Факторы безопасности
Факторы, провоцирующие дорожно-транспортные происшествия
Водитель должен быть внимателен всегда и везде: на прямолинейной загородной магистрали, пересекая перекрестки, подъезжая к детским учреждениям, следуя по накатанному маршруту, так как на любом участке пути его могут подстерегать неприятные неожиданности. Немало таких неожиданностей преподносят неблагоприятные погодные условия. Управление автомобилем ночью, в туман, снегопад, гололед, дождь, в условиях бездорожья, ограниченной видимости и обзорности и т. д. требуют от водителя любой квалификации исключительного внимания, спокойствия, уверенности в себе и знания определенных методов управления в экстремальных условиях. Рассмотрим некоторые из них.
Основы безопасного вождения в ночное время
Ночью управлять автомобилем значительно труднее, чем днем. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, окружающих предметов, нарушается представление о пространстве, ослабляется внимание, утомляется быстрее, чем днем зрение. Возрастает в несколько раз опасность совершить наезд на пешехода, велосипедиста или на неподвижное препятствие, к тому же водитель может быть ослеплен светом фар встречной машины.
Основная причина, по мнению специалистов, затрудняющая управление автомобилем в ночное время, заключается в том, что человек плохо приспосабливается к решению зрительных задач в темноте. Если днем человеческий глаз способен улавливать малейшую разницу в яркостях наблюдаемого объекта и фона, на котором рассматривается этот объект, то при искусственном осве щении он этого сделать не в состоянии. Днем глаза воспринимают обстановку с помощью расположенных на сетчатке глаз нервных окончаний, называемых колбочками, а ночью основную роль играют палочки, с помощью которых можно рассмотреть только контуры предметов. Кроме того, имеются еще некоторые важные особенности, которые приводят к ухудшению видимости при передвижении в темное время суток с включенными фарами. Одна из них заключается в том, что глаз теряет цветовое ощущение, то есть если днем два разных объекта, даже одинаковой яркости, могут отличаться по цвету, то при освещении дороги фарами цветовые оттенки отсутствуют, все выглядит серебристо-серым. Так, автомобили красного или оранжевого цвета, хорошо заметные днем, в сумерках кажутся темными, как, впрочем, синие, серые и других темных цветов. Вывод: с самого начала сумерек необходимо включить габаритные огни.
Следующая особенность состоит в том, что фары автомобиля высвечивают лишь узкое пространство и неравномерность яркости в поле зрения значительно снижает зрительные ощущения. Так, эксперименты показали, что человек в темной одежде может быть замечен водителем при ближнем свете фар примерно с 65 м, а при дальнем – со 110 м. Поэтому, зная особенности своего зрения, водитель должен правильно выбирать режим движения и использовать световые приборы, что поможет до минимума свести вероятность дорожно-транспортых происшествий.
В ночных поездах начинающему водителю следует соблюдать повышенную осторожность, особенно при разъезде со встречными машинами. Во избежание кратковременного ослепления светом фар при разъезде со встречными автомобилями необходимо не менее чем за 150 м переключить дальний свет на ближний. В настоящее время не существует никаких технических средств борьбы с ослеплением водителя фарами встречного автомобиля. При сближении со встречной машиной можно просто закрыть один глаз. Благодаря этому его не удастся ослепить даже неотрегулированными галогенными фарами, а один глаз в любом случае надежней, чем ни одного. Если же вас ослепили, необходимо включить аварийную сигнализацию и остановиться, пропустив ослепившее вас транспортное средство.
При обгоне, выезде из ворот и переулков, на поворотах, при движении через неохраняемые железнодорожные переезды следует применять смену дальнего света на ближний. На освещенных улицах, где четко видны пешеходы и транспорт, необходимо ездить с включенными габаритными огнями или с ближним светом фар. Дальним светом рекомендуется пользоваться при скорости 30 км/ч и более на неосвещенных улицах и дорогах. При скорости менее 30 км/ч целесообразно включать ближний свет, который хорошо освещает участок дороги непосредственно перед автомобилем. Правильно отрегулированные фары при ближнем свете освещают дорогу на расстоянии 60–65 м, при дальнем – почти на 110 м. Выбирать следует такую скорость, при которой остановочный путь автомобиля меньше этих расстояний. С увеличением скорости расстояние отчетливой видимости уменьшается, причем ночью втрое по сравнению с видимостью днем. При скорости 100 км/ч дорожная обстановка впереди видна на 25 м меньше, чем при скорости 30 км/ч. Поэтому при передвижении в темное время суток скорость движения должна быть уменьшена до 30–50 км/ч, а в местах с плохой видимостью, на поворотах, закруглениях – до минимума. При скорости 50 км/ч расстояние отчетливой видимости составляет 30 м, остановочный путь – 28 м. Это оптимально безопасная скорость для движения в ночное время. Скорость движения не следует превышать даже тогда, когда дорога свободна, так как опасность езды в ночное время в том и состоит, что препятствие возникает неожиданно, когда принять какие-либо меры безопасности бывает трудно.
Двигаясь ночью, начинающий водитель обязан усиленно наблюдать за дорогой и обращать внимание на видимые огни впереди, особенно на огни красного цвета (светофор, ограждение железнодорожных переездов, разрушенных участков дорог, поврежденных мостов, освещение передвигающихся колонн и т. д.). Увидев красный свет, необходимо обязательно снизить скорость, так как ночью красный свет кажется дальше, чем он есть на самом деле.
Если в дороге в ночных условиях возникла необходимость остановить автомобиль для отдыха или ремонта, следует съехать с полотна дороги на обочину, где нет движения транспортных средств, включить малый свет: подфарники, фонарь освещения номерного знака, задние габаритные фонари. На дорожном полотне стоянка автомобиля строго запрещается!
При передвижении в составе колонны необходимо соблюдать безопасную дистанцию и уметь вести наблюдение за впереди идущими машинами.
Основы безопасного вождения в дождь
Ночных поездок при желании можно избежать, а вот от дождя укрыться довольно сложно. Сильный дождь неприятен тем, что уменьшает видимость, сужает поле зрения, ухудшает состояние дорог и способность автомобиля передвигаться. После первых капель асфальтированное шоссе превращается в каток, а проселочные дороги и участки местности с глинистым и черноземным грунтом становятся труднопроходимыми, образуются глубокие колеи, что приводит к повышению коэффициента сопротивления качению. Особенно осторожным следует быть на мостовой из больших булыжников и на мягком разъезженном асфальте, коварен грубый асфальт, бетон и веерная брусчатка из мелких плиток. Очень опасными являются первые капли дождя, так как на дороге всегда есть слой пыли, который, намокнув, превращается в незаметных слой грязи. Между поверхностью дороги и шинами эта грязь является своеобразной смазкой. Если дождь идет долго, он смывает грязь, и сцепление шин увеличивается.
Основой безопасной езды на мокром шоссе являются хорошие шины.
Причем шины с тонким узором лучше шин с крупным, так как густо расположенные каналы мелкого узора успевают отбрасывать попадающую в них воду, и гребень шины во время дождя прилегает к почти сухой дороге.
На мокрой дороге нужно значительно снижать скорость не только потому, что существует опасность юза, а потому, что тормозные пути, о значении которых уже говорилось, увеличиваются вдвое. В этих условиях необходимо наблюдать за дорогой намного дальше вперед, чтобы вовремя заметить и оценить опасность. Однако частый и сильный дождь настолько ухудшает видимость, что кажется, что все вокруг погружено в туман, даже близкие предметы видны расплывчато. Снижается видимость и от капель на лобовом стекле. Хорошую услугу при дожде окажут стеклоочистители. У них должна быть ровная, плотно прилегающая к стеклу кромка резины, чтобы на стекле не оставалось пропущенных мест.
Ночной дождь неприятен еще и тем, что капли, садящиеся на стекло, образуют слой маленьких линз, которые сильно преломляют свет и ослепляют водителя. Сильные потоки дождя, освещенные лучом света, имеют те же свойства, что и туман, и создают перед автомобилем отсвечивающую стену. В таком случает лучше ехать с включенными подфарниками, убрав свет, направляющий лучи вверх.
В грозу и сильный ливень нужно быть готовым и к внезапным естественным препятствиям: обломанные сучья, вывороченные деревья, большие лужи, потоки воды. Вода в них очень упруга, и, въехав в такое озеро одним колесом, можно почувствовать сильное сопротивление. К тому же вода может брызнуть фонтаном впереди автомобиля так, что зальет стекло и на какой-то миг ослепит водителя.
Еще одной существенной опасностью в дождь являются мокрые тормозные колодки, на которых вода превращается в своеобразную смазку и сильно снижает эффективность торможения. Чтобы высушить тормозные колодки, достаточно проехать небольшое расстояние, слегка нажимая на тормозную педаль, – тормоза согреются и вода испарится.
Дождевая вода может проникнуть и в электрические приборы автомобиля, например, в распределитель и к свечам, или промочить старые затвердевшие кабели, что приведет к короткому замыканию. Если вдруг остановится двигатель, причину, прежде всего, нужно искать в распределителе. Его необходимо досуха вытереть внутри. Кабели следует укрепить так, чтобы они не дотрагивались до металлических частей. Причем ночью легче найти поврежденное место, благодаря искрам, которые не заметны днем.
Скорость движения следует приспосабливать к условиям дороги и видимости. Даже если на шероховатой поверхности шоссе, вымытой дождем, можно ехать сравнительно быстро, не следует рассчитывать, что оно такое же шероховатое и на поворотах. Единственное место, отремонтированное гладким асфальтом, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Принимайте во внимание низкую видимость и неблагоприятные условия, отражающиеся и на других автомобилях. Будьте внимательны к пешеходам. Они легко забывают об осторожности, стремясь поскорее укрыться от дождя.
Для медленной остановки автомобиля на мокрой дороге необходимо снизить скорость до 15 км/ч; плавно нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления; перед самой остановкой выключить сцепление. Чтобы остановить автомобиль быстро, нужно прекратить подачу топлива; не выключая сцепления, быстро нажать на педаль тормоза на 1/2 или 3/4 ее хода и отпустить до 1/4 хода, не доводя колеса до блокировки; нажимать и опускать педаль до остановки автомобиля, перед самой остановкой выключить сцепление.
Если при торможении колеса заблокировались, значит поглощения кинетической энергии за счет трения тормозных колодок о барабан уже не происходит, а вся энергия поглощается лишь через небольшую площадь соприкосновения шин с дорогой. Энергия поглощается медленней и тормозной путь скользящего автомобиля увеличивается.
Скользящий по мокрой дороге автомобиль с заблокированными колесами, похож на сани с резиновыми полозьями. При юзе часто возникают потери устойчивости, занос, потеря управления. К этому нужно быть готовым и при заносе тут же отпустить педаль тормоза, повернуть колеса в сторону заноса, а затем вновь повернуть их в направлении движения автомобиля; слегка нажать на педаль подачи топлива (при небольшом увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя подводимое к ведущим колесам тяговое усилие препятствует боковому скольжению автомобиля); выровнять поворотом рулевого колеса автомобиль.
Конец ознакомительного фрагмента.