабленность и мягкость (что случается довольно часто) обозначает беспокойность и раздражительность. Такой индивид работает урывками и не может сосредоточиться на чем-то одном долгое время. Обладателей лопаточной руки отличают главным образом стремление к действию, энергия и независимость. Она встречается у великих мореплавателей, исследователей, первооткрывателей, а также у знаменитых инженеров и механиков. Данный тип не ограничивается перечисленным кругом профессий, и людей с лопаточным типом руки можно встретить во всех слоях общества. Как правило, это крупная рука с довольно длинными и хорошо развитыми пальцами. Отличительная особенность ее владельцев – исключительная независимость духа. Несомненно, сильный дух делает людей исследователями и первооткрывателями и заставляет их отклоняться от известных норм и правил, принятых в инженерном деле или механике, ради познания неизвестного и, таким образом, приводит их к изобретениям. Независимо от принадлежности к тому или иному классу общества или занимаемого положения люди с подобными руками всегда и всего добиваются сами, отстаивая свое право на то, чтобы оставаться яркой индивидуальностью. Певица, актриса, врач или проповедник, наделенные таким характером, готовы пойти на беспрецедентное нарушение всех норм и правил, но ни в коем случае не ради эксцентричности, а просто потому, что они обладают способностью оригинально смотреть на вещи, а их чувство независимости не позволяет им приспосабливаться к идеям, высказываемым другими. Такой тип мы находим не только у великих первооткрывателей и инженеров, но также у целой армии мужчин и женщин, которых мы охотно называем чудаками по той простой причине, что они не бредут по тропам, проторенным отарами овец столетия назад. Люди, имеющие лопаточную форму руки, служат источниками оригинальных мыслей. Они часто опережают свое время, они часто делают ошибки на избранном пути, но они же – неизменные предвестники нового направления мысли, по которому последуют грядущие поколения.
Рис. 3. Лопаточная рука
Коснемся теперь более подробно указанных выше особенностей.
Лопаточная рука с широко развитым основанием у пальцев оказывается более практичной из этих двух вариантов. Изобретатель с подобной рукой употребит свои таланты на строительство механизмов, кораблей, железных дорог и всего прочего по той простой причине, что его рука в большей степени приближается к ладони квадратного типа. Но если его запястье окажется сильно развитым, то его предназначение – это область идей. Он будет конструировать, если у него проявится изобретательский дар; станет отыскивать новые растения, окажись он ботаником; превратится в полубога какой-нибудь новой веры, прими он сан священника. Этим людям непонятно, почему Богу потребовалось шесть дней для сотворения мира, – располагая куда меньшими возможностями, они готовы переделать мир за день. Без них жизнь просто не может эволюционировать; без них не обойтись, поэтому такие люди появляются на свет.
Глава 5
Философская рука
Название типа руки говорит само за себя. Слово «философия» происходит от древнегреческого «филос» (любить) и «софия» (мудрость). Форму этой руки распознать легко: кисть обычно является удлиненной и угловатой, с костистыми пальцами, развитыми суставами и длинными ногтями (рис. 4.). Что касается накопления богатства, то те, кто имеет такие руки, становятся обладателями иного, собираемого по крупицам богатства – мудрости. Такие люди, как правило, занимаются изучением своеобразных предметов. Их главный объект – человечество; им ведом каждый звук, производимый «арфой жизни»; они играют на ней, наслаждаясь чарующей мелодией больше, чем звоном монет. В этом отношении их амбиции не уступают амбициям представителей человечества других типов, но только эти амбиции иного рода, вот в чем дело. Они любят держаться в стороне от людей и готовы терпеть все лишения ради достижения цели, но как знание – это сила, так и познание человечества дает власть над человеком. Эти люди во всем любят таинственность. Если они проповедуют, то проповедуют поверх голов им внемлющим; если они занимаются живописью, то в их творчестве доминируют мистические мотивы, если это поэты – они отбрасывают в сторону драматические столкновения и красочное описание жизни в угоду иллюзорным сравнениям и приступам депрессии или истерии, драпируемым в образы привидений. Их мир – эстетика; их сфера деятельности – за гранью материи; их мысль уносится в заоблачные высоты, куда не рискует проникнуть червоточина обыденности. Такие руки мы очень часто замечаем у восточных народов, в особенности у индийцев. У браминов, йогов и других мистиков они встречаются сплошь и рядом. На Западе, в Соединенных Штатах, Англии и континентальной Европе подобный тип кисти был у Авраама Линкольна, Лонгфелло, Эмерсона, Шелли, Браунинга и Теннисона; у кардинала Ньюмена, кардинала Меннинга и папы Льва XIII кисти рук имели ярко выраженную философскую форму. На знаменитой картине Альбрехта Дюрера «Руки молящегося» можно заметить, что мистический аскетизм каждой линии руки бросается в глаза. Руки такого типа широко распространены среди иезуитов католической церкви, реже встречаются у духовенства англиканской церкви и еще реже среди баптистов. По своему характеру эти люди молчаливы и замкнуты; склонны к глубоким размышлениям, дотошны в деталях, тщательно подбирают слова (пусть даже редкие); они гордятся тем, что не похожи на других; они редко забывают обиды, однако терпеливы тем терпением, которое отличает сильных людей. Они умеют ждать удобного случая, и судьба вознаграждает их. Их обладателей отличает эгоизм, свойственный тому образу жизни, который они исповедуют. Увеличение любой части ладони оборачивается для них, в большей или меньшей степени, фанатичным мистицизмом. Наиболее удивительные примеры мы находим на Востоке, где с раннего детства йоги порывают с родными и близкими и истязают себя голодом, убивая тело, чтобы жила душа. Я отличаюсь в своем определении подобного типа руки от подавляющего большинства тех, кто пишет о чтении по руке. Боюсь, не так уж редко они слишком старательно следуют тому, что сказали другие авторитеты, не удосуживаясь пойти собственной дорогой. Наибольший вред, который был причинен науке чтения по руке, нанес XIX век с его авторами скороспелых дамских романов. Это писатели, проглотившие несколько книг и потратившие несколько месяцев, а то и меньше на изучение модной темы или порой прельщенные дешевой славой оказаться в центре внимания. Я припоминаю одну брошюру, сочиненную дамой, которая за восемь месяцев до этого не имела ни малейшего представления о линиях руки, но с удивительной смелостью принялась рассуждать о хиромантии и, свалив все в одну кучу, заявила, что квадратная рука с короткими пальцами – верный признак того, что человек наделен даром поэзии и склонен к идеализму. В своей работе я постарался беспристрастно относиться к чужому мнению по тому или иному вопросу. Когда я сталкиваюсь с точкой зрения, противоречащей моей собственной, я тщательно прорабатываю все «за» и «против» и прежде, чем принять какое-либо решение, часто исследую сотни рук, чтобы сделать соответствующий вывод или даже отдельное, самое мелкое уточнение. Если кто-нибудь обратит внимание на возможности, которыми я располагаю, не только в отношении одной страны, а почти всех стран мира, то легко поймет, что существуют определенные предпосылки для успеха моих выводов, пусть не безошибочных, но достаточно точных.
В отношении рассмотренного нами типа рук не следует забывать, что развитые суставы характеризуют вдумчивых людей, тогда как гладкие острые пальцы свидетельствуют о противоположном. Опять же наличие развитых суставов выдает человека, склонного к анализу, однако собственно форма или тип кисти определяет направление анализа – к химии он тяготеет или к познанию человека. Сочетание квадратных кончиков пальцев с коническими придает вдохновению торжественный тон и идеально подходит для тех, кого влечет религиозная мысль или мистицизм, и, как правило, эти люди идут таким путем. Люди, имеющие подобные руки и стремящиеся всегда докопаться до истины, обладают терпением, типичным для квадратной ладони, а также склонны к самоистязанию, которое в нашем исследовании вытекает из конической формы пальцев. Благодаря смешению этих почти противоположных характеристик мужчины и женщины с философским типом рук разительно отличаются от практичных трутней, которыми набит громадный муравейник под названием Человечество.
Глава 6
Коническая рука
Коническая рука обычно средних размеров; ее ладонь слегка скошена, пальцы массивны у основания и немного заострены у кончиков или у фаланги ногтя (рис. 5). Коническую руку часто путают с рукой следующего типа, психической, которая представляет собой длинную узкую кисть с исключительно длинными и скошенными пальцами.
Основные характеристики обладателя конической руки – импульсивность и инстинкт, людей с коническими руками часто называют «детьми импульса». Данный тип руки отличается большим разнообразием. Встречается полная мягкая рука с острыми пальцами и довольно длинными ногтями. Такое строение обозначает артистическую, импульсивную натуру, в которой преобладает любовь к роскоши и праздности. Самый большой недостаток людей подобного типа заключается в том, что, хотя их отличает ум и сообразительность, они настолько лишены терпения и так быстро устают, что свои намерения редко претворяют в жизнь, если вообще им это удается сделать. Эти люди стараются представить себя в лучшем виде в компании или перед теми, с кем незнакомы. Они умеют поддержать разговор, прекрасно схватывают суть дела, но их знания более или менее поверхностные, как само отношение к жизни; они не стремятся к познаниям, поскольку не знают, как их применить; они не склонны рассуждать разумно, больше полагаясь на интуицию и инстинкт. Благодаря этому качеству они изменчивы в дружбе и пристрастиях; они легко расстраиваются из-за пустяков. На них очень легко влияют как те, с кем они вступают в контакт, так и окружающие условия. Эти люди восприимчивы к делам сердечным; свои симпатии и антипатии они доводят до крайности; обычно они отличаются вспыльчивостью под воздействием какого-нибудь момента. Находясь не в настроении, они выражают свои мысли откровенно, поскольку горячность не позволяет им выбирать слова и выражения. Они всегда щедры и великодушны, правда, эгоистичны, если дело касается их личного спокойствия, но не в денежных вопросах; они охотно жертвуют на благотворительность, но – увы! – делают это без разбора и, следовательно, могут передать деньги кому угодно и на что угодно, повинуясь минутному влечению. Этим людям никогда не воздается должное за их благотворительность, и похвалы достаются тем, кто имеет более практичный характер. Благодарят часто того, кто откладывал деньги, чтобы подать их нищему или передать церкви, но люди с коническими пальцами никогда об этом не задумываются. Появится нищий, и, повинуясь импульсивному движению души, коническая рука протягивает ему подаяние.
Женщины с такими руками любят восхищаться выше всякой меры и также склонны увлекаться амурными делами; они не могут жить без любви, но эти представительницы прекрасного пола – дети настроения, и они должны очень сильно полюбить, прежде чем можно будет говорить о постоянстве их чувства.
Этот интересный тип заслуженно был назван артистическим, но подобное определение больше относится к темпераменту, чем к реализации артистических устремлений. Правильнее было бы сказать, что артистическое окружение воздействует на них больше, чем они на него. Цвет, музыка, красноречие, слезы, радость или печаль влияют на данный тип сильнее, чем на какой-либо другой. Мужчины и женщины с подобным строением кистей легко откликаются на проявления сочувствия; они эмоциональны и по любому поводу готовы вознестись до небес или окунуться в пучину отчаяния.
Рис. 5. Коническая рука
Чаще встречается крепкая и гибкая рука такого типа, чем полная и мягкая. К последнему случаю можно отнести эгоистов, которые личное благополучие ставят превыше всего; эти люди готовы пожертвовать чем угодно ради любви к роскоши и праздности.
Твердая и упругая рука ассоциируется с положительными качествами типа, упомянутого первым, но дополняется повышенной энергией и силой воли. Твердая коническая рука встречается у артистических натур, и в сочетании с энергией и решительностью это должно означать значительный успех в жизни. Крепкая и гибкая рука связана с мгновенной реакцией; ее обладатель – душа компании и первый среди незнакомых ему людей, вот почему люди с конической кистью так часто встречаются на общественном поприще, и в первую очередь это актеры, певцы, ораторы и все те, чья карьера сопряжена со сплошными эмоциями. Не следует, однако, забывать, что люди такого склада больше руководствуются сиюминутным воодушевлением, чем разумным или аналитическим подходом. Они добросовестно относятся к своей работе, но не больше. Певица завораживает публику звучанием своего голоса, но не проникновением в смысл исполняемого, актриса в силу своего эмоционального характера заставит переживать зрителей, а оратор увлечет толпу своим красноречием, но не логикой слов. Таким образом, надо помнить, что подобный тип руки характерен для человека с врожденным темпераментом, на этом зиждется расцвет или угасание его таланта. Например, женщина с квадратными пальцами может стать великой певицей или больше преуспеть на каком-то поприще, чем женщина, у которой пальцы заострены; но она достигнет всего этого иными средствами: трудолюбием, регулярностью занятий, старательностью, огромным терпением и выносливостью, которыми ее наградила природа. Труд и совершенствование позволяют преодолеть только половину лестницы, ведущей к славе. Гений сидит на верхней ступеньке лестницы, ведущей к славе, и предается мечтаниям; трудолюбивый же переходит от ступеньки к ступеньке, карабкаясь наверх; только земляные черви, испугавшись огромной высоты из двух-трех ступенек, проклинают и того и другого, но часто принимают того, кто осилил первые ступеньки, за гения.
Артистический тип – это тип, связанный с темпераментом; вариативность его пальцев укажет, каким образом он проявится наиболее сильно. Так, артистическая рука с квадратными пальцами указывает на склонность к научным занятиям и, следовательно, на большую основательность, методичность и корректность; люди с такими руками не прекращают свои попытки до тех пор, пока не добьются желаемого результата. Лопаточные пальцы на артистической руке придадут художнику, скажем, более широкое композиционное понимание картины и колера, привнесут более смелые идеи, которые прославят его оригинальность.
Глава 7
Психическая рука
Самая красивая и наиболее несчастливая из семи типов рука носит название психической (рис. 6). В своей чистой форме она встречается исключительно редко. Ее название говорит само за себя и связано с психикой человека, то есть его душой. На память сразу приходит древнегреческий миф, повествующий о зависти Венеры к прекрасной деве Психее и борьбе богини любви с той, которая была наделена более сильным духовным обаянием. В идеальном варианте руку такого рода найти очень трудно. Современная цивилизация не способствует появлению редких белоснежных лилий, сверкающих холодной чистотой; спокойствие, отрешенность и мечтательная целомудренность, свойственные представительницам рода человеческого с такими кистями рук, не находят понимания у современных мужчин, которые склоняют свои головы к земле в поисках золота. Из всех типов рук психическая кисть самая изящная. Она тонкая, длинная и очень хрупкая на вид, с точеными скошенными пальцами и длинными миндалевидными ногтями. Красота и изящество рук, однако, указывает на отсутствие энергии и силы; у стороннего наблюдателя они невольно вызывают чувство жалости и стремление защитить этих людей в тяжелой борьбе за жизнь.
Индивиды с психическими руками отличаются мечтательным, идеалистическим характером. Они видят и ценят прекрасное в каждой вещи и в каждой форме; манеры их мягки, темперамент спокойный; они доверчивы и инстинктивно готовы поверить всякому, кто добр с ними. О практичности они не имеют ни малейшего представления, деловой или логический подход у них также отсутствует; они напрочь лишены понятия порядка, пунктуальности или дисциплины; они легко поддаются чужому влиянию и помимо своей воли всегда готовы совершить гуманный поступок. Цвет действует на их натуру самым непредсказуемым образом; любой звук музыки, любое проявление радости или эмоций, любое выражение печали окрашивается для них в самые неожиданные тона. Люди такого типа, сами того не осознавая, религиозны; они чувствуют свою правоту, но лишены сил для того, чтобы докапываться до истины. В религии на них большее впечатление производят служба, музыка и обряды, чем логика или истинность проповеди. Они устремлены внутрь себя и, по-видимому, замкнуты в своих духовных стремлениях; они испытывают благоговейный ужас перед таинством жизни, но не могут объяснить, почему это происходит. Их привлекают все внешние проявления магии и таинства; их легко обмануть, но они ожесточенно противятся этому. Эти индивидуумы обладают высокоразвитым чувством интуиции; из них получаются хорошие телепаты, медиумы, провидцы, поскольку они живут чувствами, эмоциями и впечатлениями в отличие от своих более приземленных братьев и сестер.
Рис. 6. Психическая рука
Как невозможна дружба между волком и овцой (по крайней мере, овце она не сулит ничего хорошего), так не увязывается данный тип рук с практичными людьми. В этом, как я установил, заключается самое большое их несчастье; люди, в массе своей, стараются смотреть на жизнь с практической точки зрения, шлифовать все на одном и том же оселке, истирать всех в одну и ту же мелкую пыль, которая во время дождя превращается в грязную лужу, в которой копошатся им подобные. С другой стороны, утонченные натуры – дети возвышенных представлений, витающие в облаках и обожествляющие видения; как можно ожидать от них, что они примут рутину и монотонность повседневной жизни?
И слава богу! Этих людей следует побуждать к их мечтаниям, к сотворению ими кумиров и к пестованию их идей. Взрастет ли лилия, посаженная в пустыне? Заблагоухает ли на морозе тепличный цветок? Так устроен и человек. Мы – тона и полутона, извлекаемые великой арфой жизни; мы – дискант и бас, мажор и минор, все те звуки, которые столь необходимы для того, чтобы в мире царила гармония; пусть так будет всегда, все что ни делается – к лучшему.
Имеющие психические руки очень часто становятся непримиримыми фанатиками в религии и в ортодоксальных догматах или направляют свой неукротимый дух в мистицизм, превращаясь в ярых сторонников причудливых идей оккультизма, что обычно выражается в крайностях; способности, выраженные линией головы (о которой речь пойдет ниже), могут компенсировать то, чего они лишены, однако этот вопрос выходит за рамки рассмотрения нами значения руки данного типа.
Обладателей психической руки во многих отношениях можно рассматривать как высшую форму развития в чисто умственной плоскости, но с житейской точки зрения она предвещает наименьший успех. Люди с такими руками живут в мире грез и идеалов. Они практически ничего не знают о материальной стороне существования, и когда им самим приходится зарабатывать на хлеб, то они получают так мало, что обычно голодают.
Эти прекрасные руки не предназначены для какой бы то ни было работы. От них веет духовностью; они слишком хрупки, чтобы наносить удары и сражаться в борьбе за жизнь. Если обладателей этих рук материально поддерживают другие или если они располагают собственными средствами и живут на них, тем лучше – в таких случаях у этих людей может развиться дар предвидения. В противном же случае их судьба, как правило, печальна: более грубые представители человечества оттесняют их в сторону, или, отчаявшись, эти утонченные натуры уходят из жизни, прекращая неравную борьбу.
Они не отличаются физически крепкой конституцией и, следовательно, вдвойне непригодны для борьбы за свое существование.
Родители, имеющие таких детей, совершенно не понимают, как вести себя с ними. Странность ситуации заключается в том, что их отпрыски произошли от вполне обычных, не хватающих звезд с неба людей. Я могу объяснить этот факт только тем, что в соответствии с теорией равновесия природа производит на свет антиподы родителей; таким образом, закон реакции дает нам тип, который мы здесь рассматриваем. Увы! Слишком часто человек с подобным характером из-за невежества и глупости родителей вынужден уходить в бизнес просто потому, что им занимается отец. Исключительная несправедливость жизни так сильно давит на тонкие натуры, что очень часто результатом подобных окружающих условий становятся безумие или ранняя смерть.
Распространено мнение, что люди с красивыми, тонкими руками (что указывает на изысканную натуру) обычно остро ощущают свое положение в жизни и часто считают себя бесполезными, в результате чего у них развиваются психические заболевания и меланхолия. Однако это представление совершенно ошибочно; природа не творит всуе; от красоты и обаяния порой больше пользы и добра, чем от тех, кто, скопив богатство, построил монастырь или пожертвовал капитал на содержание церкви. Появление этих людей на земле как бы призвано улучшить человеческую природу; возможно, их предназначение – научить нас больше ценить любовь и воздавать должное прекрасному, так что бесполезными их никак назвать нельзя. Следовательно, вместо того, чтобы сокрушать и изничтожать таких людей (а это мы делаем довольно часто), давайте поддерживать и помогать им, ведь, увы, в житейском плане они часто остаются обделенными во всеобщей погоне за славой и фортуной.
Глава 8
Рука смешанного типа
Руку смешанного типа (рис. 7) описать наиболее трудно. В главе, посвященной квадратной руке, я проиллюстрировал пример со смешанными пальцами. В рассматриваемом случае, однако, смешанные пальцы имеют основанием квадратную ладонь, тогда как в отношении истинного смешанного типа (к сведению изучающих основы хиромантии) подобное основание отсутствует.
Рис. 7. Рука смешанного типа
Смешанным этот тип называется потому, что кисть руки нельзя классифицировать однозначно как квадратную, лопаточную, коническую, философскую или психическую; пальцы тоже относятся к различным типам – часто один заострен, другой квадратный, третий лопаточный, четвертый философский и так далее. Рука смешанного типа свидетельствует о наличии идей, разносторонней одаренности, а также смене ориентиров. Человек с такой рукой легко приспосабливается как к людям, так и к окружающим обстоятельствам; он умен, но хаотичен в применении своих талантов. Он может блестяще поддержать разговор на любую тему, будь то искусство, наука… или обыкновенная сплетня. Он способен сносно играть на музыкальных инструментах, немного рисовать и так далее и тому подобное, и ему редко покоряются вершины. Когда, однако, ярко выраженная линия головы пересекает его ладонь, он из всех своих талантов выберет самый сильный, добавив к нему блеск остальных. Личности с такими руками лучше других справятся с работой, требующей дипломатичности и такта. Они настолько разносторонне одарены, что им не составляет труда выйти с честью из любой ситуации, в какую бы ни попали. Самой поразительной чертой их характера является умение приспосабливаться к обстоятельствам; им неведомы взлеты и падения; фортуна, в отличие от подавляющего большинства простых смертных, почти всегда им благоволит в любых начинаниях. Эти люди, как правило, изобретательны, в особенности если это помогает им сбросить с себя бремя труда. Они непоседливы и не могут подолгу оставаться на одном и том же месте. Их влекут новые идеи: внезапно они решают написать драму; в другой раз изобрести газовую плиту или удариться в политику; так или иначе, но эти люди всегда изменчивы и непостоянны как вода; им редко сопутствует удача. Необходимо помнить, что когда ладонь относится к определенному типу, то эти характеристики резко модифицируются; например, смешанные пальцы на квадратной, лопаточной, философской или конической руке могут указывать на успех, хотя развитие того или иного элемента кисти в чистом его виде будет связано с неудачей. Когда же вся рука является смешанной, тогда, в силу разносторонних талантов и предназначения, субъект превращается в «мастера на все руки».
Если сильная линия головы доминирует в руке смешанного типа, то у человека появляется шанс преуспеть в каком-то одном деле, которое ему по душе и которому он будет верен всю жизнь. Однако это случается довольно редко, и такую руку обычно соотносят с дилетантом, который не в состоянии подолгу заниматься чем-то одним и поэтому никогда не достигнет успеха.
Глава 9
Большой палец
Большой палец имеет настолько большое значение, что требует к себе особого внимания, и не только с точки зрения хирогномии, но и хиромантии. Достоверность чтения по руке могла бы основываться на прочном основании, заложенном в ходе изучения одного лишь большого пальца, по которому удается установить наиболее существенные характеристики субъекта.
В разные периоды истории большой палец играл заметную роль не только для отдельного человека, но и культуры народа в целом. Среди многочисленных племен восточных народов хорошо известен тот факт, что, если пленник, представ перед своим похитителем, скрывал свой большой палец, он давал понять этим красноречивым жестом, что не требует освобождения, а просит пощады. В военных анналах сынов Израиля мы находим примеры отрезания больших пальцев у врагов. Цыгане, определяя характер человека, этим пальцем подчеркивали те или иные свои суждения о нем. Заинтересовавшись обычаями цыган с ранних лет, я узнал, что с помощью большого пальца, располагая его под различными углами и придавая ему соответствующее положение, они производят довольно сложные и точные расчеты. В Индии существует множество систем чтения по руке, но и здесь, независимо от того, какая из них применяется, большой палец имеет первостепенное значение. Китайцы также верят в хиромантию и также основывают свои наблюдения на положении большого пальца, имея в виду его как определяющий фактор. Небезынтересно, что даже в христианстве большому пальцу придавалось огромное значение; так, собственно, большой палец олицетворял Бога. И далее: указательный – Христа, исполняющего волю Бога, это единственный палец руки, который благодаря своему положению обладает способностью указывать или быть направленным вверх независимо от других пальцев; средний – олицетворение Святого Духа, как бы помогающий указующему персту. В греко-кафолической (то есть православной) церкви только один епископ мог благословлять с помощью большого, указательного и безымянного пальцев, что обозначало Троицу; обычный священнослужитель использовал для этого жеста всю ладонь. В старинном ритуале англиканской церкви мы находим, что в обряде крещения осенение крестом производилось большим пальцем.
Я не хочу утомлять читателей, вдаваясь в длительные рассуждения относительно медицинских точек, которые послужили бы многочисленными доказательствами важности рассматриваемой нами конечности; достаточно сказать, что в медицинской практике хорошо известно такое понятие, как «центр большого пальца». Специалисты по нервным болезням прекрасно знают, что путем обследования большого пальца они могут сказать пациенту, страдает ли тот параличом или грозит ли ему эта болезнь, задолго до того, как малейшие признаки паралича проявятся в какой-нибудь другой части его организма.
Приведем еще один пример. Доктор Фрэнсис Гэлтон однажды продемонстрировал в Лондоне замечательный и точный метод, с помощью которого можно было бы выявлять преступников, исследуя морщинистость их кожи на большом пальце. Между прочим, английскому правительству идея пришлась по вкусу, и оно даже предложило внедрить его в практику… но то же самое правительство арестовывало и привлекало к уголовной ответственности гадавших по руке! Происходило это в один и тот же год почти в любом уголке страны. Воистину Фемида слепа. Другим очень интересным фактом является давнее наблюдение повитух – наблюдение, в котором, кстати, можно увидеть много достоверного. Они считали, что, если ребенок через семь дней после своего рождения большой палец убирает в кулачок, это служит верным знаком того, что его мозг окажется ослабленным. При посещении психиатрических больниц нельзя не заметить, что у всех слабоумных исключительно слабо развиты большие пальцы; фактически они (пальцы) настолько малы, что как бы остановились в своем развитии. У всех индивидов с ослабленным интеллектом плохо развиты большие пальцы; и мужчины и женщины, которые прикрывают свои большие пальцы, не отличаются уверенностью в себе и не полагаются на себя. Любопытно наблюдать за руками умирающих людей. Нетрудно заметить, что с приближением кончины большой палец человека становится безжизненным и опускается на ладонь, но если опасность миновала, то этот палец восстанавливает свою жизнеспособность и есть все основания полагать, что заболевший поправится.
Д'Арпентьи принадлежит фраза: «Индивидуальность человека определяет большой палец». Это замечательное высказывание, в особенности если исходить из открытия сэра Чарлза Белла, что на руке шимпанзе, которая наиболее приближается к руке человека и достаточно хорошо сформировалась во всех других отношениях, все же большой палец, как показывают антропологические измерения, не достигает основания указательного пальца. Вывод однозначен – развитие интеллектуальных способностей прямо связано с развитием и высотой большого пальца, и наоборот. Это положение может легко проверить каждый. Человека с коротким, неуклюжим, плотно посаженным большим пальцем отличают животные инстинкты и жестокие идеи, тогда как мужчину или женщину с длинным и правильно сформированным большим пальцем характеризуют интеллектуальность и рафинированность, а также способность достигать поставленных целей и добиваться исполнения своих желаний; такая личность использует силу своего интеллекта, в отличие от того, кто руководствуется грубой силой, а ею имеют обыкновение руководствоваться те, у кого большой палец толстой и короткой формы. Большой палец, делая вывод из вышесказанного, должен быть длинным и твердым. Он не должен располагаться под прямым углом к ладони и не должен слишком примыкать к указательному пальцу. Кроме того, он должен быть направлен к остальным пальцам руки, но не касаться их. Когда большой палец оттопырен и располагается под углом 90 градусов, это означает, что индивид склонен к экстремальным поступкам вследствие одной лишь независимости своего духа. Управлять ими или контролировать такие натуры невозможно; они не терпят никакого сопротивления и склонны к агрессии. Если большой палец хорошо сформирован, но лежит в согнутом виде в направлении других пальцев, это указывает на полное отсутствие духа независимости. Он выдает нервную, робкую, осторожную натуру; невозможно догадаться, о чем думает этот человек или как собирается поступить; его невозможно вызвать на откровенный разговор в силу его скрытности. В том случае, когда у человека длинный большой палец, он, призвав на помощь свой интеллект, перехитрит оппонента, но если большой палец оказывается коротким и толстым, то его обладатель будет терпеливо дожидаться удобного момента, чтобы совершить злой, давно вынашиваемый замысел. Но когда большой палец хорошо сформирован, это указывает на золотую середину, такого субъекта будет отличать независимость духа, придающая ему достоинство и силу характера; он, наделенный силой воли и решительностью, также будет проявлять разумную осторожность в своих делах. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: длинный, хорошо сформированный большой палец означает сильный интеллект; короткий толстый большой палец – грубую силу и упрямство; небольшой слабый большой палец – отсутствие характера и недостаток энергии.
Я говорил выше, что твердый большой палец наиболее ярко свидетельствует о сильном характере, который необходим для исполнения административных обязанностей, связанных, например, с юриспруденцией, наукой, бизнесом и так далее, тогда как большой палец с гибкими суставами отмечается у людей с таким темпераментом, который наиболее подойдет для следующих областей его выражения: драматическое искусство, ораторское искусство и так далее; это может объясняться тем, что большой палец является своего рода индикатором исключительной приспособляемости к различным обстоятельствам, в особенности в драматическом и ораторском искусстве, следовательно, личность, обладающая подобным признаком, более легко может найти себя в тех условиях, где требуется выразить характер, эмоции и состояния, в отличие от того, у кого большой палец прямой или негнущийся.
Замечено, что, если человек с твердым большим пальцем решил избрать какую-либо определенную карьеру или достичь какого-нибудь положения, можно смело утверждать, что поставленная амбициозная цель им будет достигнута.
С незапамятных времен большой палец делился на три части, символизирующие три великие силы, которые правят миром, – любовь, логика и воля.
Первая, или ногтевая, фаланга обозначает логику.
Вторая фаланга – волю.
Третья фаланга, которая служит границей холма Венеры, – любовь.
Конец ознакомительного фрагмента.