Вы здесь

Энциклопедия праздников. Веселые Святки и встреча Меланки с Василием (Ася Ливнева, 2014)

Веселые Святки и встреча Меланки с Василием

Вот и пришел один из самых важных праздников в христианском календаре – Рождество, а вместе с ним наступили и веселые Святки (Святые дни). Говорят, слово «святки» произошло от «свиатки», что в переводе с древнерусского языка означает «души предков». Это не противоречит верованию, что в данное особенное время души умерших спускаются на Землю. Некоторые утверждают, что «святки» употребляется в значении «праздник» (кто знает, может, это имеет какое-то отношение к украинскому «свято»). А по третьей версии, слово «святки» трансформировалось от глагола «святить», то бишь чтить и прославлять Спасителя. Чем люди и занимаются все 12 святочных дней.

Что обычно делают на Святки? Правильно, колядуют. А вот это слово уж точно возникло задолго до прихода христианства. Оно связано с именем древнего славянского бога Коляды – бога мира и торжеств. В день зимнего солнцестояния в его честь пели песни, и называли их колядками. С появлением христианства на Руси в колядках стали воспевать Христа. Таким образом, переплелись христианские традиции и древнеславянские обряды. Обычно собиралась шумная компания парней и девушек, с ряжеными, в масках. Непременный атрибут – огромный мешок в руках у самого высокого или статного из парней, мехоноши. Колядники подходили к домам и, остановившись у крыльца, в песнях восхваляли Христа, а также желали хозяевам здоровья, благополучия и счастья. Те в свою очередь от души благодарили колядующих и одаривали деньгами и сладостями, которые складывались в один общий мешок, а после честно делились на всех. Никогда не случалось такого, чтобы хозяева не открыли дверь. Ведь тогда не видать им ни богатого урожая, ни мира и лада в семье. В современном мире, поглядев в дверной глазок и увидев на лестничной площадке ватагу подростков, мы часто делаем вид, что нас просто нет дома. Или на вопрос «Можно заколядовать?» твердо отвечаем «Нет». С одной стороны, это правильно. Пускать в дом незнакомых людей опасно. Мало ли что у них на уме. Но с другой стороны, а будет ли счастье, если мы их проигнорируем? Неизвестно. Но очень хочется надеяться.

Особенно популярным было развлечение «водить козу». Одного из колядующих парней наряжали в вывернутый наизнанку кожух (тулуп шерстью вверх) и сделанную из дерева или соломы голову козы (славянский символ плодородия). «Коза» давала целое представление. Плясала, кланялась, заигрывала к девицам, задиралась к юношам, баловалась с детворой. В конечном итоге – падала замертво. Остальные колядники бросались ее спасать, но безуспешно. Оживала коза, когда добросердечные хозяева давали ей лично какие-то дары. Как ни странно, традиция «водить козу» возвращается, хоть и в упрощенном варианте, но стилизованном под старину. Я своими глазами на прошлое Рождество видела в центре столицы стайку молодежи, среди которой выделялся паренек в надетой наизнанку дубленке и в маске козы на голове. Обрядовых песен он явно не знал. Зато всячески резвился и приставал к прохожим. В хорошем смысле. Блеял как заправская коза и поздравлял с Рождеством своими словами. Что тоже не плохо. В основном, люди от него шарахались. Но попадались и такие, которые доставали из кошелька деньги и отдавали довольной «козе». Вряд ли как дань традиции. Скорее, чтобы отвязался.

Чем еще интересным занимаются в период Святок? Узнают будущее. Прекрасный пол повсеместно гадает. В древности это было служение богине счастья и фортуны Гаде. Методов предсказывания не счесть, причем с течением времени изобретаются все новые и новые. Наиболее известным было гадание с зеркалом. Вернее, их три разновидности.

1. Среди ночи, в полной тишине девушка ставила на стол зеркало, перед ним – горящую свечу. Нужно было смотреть через пламя свечи в зеркало, где должен был появиться облик суженого. При виде очертаний, даже смутных, не мешкая говорили: «чур меня», чтобы видение испарилось. И накрывали зеркало темным платком.

2. Гадающая зажигала две свечи и устанавливала два зеркала так, чтобы оказаться между ними. Неотрывно смотрела в зеркало, расположенное перед собой. Там появлялся образ жениха, выглядывающий из-за плеча девушки. Оглядываться категорически запрещалось. Заканчивался сеанс «зачуранием».

3. Два зеркала ставились одно напротив другого, по бокам зеркал зажигались две одинаковых по размеру свечи. В образовавшемся зеркальном коридоре пытались узреть жениха.

В гаданиях с зеркалами главное – не мешкать с «зачуранием» и накидыванием платка на стеклянную поверхность. А то из зеркала выскочит черт и схватит за косу. Да, считалось, что наглядной демонстрацией суженого занимается нечистая сила. Жутковато как-то, не находите? Как по мне, испытывать судьбу и якшаться с чертями – ну его к черту.

Гораздо безопаснее выглядит старое и доброе гадание по книге. Любой. Задумайте желание или задайте вопрос и наугад откройте книгу. Также наугад ткните пальцем в строку. Прочитанный текст сопоставьте с тем, о чем спрашивали и что хотели узнать, и на его основании делайте далеко идущие выводы о грядущем. Либо, прежде чем заглянуть в книгу, задумайте номер страницы и строки (к примеру, пятая снизу или третья сверху), откройте книгу и узнайте свое предсказание. Растолковать его вы вольны как вздумается.

В прошлом осталось гадание, когда выходили на улицу и смотрели, какое животное первым попадется на глаза: если собака – будет жизнь «собачьей», если овца или корова – спокойной. Сейчас кроме собак никого и не встретишь. Разве что кот бездомный пробежит. Но о нем в трактовании ничего не говорится. Еще считали поленья, которые приносили в дом для растопки печи. Парное количество – к свадьбе, не парное – как минимум год в девках гулять. Что топить будем, девочки? Батареи? Кануло в лету гадание с башмачком (валенком, сапогом или туфелькой). Это когда с левой ноги снимали башмачок, бросали за ворота так, чтобы он вращался-вертелся в полете, и смотрели, в какую сторону укажет его носок. Туда, мол, девка и замуж пойдет. А ежели обувка исхитрится упасть носком вверх или в направлении к дому, где живет девица – в этом году свадьбы не предвидится, носком в землю – плохой знак, к неприятностям. Сейчас такой способ заглянуть в будущее вызывает разве что недоумение. Ладно, не пожалеем мы дорогой сердцу сапожок и бросим его на дорогу. Не навсегда. На минутку. Кстати, забавно будем смотреться, прыгая за ним на правой ноге и ойкая от холода. Ну, допустим, упадет он «носом» на север. Что дальше? В перспективе сваты от эскимоса? А если на восток, то гости из Китая? Возьмем расстояние поближе. Предположим, укажет сапог своим перстом, вернее носком, на ближайшую многоэтажку. И чего? Начинать присматриваться ко всем ее обитателям мужского пола? В общем, как ни крути, утратило бросание башмачка свою актуальность. И подслушивание под окошком тоже, в процессе которого выясняли, какой будет семейная жизнь. Раньше к любому дому подойдешь, возле окна станешь – все слышно. Добрая и веселая беседа – к счастливому супружеству, грустная – к тоскливой судьбинушке, ссора – к частым скандалам. А теперь далеко не каждое окно доступно, этажей много. Но даже если возле окна на первом этаже слух напрячь, вряд ли что-то услышишь, современные металлопластиковые окна звуки не сильно пропускают.

Но научно-технический прогресс не остался в стороне от такой, казалось бы, архаичной темы как гадания. Если раньше особо смелые барышни на Святки отлавливали на улице прохожего и спрашивали его имя, то теперь – велкам в Интернет! Зайдите на какой-нибудь форум, выберите понравившийся «ник» и поинтересуйтесь у его владельца настоящим именем. Таким будет имя вашего жениха. Совпадет если не целиком, то хотя бы первой буквой. А если форумчанин окажется одиноким – вам и карты в руки. Инновации во всей красе. В тренде и гадания по ICQ. Утром включите компьютер, запустите «аську» и затаитесь, ничего никому не пишите. Ждите, кто первый в нее постучит. Спам – к пустым тратам, запрос на авторизацию – к скорым переменам, весточка от женщины – к появлению конкурентов, привет от мужчины – к новым любовным отношениям. Ну а если программа даст сбой или компьютер сам собой перезагрузится – к проблемам на работе.

В самый разгар Святок выпадают еще два праздника. Православный календарь гласит: 13 января – день памяти преподобной Мелании Римлянки, 14 января – день памяти святителя Василия Великого. Ночь с 13 на 14 января в народе называют встречей Меланки с Василием. А вы думали, только старый Новый год в эту ночь празднуют? Ничего подобного. Все намного интереснее и уходит корнями в далекие дохристианские времена. Была у славян богиня по имени Макошь (Мокошь). Весьма почитаемая. Как и надлежало древним божествам, отвечала она за несколько участков. Опекала всех женщин – прекрасный пол мог надеяться на помощь в разных благих женских делах, особенно в прядении, поиске суженого и при родах. (Обычно говорят «в разрешении от бремени», но мне категорически не нравится эта фраза. Разве ребенок в утробе – это бремя?). Также она отвечала за своевременную «поставку» дождя и богатый урожай (плодородие), считалась посредницей между Землей и Небом. Славяне верили, что зимой природа умирает и богиня плодородия попадает в мир мертвых, а весной она оживает и возвращается на Землю. Такой порядок был заведен с незапамятных времен и никогда не нарушался. До тех пор, пока не вмешалась любовь. Молодой человек по имени Василий, прототип бога растительного мира, влюбился в Макошь и помог ей выбраться из мира мертвых. Счастливая парочка хотела пожениться, но не судилось. С первыми лучами солнца повелитель мира мертвых наказал Василия за нарушение привычного порядка – спасение Макоши, и превратил его в цветок василек. По другой, менее известной легенде, Мелания была дочерью богини Лады, юную красавицу украл змей подколодный и заточил у себя в подземелье, а влюбленный в девушку Василий ее освободил. Никому достоверно неизвестно, какие именно события произошли в ночь на 14 января, но что-то наверняка было, не на пустом же месте праздники наши предки организовали. А когда в Киевской Руси установилось христианство, к этим датам были приурочены праздники в честь святых. Но люди по сей день говорят о встрече Василия и Меланки (полузабытой Макоши).

Как бы там ни было, на завтрак 13 января варили Васильеву кашу. Но если в процессе стряпни посуда треснет или каша «вылезет» – не к добру. Чтобы отвести беду, кашу вместе с горшком, в котором она варилась, выбрасывали подальше от дома, лучше всего в прорубь. И варили новую. А если каша с первого раза удавалась, ее съедали всю, до последней ложки, и верили, что для семьи будет хороший год. На ужин, в Щедрый вечер, подают Щедрую кутью. От Богатой рождественской она отличается наличием смальца (или масла). Кроме того, на сытном праздничном столе обязательно присутствуют зажаренный поросенок (или другие блюда из свинины, в честь святого Василия, покровителя свиноводов) и блины (или оладушки, в честь Меланки). Признаюсь, сама я свинину готовить не умею, не пользуется она в нашей семье популярностью, но знакомые поделились рецептом. Если верить их словам, выходит неимоверная «вкусняшка». И сложного, вроде, в рецепте ничего нет.

Нужно взять около килограмма свиного филе и натереть чесночно-перечной смесью (7 пропущенных через чеснокодавилку зубчиков чеснока перемешать с чайной ложкой соли и таким же количеством молотого черного перца). Мясо заверните в фольгу, выложите на противень и отправьте в духовку примерно на часок при t 180ºС. Рецепт блинов (и не один) ищите в главе о Масленице, там он будет уместнее. А что касается оладьей, то самые вкусные получаются на кефире. Классический рецепт: 3 яйца легонько взбить вилкой или венчиком с 1/2 стакана сахара и 1 ч. ложкой соли, добавить 2 стакана кефира, 1 ч. ложку соды, 1–1,5 стакана муки. Тщательно перемешайте, чтобы не было комочков. Столовой ложкой выкладывайте оладки на разогретую сковороду с растительным маслом. Обжаривайте с двух сторон.

В Щедрый вечер ждите щедровальников, которые поют обрядовые песни (щедривки) и засевают (посевают) цельным зерном. «Добрый вечер, щедрый вечер! Добрым людям на здоровье». Разбрасывание по дому пшеницы (в основном), а также овса, ячменя или ржи обещает хозяевам невиданное благополучие и плодородие. Если они, разумеется, дверь откроют. И отблагодарят щедровальников деньгами или угощением. Запрещено засевать гречкой (к ссорам), горохом (к горю), бобовыми (к слезам). Исключительное право на засевание принадлежит парням. Потому что семя дает мужчина, а женщина его принимает (как матушка-земля) и обеспечивает плодородие. В былые времена хозяйки засеянное зерно не выбрасывали, а сметали по направлению к печи, собирали в узелок и сохраняли, чтобы весной высадить на огороде в качестве оберега.

Девушки усердно продолжали гадать – «Меланка правду скажет». Значительная часть гаданий связана с увиденным во сне. Например, перед сном расчесывали волосы деревянным гребнем, на подушку надевали чистую белую наволочку, под подушку прятали гребень, которым только что расчесывались и приговаривали: «Суженый, ряженый, расчеши мне косы» или «Суженый мой, ряженый, в мой сон поспеши, мои волосы расчеши». Волосы на ночь не заплетали и не перевязывали, оставляли распущенными. Были и такие гадания, к которым прибегали один раз в год, в ночь встречи Меланки и Василия. Девушка брала широкую и не глубокую миску, наливала в нее воду и опускала на воду две горбушки хлеба. Если соединятся – быть с избранником вместе, разойдутся в разные стороны – значит, не судилось. Еще в полночь выходили на берег водоема и разводили костер. Во льду делали небольшую лунку и бросали в нее уголек из костра. С треском окунется – к богатому жениху, с шипением – к бедному.

Вторая неделя Святок, после дня святого Василия, была менее значимой по сравнению с первой. Ее порой называли «бесовской», а вечера «страшными». Дело в том, что Бог, празднуя рождение Сына, на радостях отворил врата ада. Опрометчиво объявил амнистию. Надеялся, что черти и прочая нечисть тоже будут веселиться. Но те воспользовались моментом и, обгоняя друг друга, поспешили на Землю с другой целью – успеть сделать кому-нибудь хоть какую-нибудь гадость. Да и вообще связь с загробным миром в это время становится слишком сильной, что не очень хорошо – мало ли, куда покойники завлекут. Поэтому простой люд старался себя всячески обезопасить. Не приступали ни к какому делу, предварительно не перекрестившись. Причем речь идет не о делах в понятии «работа», а о бытовых действиях – к примеру, крестились, прежде чем выглянуть в окно, выйти на улицу или выпить стакан воды. В домах по вечерам зажигали церковные свечи – для отпугивания плохих духов. Раскладывали по углам чеснок. Мелом рисовали кресты на косяках дверей и оконных рамах.

Приметы и поверья

• Василий, как покровитель земледелия, оберегал садовые деревья от вредителей. Поэтому поутру 14 января встряхивали ветви плодовых деревьев со словами: «Как отряхиваю я (имя) снег, так отряхнет вредителей весной святой Василий». А чтобы сорняки не одолевали, с Дидухом под мышкой и босиком трижды оббегали огород. У вас нет огорода? Ну тогда вам повезло.

• Когда какое-то дерево болело и засыхало, его «подпоясывали» Дидухом, который оставался в доме от Рождества до Василия. Как использовать совет в городских условиях? Может, у вас погибает комнатное растение, попробуйте его «полечить», обвязав колосками из Рай-Дидуха. Хуже не будет.

• В Щедрый вечер принято просить прощения у родных, соседей и знакомых за вольные и невольные обиды – чтобы год прошел в согласии. Умные психологи утверждают, что практика прощения – это лекарь нашей души, мощная духовная подпитка. Исцеляется, в смысле освобождается от негатива, как душа просящего прощения, так и отпускающего обиды. Я, правда, плохо представляю себе реакцию соседей на неожиданное «простите». Придется долго объяснять.

• От Сочельника до Василия не выносили сор из избы, чтобы вместе с ним не вынести ненароком богатство. Держали его в сенях, а на Василия сжигали в саду. Да-а-а, страшно представить, какое амбре будет витать в доме, если неделю не выносить мусор. Но культурологи и прочие умные люди пояснили, что под словом «сор» можно понимать пыль и прочий мусор, валяющийся на полу. Вот его и не выносите. А что, он практически без запаха. И примета соблюдена. А помойное ведро все же лучше регулярно очищать.

• Хоть вечер и называется Щедрым, в это время в долг не дают (чтобы весь год не провести без денег) и не берут (чтобы весь год не попрошайничать). Только в случае крайней нужды, если не хватает чего-то жизненно необходимого, просить отправляли дитя. Нашли крайнего, называется. Впрочем, смотря что понимать под словом «одалживать». Если закончилась соль, ребенку вполне под силу забежать к соседке, с которой вы общаетесь: «Теть Валь, а мама просит соли немножко». Но быть кому-то что-то должной, пусть даже соль – не слишком приятно. Так что лучше сходите в магазин. Или отправьте мужа, все равно бездельничает.

• Парень, которому девушка уже однажды отказывала, может рискнуть и снова сделать предложение в Щедрый вечер. Повторить, так сказать, попытку. Если не передумал, конечно. Но стоит ли? Ведь один раз уже отказали. Делайте выводы, мальчики. Своевременно.